Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ирландский героический эпос



Наиболее древний из средневековых европейских эпосов – кельтский героический эпос, – включает ирландские саги о Кухулине, мифологические песни “Старшей Эдды” и англосаксонский эпос “Беовульф”.

Ирландский героический эпос складывался между III и IV веками, поэтому в нем сохранились черты родового строя – непререкаемый авторитет вождей, культ племенных богов (тотемов), элементы матриархата, некоторое варварство в поведении героев. Поэтическим творчеством занимались жрецы – друиды, – из которых впоследствие выделились профессиональные певцы: создатели и исполнители эпических песен назывались филидами, лирических – бардами.

Первый известный нам свод ирландских песен был создан племенем уладов, и называется соответственно – Уладским циклом. Главным героем эпоса является Кухулин, племянник эпического короля Конхобара, сын его сестры Дехтире и бога света Луга. Еще в детстве он убил пса кузнеца Куланна, за что прослужил у него 3 года сторожем, отсюда его прозвище Ку Xулайн (пес Куланна). Кухулин – идеализированный герой, имеющий, однако 3 недостатка: “слишком молод, слишком. смел, слишком прекрасен”. По решению старейшин он отправляется искать невесту, оказывается в Шотландии, знакомится с тремя богатыршами, из которых одна рождает ему сына Конлайха. В 17 лет он совершает подвиг: один уничтожает всю армию врагов, которых заклинаниями заставляет вброд, по одному, переходить реку и за три месяца, пока его соплеменники спали – перебил всех. Описание образа Кухулина изобилует сказочными элементами, от него исходит нестерпимый жар, глаза перемещаются, волосы источают кровь, он становится пяткой на копье и т.д.

В 1643 году исландский епископ Снорри Свейнсон обнаружил сборник текстов, позднее названный “Королевским кодексом”, эти тексты были присоединены к уже известной тогда “Эдде” Стурлусона. Так возникла “ Старшая Эдда ”, а сборник Стурлусона стал называться “ Младшей Эддой ”. Значение слова “эдда” неизвестно.

В скандинавском эпосе отражены антропоморфические языческие представления о мире, состоящем из 3 частей, это: Мидгард – “срединная земля”, населенная людьми, Валгалла – обиталище богов и воинов, погибших на поле брани, и Нифльгейм – подземное царство мертвых. В “Младшей Эдде” перечислены 12 богов скандинавского пантеона, главным из которых были Один (в германском эпосе – Вотан), Тюр (бог неба), Тор (бог войны), Фригг (жена Одина, богиня брака и любви) и др.

Англосаксонский героический эпос “Беовульф” дошел до нас в уникальной рукописи X века”, хранящейся в Британском национальном музее. Англосаксы – это германские племена, жившие с V века на Британских островах. Певцы и исполнители их эпических песен назывались глеоманами или скопами. “Беовульф” не является “ национальным” эпосом, т.к., хоть и написан на древнеанглийском языке – описанные в нем события происходят в Дании (первая часть поэмы), и в Южной Швеции (вторая часть), поэтому можно предположить, что в основу поэму легли древние общегерманские древние мифы.

Время создания эпоса и авторство – неизвестны. Событийный план, вероятно, относится к VII-VIII векам, узнаваемых исторических личностей в нем нет.

В первой части поэмы рассказывается о том, что в пиршественный зал (Палату Оленя) датского короля (конунга) Хротгарта, стал совершать нападения Грендель, страшное чудовище, похищавшее воинов. Отважный рыцарь Беовульф пришел на помощь Хротгарту и, когда Грендель в очередной раз напал на воинов, Беовульф схватил его за лапу и сжал так сильно, что оторвал ее:

“…уйти в болота, зарыться в тину хотело чудище, затем что чуяло как слабнет лапа в железной хватке рук богатырских… Неисцелимая в плече нечистого кровоточащая зияла язва – сустав разъялся, лопнули жилы, стяжал в сражении победу Беовульф, а Грендель бегством в нору болотную упасся, гибнущий…земная жизнь его уже кончилась…”

Хротгарт вознаградил Беовульфа, но мать Гренделя решила отомстить за гибель своего сына. Беовульф принимает вызов, спускается в ее подводную пещеру и завладевает волшебным мечом:

