Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нормы христианской жизни: воздержвние от блуда,отказ от суда у внешних, христианский брак и девство



Но мало того, что Коринфская Церковь разделилась, в ней появились такие проблемы, о которых апостол Павел пишет со слезами. «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, причем такое блудодеяние, о котором не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Речь идет о том, что некто, называющий себя христианином имел любовницей свою мачеху. Апостол Павел возмущается, что такого не слыхано даже у язычников. Это особенно горестный укор, если вспомнить, что послание написано к Коринфянам – город, который в языческом мире пользовался весьма однозначной репутацией. Он был городом двух портов, на Коринфском перешейке. Там было много моряков, много храмов, среди которых храм Афродиты, в котором была ритуальная проституция – сюда моряки приезжали, чтобы развлечься. В греческом языке был даже особый глагол «коринфствовать», который обозначал «кутить», весело проводить время. Название города было синонимом легкого нецеломудренного поведения. Апостол Павел пишет, что даже у язычников такого не слыхано, что у них, какой грех. У блудника грех двойной: это грех против собственного тела. «Разве не знаете, что тела ваши суть храмы, суть члены Христовы. Итак, отыму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» Вы христиане, члены единого Тела. Впервые здесь появляется образ Тела Христова. Соединяющийся с блудницей грешит против Тела Христова, сквернит. Он говорит, что даже блудное сожительство, являясь искаженной формой брака, образует мистическое единство. Это грех против Христа и против Духа Святаго. «Ибо не знаете ли вы, что тела ваши суть храмы живущего в них Духа». Поэтому это двойной грех. Малая закваска квасит все тесто. Поэтому, чтобы сохранить единство Церкви, уберечь Церковь, апостол Павел настаивает на необходимости жестких мер по отношению к такому «браку». Он предлагает «предать сатане во изнеможение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». На самом деле, по-видимому, предать во изнеможение плоти, в общем контексте, есть отлучение от общения. Потому что вне Христа тело предается в изнеможение сатаны. Вряд ли апостол предполагал, что христиане начнут истязать того собрата. Этого не допустило бы Римское законодательство, и так христиан обвиняли в том, что они занимались каннибализмом. Вне Христа – только смерть, сатана – источник смерти. Такого нужно отсечь, чтобы сохранить единство Церкви. Такая строгость есть способ сохранения единства Церкви.

Здесь при всей строгости апостол Павел разумно указывает: я писал вам в послании не сообщаться с блудниками. Впрочем, не вообще с блудниками мира сего и лихоимцами, хищниками, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с теми, кто называется братом и остается блудником. Апостол Павел не призывает к крайним мерам, эксцессам, порыванию с миром. В 6 главе апостол Павел говорит еще об одном известном ему прецеденте – когда христиане судятся между собой. «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых. Уже то постыдно, что вы имеете между собой разногласия, а, имея их, имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше оставаться обиженными, для чего бы вам лучше не терпеть лишения. Но имея тяжбы, вы выносите их на суд язычником». Апостол Павел говорит, что нельзя давать соблазн ни брату, ни Церкви, ни внешним. Такое поведение христиан есть соблазн, это нужно прекратить, чтобы этот соблазн не разрушал церковное единство. Кроме того, апостол Павел пишет: не забывайте о великом призвании нашем. Разве вы не знаете, что святые будут судить мир. Он говорит о том, что мы будем судить ангелов. Считается, что падших ангелов. Итак, этого не должно быть. В конце VI главы помещается, всем нам известное высказывание апостола Павла: все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Такое прочтение понятно и нам привычно. Но есть другое прочтение, которое весьма правдоподобно. Это техника воображаемого диалога, когда апостол отвечает воображаемому вопрошателю. Речь идет о том, что, по-видимому, такое поведение христиан в отношении блудных грехов, и той свободы, которую они себе позволяют в деле судов, происходило из той крайности, которая проникла в Церковь и называлась либертинизм. Это явление предполагало, что человеческое тело имеет мало значения, дух спасен и просветлен, дух познал Христа, а все остальное не важно, тело грешит и пусть грешит. Эта строка есть некая полемика апостола Павла с либертинизмом. Некто говорит «все мне позволительно», а апостол Павел отвечает «но не все полезно», некто говорит «все мне позволительно», а апостол отвечает «но ничто не должно обладать мною». Либертинизм говорит «чрево для пищи и пища для чрева», это ладно, главное, что дух просвещен. Апостол говорит, что тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою своею. Либертинистов апостол развенчал. Но была и другая крайность поведения, которую можно назвать ложной аскетикой. Если одни считали, что с телом можно делать все что угодно, главное, чтобы дух был просвещен, а другие считали, что тело это некое зло, его надо умерщвлять, и не обращать на него внимания. Этому посвящена 7 глава, в которой апостол Павел разбирает вопросы девства и брака. «О чем вы мне писали, что хорошо человеку не касаться женщины». Этот вопрос был задан апостолу Павлу и апостол отвечает. 7 глава, из 40 стихов, с двумя типами рассуждений апостола Павла в отношении девства и брака, некоторые моменты апостол Павел утверждает авторитетом Христа. «А вступившему в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, а если разведется, должна остаться безбрачной, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей». Это от Бога, от Христа. Другие советы апостол Павел дает от себя. «Прочим же я говорю, а не Господь», правда, он скажет «думаю, что и я имею Духа Святаго», его советы это советы апостола, а не строгие указания. Бог запрещает разводиться, а апостол Павел советует оставаться каждому в том звании, в котором призван. В этом отношении он считает, что состояние девства и безбрачия выгоднее и лучше. «Относительно девства я не имею повелений Господних, даю совет, как получивший от Господа милость быть ему верным». Девство лучше, и апостол Павел приводит несколько аргументов, первый связан с напряженностью эсхатологических ожиданий. Первое христианское поколение жило уверенностью в том, что Христос очень скоро придет. «Пользующийся миром сим должен быть как не пользующийся, ибо проходит образ мира сего» - говорит апостол Павел. В безбрачном состоянии, считал апостол Павел, легче приготовиться к пришествию Христову, ибо «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом, а замужняя заботиться о мирском, как угодить мужу». Ничто не должно отвлекать от приготовлений к пришествию Христа, во –первых, а во-вторых, чисто пастырская основа. Апостол Павел говорит: для вашей пользы, потому что вы будете иметь скорби по плоти - говорит -, а я не хочу, чтобы вы имели эти скорби по плоти. Апостол Павел считает что безбрачие лучше и приводит в пример себя, как ведущего такую чистую жизнь. Но при таком отношению к девству, которое апостол считал преимуществом, он вовсе не запрещает вступление в брак. «Если и женишься, не согрешишь, если девица выйдет замуж, не согрешит, но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль». Брак дозволителен. Апостол дает ряд советов в отношении брака. Часто уверовавшей оказывалась только одна половина брачного союза – муж либо жена. Возникал вопрос, как поступать. В отношении таких апостол Павел дает вполне конкретные советы: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Так и муж. Апостол Павел видит преимущества такого брачного союза: «ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим». Это к вопросу о мистическом единстве. «Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Такой брачный союз благоприятен и для детей. В данном случае апостол не поощряет развода. Совсем другая ситуация для уже верующих людей. «Жена связана законом, доколе жив муж».

