Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение святых отцов о тесном пути 7 страница



“Обвинение самих себя, а не кого другого, в случающихся с нами скорбях доставляет нам ве­ликое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние. Тем более мы долж­ны так поступать, что ничего не совершается с нами без Промысла Божия. Если кто по правде достоин спокойствия, то Бог известит Сарацынскому сердцу сотворить милость с ним соответ­ственно нужде его. Если же кто недостоин успо­коения, или оно неполезно ему, то он не найдет его, хотя бы сотворил и новое небо, и новую зем­лю. При всяком приключении, встречающемся с нами, мы должны взирать горе. Сделают ли нам добро, пострадаем ли зло, мы должны устремлять душевных очи горе и благодарить Бога за все, слу­чающееся с нами, держась постоянно самоукорения; По наставлению отцов, мы должны гово­рить, если случится с нами что доброе: “Это слу­чилось по смотрению Божию”. Если же случится что злое, должны говорить: “Это случилось за гре­хи наши. Поистине, все скорби, которые мы пре­терпеваем, претерпеваем за грехи наши”571.

“Будем трезвиться, братия, и при содействии Божием усильно бороться против всепагубной страсти памятозлобия, чтоб избавиться от обла­дания ею. Бывает следующее: при возникшем смущении или неудовольствии между братиями, брат поклонится брату, но и по поклонении про­должает скорбеть и питать неприязненные по­мышления против брата. Он не должен пренеб­речь такими помышлениями, но отвергнуть их как можно скорее: это — памятозлобие. Требу­ется особенное внимание, чтоб не закоснеть в нем и не погибнуть. Отсекайте страсти, доколе они юны, прежде нежели они укоренятся в вас, окрепнут и начнут насильно властвовать над вами. Тогда придется вам много пострадать, ис­торгая их: иное дело вырвать из земли былинку, и иное — искоренить большое древо”.

“Воздать злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает о себе, что он не воздает злом за зло На деле; но оказывается, что он воздает словом или видом: он принимает

такой вид, делает такое движение, бросает такой взгляд, которые смущают и уязвляют брата. В этом — воздаяние злом за зло. Другой старается не воздавать злом за зло ни при посредстве дела, ни при посредстве слова или вида, или движения, но питает в сердце скорбь на брата, питает огор­чение, которое имеет характер также памятоз­лобия. Видите, какое различие настроений!”

“Опять иной не сохраняет Даже никакой скор­би на брата в сердце. Если же услышит, что кто-нибудь оскорбил этого брата, или что сделан ему выговор, или что уничижили его, то, слыша это, он не престает радоваться. Оказывается, что та­ким образом он воздает злом за зло в тайне серд­ца своего. Другой не питает злобы в сердце, так­же не радуется, слыша о уничижении оскор­бившего, даже сетует, если нанесут оскорбивше­му оскорбление, но и не радуется его благополу­чию: если увидит, что его прославляют или успо­каивают, то скорбит. И это вид памятозлобия: он легче вышеисчисленных, но принадлежит к ним. Каждый из вас должен радоваться благополучию брата, содействовать по силе этому благополу­чию, делать все, зависящее от него, к угождению и успокоению брата”.

“Каким средством можно получить исцеление от памятозлобия? Молясь от всего сердца о оскорбившем и говоря: “Боже! Помоги брату и мне молитв ради его”. Таким образом, страждущий памятозлобием, во-первых, молится за брата сво­его, что служит знамением милования и любви, во-вторых, смиряется пред братом, прося себе помощи ради молитв его. Где присутствуют ми­лость, любовь и смирение, возмогут ли там раз­виться ярость, или памятозлобие, или какая дру­гая страсть? Справедливо сказал авва Зосима: “Если диавол, пригласив к содействию себе всех демонов, приведет в действие все ухищрения зло­бы своей, то от смирения заповеди Христовой упразднится и сокрушится коварство его, како­во бы оно ни было”. И другой старец сказал: “Мо­лящийся за врага будет непамятозлобен”. Вник­нув основательно в то, что слышите, исполняйте на деле. Говорю истину: если не будете исполнять на деле, то не возможете научиться от одного слы­шания слов. Кто, желая научиться какому -либо художеству, научается ему от одного объяснения словами? Непременно он принимается за самое упражнение в деле; сперва упражнение его со­пряжено с погрешностями: он и делает, и пор­тит свое дело; но постоянно трудясь и терпя, Алало-помалу научается художеству, при помощи Бога, презирающего на труд и произволение его. Мы же, не принимаясь за дело, хотим изучить ху­дожество, превысшее всех художеств, от одного слышания? Возможно ли это? Братия! Доколе имеем время, будем внимать себе и трудиться тщательно”572.

