Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллинистическое искусство 6 страница



Новая религия, призывавшая к по­корности и «непротивлению злу», бы­ла основана не на образах, как ан­тичная, а на символах. Образы по­степенно теряют значимость и сохра­няют смысл лишь постольку, посколь­ку они имеют отношение к религиоз­ной идее. Так, голубь — это символ души, чаша с водой — символ источ­ника жизни, птичка, пьющая из ча­ши,— символ потустороннего блажен­ства. Предпосылки такого подхода к искусству были видны уже давно, и весьма отчетливо,— с эпохи Адриана. Закончив краткий экскурс в исто­рию римского искусства, вернемся мысленно к его началу. Был малень­кий сельский поселок — стал город с миллионным населением. Был постро­енный этрусками храм на Капито­лии — стал Пантеон. Была капито­лийская волчица — стал колосс Кон­стантина. Какой огромный и трудный путь! Не случайно крылатое изречение «Через тернии к звездам» принадле­жит римлянам.

Для современников Рим был сим­волом высшей культуры. У позднего автора Аммиана Марцеллина сохра­нилась запись о том, как в середине 4 века н. э. столицу империи посетил никогда не видавший ее император Констанций II, сын Константина. Придя на Форум Траяна, он «остолбенел от изумления, обводя взором гигант­ские творения, которые словами опи­сать невозможно и которые никогда не будут созданы еще раз смертными людьми». Но Рим был создан не бо­гами. Он переворачивал в людях пред­ставление о них самих, вселяя веру в могущество их рук, воображения и разума.

По отношению к греческому, искус­ство Рима представляет новую сту­пень. Это и новый уровень жизни, и новые формы ее, и новое ее про­странство — огромное и необъятное. Они породили искусство сложное и противоречивое. Гармония природы и общества, человека и мира, духа и тела в ее греческом варианте была уже невозможна. Везде наметился, хотя и не совершился окончательно (что произойдет в средневековье), разрыв этих начал. Но римляне, имея перед глазами греческий эталон, постоянно стремились и свою действи­тельность облекать в рамки гармонии.

Мы многим обязаны античности. Ее дух, по словам Гоголя, незримо ре­ющий над миром, продолжает жить в византийских мозаиках и средневеко­вых соборах, в полотнах Рафаэля и скульптурах Микеланджело, в двор­цах Палладио и статуях Бернини, в стихах Пушкина и Блока, в прозе Гоголя, в рисунках Пикассо.

Сейчас мы знаем об античности да­леко не все: многое утрачено, многое разрушено, многое пока не можем по-настоящему понять. Поиск истины на этом пути продолжается. В одном письме Сенека писал своему другу Луцилию: «Вслед придут многие ты­сячи лет, многие сотни поколений, гляди на них! Даже если всем, кто живет в одно время с тобою, зависть велит молчать, придут другие и будут судить без ненависти и без пристра­стия».





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...