Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №1. Деяния Апостолов, Послания Апостола Павла



УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ РПЦ

БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

ПРИ МОСКОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Священник Константин (Польсков)

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

НОВОГО ЗАВЕТА.

АПОСТОЛ.

Москва

2003– 2004


Лекция №1. Деяния Апостолов, Послания Апостола Павла.

Канон Нового Завета включает в себя 27 книг, из них 21 Послания и Деяния Апостольские. Большая часть Нового Завета – Апостол. В Деяниях упоминается 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 человек: есть кораблекрушения, аресты, заключения, исцеления, воскрешение. Самая ранняя письменная фиксация Апостола относится к концу II века, 190 - 200 год, канон Муратори. Особый памятник, в котором перечислены, с краткой аннотацией к ним, книги Священного Писания Нового Завета, и другие, не входящие в канон. Уже в III веке Деяния Апостольские упоминаются почти всеми церковными авторами. Аллюзии есть и раньше, в писаниях мужей апостольских, Первое послание Климента, Папы Римского к коринфянам. О времени написания есть две точки зрения – более ранняя и более поздняя. Ранняя датировка – 65 год, поздняя – конец 70-х, первая половина 80-х. Хотя разница 16-20 лет, но это разные эпохи – до разрушения храма, или после него. Есть аргументы в пользу разных датировок. О месте написания Деяний апостольских довольно рано в Церкви утвердилось общее мнение, что Деяния были написаны в Риме, и в пользу этого говорят некоторые топонимы, слова, обозначающие некоторые места, имеющие римское происхождение. Иероним Блаженный в 8 книге говорит о римском происхождении. Есть другая точка зрения, которая называет местом написания Ахаию. Ахаия это часть Греции. Текст Деяний Апостольских дошел до нас в двух вариантах: западный и восточный варианты. Западный известен нам по цитации Татиана, Иринея Лионского, Тертуллиана, Киприана Карфагенского, Кодекса Беза. Этот вариант на 10% по количеству стихов длиннее восточного, краткого, который известен по цитации восточных отцов и Синайскому, Александрийскому, Ватиканскому кодексу. Это текст большинства. Этот текст был принят в Византийской империи, отсюда и перешел к нам. 10 % это не так мало, потому что в Деяниях 18 374 слова или 2 600 стихов, это 260 стихов, как одно из Посланий. Разница есть. Вопрос о том, какой из вариантов был написан сначала, так и не решен: сам ли дееписатель сократил, сам ли он увеличил, вопрос открыт. Язык греческий, но отличается особой стройностью, хотя это и koine, разговорный. Это язык выдает в авторе весьма образованного человека. Вопрос в том, что книга называется «Деяния апостолов», перечисляются апостол Иаков, апостол Петр, Филипп, Стефан, Тимофей, Тит, но принципиально действующими лицами являются два апостола – Петр в первой половине, Павел во второй половине. Само название изобретено не христианами, известны «деяния божественного Августа», Полибиевы. Но почему назвали «Деяния святых апостолов», а не «Деяния Петра и Павла»? Апокрифических «Деяний» с указанием имен очень много «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Павла и Феклы». Даже о Петре и Павле мы не знаем биографических сведений. Знаем, что Иакова усек мечом Ирод. Павел что-то сообщает о себе, а о Петре непонятно, куда он исчезает во второй половине Деяний. Эта книга изображает то, как, Богу поспешествующу, Евангелие проповедовалось апостолами по всей вселенной. Когда Христос посылает учеников, (Деян., 1, 8): будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии, даже до края земли. От Иерусалима до края земли - Дух Святый через апостолов утверждал Церковь. В этом смысле деятельность Петра и Павла архетипична. Первый действует Петр, утверждение Церкви в Святой Земле, постепенный выход Церкви за пределы Святой Земли, а стараниями Павла Церковь распространилась в языческих странах. В этом смысле название книги вполне соответствует содержанию – Петр и Павел две архетипические личности. Автора Деяний традиционно отождествляют с автором третьего Евангелия, и сам он говорит: пишу вторую книгу…Тождество подтверждается схожестью языка, богословскими параллелями. В протестантских кругах, у Шлейермахера на роль автора выдвигают, например, Тимофея, одного из спутников и помощников Павловых. Хотя в самых Деяниях, в 20 главе, Тимофей противопоставлен автору. Один из отрывков – автор говорит «мы», а Тимофей отдельно. Эти отрывки - одна из особенностей дееписаний, во второй половине путешествия апостола Павла возникают «мы-отрывки», их четыре. Приблизительно с этого времени автор путешествовал с апостолом Павлом. С какого- то момента он был свидетелем того, о чем писал. В «Деяниях» много различных речей, 32, не считая кратких заявлений. Четверть всего объема – 8 речей Петра, 11 Павла. Есть примеры молитв, писем, краткие диалоги. О Деяниях есть такое мнение «богословие истории», как Бог действует в истории. С этой точки зрения, до начала IV века, до 325 года, когда Евсевий создал свою церковную историю, ничего подобного нет. Дееписатель создает Деяния и потом такой жанр исчезает на три века из Церкви и с Евсевия начинается вновь. Деяния Апостольские это уникальный текст.