“Настоятель братии! Пекись о них с сокру­шенным сердцем, исполненным благости и ми­лости, наставляя их добродетели делом и словом, а более делом, потому что пример действитель­ней слов. Если имеешь достаточные телесные силы, будь образцом для братства в телесных тру­дах: если же ты немощен, то действуй на него благим душевным устроением и плодами Духа, исчисляемыми апостолом: любовью, долготерпе­нием, радостию, миром, благостию, милосерди­ем, верою, кротостию и воздержанием от всех страстей (Гал. 5:22,23). По причине случающих­ся проступков не тревожься излишне, но без сму­щения объясняй вред, происходящий от про­ступка. Если окажется нужным подвергнуть вы­говору или наказанию, то обращай внимание на лице и выбирай удобное время. Не очень истязывай за малые согрешения, как бы праведник, чуждый всякой погрешности. Не обличай часто: это обременительно; привычка выслушивать ча­стые обличения приводят обличаемого в ожесточение и небрежение. Не повелевай властитель­ски, но предлагай со смирением, как бы советуясь с братом: такое слово принимается удобней, более располагает к повиновению и благоприят­но действует на ближнего”.

“Во время смущения, когда брат окажет тебе сопротивление, удержи язык твой, чтоб не ска­зать ему чего с гневом; не допусти сердцу твоему вознестись на него: вспомни, что он — брат твой, член одного с тобою тела о Христе, образ Божий, искушаемый от общего врага; умилосердись над ним, чтоб диавол не уязвил его твоею яростию и, пленив, не умертвил памятозлобием, чтоб не по­гибла от нерассмотрительности нашей душа, за которую умер Христос. Вспомни, что и ты, если разгневаешься, подлежишь осуждению за гнев; сознавая собственную свою немощь, окажи со­страдание брату твоему и благодари Бога за то, что Он преподал тебе случай простить брата тво­его, и тем получить прощение в твоих согреше­ниях, более важных и более многочисленных, не­жели согрешения брата. Отпущайте, и отпустится вам (Лк. 6:37), сказал Господь. Не пред­ставляется ли тебе, что долготерпение твое по­служит причиною повреждения для брата? Но апостол заповедует побуждать благим злое, а не злым благое (Рим. 19:21). И отцы говорят: “Де­лая вразумление ближнему, если сам увлечешь­ся гневом, то этим ты удовлетворишь только сво­ей страсти”. Никто из благоразумных не разоряет собственного дома, чтоб построить дом ближ­него. Если смущение будет продолжаться, то удержи сердце твое в пределах кротости насиль­но и помолись так: “Боже милосердый и челове­колюбивый! Ты, по неизреченной благости Тво­ей, сотворил нас из ничего для наслаждения Тво­ими благами! Ты воззвал нас к Себе кровью еди­нородного Сына Твоего, Спасителя нашего, ког­да мы отпали от Тебя преступлением заповеди Твоей! И ныне прииди и помоги немощи нашей, запрети возмущению сердец наших, как неког­да ты запретил волнующемуся морю, чтоб оба мы в один час не лишились усыновления Тебе, буду­чи умерщвлены грехом, чтоб Ты не сказал нам: кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во нетление? (Пс, 29:10). Аминь глаголю вам, не ве.м I вас, потому что светильники ваши угасли от не­достатка елея” (Мф. 25:12). После этой молитвы, когда укротится сердце, уже возможешь разум­но и со смирением, по наставлению апостола (Гал. 6:12; 1 Тим. 4:2), обличить, вразумить, исцелить и исправить с милованием, как свой немоществующий член. Тогда и брат, поняв свое ожесточе­ние, примет исправление с доверенностью: ты умиротворишь сердце его твоим миром. Ничто да не разлучит тебя от святой Христовой заповеди: научитеся от Мене, яко кроток есмь и сми­рен сердцем (Мф. 11:29). Прежде и более всего должно заботиться о мирном устроении души и никак не допущать сердце до смущения, ни под мнимо справедливыми предлогами, ни ради за­поведи. Да ведаем достоверно, что именно для до­стижения любви и чистоты сердца мы стараем­ся со всевозможным тщанием исполнять запо­веди. Управляя так братиею, и ты услышишь Бо­жественное определение, возвещающее: аще из-ведеши честное от недостойного, яко уста Моя ^еш^(Иер.15:19)573.

Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника:

“Прежде всего мы нуждаемся в смиренномуд­рии. Слово “прости” да будет у нас непрестанно готовым в ответ на всякое неприятное слово, на всякий неприятный поступок относительно нас. Смиренномудрием расторгаются все сети супо­стата нашего, диавола,..”574

“Не вменяй себя за нечто в каком бы то ни было деле, и пребудут несмущенными помыслы твои”575.

“Добродетели рождаются от нелюбопрительности, от злострадания, от смирения, от посто­янного отсечения своей воли в духовном разуме, от неповиновения оправданию своему, от вни­мания, непрестанно обращенного на грехи свои”576.

“Если погрешишь в чем-либо, не прикрывай погрешности ложью. Положи поклон, скажи: "Прости меня". Этим изгладится погрешность”577.

“Если кто скажет тебе жестокое слово, то не попусти сердцу твоему вознестись на брата. При­нудь себя поклониться оскорбившему, прежде нежели воздействует в тебе гнев. Гневу предше­ствует уничижение ближнего”578.

“Если тебя укорят в чем-либо, то ты не попу­сти себя разгорячиться на оскорбившего. Не вхо­дя в рассмотрение, правильно ли или неправиль­но сделанное обличение, поклонись укоривше­му, говоря: "Прости меня". Такое поведение при­водит юного в преуспеяние579.

/ “Если пожелаешь чего-либо, а живущий брат не хочет этого, отсеки пред братом волю твою, чтоб не возникло между вами спора и чтоб брат твой не оскорбился на тебя”580.

“Если брат, пришедши к тебе в келию, начнет произносить неполезные слова, останови его. Скажи ему с любовью: "Прости меня! Я немо­щен и не могу выносить таких слов"”581.

“Если услышишь о погрешности брата твое­го, не передай такого сведения кому-либо другому: таким поступком нанесешь смертельную язву душе твоей”

“Если кто в присутствии твоем начнет пори­цать брата, то не промолчи пред порицателем, не устыдись его, не согласись с ним, не согреши пред Богом. Со смирением скажи порицателю:

"Брат, прости меня: и я грешник, достойный вся­кого сожаления. Тот порок, о котором говоришь, принадлежит мне, и я не могу выслушивать об­личение в нем"”583.

“Если брат сделает тебе зло, и кто-либо в при­сутствии твоем, начнет злословить его — озаботь­ся охранить сердце твое, чтоб не возобновилось в нем чувство злобы на брата. Вспомни множе­ство согрешений твоих пред Богом, и, если хо­чешь, чтоб они простились тебе, не воздай злом за зло ближнему твоему”584.

“Если услышишь, что брат отнесся о тебе худо и после этого встретишься с ним где-либо, или он придет к тебе, прими его благосклонно, с ра­достным приветствием и видом. Не скажи ему того, что слышал о нем, не спроси его: "Зачем го­ворил ты то и то?" Написано в притчах: помня­щий бвзчестия, законопреступен” (Притч. 12: 16)585.

