Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модульный метод проектирования



Средством гармонизации целого и его частей является модуль. Применение модуля несет и художественное начало. Модуль (от лат. modulus - мера) - исходная величина, принятая за основу расчета размеров объекта и служащая для выражения кратных соотношений раз­меров объекта и его частей. Модуль- это единица меры. В дизайне модуль- это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю. Модуль как исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целост­ной форме, известен во всех сферах человеческой деятельности. В качестве модуля прини­мают меру длины одного из элементов объекта:

1) элемент сооружения (определяется независимо от абсолютных размеров);

2) размер, связанный с размерами тела человека.

Объект материальной среды должен быть соразмерен и масштабен по отношению к че­ловеку. Единицей измерения издревле служили части тела человека, являясь, по существу, модулем: дюйм - длина сустава большого пальца; пядь - расстояние между концами раздви­нутых большого и указательного пальцев; фут - средняя длина стопы человека. В основе мо­дульной системы средневековой архитектуры предположительно был использован фут. В Италии некоторые сооружения построены на использовании модуля в виде квадрата или пря­моугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из одного вида фигурных кирпичей.

Применение модульного проектирования считается высшей формой деятельности в об­ласти стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспек­тивные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структур-


ных элементов изделий. Наличие унифицированных узлов и деталей, которые используются в различных сочетаниях, позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функцио­нальную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться со­ставной частью изделия, в том числе другого функционального назначения. Одна модульная конструктивная деталь часто используется в различных изделиях. Взаимозаменяемость эле­ментов, универсальность конструкций ведет к высокой экономичности производства, позво­ляет модернизировать устаревшие части изделия заменой отдельных агрегатов, продлевая их срок службы. Конструктивно-декоративные элементы в традиционном русском костюме, как известно, многократно использовались, пришивались на новое изделие. Главная особенность модуля в одежде - то, что он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Кратность - укла-дываемость модуля без остатка, позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Изменение формы изделия: из маленькой получить большую, из про­стой составить сложную и наоборот - пример модульного свертывания и развертывания.

Модульная система (МС) - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета. В результате применения МС все элементы будут взаимосвязанными. МС в классическом ордере появилась вследствие функциональных и эстетических требований. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы. В античной архитектуре мо­дулем был радиус колонны. Модули в костюме могут быть одинакового размера в зависимо­сти от антропологии тела человека и оптимальных разметов готовой одежды. Важным явля­ется выбор способа соединения модулей, особенно, если применяется метод трансформации с целью изменения формы, назначения и ассортимента изделия.

Необходимость гармонизации масштабных соотношений с пропорциональными и моду­лем, с одной стороны, и с размерами человека - с другой, привела к созданию математиче­ской шкалы для создания масштабных и пропорциональных изделий. «Модулор» Ле Корбю­зье, представленный на рис. 13в, разработан с учетом пропорций «золотого сечения» и двух основных модулей -16 и 27 см [Минервин, 1974]. В отличие от простых пропорциональных рядов «золотого сечения», где любой размер, принятый за единицу, расчленяется в отноше­нии 382 к 618, здесь ряд «золотого сечения» привязан к росту человека, равному 182,9 см. Корбюзье считал, что для архитектуры в качестве модуля нужны два основных размера: рост и рост плюс длина вытянутой руки. Таким образом, размеры шкалы связаны с основными положениями человеческого тела (сидя, стоя и т.д.). Разница между этими размерами соот­ветствует двум модулям -16 и 27. В системе размеров пропорция, масштаб и модульность оказались взаимозависимыми. Однако «Модулор» по ряду причин не получил широкого применения. Современный архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль может быть 30 или 40 см [Композиция костюма, 2003].

Контрольные вопросы

1. Основные принципы гармонизации композиции.

2. Гармония как эстетическая категория.

3. Пропорциональный метод группировки элементов костюма.

4. Принципы пластической взаимосвязи элементов костюма.

5. Основные свойства объемно-пространственных форм.

6. Элементы объемно-пространственной композиции.

7. Наиболее активное расположение элементов композиции.

8. Определение понятия «масса» в дизайне.

9. Харгжтеристики формы, влияющие на ее динамическое состояние.

10. Признаки формы, влияющие на ее равновесие.

11. Приведение элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорциони-рования.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1091 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...