№ 11

Особенностью является место, которое в книге занимает Дух Святый. Одна из особенностей Евангелия от Луки особое внимание Луки к действию Духа Святаго, только у Луки говорится об обетовании Духа Святаго: сидите во Иерусалиме, дондеже не облечетесь свыше. В этом смысле Деяния продолжают эту линию, 70 раз упоминается Дух Святый. Прежде всего, мы узнаем, что Дух Святый почивает на Христе, а Христос помазан Духом Святым. Он дает заповедь Духом Святым, до того дня, как Он вознесся, дав Духом Святым повеление апостолом. Дух Святый – действующая сила Христа. В Пятидесятнице исполняется пророчество: Дух Святый по молитвам Сына от Отца исходит на Церковь и Церковь исполняется Духом Святым. С другой стороны, христиане исполнены Духом Святым, наполнены Им. Дух сходит на учеников, изливается на людей, Бог дает Духом, люди принимают Духа Святаго. Много синонимов употребляет дееписатель, чтобы сообщить нам это важное сведение. Дух Святый постоянно присутствует в Церкви. Он присутствует и действует как Личность. Он направляет Божиих слуг, учит, что отвечать, говорит Антиохийской Церкви, вдохновляет, принуждает апостолов, запрещает что-то делать апостолам, посылает миссионеров, или не дает апостолу Павлу пойти туда, куда он хочет, поставляет епископов. В XV главе, когда описывается Иерусалимский собор, прямо написано: изволися Духу Святому и нам. Духу Святому усваиваются личностные характеристики. Это не просто личность, а Личность Божественная. В этом смысле интересным является эпизод с наказанием апостолом Петром Анании и Сапфиры, в V главе. Апостол Петр говорит: Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце свое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не было оно твое, приобретенное, не в твоей ли власти находилось, для чего ты положил это в сердце своем. Ты солгал не человеку, а Богу. Единственное место в Новом Завете, где Дух Святый практически прямо называется Богом. Апостол Петр близок к тому, чтобы назвать Духа Святого Богом. Также и первомученик Стефан, произнося речь, говорит: люди с необрезанным сердцем, вы всегда противились Духу Святому, а ныне противитесь Христу. Это Божественная Личность, которая действует в Деяниях апостольских. В этом смысле Иоанн Златоуст назвал книгу Деяний Святых апостолов книгой деяний Духа Святого.

Епископ Кассиан (Безобразов) делит апостольский век на четыре периода: 1. от Вознесения до убийства Стефана; 2. от убиения Стефана до гонения Ирода Агриппы 13 глава; 3. начало распространения христианства у язычников до выхода христиан из Иерусалима перед разрушением Иерусалима; 4. последняя треть I века. Деяния затрагивают первый, второй и частично третий периоды. Третий период неразрывно связан с именем апостола Павла.

№1.