“Безмолвствуя в келий, если вспомнишь о ком-либо, сделавшем тебе зло, то встань и помолись

от всего сердца Богу, чтоб Бог простил сделавше­му зло, и помысл мести отойдет от тебя”586.

“Безмолвствуя в келий, если впадешь в болезнь, не впади в малодушие, но благодари Бога. Если увидишь, что по причине болезни смущение вкрадывается в душу твою, то скажи ей в увеща­ние и утешение: "Эта болезнь полезнее той бо­лезни, которая ожидает тебя в геенне и в кото­рую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении". От такого размышления умолкнет в тебе смущение”587.

“Внимай прилежно, чтоб, приступая к прича­щению Святым Тайнам, не иметь злобы, на бра­та твоего: иначе нанесешь вред сам себе”588.

“Если брат, увлекшись малодушием, скажет тебе грубое слово, перенеси его с радостию. Ис­следовав помыслы твои на суде Божием, найдешь, что ты подал повод твоим согрешением к оскор­блению тебя”589.

“Если кто порицает и уничижает брата своего в присутствии твоем, то не дозволь себе внимать словам злоречия. Иначе постигнет и тебя непри­ятность”590.

“Не питай в сердце твоем злобы ни на кого. Иначе все труды твои о благочестии будут тщет­ны”591.

“Да будет сердце твое чисто и благосклонно по отношению ко всем, и узришь в себе мир Божии”-"".

“Яд скорпиона разливается по всему телу и повреждает самое сердце того, кто ужален скор­пионом: таково действие злобы на ближнего. Ядом ее уязвляется душа; лукавая злоба губит за­раженного ею. Желающий сохранить подвиг и добродетель свою от конечного повреждения, старается скорее отразить от себя скорпиона — злобу и лукавство”593.

“Три добродетели сообщают непрестанно свет уму — невидение злобы ни в одном человеке, бла­готворение нанесшим обиды, перенесение по­стигающих скорбей без смущения”594.

“От этих трех добродетелей рождаются три большие: невидение злобы человеческой рожда­ет любовь; от благотворения делающим зло стя-жавается мир; невозмущенным терпением по­пускаемых скорбей доставляется кротость”595.

“Четыре добродетели ограждают душу и дос­тавляют ей отдохновение от смущения, произ­водимого врагами — демонами: милость, безгне-вие, долготерпение и забвение обид”596.

“Четыре порока помрачают душу — ненависть к ближнему, уничижение ближних, зависть и ропот”597.

“По четырем причинам усиливается в челове­ке страсть гнева: от расположения принимать подаяние и раздавать его, от последования своей воле, от желания учить других, от признания себя разумным”598.

“Если кто укорит тебя за что-либо, сделанное или не сделанное тобою и ты промолчишь, то по­ступишь сообразно естеству Иисуса. Если же нач­нешь возражать, говоря: "Что я сделал?" — то по­ступишь уже не в свойствах этого естества. Если же воздашь равным за равное, то это уже будет вполне противоположно естеству Иисуса”599.

“Приобучи язык твой говорить "Прости ме­ня", и вселится в тебя смирение”600.

“Бог показал святому апостолу Петру, что ни одного человека не должно признавать скверным или нечистым” (Деян. 10:15)601.

“Чье сердце стяжало святость, тот видит всех человеков святыми. Чье сердце погрязло в страс­тях, тот не почитает чистым никого. Он мнит, что все подобны ему; он ощущает немедленно неудо­вольствие в сердце своем, когда при нем отне­сутся о ком-либо одобрительно. На этом основа­нии остерегайтесь порицать кого бы то ни было ни явно, ни в сердце”602.

“Чем нерадивее жительство человека, тем сильнее в нем самомнение, и признает он себя В сердце своем другом Божиим. Когда же он вступит в/подвиг, и освободится от страстей, тогда не дерзает возвести очей на небо”603.

