Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Психика есть особого рода свойство живой материи, потому что продукты психики – мысли, чувства, переживания и т.п. не имеют признаков, присущих материальным явлениям (геометрических, физических, химических). Эта особенность обозначается категорией идеального.
Психика вообще (и сознание в частности) представляет собой форму приспособления живых организмов к условиям среды. Психика человека включает в себя детерминацию троякого рода:
1) физиологическую (особенности нервной системы),
2) собственно психическую (темперамент, способность ориентироваться в пространстве и пр.),
3) социальную (и культурную) – воспитание, усвоение образцов поведения, норм и ценностей и пр.
Сознание человека – часть психики, в которой есть и подсознательное, и бессознательное. Сознательными являются такие, которые проходят через разум (интеллект) и волю, т.е. совершаются со знанием того, что человек делает, мыслит и чувствует. Бессознательное – это совокупность психических процессов, не представленных в актуальном сознании человека. Подсознательное – это автоматизированные навыки, усвоенные человеком, ставшие нормой его поведения; иногда их включают в состав бессознательного.
Сознательное и бессознательное – это не противоположности. А частные проявления сознания вообще, где сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание. Другими словами, особенностью сознания является и его способность отражать не только внешний мир, но и самого себя (рефлексия), способность к самосознанию. Осознание человеком самого себя и того, что в нём происходит, позволяет чётко различать то. Что имеет место лишь в сознании (субъективная реальность) и то, что происходит независимо от него (объективная реальность). Способность к самонаблюдению (интроспекция) даёт человеку возможность следить за некоторыми собственными психическими процессами, контролировать и управлять своим сознанием. Как субъективная реальность сознание не имеет абсолютного самостоятельного бытия. Исторически оно продукт развития природы, общества, культуры, логически – идеальный образ окружающего мира. Этот идеальный образ – не зеркальное отражение объективной реальности. Он формируется в результате опосредованного (нормами, ценностями и культурными образцами) взаимодействия с окружающим миром. Идеальное – это сама по себе информация, обособленная от вещественно-энергетического носителя. Целостное содержание идеального представляет собой взаимодействие образного представления и мышления.
Функции человеческой психики (и сознания) разнообразны:
1) собирать с возможной для неё полнотой информацию о среде, в которой действует индивид, и о нём самом в его взаимодействии со средой;
2) перерабатывать эту информацию для её претворения в реальном поведении и практической деятельности;
3) вырабатывать внебиологические – духовные, культурные – регуляторы общения с другими людьми в совокупной с ними жизни и деятельности;
4) восполнять специфическими средствами неизбежный в ограниченной жизненной практике человека дефицит информации;
5) преодолевать ограниченность осознаваемого, рационально обработанного жизненного опыта другими способами его интериоризации;
6) дополнять ограниченный во времени и пространстве реальный жизненный опыт квазиреальным, иллюзорным, но не знающим никаких границ опытом жизни и воображения;
7) обобщать всю эту разнородную информацию о специфических духовных конструктах, необходимых для ориентации в многообразии конкретных форм бытия и эмпирического опыта;
8) превращать внеинстинктивным способом внутреннее во внешнее, психическое в практически-поведенческое.
Последняя функция указывает на существование в структуре психики «блока» управления – превращения сложного внутреннего процесса во внешнее, практическое действие, в реальный поведенческий акт. Такое превращение становится возможным благодаря:
1) осознаваемой в той или иной степени потребности в результате некоторого действия или в самом его процессе; степень эта определяется соотношением желания и установки как специфических психологических сил;
2) более или менее отчётливому целеполаганию, определяющему стратегию и тактику поведения и опирающемуся на данные, поставляемые знаниями, ценностными ориентациями, идеалами, любовью, художественно-образными моделями реального и желанного;
3) энергетическому механизму психики – воле, которая призвана обеспечивать действие необходимой ему мерой усилия, преодолевающего внешнее «сопротивление материала» и внутреннее сопротивление инертности, самоудовлетворённости, простой лени;
4) чувству удовольствия, радости, духовного удовлетворения, выполняющего функцию «обратной связи», свидетельствуя о мере успеха деятельного акта, о достижения поставленной цели, а в его отсутствие – о неудачном решении задачи.
Отличительной (от психики животных) чертой психики и сознания человека является присутствие в нём интеллектуальных механизмов психики. Речь идёт, прежде всего, об абстрактном мышлении, которое с равным успехом мыслит о «здесь» и «там», о настоящем, прошедшем и будущем, и которое вырабатывает новую информацию – знание общего, необходимого, закономерного, существенного, устойчивого, инвариантного. Эти способности абстрактного мышления столь ярко им демонстрируются, что позволяют обычно отождествлять его с мышлением вообще – с интеллектом. Но существуют ли другие виды интеллектуальной деятельности? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть структуру человеческого интеллекта.
Ключ к решению этой задачи лежит в видовой дифференциации деятельности, основные психологические механизмы подкрепления которой мы только что рассмотрели. Расставим некоторые акценты.
Абстрактное мышление сформировалось под влиянием потребности познавательной деятельности человека в специальном инструментарии, с помощью которого можно было бы осуществить операции анализа и синтеза, отвлечения и обобщения и т.п.
Ценностно-ориентационная деятельность человека нуждается в информации о потребностях человека и мере их удовлетворённости. Здесь включаются эмоциональные механизмы психики, т.е. происходит оценивание поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоции и мышление тесно связаны друг с другом и имеют одни истоки, переплетаются друг с другом в своём функционировании на высших уровнях. Эмоции для ценностного сознания играют роль опорной базы. Мышление же выступает здесь как способ вторичной обработки данных, которые даёт переживание.
Преобразовательная деятельность направляется идеальными моделями совершаемого, которые возникают с помощью воображения, для которого предмет есть именно и только собственный его конструкт, не существующий реально ни «там», ни «потом».
Деятельность общения также имеет собственную психологическую базу. Психологический импульс, обеспечивающий стремление человека общаться с себе подобными, качественно отличен от мышления, от переживания, от воображения. Речь идёт об общительности – самостоятельной и специфической установке на общение с себе подобными, влечения человека к человеку. Любовь – это высшее проявление общительности.
Наконец, художественная деятельность имеет в своей основе художественную одарённость, о чём было сказано выше.
Таковы основные механизмы интеллектуальной деятельности.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1018 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!