Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественно-творческую самодеятельность населения;



10. государственную политику в области искусства и ряд иных подсистем более частного порядка. [54]

Социокультурные функции искусства в значительной мере связаны

1) с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на этой основе эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах;

2) с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственном аспекте социальный опыт человеческих взаимодействий, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов жизненных коллизий;

3) с задачей проектирования эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей.

Особенность художественного общения как формы межсубъект­ных отношений состоит в тотальном охвате отношениями обще­ния всех, кто вступает или уже вовлечен в своеобразное «заколдованное царство» субъектности. Именно общением являются отно­шения художника и зрителей, читателей, слушателей, так как они не просто воспринимают передаваемую им информацию, но по-своему переживают и осмысливают произведение искусства, тем самым соучаствуя в выработке этой информации и оказываясь своего рода соавторами художника. Общением же являются

v отношения между художниками в коллективных формах творчества и между зрите­лями-слушателями в массовых формах восприятия искусства;

v от­ношение художника к создаваемым им образам и отношение к ним зрителей, читателей, слушателей, а также

v отношения между самими образами в «художественной реальности». Вследствие этого искусство предоставляет людям — не только творцам «художе­ственной реальности», но и аудитории, «живущей в ней» силою воображения, — такую степень свободы, какую не раскрывает пе­ред ними ни одна другая сфера культуры.

Мы определяем искусство как способ моделирования действительности и жизненного опыта чело­века, служащий получению специфической познавательно-оце­ночной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем (художественных языков).

Следует отметить, что отличие художественной культуры и от духовной, и от материальной сфер культуры не мешает искусству в необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, и с материальными предметами: в первом случае соединение про­исходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах, революционных песнях, военных маршах, в научно-художественных жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихах, диалогах; во втором — в архитектуре, дизайне, прикладных искус­ствах, а также в художественной гимнастике и других формах син­теза искусства и спорта.

Культура есть системная, исторически образовав­шаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность спе­цифически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов — материальных, духовных и духовно-материальных, художе­ственных (поскольку в искусстве духовная содержательность и мате­риальная форма взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семиотический текст)»[55].





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1707 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...