“Во всяком подвиге, во всякой скорби мы не должны предаваться унынию и расслаблению. Потрудимся от всей души, и, верую, Бог сопри­числит нас сонму святых Своих”604.

“Необходимо, чтоб человек издавал обильные молитвы пред Богом с великим смирением по душе и по телу, чтоб ни к какому делу его не при­мешивалось тщеславное мнение о себе, чтоб он не соглашался о приносимыми ему похвалами че­ловеческими, чтоб не оскорблялся людским по­ношением, чтоб умиротворял сердце — в отно­шении к порицающим — воспоминанием гре­хов своих”605.

“Не дозволь устам твоим извергнуть горькое слово о порицателях твоих, ниже пред возлюб­ленными твоими”606.

“Не порицай и не хвали никого607. (То и дру­гое — суд, воспрещенный Богом (Лк. 6:36), и вы­ражение превозношения над ближним)”.

“Будем тщательно рассматривать себя, чтоб не иметь ненависти или вражды, при которых бла-гоугождение Богу невозможно”608.

“Кто постоянно размышляет о последнем дне жизни своей и о тех казнях, которым должен подвергнуться за грехи свои, тому не приходит на мысль осуждение других. Болезненным ожи­данием вечных мук снедается сердце его. Томле­ния адские предстоят взорам ума его и не допус­кают развлекаться любопытством суетным. По­учение его растворено горестью. Нет слов у него для гордого наставления ближних, как бы жи­тельство их ни было нерадивым. Не заботится он о пище. Окажет ли ему кто милость, он не ощу­щает утешения от этой милости по причине глу­бокого сознания греховности своей. Подверг­шись поношению, он не отвечает с гневом. С тер­пением переносит обиды, признавая себя достой­ным их, смех не видится никогда на устах его. Ко­леблет он главою, произносит тяжкие стенания, вспоминая о том грозном судилище, пред кото­рое должен предстать. Если услышит суждение о чем-либо, не подает своего мнения, хорошо ли оно или худо; не привлекает оно к себе ни вни­мания его, ни слуха. Очи его источают обильно слезную воду, по причине тяжкой болезни, объемлющей сердце его. Если он — сын благо­родных родителей, тем более предается печали, потому что тем большее посрамление ожидает его на суде пред множеством зрителей, которым он известен. Созерцая уготованный престол суда, он не обращает внимания на то, кто между людь­ми добр и кто зол. Если содержатся с ним в темницё другие узники, он не входит ни в какое об­щение с ними, не вступает в рассуждение, что бы сказать и сделать в своё оправдание и избавле­ние: кайждо бо свое бремя понесет (Гал. 6:5). Ког­да влекут его на смертную казнь, мрачно лицо его, и глаза опущены к земле. Никто из челове-ков не дерзает замолвить слова в защиту его; каж­дый трепещет за себя; а он произносит исповедь и признание в соделанных согрешениях, призна­ет себя заслужившим осуждение и наказание”609.

“Стяжавшим смиренномудрие Бог открыва­ет грехи их, чтоб они познали их и покаялись в них. Если к смиренномудрию присоединится плач, то изгонятся из души седмь бесов, и доста-вится возможность души преуспевать при по­средстве подвигов и добродетелей ее. Пришед­шие в такое настроение не смущаются от поно­шений человеческих. Зрение грехов своих служит для них всеоружием. Оно сохраняет их от гнева и мстительности, доставляет силу претерпевать встречающиеся скорби. Какое оскорбление мо­жет прикоснуться их, когда они постоянно за­нимаются рассматриванием грехов своих пред лицем Божиим?”610

“Напротив того, если допустишь себе побе-диться, не понесешь слово ближнего твоего, но воздашь ему жестким словом, то воздвигнутся брани в сердце твоем. Они отнимут у тебя мир, напоминая слово, сказанное тебе, и принося со­жаление о том, что ты решился сказать вопреки. Размышление об этом будет мучить тебя: ты уб­лажишь отшельников, живущих наедине, и оже­сточится сердце твое к ближним как к неимею­щим любви”611.