Книга начинается с события, описанного уже евангелистами, Лукой и Марком, событием Вознесения, явления воскресшего Христа. Если у апостолов и Евангелистов складывается впечатление, что Христос вознесся в день Воскресения, так у Евангелиста Луки: когда возвращаются два путника из Еммауса и рассказывают о том, как Христос явился, говорят, что женщины видели, и Петру явился, им является Христос воскресший, укоряет их в неверии, потом выводит их из Иерусалима и возносится перед ними. А в книге Деяний Апостольских сказано, что Христос являлся в течение 40 дней - один и тот же автор, Лука, говорит по-разному. Здесь яркий пример: священные тексты это не хроники, авторов прежде всего интересует даже не факт, а богословское осмысление того или иного события, поучения, чуда. В этом смысле евангелист Лука не говорит о 40 днях, потому что 40 это некая полнота ожидания перед совершением. Сошествие Духа Святаго и действия Духа Святаго это тема Деяний. Евангелия говорят о Христе Умершем и Воскресшем, это проповедь приблизившегося Небесного Царствия. В этом смысле указание на 40 дней явления Христа в Евангелии ни к чему было апостолу. Что после 40 дней явлений – об этом Деяния апостольские. Здесь нет противоречия, а особенность богословского осмысления. Вознесение, по Деяниям, описывается очень ярко. Здесь, во–первых, Христос укоряет учеников в неверии. Удивительно: ученики видели Воскресшего Христа, 40 дней общались с Воскресшим Христом, какой же вопрос они Ему задают «не в сей ли день восстановишь царство Израилю?». Они продолжают пребывать в рамках иудейского мессианского воззрения, земное царство Израиля. Христос говорит: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил во власти Своей. Он предсказывает пришествие Духа Святаго, после Вознесения Ангелы предсказывают второе пришествие Христа. Возвращаются в Иерусалим и пребывают все вместе, как сказано. Перечисляются 11 апостолов, кроме Иуды искариотского. «Все единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его». Дальше событие избрания Матфия, жребием. Апостолом может быть тот, кого Христос избрал, человек не может поставить на апостольское служение, лишь Бог избирает и поставляет, поэтому Матфия избирают жребием. Важен сам факт – апостола спешат восполнить лик, двоенадесятицу, до Сошествия Духа Святаго. 12 апостолов – это 12 Патриархов, основоположников нового Израиля, то есть символическая цифра. После этого Церковь готова принять Духа Святаго, и II глава описывает нам сошествие Духа Святаго. Здесь важно, что Дух Святый на каждом почивает Своим языком, как бы огненным, но не огнем. Это «как бы» дважды повторено дееписателем, и указывает на то, что нельзя воспринимать в буквальном материальном смысле. Ни с чем сравнить. Огонь это теофанический Ветхозаветный символ (teofania - Богоявление). На каждом почивает свой язык. Пятидесятница это личностное восприятие Духа Святаго. Личность человеческая принимает Божественную личность. Если прочитать 20 главу от Иоанна, Христос говорит: примите Дух Свят, имже отпустите, отпустится… То что в библеистике называется «Иоаннова пятидесятница», там Дух Святый дается как действующая Сила, Сила, которой будут прощаться грехи. А здесь каждый принимает свой личностный язык.

Дальше апостолов обвиняют в том, что они опились сладкого вина, потому что начали говорить на языках. Что это были за языки – вопрос архисложный. Здесь Евангелист описывает говорение на исторических языках, каждый из пришедших из рассеяния иудеев слышит свое наречие. Но некоторые говорят, что они вина сладкого опились, значит, они слышали некое бормотание, похожее на бред. И Петр вынужден даже оправдываться. Апостол Павел будет описывать в I послании к Коринфянам, 14 главе, говорение на языках как некую экстатическую молитву. Два разных описания. Апостол говорит: мы не опились сладкого вина, потому что сейчас только третий час (это час до утренней иудейской молитвы, как можно благочестивому иудею напиться). Такая интересная особенность «Пятидесятница» - пятый день после Пасхи. Пасха – весенний праздник, урожая винограда еще нет. Чтобы его сохранить, его надо либо остановить спиртом, либо накачать сахаром. Но сахара не было, а накачивали патокой. Получалась бормотуха, весьма низкопробное винцо. Их обвинили, что они напились.