В позиции апостола Павла, якобы сквозит некая утилитарность в отношении брака, что брак понимается им, как некое средство против блуда. Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Но в послании к Ефесянам все встает на свои места: образ брака как брак Церкви и Христа. В послании к Коринфянам такая ситуация. Такой ответ апостол дает тем, кто пренебрегал браком, как некоей скверной, кто предавался ложным аскетическим упражнениям. Девство предпочтительнее, но не потому, что брак скверен, а потому, что так удобнее, считал апостол Павел, дождаться пришествия Христова. Наконец, 8, 9, 10 глава посвящены вопросу о христианской свободе. Этот вопрос ставится апостолом Павлом в контексте конкретной проблемы, связанной с идоложертвенным. Идоложертвенное это пища, по преимуществу мясо, которое было посвящено в жертву идолам. Чаще всего, не все животное сжигалось на жертвеннике, как это было и в Иерусалимском храме, а часть, а остальная часть употреблялась жрецами, либо продавалась на торжище рядом с храмом. Эта пища называлась идоложертвенным. Фактически, вся мясная пища поступала с таких рынков. Возникает вопрос – можно ли христианам питаться идоложертвенным. Об идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание. «Знание надмевает, а любовь назидает». То знание, человеческий гнозис, которое привело к разделению. Знание без любви может привести к большим проблемам. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает.

Между VIII главой и средней частью X главы есть большая проблема в Послании к Коринфянам. В VIII главе вроде как апостол Павел разрешает, а в Х запрещает. Это противоречие разрешить трудно. Делалось предположение, что в Х главе некая вставка из другого Послания апостола Павла. Есть идоложертвенное – говорит апостол Павел, ибо хотя есть так называемые боги на небеси и на земли, так как много богов. Но у нас один Бог – мощное утверждение монотеизма. Поэтому все так называемые боги это не боги. Пища им приносимая, вполне может есться. Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире есть ничто, ибо нет иного Бога, кроме Единого. Поэтому есть можно. Но встает вопрос не мистический, а чисто этический. Но не у всех такое знание, что языческие боги это вовсе не боги. «Некоторые и доныне совестью признающие идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли его есть идоложертвенное». Вот в чем проблема. Не в том, что пища скверная, а в том, что такое поведение, знание без любви, знание, которое надмевает, может быть соблазном брату, который не обладает таким знанием. Апостол Павел формулирует принцип, что истинной свободой будет не «все мне позволено», а ограничение своей свободы ради пользы брата. Он выражает эту формулу в максиме в отношении мяса: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Апостол Павел готов ограничить свою свободу ради пользы брата. IX глава иногда представляется как меняющая тему, а к 10 опять возвращается к вопросу об идоложертвенном. Но эта глава продолжает тему свободы. Апостол Павел иллюстрирует принцип, который он сформулировал, на собственном своем примере. «Не апостол ли я, не свободен ли я, не видел ли я Иисуса Христа?». Я апостол, говорит апостол Павел, мне можно. Что, один я или Варнава не имеем власти не работать. Или мы не имеем власти иметь спутницей сестру-жену как прочие апостолы и братия Господни и Кифа? Но, говорит апостол Павел, ради пользы тех, кому он служит, он ограничивает свою свободу, он питается от дел рук своих, он ведет безбрачную жизнь, он ограничивает свои права. Вот как он пользуется своей свободой. В конце главы он формулирует свой знаменитый миссионерский принцип: будучи свободен от всех, апостол Павел абсолютно свободен во Христе, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести. «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев, для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона, как чуждый закона, правда, не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконным Христу, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных был как немощной, чтобы приобрести немощных, для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых». Сие же сделал я для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Поведение апостола Павла диктуется пользой Евангельской проповеди. Истинная свобода – в смирении своей свободы ради пользы других. Усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы проповедовать другим, и самому не остаться недостойным – вот истинная свобода апостола Павла. В этой связи глава не выбивается, а продолжает тему свободы.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...