“Постарайся приобрести терпение и любовь: терпением побеждается гнев, а любовью исце­лишься от печали. Моли Бога, чтоб Он даровал тебе эти добродетели. Любовь и долготерпение погашают гнев, движущийся противоестествен­но, оставляют естественное действие гнева, который тогда восстает против демонов. Имея в себе смиренномудрие и плач, всегда будешь сохранять мир с ближними”612.

“Кто ради Бога, для сохранения мира перенесет жестокие слова человека грубого и невежественного, тот наречется сыном мира. Он соделается способным привести в состояние взаим­ного мира дух, душу и тело свои. Когда эти три составные части человека вступят во взаимное со­гласие между собою, тогда прекратится действие всех, вооружающихся на закон ума, и разрушит­ся плотское мудрование. Пришедший в это со­стояние сын мира соделывается обителью Свя­того Духа, соделавшись предварительно принадлежностью Святого Духа, Который уже не отлу­чится от него”613.

“Смиренномудрием доставляется способ­ность переносить уничижения”614.

“Червь, точащий древо, губит его, злоба, пита­емая в сердце, отравляет его”615.

“Кто повергает душу свою пред Богом, тот по­лучает силу переносить несмущенно порицания. Слезы такого подвижника не оскверняются ни­какою примесью из побуждений человеческих”616.

“Оставление самоукорения приводит к остав­лению безгневия”617.

“Не питай вражды ни к какому человеку. Ина­че Бог не будет принимать молитвы твоей. Имей мир со всеми и стяжешь дерзновение в молитве”618.

“Не желай слышать о искушении, постигшем того человека, который оскорбил тебя, чтоб не совершить мести в сердце”619.

“Внимай себе: если совесть упрекает тебя в том, что брат твой скорбит на тебя, то не пре­небреги этим напоминанием совести, но покло­нись брату и смиренным голосом попроси у него прощения. Постарайся получить прощение”620.

“Остерегись: не будь жесток и суров к брату тво­ему. Все мы терпим насилие от врагов-демонов”621.

“Если борет тебя зависть, то вспомни, что все мы — члены Христовы. На этом основании честь

и бесчестие каждого из нас принадлежат вообще всем нам. Такое размышление успокоит тебя”622.

“Если помысл понуждает тебя сказать что-нибудь худое о брате твоем, то подумай, как опе­чалится брат, услышав твой отзыв о нем, как тебе стыдно будет встретиться с ним после этого. Та­ким размышлением возможешь удержать себя от злоречия”623.

“Если почувствуешь порочное желание уничи­жить брата, то вспомни, что за это Бог предаст тебя врагам твоим. Этим остановишь себя в на­чинании твоем”624.

“Господь сказал в Евангелии: аше отпушаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли же не отпушаете челове­ком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших Мф. (6:14). Страшно и грозно слово Господа! Если ты видишь, что сердце твое не ко всем чисто, то остерегись просить чего-либо у Бога. Ты выкажешь неуважение к Богу, когда, будучи грешником и питая в себе огорчение на подобного тебе человека, осмелишься просить Взирающего на сердца о прощении грехов тво­их. Молящийся в таком устроении не может мо­литься умною молитвою: он молится одними ус­тами, не разумея сам себя и не принадлежа себе”625.

“Желающий молиться истинною умною мо­литвою, действуемою Святым Духом в чистом сердце, должен, прежде нежели приступить к молитве, тщательно рассмотреть себя, не гнез­дится ли в душе его неприязнь к кому-либо. Если же движутся в нем и возмущают его ненависть и гнев и он молится в таком настроении, то лишь обольщает сам себя. Бог не внемлет ему, потому что ум его, волнуемый и расхищаемый страстью, не молится; мнящий молиться исполняет толь­ко по наружности обычное правило”626.