№2

Начинается проповедь - первую речь произнес апостол Петр, от лица апостолов. В Деяниях апостольских исполняется то, что обетовал Христос: ты некогда утвердившись, обратишь братьев. Мы видим особую роль Петра. Он действует как первый среди равных. Западные хотят видеть первого над равными., а восточные толкуют, что здесь исполняются слова Христа. Начинается история Апостольского века, жизнь общины. Эта жизнь описывается кратко, но емко. Во-первых, сказано, что Церковь пребывает постоянно в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба. Особенности жизни первохристианской общины: пребывание в молитве, молитва была в храме, еще в приделе Соломоновом, Церковь еще не порвала с этим храмом. Но, в то же время, несмотря на общую молитву со всеми иудеями в храме, у Церкви уже появилось нечто свое, то, что ее радикально отличает от всех остальных, по домам они преломляют хлеб. Начинает совершаться Евхаристия. Там где Евхаристия там Церковь, Евхаристия являет миру Церковь, это Церквеобразующее Таинство. С самого начала у Церкви свое – это Евхаристия. Сказано также, что они имели все общее,грубо говоря, «первохристианской коммунизм». Особая роль Петра. Еще одна особенность христианской Церкви это лавинообразное увеличение Церкви. Начинается Церковь со 120 человек, (16, I) – это Галилейское ядро Церкви. В один день после проповеди Петра: 3 000 приложилось, 5 000 приложилось, многие прилагались. Из фарисеев уверовали, и некоторые из священников уверовали. Первый период христианской Церкви характеризовался стремительным расширением Церкви, в это время жива еще надежда, что весь Израиль обратится ко Христу. Событие первого периода, которое описывает дееписатель: избрание семи мужей, исполненных Духа Святаго. Мы их называем диаконами. Причина избрания описывается очень четко: в те дни, когда умножились ученики, а они умножаются сотнями и тысячами, произошел у эллинистов ропот на евреев. И те и другие на самом деле евреи, только одни евреи палестинские, эллинисты – это евреи, пришедшие из рассеяния. Ропот у эллинистов на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Мы знаем, что складывали все к ногам апостольским и раздали каждому по потребностям. Эллинисты приходили в Иерусалим, совершая благочестивое паломничество, там они обращались ко Христу. А как это бывало, и до сих пор, женщины живут больше мужчин и, видимо, было много вдов. А мало того, что они пришельцы, у них и своего ничего нет – они легко оказывались пренебрегаемыми в раздаянии. Тогда двенадцать, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещися о столах. Итак, братия, выберите семь человек, а мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова. Здесь интересно: апостолы оставляют себе Служение Слова. Это не чудотворение, не служба, не предстояние Престолу, хотя мы видим, что апостолы совершают священнодействия, это прежде всего служение Слова. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит: горе мне, если я не благовествую. Это – первейшая обязанность. А тем оставляется служение столам. Вот единственная зацепка чтобы назвать их диаконами. Сказано, что избраны они были для служения, критерий избрания: исполнены Святаго Духа и мудрости. Когда избирали святаго Матфия, были другие критерии: нужно было, что был «от начала с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус». Апостолом может быть тот, кто видел и знает Христа, кто от начала до конца был, видел Воскресение и Вознесение. Поэтому апостол Павел говорит: и я апостол, и я видел Господа. Здесь же избирают исполненных Святаго Духа и мудрости. Их избирают, поставляют, сказано, что апостолы поставили их перед народом и возложили на них руки, есть некое рукоположение. У всех семерых имена греческие, лишь один из них _ Николай Антиохиец, обращенный из язычников, прозелит. В лике 70 апостолов будут ублажаться 6 из 7. Николая нет, есть предание о том, что он отпал и был основателем ереси Николаитов. Мы привыкли, что в молитве на рукоположение диакона вспоминается перводиакон Стефан, иконографическое изображение которого с орарем. Но «диакон» не употребляется в Деяниях апостольских. Иоанн Златоуст говорит (& 2,3, 14 проповедь на Книгу Деяний). «Было ли служение диаконства? Но в Церкви этого не было. Исполняли ли они служение пресвитеров? Но в это время не было еще епископов, а только апостолы. Значит, это прямо и открыто означает, что ни диаконство, ни священство не было их особым назначением. Но они были поставлены на особое служение». Это мнение воспринято в канонические правила Трулльского Пятошестого вселенского Собора (16 правило). Можно лишь косвенно утверждать, что они не были епископами и пресвитерами. Филипп, один из семи, крестил, а Духа Святаго сообщить не мог. Благодать сводить Дух Святый в это время имели апостолы и епископы. Чтобы сообщить Духа Святаго самарянам, Церковь посылает Петра и Иоанна. Чаще назовем тех - «семь мужей Церкви Иерусалимской», хотя есть предание, что это диаконство, но можно истолковать в широком смысле, как служение. Не как иерархическая ступень. Сказано, что один из семи активно и безстрастно проповедует Христа – Стефан. На него очень быстро воздвигается ложь, похожая на ту, которая воздвигалась на Христа. Стефан оказывается перед судом синедриона и в VII главе звучит знаменательная речь Стефана.