“Тогда он увидел среди сокровищ орудие славное, меч победный, во многих битвах он был испытан… ухватился герой за черен…сплеча ударил и снес ей голову, шею рассекши, разбив хребтину, пронзило лезвие плоть зломерзностную. Тварь издохла, клинок окровавился, герой возрадовался. И тут победный меч изнутри озарился светом – так ранним утром горит на тверди свеча небесная…”

Беовульф находит уже издохшего Гренделя и отрубает ему голову, но сохранить волшебный меч ему не удается:

“… Смоченный в крови зломерзких, клинок, как льдышка, в руках стал таять – то было чудо… в путь обратный он, невредимый чудищеборец, пустился в пучинах…”

Воины Хродгара, не последовавшие за Беовульфом и ожидавшие исхода битвы на берегу, увидели покрывшиеся кровавой пеной волны и решили, что герой убит, но он появился и ему стали возносить славу и дары, которые он, вернувшись на родину, передал своему сюзерену, королю гаутов Хигелаку.

Действие второй части поэмы начинается с рассказа о том, что после смерти короля, гаутами 50 лет мудро и справедливо правил Беовульф. Но один из гаутов украл в горах сокровища, охраняемые драконом, который стал мстить людям: убивать и огнем уничтожать их жилища. Престарелому Беовульфу приходится защищать свой народ, он вступает в поединок с огнедышащим драконом. Только один из его дружинников, доблестный Виглаф, отважился помочь своему сюзерену. Его обращение к трусливым вассалам предвосхищает рассуждения героя французского эпоса Роланда о вассальской верности. Виглаф говорит:

“Бог свидетель, уж лучше мне в пламени навеки сгинуть, владыку спасая, чем ждать в укрытье! Бесчестно было бы нам, щитоносцам, вспять обратиться, не испытавши врага железом, не встав на сторону правителя ведеров. Не должным образом ему мы платим за прежние милости, коль скоро конунг, покинутый гаутами, гибнет в битве! Да будет щит мой и меч в сражении ему подспорьем!”

Беовульф побеждает дракона, но сам умирает от смертельной раны.

Два своих первых подвига Беовульф совершает, фактически, ради спасения не своего народа, однако он может считаться национальным героем, поскольку его третий подвиг совершен за спасение родного племени. Он воплощает в себе идеальные черты эпического героя: физическую мощь, несокрушимое мужество, нравственность, способность противостоять любым опасностям, рискуя жизнью. Интересно решается в поэме тема судьбы: с одной стороны подчеркивается, что

“не властен смертный спастись от смерти, ему, гонимому, Судьбой открыта одна дорога – в приют, готовый принять земное души вместилище на ложе смерти, где сон последний – отдохновение от буйного пиршества.”,

С другой стороны – фатализм опровергается уверенностью, что сильный, не знающий страха, может противостоять смерти:

“Судьба от смерти того спасает, кто сам бесстрашен”.

Имя Беовульф переводится как Пчелиный Волк, т.е. медведь. Поэтому Беовульф побеждает своих врагов врукопашную, не прибегая к помощи оружия. Но в этом языческом герое уже угадываются черты христианского культурного героя, например, Змееборца Георгия Победоносца. Видимо, более поздняя редакция переписчиков эпоса “подогнала” языческие представления к христианским стандартам.

Много в поэме метафор (кенингов). Например, для обозначения корабля – “Конь Морской”, “Древо моря”, “Широкоребрый”, “Дерево Плаваний”, моря – “Дорога Китов”, “Лебединая дорога”, меча – “Луч сражений” и т.д.

Древняя традиция одновременного сочинения и исполнения произведения, отраженная в описании Гомером Демодока, певшего о странствиях Одиссея, отражена и в “Беовульфе”:

“…И приближенный, любимец Конунга, славославный знаток многопамятливый, сохранитель преданий старопрежних лет, он, по-своему сопрягая слова, начал речь – восхваление Беовульфа: сочетая созвучья в искусный лад, он вплетал в песнопение повесть новую, неизвестную людям поведывал быль…”





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...