“Желающий принести чистую молитву дол­жен во-первых подвергнуть тщательному испы­танию ум свой и рассмотреть, не усвоил ли он себе помыслов злобных. Необходимо тебе про­стить ближнего и помиловать его, прежде неже­ли обратишься с прошением к Господу, чтоб Он помиловал тебя. Надо, чтоб ты забыл оскорбле­ния и обиды, нанесенные тебе ближним, преж­де нежели начнешь просить Господа, чтоб Он не помянул грехов твоих, в которые ты впал волею и неволею. Если не исполнишь этого, то будешь молиться тщетно. Бог не будет внимать тебе”627.

“Ты получишь прощение в грехах в той мере, в какой простишь ближним”628.

“Рассмотри сердце твое. Очистил ли ты его от памятозлобия в отношении ко всем человекам?

Бог — истина и требует служения Себе истиною, а не одними словами, произносимыми языком. И потому возделай сердце свое так, чтоб в нем изгладилось всякое памятование обид и оскорб­лений добровольным забвением их”629.

“Каждый человек сам себя приготовляет к ге­енне или разрешает от нее: ничего нет тверже воли, и она, по данной ей свободе, преклоняется или к жизни, или к смерти. Блаженны возлюбив^ шие вечную жизнь! Этою любовью они охраня­ются от преткновений”630.

“Должно подвизаться в труде и поте лица в глубине самого сердца против насилующих его помыслов памятозлобия, чтоб они не нанесли тяжкой язвы, исцеление которой будет очень зат­руднительным. Вспомоществует в этом подвиге постоянное созерцание грехов своих. Находясь в таком настроении, если узнаешь, что нанесено тебе оскорбление, удобней возможешь изгнать из души твоей всякое желание мести”.

“И страх геенны обуздывает насилуемого гне­вом, намеревающегося воздать каким-либо злом оскорбившему. Он говорит: “Несчастный! Ты умоляешь Бога о прощении грехов твоих, и даже до ныне долготерпит тебе Бог, не обличая грёхой твоих, а ты гневаешься на брата твоего и без ми­лосердия объявляешь грехи его. Знаешь ли, что явствует из этого? Из этого явствует, что ты на­ходишься еще во грехах твоих и не получил в них ни малейшего прощения”632.

“Если смягчится сердце твое и соделается чуж­дым злобы на ближнего, то получишь милость от Бога. Если ж лукавое сердце твое пребывает в ожесточении относительно ближних, то ведай, что ты еще не помянут Богом. Прости меня!”633

“Человек, не достигший первобытного непо­рочного естественного состояния по образцу Сына Божия, да признает свой подвиг еще не принесшим никакого плода”634.

“Каждый человек, принявший Святое Креще­ние, обязан распять все противоестественные лу­кавые влечения, которыми заразился Адам при падении, по причине которых он лишился святой славы, низвергся в поношение и срам вечные”635.

“Да подвизается ум мужественно! Да презрит и возненавидит все, что ценится высоко плотс­кими человеками! Да враждует враждою непри­миримою до конца жизни против всего суетно­го! Повергают в рабство греховное сынов Адама следующие вожди и предводители зла: тленный прибыток, земная слава и честь, наслаждение и нега тела, украшение себя одеждами и забота о телесном благообразии. Этим питаются чувствен­ность и сластолюбие, — те страсти, которые влил змей в уста Евы и по которым познаем себя, что мы — сыны Адама. Присутствие в нас страстей обличается лукавыми помыслами, кипящими в нас и соделывающими нас врагами Божиими”636.

“Блажен тот, кто со Христом распялся, умер, погребен и воскрес в естестве обновленном, кто последует святым стопам Иисуса. Сын Божий отделялся человеком, чтоб последователи Его упо­доблялись Ему смиренномудрием, нестяжанием, уничиженным положением в мире, перенесени­ем обид и поруганий, беспопечительностью о теле, пренебрежением наветами лукавых демо­нов. Кто, победив страсти, придет в это состоя­ние, тот — Христос, тот — сын Божий и брат Иисуса”637.

