Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать  
 

Часть II. Теоретическая философия



Лекция восьмая. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ОНТОЛОГИЯ

Бытие («онтос» (сущее) и «логос» (знание)) – одно из центральных понятий философии. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, – вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). Онтология – учение о бытии – составляет со времен Аристотеля предмет т.н. «первой философии». В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.

Каким образом строились высказывания относительно бытия? Здесь имеет место онтологический аргумент - из мысли о каком-либо объекте вы­водится заключение о его основных свойствах, да и о самом его существовании. В европейской философской мысли рассуждения по типу онтологического аргумента находят самое широкое применение практически с момента зарож­дения философии. Первым из философов, использовавших этот аргумент, можно считать Парменида.

Рассуждение по схеме онтологического аргумента стро­ится следующим образом. Единственная реальность, ко­торая является безусловно достоверной, — это реальность наших собственных ментальных состояний. Будучи непо­средственно переживаемы нами, эти состояния — вос­приятия, впечатления, мысли, эмоции — существуют внутри нашей души, в глубине нашего собственного сознания и именно поэтому они представляются совершенно несо­мненными. Что же касается объектов внешнего мира, то мы знакомы с ними лишь опосредованно, благодаря впечатле­ниям, мыслям и эмоциям, составляющим содержание наше­го сознания. Но каким образом это содержание возникает и что делает его именно таким, каким мы его обнаружива­ем? Здесь мы начинаем строить всевозможные объясня­ющие гипотезы.

Особое значение онтологический аргумент приобретает в средневековой философии,которая рассматривает его как основание для доказательства бытия Бога. Онтологи­ческая проблема бытия здесь тесно переплетается с пробле­мой Бога, а сама онтология тесно смыкается с теологией, составляя с ней некое единство — онтотеологию как учение о бытии в его отношении к Богу. Ориентиром для христи­анской онтотеологии становится фраза из Книги Исхода: «Аз есмь Сущий!» (Исход. 3:14), породившая массу толко­ваний и комментариев. Важнейшей из онтотеологических проблем становится проблема доказательства бытия Бога.Одно из наиболее популярных решений этой проблемы, опирающееся на онтологический аргумент, предлагает Ав­густин Блаженный.

Впоследствии католический богослов и философ Ансельм Кентерберийский(1033-1109) уточняет и детализирует аргументацию Августина, формулируя ту версию онтоло­гического доказательства, которая признается классической. Согласно Ансельму, если Бог есть существо, обладающее высшим совершенством, то в число его атрибутов необхо­димо должно входить и бытие, поскольку совершенство без бытия было бы неполным. Таким образом, бытие Бога явля­ется следствием полноты Его совершенства.

Но вопрос о том, что же все-таки есть Бог, принадлежит не разуму, а вере. Следовательно, приходится признать, что этот вопрос является скорее теологическим, чем философским.

Категория бытия возникла как предельно обоб­щенная характеристика того, что присуще всему в мире. Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей в окружающей среде, древ­ние философы искали в них нечто «истинно сущее» - бытие, кото­рое не возникает и не исчезает, которое является их всеобщей и непреходящей основой.

Программа архэ исторически реализовалась в двух вариантах: субстратном и субстанциальном. Субстратный подход[43] сводился к отождествлению первоначала с конкретной природной стихией («вода», «воздух», «огонь» и т. п.); субстанциальный подход[44] в трактовке предельного основания сущего не предполагал какую-либо предметную привязку: оно рассматривалось как фактурно неспецифицированная, отрешенная сущность (апейрон, бог).

В послеантичную эпоху субстанциальный подход, окончательно вытеснив субстратный, утвердился в философии в качестве всеобщего.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с)...Наверх