Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Акт сознания



Чувственность

→Ощущение→ Восприятие→ Память→ Представление →Внимание→

Мышление

→ Понятие→Суждение→Умозаключение→

Эмоции→ Потребность→План→Воля→Действие

Создатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд (1856—1939) впервые указывает на то, что психика челове­ка не ограничивается исключительно сознанием, как пола­гали сторонники классической психологии. Сознание — это лишь то, что мы осознаем в данный момент (точка внима­ния). Помимо сознательного в психике человека существу­ют мощные пласты психических феноменов, актуально им не осознаваемых, но тем не менее оказывающих глубокое воздействие на его жизнь и мышление. Совокупность этих феноменов Фрейд объединяет под общим названием бес­сознательного. Основу бессознательного составляют ин­стинкты, желания и представления, определяющие мотивы и побуждения человека, коренящиеся в его глубинных ин­стинктах.

Ø Собственно сознание располагается на границе вну­треннего мира человека с внешним миром, непосредственно контактируя с ним. Его главная задача — восприятие воз­действий, приходящих как извне, так и изнутри организ­ма (потому-то оно и расположено на границе внутреннего и внешнего миров). Сознательное — это то, чем мы можем легко и непринужденно пользоваться при необходимости.

Ø Бессознательное обладает достаточно сложной струк­турой. В концепции Фрейда можно выделить четыре типа бессознательного:

1) предсознателъное это содержание душевной жиз­ни, которое в данный момент неосознаваемо, но может легко перейти в сознание. К предсознательному относят­ся те впечатления, мысли и переживания, которые просто ушли из поля нашего внимания именно в данный момент. Они легко восстанавливаются в сознании путем простого припоминания. «Слой» предсознательного находится непо­средственно подсознанием, но над бессознательным;

2) вытесненное — это переведенное из сознания в бес­сознательное и удерживаемое там содержание сознания, связанное с нравственно неприемлемыми для человека страстями, желаниями и стремлениями. Вытеснение подоб­ных желаний из сферы сознания является одним из важ­нейших защитных механизмов личности, благодаря кото­рому из психики человека «выдавливаются» неприятные воспоминания, недостойные стремления и «постыдные» желания. В нормальном состоянии вытесненное блокиру­ется и не допускается в сознание, хотя исподволь и влияет на него;

3) архаическое наследие — это содержание психики, со­ставляющее совокупность ценностных ориентации, мораль­ных запретов, социальных норм. Обычно оно обозначается как «внутренний цензор», совесть, или нравственное чув­ство. Это содержание, усвоенное в результате детских иден­тификаций с родителями, контактов с социальным окруже­нием, культурной традицией и др.;

4 ) собственно бессознательное самая нижняя (глубин­ная) подструктура психического аппарата человека. Бес­сознательное — это биологические процессы, протекающие в организме, о которых человек даже не подозревает. Оно содержит в себе сексуальные и агрессивные влечения, фан­тазии и желания человека. Переход собственно бессозна­тельного в сознание весьма труден или вообще невозможен. Бессознательное проявляется в сновидениях, психоневро­зах и т.п.

Механизм сознания предлагается изучать методами естественных наук, а содержание сознания — методами наук гумани­тарных. Мозг при этом рассматривается в качестве идеального логика и вычислителя. И в каждом конкретном случае в зависимости от предме­та изучения следует применять разные способы обоснования своих утверждений.

Итак, подведем краткий итог:

* Сознание не может существовать без мозга. Без словесного отчета испытуемого его невозможно достоверно распознать. А без определения роли, которую сознание предназначено играть, его невозможно понять.

* Физиологические процессы тесно связаны с психологическими. Однако природа и направленность этой связи не установлена. Нельзя, опираясь на эксперимент, утверждать, что какие-либо психические явления таковы, потому что таковы физиоло­гические процессы. Ибо с равным успехом всегда можно сказать, что физиологические явления потому таковы, что они предназна­чены обеспечить данные психические явления.

* Не только физиологическое влияет на психическое, но и психи­ческое влияет на физиологическое.

* Сознание, как субъективное чувство осознанности, принципиально не может быть описано на физиологическом языке, и значение этого субъективного чувства ускользает от физиологического анализа.

Сознание – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Восприятие является знанием, которое может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии.

Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т.д. Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр., экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания: осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности. Т.о., знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком понимании сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник.

Характерной особенностью психических явлений, в т.ч. и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность, т.е. интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания.

3. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж.Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. Самосознание является несомненным фактом, который выражает важную особенность сознания. Рефлексия – это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами межчеловеческой коммуникации. Поэтому сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом. Специфически человеческое сознание и Я как его центр определяются не биологией человека; они возникли в определенный исторический период и в конкретных культурных условиях.

Связь сознания (а точнее – мышления) и языка лучше всего характеризует социальную природу этого феномена. Сознание предполагает речь как свою материальную действительность, а значит и взаимное общение людей. Язык и речь не одно и то же. Речь – это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения, это деятельность общения и его фиксированные результаты. Например, русская речь включает в себя необозримое множество высказываний конкретных лиц, а также всю письменность на русском языке. Язык же – определённый, данным народом социально-исторически отработанный, национальный по своему характеру словарный состав и сложившийся у данного народа грамматический строй, который выражается в особых правилах, закономерностях построения предложений, которые высказываются людьми устно и формулируются письменно, относятся не к языку, а к речи: они образуют ту символическую реальность, в которой только и существует язык.

Речь выполняет ряд неразрывно связанных друг с другом функций:

- коммуникативную (средство общения, взаимного обмена опытом);

- мыслительную (орудие мышления);

- средства выражения и воздействия.

Взаимное общение людей обусловило становление языка и его дальнейшее совершенствование, так же как и развитие норм сознания.

Другим аспектом, указывающим на социальную природу сознания, является наличие и связь (соотношение) индивидуального (личного) и общественного (коллективного) сознания. Индивидуальное сознание есть социально организованное явление. Как психический феномен индивидуальное сознание рождается, развивается и умирает вместе с личностью. Но результаты деятельности сознания личности объективируются и существуют надличностно, благодаря механизмам социокультурного наследования.

Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром культуры, с общественным сознанием. Рассматривая общественное сознание, мы отвлекаемся от всего индивидуального, личного, и исследуем взгляды, идеи, характерные для данного общества, или социальной группы, типичные для них.

Личное (индивидуальное) сознание соотносятся между собой по способу своего существования, как единичное и общее. Индивидуальное сознание, пройдя все стадии социально-культурной объективации, входят в систему науки, искусства, морали, права, политики. Личные убеждения и идеи приобретают характер общественной ценности. Общественное сознание не существует вне личного. Процесс осознания мира отдельным человеком всесторонне обусловлен развитием сознания общества и всего человечества.

Вопросы и задания для самоконтроля





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1010 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...