“Господь сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще не обратитеся, и будете, яко дети, не вни-дете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Какие дела дитяти? Дитя, когда наказывают его, плачет; с ра­дующимися оно радуется; если укорят его, оно не гневается; похвалами не превозносится; если предпочтут ему другого, оно не тревожится рев­ностью; если возьмут у него что-либо, принадле­жащее ему, оно не смущается; если оставят ему наследство, оно пребывает к этому равнодуш­ным; оно не судится ни с кем, не вступает ни в какие споры, не ненавидит никого из человеков. Дитя, находясь в нищете, не печалится об этом, находясь в богатстве, не превозносится; увидев женщину, не ощущает вожделения, сластолюбие и попечительность не обладают им; оно не осуж­дает никого, никем не владеет, никому не зави­дует, не хвалится тем, чего не знает; не насмеха­ется над ближним по причине его телесных не­достатков, не питает вражды ни к кому; не лицемерствует; не ищет мирских почестей, не соби­рает богатства, чуждо сребролюбия, дерзости, любопрительности; не учит других по страстно­му побуждению высокоумия; ни о чем не печет­ся; если снимут с него одежду, не скорбит об этом;

не последует собственной воле; не боится ни го­лода, ни злодеев, ни зверя, ни войны, ни гонения. Таковы и те, о которых сказал Господь наш Иисус Христос аминь, аминь глаголю вам: еще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Цар­ство Небесное”6^.

“Каких дел по свойству младенцев требует от нас Господь? Это объясняет апостол в следующих словах: отложило всяку злобу и всяку лесть, и лицемерие и зависть, и вся клеветы, яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спа­сение (1 Пет. 2:1). Понял ли, ты, брат, из этого значение слов Господа нашего Иисуса: аминь, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и буде­те яко дети, не внидете во Царство Небесное. Страшны эти слова, сказанные Господом с клят­венным подтверждением: аминь, аминь, то есть истинно, истинно глаголю вам. Сказавший эти слова Сам есть Истина. Бог, как говорит апостол, понеже ни едином имяше большим клятися, клятся Собою. Вникнем тщательно в эти слова и будем заботиться со страхом и трепетом, будем заботиться непрестанно о исполнении этих слов. Какое бы ни приблизилось искушение к душе на­шей, будем стараться о том, чтоб вспомнить сло­ва Господа, подтвержденные клятвою: а.мин, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и буде­те яко дети, не внидете в Царство Небесное. Слова эти да будут щитом для нас, сколько бы раз ни уязвил нас диавол стрелою злобы на ближ­него, сколько бы раз ни уязвил нас сам ближний или укоризною, или оболганием, или отречени­ем от послушания нам, хотя 6 это послушание и было обязанностью его. Слова Господа да будут для нас щитом, когда воздействует в нас лукавое огорчение, усиливаясь возбудить в нас злобное воспоминание о том, что сделано нам скорбного ближними, чтоб помрачить душу нашу гневом и ненавистью. Кто, приводя себе на память слова Господа, не убоится их? Кто мудрый, кто желающий спасти душу свою, кто, желающий избежать огня геенского, не извергнет из сердца своего вся­кое негодование против ближнего? Кто не извер­гнет из сердца; всякой ненависти, чтоб не быть извергнутым из Царства Небесного? Страшное и краткое определение произнесено Господом Иисусом; аминь, аминь глаголю вам: аще не об­ратится, и будете яко дети, не внидете в Цар­ство Небесное. Тяжким представляется это оп­ределение для последующих воле своего падше­го естества, для любящих мир, для не признаю­щих, что и ныне Святой Дух нисходит на избран­ных Божиих и исполняет их дарованиями Свои­ми. Дух, нисшедши на них, преподает им забве­ние всякого зла и вместе преподает им учение из Себя: Он преподает им кротость и заменяет ею гнев; Он преподает мир, которым заменяет враж- / ду; Он преподает смиренномудрие, которым за­меняется расположение к спорам и сварливос­ти; Он преподает любовь, заменяя ею ненависть;





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...