Речь первомученика Стефана вначале кажется скучной, потому что вспоминается Израильская история, но это ярчайший пример богословия истории. Библеист Орлов резюмирует: «Бог изначала сообщил истории Израиля развитие, которое вело к осуществлению данных Аврааму обетований, таким именно образом, как осуществилось через Иисуса Назарянина, и которое закончилось упразднением храмового культа и изменением закона Моисеева. Но Израиль в своем постоянном и упорном противлении Духу Святому выразил отвержение Христа. Однако, как раньше Бог, несмотря на противление Израиля, осуществлял в его истории Свою волю, так и теперь Иисус Христос исполнит все, что пришел совершить для спасения человека. И неверующий Израиль, подобно своим отцам, за непослушание Богу и Христу, подлежит отвержению, но уже постоянному и полному, так как во Христе исполнение всех обетований Божиих Израилю». Смысл речи Стефана – показать, как Бог действовал через Израиль, как Бог вел Израиль к принятию Христа. В этом смысле любопытен подбор исторических персонажей, который вспоминает Стефан: Авраам, как отец верующих, Иосиф, отверженный братьями, проданный в рабство, стал спасителем своего народа, Иосиф – как прообраз Христа. В Великий Понедельник Иосиф вспоминается именно как прообраз Христа. Моисей, которого отвергли соплеменник, стал начальником и избавителем. Давид и Соломон в контексте антихрамовой полемики. Заканчивается речь Стефана побиением его камнями. В VII главе, 58: свидетели положили свои одежды у ног юноши именем Савла. И он одобрял это убиение. Так мы встречаемся с тем, кто станет великим Павлом. Он – из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, как он говорит, из Тарса. Тарс был центром учености и Павел весьма ученый человек, он свободно цитирует поэтов. С юности проживал в Иерусалиме при ногах Гамалиила, это один из учителей Израиля, одной их фарисейских школ. «тщательно наставленный в отеческом законе, по правде законной непорочен, но ревнитель». Гражданская его специальность была «скинотворец», он делал палатки. Речь, наверное, идет о том, что можно назвать государственным заказом. Палатки для нужд армии, может быть. Они изготовлялись из войлока. Фаррар считает, что апостол Павел был членом синедриона, хотя этому нет подтверждений, тем не менее он близок синедриону и синедрион посылает Савла с особым поручением в другую страну, Дамаск. Во втором Послании к Коринфянам говорится, что если мы и не видели Христа по плоти, то теперь знаем. Хотя в Первом Послании к Коринфяна в IX главе он говорит, что видел Христа. Может быть, в видении, может быть, во Иерусалиме, когда жил. Вряд ли эти встречи были долгими, а может, он и не видел там. Но потом видел явившегося ему Христа.

№4

Внешность апостола Павла в Новом Завете не описывается, до нас дошло апокрифическое произведение под названием «История Феклы, ученицы Павла», в котором описывается так: Онисифор, слышавший о Павле со слова Тита, встречает Павла и видит человека ниже среднего роста, волос его скуден, ноги слегка расставлены, колена его торчат наружу, глаза под сросшимися бровями и выступающий слегка нос. Он был человек очень болезненный, о чем сам пишет, был близок к смерти, ему дано таинственное жало в плоть, которое его преследует. Но позже, в Византийской империи, был нарисован другой портрет апостола Павла, с орлиным взором, горящим взглядом.

