Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекций по истории западноевропейской литературы Средневековья



Н.М. Хачатрян

(Предназначены для студентов Ш курса)

1. Средневековая литература, национальные эпосы

Средневековье – один из самых продолжительных периодов в истории западноевропейской литературы, сопоставимый только с античностью. После крушения Римской империи на территории Западной Европы началось великое переселение народов, приведшее к созданию новых христианских государств, осваивающих освободившееся политическое и культурное пространство.

Принято считать, что средневековье уничтожило древнюю цивилизацию, философию, политику и юриспруденцию, и единственным ее заимствованием от погибшего древнего мира было христианство. Кроме того, существует устойчивое представление об этой эпохе как о мрачном периоде истории, в котором безраздельно властвовала церковь, подчинявшая своему влиянию все области человеческой деятельности. Однако для адекватной оценки культуры европейского средневековья необходимо учитывать три важнейших момента:

1. несмотря на общепринятое мнение, разрыв культурной преемственности между античностью и средневековьем не был полным и катастрофичным;

2. влияние церкви на становление новой, христианской по своему духу цивилизации, в частности, на образование и искусство имело не только отрицательное, но и положительное воздействие;

3. искусство и литература средних веков в разных странах и на разных этапах исторического развития неоднородны.

Источниками средневековой литературы являются:

традиции национального фольклора,

наследие античности,

христианское мировоззрение

В IX-X веках территория западноевропейских стран была малолюдна, население расселялось на плодородных землях, в основном вокруг сохранившихся с античных времен городов Средиземноморья, где, с течением времени, стали строиться христианские храмы, дворцы государей и их баронов, сохранялись и переписывались книги. Книга почиталась не только как материальная, но и духовная ценность, поскольку несла в себе Божественный глагол. Люди вели натуральное хозяйство, которое постепенно, благодаря торговле, стало приобретать все более открытый характер и обмен товарами привел к обмену духовными ценностями.

Столицей нового христианского мира стал «новый Рим» – Аахен, в котором правил легендарный король Карл Великий – фигура действительно мощная и масштабная. Органичным метаязыком средневековья и универсальным способом самовыражения была архитектура. Центральным, написанным на этом языке культурным текстом 1000-го года считалась, несомненно, Аахенская капелла, базилика (круглая церковь), совмещающая в себе квадрат, восьмиугольник и круг, постепенно переходящие друг в друга как символ восхождения от телесного к духовному, от земного к небесному. Во время молитв внизу располагался в строгом иерархическом порядке весь императорский двор, на втором этаже (один!) молился сам император, помазанник Бога на земле. Наследник Карла Великого, Оттон Ш велел вскрыть саркофаг своего предшественника, снял с шеи скелета золотой крест и повесил его на себя. Этот кощунственный исторический жест означал многое: европейские короли принимали на себя божественную благодать своего великого предка.

Феодализм, как общественная формация, отражал характер общественных отношений. Символом феодальной власти был замок, представлявший собой сначала земляную, потом деревянную, а в дальнейшем и каменную крепость. Владельцу замка – сеньору, или сюзерену служили воины, называвшиеся его вассалами (буквально – “малыми ребятами”). За это они получали пропитание и определнные социальные привилегии. Культ воинской отваги в рыцарской среде поддерживался турнирами и военными походами, часто напоминавшие разбойничьи набеги. При этом в выработавшемся кодексе рыцарской чести самым основным стало представление о чести, ценимой дороже жизни.

Великую роль в передаче на Запад традиций античности играла Византия. Западные монархи женились на византийских принцессах, приглашали ученых византийских монахов. В условиях разноплеменного населения Европы единственным понятным всем языком была латынь, которую, для укрепеления своей власти, использовало западное крыло христианства в лице римской католической церкви Естественно, латынь стала и языком ку.льтуры и межнационального общения. Преподавание в европейских университетах велось на ученой латыни, что делало возможным обучение представителей разных народов. Легенда гласит, что сам Карл Великий вставал глубокой ночью для занятий латинской грамотой.

Конечно, произведения античных авторов сохранялись и допускались лишь в той мере, какую определяла церковь, однако, несмотря на неприятие языческой культуры, латынь изучалась на материале произведений великих римлян: Вергилия, Сенеки, Боэция, Овидия и др. Частная и общественная жизнь также контролировалась церковью, подчинялась установленным ею обрядам. Укреплению церковной власти служили тщательно продуманные, яркие театрализованные религиозные ритуалы. Особенно грандиозным был спектакль, завершаемый в день Пасхи инсценировкой воскресения Иисуса Христа.

Главенствующую роль играла церковь и в деле образования. Церковные и монастырские школы, равно как и университеты, давали знания не противоречащие вере, а подтверждающие ее. Система изучаемых семи дисциплин назывался ARTES LIBERALES и состоял из двух циклов:

первый – тривиум, включал в себя грамматику, риторику и диалектику (формальная логика),

второй – квадривиум,– арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Изучение дисциплин имело преимущественно прикладной характер. Без грамматики, риторики и диалектики невозможно было бы переписывать церковные книги, сочинять молитвы, читать проповеди, строить церкви. Романская базилика, спроектированная по преданию, не без участия Петра и Павла, синтезировала в себе искусство псалмопения и сложные арифметические выкладки. При этом цифры и геометрические фигуры имели символическое сакральное значение: 1 – адресует нас к единому Богу; 2- к Иисусу Христу, соединившему в себе две сущности богочеловеку, 3 – к Троице, 4 – к четырем сторонам света, четырем рекам в Раю, четырем стихиям, четырем Евангелистам, четырем главным добродетелям, четырем концам креста и т.д. За квадратом и кругом скрывались Рай потерянный и Рай будущий…

Религиозными идеями мироустройства пронизана и пришедшая на смену базилики готическая архитектура, в которой все части связаны принципом господства и подчинения. Громада готического собора всем своим лесом колонн и пилястр устремляется в едином могучем порыве к небу и в то же время каждый уголок собора, каждый витраж, каждая башенка, каждая деталь является сама по себе чем-то законченным.

Самой престижной наука была теология, непререкаемый арбитр в философии, этике, эстетике, политике, юриспруденции. Наконец, церковь руководила и эстетической жизнью общества, все виды искусства – архитектура и живопись, скульптура и музыка были проникнуты религиозными идеями и сюжетами. Театр и литература культивировали специфические церковные жанры: мистерию, миракль, духовные стихи, парафразы псалмов и библейских сказаний.

С другой стороны, под влиянием светской жизни в культуру средневековья проникали и далекие от религиозного аскетизма мотивы, основанные на традициях устного народного творчества и наследия античности. Выдающимся созданием средневековой народной культуры является эпос.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 800 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...