Время обращения Савла, по ряду свидетельств, которые мы имеем, в Деяниях, Посланиях, привлекая библейскую историю, устанавливается приблизительно сороковым годом по Рождестве Христовом, через несколько лет по Вознесении Христа. Обращения Савла: яркий Свет (теофанический образ), голос «Савл, Савл, что ты гонишь Меня». Савл гнал Церковь, а Христос говорит: ты гонишь Меня. Здесь смысл: после Воскресения и Вознесения Христова продолжается кенотическое служение Христа, Христос продолжает страдать в Своей гонимой Церкви. Глубинность изменений Савла столь сильна, что очень скоро мы увидим иного человека, с иным именем. Появится Павел. Есть несколько мнений, почему меняется имя Савла. В XIII главе, 7 стихе он впервые называется Павлом. Блаженный Иероним считал, что такое имя он берет в честь обращенного им проконсула Сергия Павла. Златоуст и Амвросий Медиоланский считали, что имя было изменено при крещении, либо при рукоположении. В XIII главе сказано о некоем рукоположении, которое имел апостол Павел. После молитвы возложили на них, на Варнаву и Савла руки и отпустили их. Еще одна точка зрения, что он изменил имя, чтобы не узнавали в нем прежнего гонителя христианства. Еще точка зрения, что Савл в смирении своем взял себе имя «Павел», которое обозначает «малый, меньший». В Первом послании к Коринфянам, XV главе, он говорит: «я меньший из апостолов, потому что гнал Церковь Христову». Возможно это смиренное осознание. Может быть, он был Римский гражданин, и у него должно было быть три имени. После обращения Савла перед нами Павел.

№3

Первый этап апостольской истории заканчивается смертью Стефана, во втором этапе происходит обращение Павла. В это время христианство распространяется за пределы Иудеи. Филипп крестит самарян. Первый язычник, Корнилий, входит в Церковь. В XI главе сказано, что Церковь распространилась до Финикии, Кипра и Антиохии. Но в это время, важно отметить, проповедь звучит преимущественно для иудеев. Случай с Корнилием – особый. Исключение, которое подтверждает правило. В основном «никому не проповедую слово, кроме иудеев». Тем не менее, второй этап характеризуется тем, что Церковь начинает распространяться и за пределы Иудеи. В это время впервые братья, собравшиеся в Антиохи, называются христианами XI, 26. Антиохия становится важным христианским центром, столицей миссионерских путешествий апостола Павла, отсюда апостол будет начинать свои миссионерские путешествия, и сюда он будет возвращаться. В политическом смысле это был третий город Империи после Рима и Александрии. Здесь была крупная большая Церковь, и впервые стали называться христианами. Видимо, христиане, это те, кто призывали имя Христово, как сказано, «мы – Христовы». Заканчивается второй период смертью Иакова и гонениями. Петр уходит из Иерусалима и с XII главы исчезает. Он еще раз возникнет в XV главе на Иерусалимском соборе. Роль Петра в Деяниях апостолов заканчивается. На первый план выходит Савл и его служение описывается в третьем периоде.

№6

Этот период характеризуется миссионерскими путешествиями. В Деяниях апостольских описано три. Начиная с 44 года, 4 года Савл возрастал в Духе Святом, был в Аравии, видимо, в тишине, некоторое время, потом постепенно пристал к братьям, получил рукоположение и только с 44 года по прямому повелению Духа Святаго начинает путешествия. Сначала Варнава и Савл, но скоро Павел и Варнава, а потом и просто Павел. Первое путешествие для проповеди, основания Церквей, сказано, что апостолы рукополагали, XIV глава, 23 стих: рукоположили пресвитеров к каждой Церкви. Происходит случай с Марком, который отделяется от Павла, что потом послужит разделения с Варнавой. В это период апостола Павел произносит свою первую большую проповедь, в Антиохии Писидийской. В это же время дееписатель говорит, что начинает возрастать вражда иудеев против Павла. Уже в Дамаске они пытались его убить. Несмотря на это, Павел по прежнему вначале проповедует в синагогах, а лишь потом, изгоняемый из синагог, идет проповедовать язычникам. Первое путешествие заканчивается возвращением в Антиохию и сказано: пробыли там немалое время с учениками. Но спокойная жизнь заканчивается с тем, что некоторые приходят к Иакову, и учат, что если кто не обрезан, не может спастись. В Церкви возникает спор. Апостол Павел с Варнавой вынужден идти в Иерусалим, чтобы перенести на суд Апостольского Собора дело об обрезании язычников. Но вопрос шире – необходимо ли язычникам, обращающимся ко Христу, соблюдать закон Моисеев. После первого миссионерского путешествия: то, что в церковь вошел Корнилий, это не так страшно. Но благодаря проповеди апостола Павла вхождение в Церковь язычников становится массовым, и этот вопрос актуален.

№7

Вопрос разбирается Иерусалимским собором. Звучит речь Павла, потом речь Петра, отмечена еще одна речь Павла и заканчивает Иерусалимский собор Иаков, брат Господень, который занял место Петра, ушедшего из Иерусалима и видимо, уже был епископом Иерусалимским. Собор пишет знаменитое послание, где формулирует 4 принципа, чего не должны делать язычники, обращающиеся ко Христу. Не должны предаваться блуду, есть удавленину, кровь и идоложертвенное. Всеобъемлющее правило – не делать другим того, чего не хотите, чтобы делали вам. Здесь звучит знаменитая формула «изволися Духу Святому и нам». Позиция апостола Павла рождена на Иерусалимском Соборе – язычники, присоединяющиеся к Церкви, освобождаются от исполнения Моисеева закона, за исключением вышеуказанного. Такие ограничения не новы, они накладывались на язычников, которые жили в Израиле. Израиль терпел язычников, если они соблюдали эти правила. Этим заканчивается первое путешествие.

№8

Второе путешествие апостола Павла знаменательно тем, что его Павел предпринимает, чтобы, как он говорит, посмотреть Церкви, которые основал в первом путешествии. Особым действием Духа Святаго, который не допускает его проповедовать в Малой Азии, проповедь выносится на Европейский континент, Церковь основывается в Македонии, в Филиппах. Возможно, в это время Церковь была и в Риме, но в Деяниях апостольских описана первая Церковь в Европе – в Филиппах. В это путешествие он посещает Грецию и здесь звучит знаменитая его речь в Афинском Ареопаге, вторая большая речь. Она по-другому построена, он приводит другие аргументы, а приходит к тому же выводу, что и проповедуя перед евреями в антиохийской синагоге.

№9

Третье миссионерское путешествие, самое длинное, которое апостол Павел совершил с Титом. В одном Ефесе он пробыл около трех лет. Эфес становится для апостола Павла центром третьего миссионерского путешествия. Проповедь здесь так успешна, что язычники подняли бунт, эфесский мятеж против Павла. Павел вынужден уйти. Принципиально важно, что апостол, кроме посещения ранее основанных Церквей, выполняет еще сбор в пользу Иерусалимской Церкви. Иерусалимский собор утвердил, или одобрил то, что начала совершать по своему почину Антиохийская Церковь. Ученики положили каждый по достатку своему послать пособие братьям, живущим в Иудее, потому что пророк Агав возвестил голод. Иерусалимский собор утверждает такую практику в Послании к Галатам, II, 10, сказано, что этот собор санкционировал, чтобы Павел не забывал нищих. Так называли христиан Иерусалима. Во время третьего миссионерского путешествия апостол Павел активно поводит этот сбор. Во всех посланиях мы увидим, что этот сбор будет упоминаться. Когда будем говорить о посланиях этого путешествия, будем говорить о значении этого сбора. Это не просто помощь нуждающимся, а особое литургическое действие, особое служение Церкви. С собранным апостол идет в Иерусалим, по пути он призывает к себе эфесских пресвитеров. В ХХ главе звучит знаменитая третья проповедь.

№10

В Иерусалиме происходит клевета на апостола Павла, и начинаются первые его большие узы. Два года он провел в Кесарии в ожидании суда, прокуратор хотел денег, зная, что Павел прибыл с собранным. Апостол пользуется правилом Римского гражданина, требует суда у кесаря, его отсылают в Рим. Полгода длится путешествие в Рим, и заканчивается XXVIII глава тем, что апостол пребывает в Рим, где о нем ничего не слышали и в течение двух лет ожидает суда у кесаря, живет на полувольном режиме. К нему не возбраняют приходить, он учит, работает и питается от плодов рук своих. Книга Деяний апостольских обрывается, это не логическое завершение. Почему - неужели автор не справился со своим замыслом? Слова Христа: вы будете проповедовать от Иерусалима вплоть до пределов земли. Проповедь в XXVIII главе звучит в столице мира – Риме. Цель исполнена, вся эйкумена слышит о Христе. Замысел Деяний апостольских вполне исполнен, проповедью апостола Павла в Риме. Что случилось дальше – мы узнаем отчасти из Посланий, но, в основном из Предания Церковного. II Послание к Тимофею апостол Павел пишет вновь из уз. Но это иные узы. В первых узах он живет полусвободно и надеется на скорое освобождение, но в послании к Тимофею пишет: знаю, что конец мой приближается. Климент, Папа Римский, в послании к Коринфянам, пишет, что апостол Павел оправдался в дому кесаря, получил свободу. Судя по всему, совершил еще одно миссионерское путешествие, четвертое - о желании посетить Испанию апостол говорит в своих Посланиях к Римлянам. В послании к Титу он говорит, что побывал на Крите. По- видимому некоторый период свободы от двух лет и во второе Нероново гонение – новые узы и мученическая смерть в Риме. Вопреки распространенному мнению, апостол Павел раньше апостола Петра принял мученическую смерть. Есть предание, что в один день. Но апостол Павел просит Марка придти к нему в Рим, принести ему книги, и в последних посланиях и послании к Римлянам Петр не упоминается. Сам Петр говорит, что Марк с ним в Риме – складывается впечатление, что Петр пришел, когда апостол Павел либо был в узах, либо уже принял мученическую смерть.

№5

Три речи апостола Павла в Антиохи Писидийской, Ареопаге и Мелите – это прекрасные риторические образцы. В Антиохи Писидийской апостол Павел проповедует иудеям, боящимся Бога, в синагоге в день субботний. Он использует образы из истории Израиля так же как делал это Петр и Стефан. «Вам дано слово спасения – покайтесь» - надежда на обращения Израиля ко Христу еще живет. Что доказывает апостол Павел слушающим его? Что во Христе исполнилось все написанное. Об этом, говорит он, вы читаете каждую субботу. Евангелист Матфей тоже приводит пророчества о Христе, которые исполняются. Но здесь, в 39 стихе звучит новая тема. В XIII главе, апостол говорит: во всем, в чем не смогли оправдаться законом, оправдываемся Христом. Закон не смог спасти, спасает Христос. Это одна из самых важных тем апостола Павла. В послании третьего миссионерского путешествия, к Галатам – об этом. С одной сторон, проповедь похожа на проповедь Стефана и Петра, с другой стороны, появляется новая тема – оправдания во Христе. Результат – эту проповедь слушают скоре язычники, чем иудеи.

XVII глава – проповедь в Ареопаге. Павел приходит в Афины и в Ареопаге беседует. На сей раз апостол говорит язычникам, поэтому естественно, он не употребляет никаких цитата из Священного Писания, не говорит никаких богословских терминов. Это было бы не понято теми, кто его слушает. Он говорит - на том языке, на котором говорили, употребляет здесь даже языческих поэтов. Павел начинает с того, что называется естественным богопознанием: вижу, вы во всем благочестивы, чтите неведомого Бога, Его то я вам и проповедую. Все произошли от единой крови, все виноваты, все нуждаются в Спасителе, а этого Спасителя я вам и проповедую. Он подводит так своих слушателей, ни разу не называя имени Христа, а приводит их к тому, что проповедовал Того, через Которого будет спасение, мужа, установленного Богом. Языческие слушатели слушают, со всем соглашаются до тех пор, пока речь не заходит о Воскресении. Как только он заговорил о воскресении – это не вмещается в языческую душу. «В следующий раз тебя послушаем» - говорят. Здесь важна особая манера проповеди. К язычникам апостол обращается на языке язычников, но умудряется догматические истины высказать. О том, что весь род человеческий произошел от единой крови – это важно.

Третья речь в Мелите: апостол Павел проповедует пресвитерам, которым говорит: вас Дух Святой поставил блюстителями. Как евреям им не нужно утверждать, что Иисус есть Христос. Как язычникам, им не нужно говорить о естественном богопознании – он говорит, как с христианами, о завершении своей проповеди, о том, что Церковь основана на крови Христовой, предсказывает волков хищных, которые войдут в Церковь после его отшествия. Три речи – три разных манеры говорения. Апостол Павел сам великолепно описал и подвел итог в I Послании к Коринфянам: с язычниками я был как язычник, с беззаконными как беззаконный, с иудеями как иудей, чтобы приобрести хотя бы немногих. Он строит свою речь исходя из особенностей аудитории. Апостол Павел великолепный ритор, учитывающий особенности той аудитории, которой он говорит.

Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям - вот 14 Павловых посланий.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...