Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение святых отцов о тесном пути 8 страница



Он преподает долготерпение, заменяя им мало­душие. Получают такие качества те, которые удо­стоились возрождения”639.

“Тщательно внимай себе и утверждайся ве­рою, взирая очами ума на Господа нашего Иису­са Христа, Который, будучи Бог, имея неиспове­димую славу и величество, соделался человеком ради нас, и оставил нам. образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2:21). Он, зрак раба приим, смирил Себе (Флп. 2:7,8) неизреченно. Он явил­ся к нам в положении нищего и переносил рав­нодушно это состояние уничижения. Он претер­пел многие и тяжкие поношения и бесчестия. Со­вершилось над Ним предречение Писания: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стри­гущим его безгласен, тако не отверзает уст сво­их. Во смирении суд Его взятся (Ис. 53: 7,8). Он принял за нас смертную казнь, которую предва­рили и сопровождали страшные наругания, по­бои и пытки. Последуя Ему, во исполнение запо­веди Его, во очищение грехов наших, мы долж­ны терпеливо и усердно переносить, если подвер­гнемся справедливо или несправедливо укориз­нам или клеветам. Зачем говорить много? Если будут преследовать нас до смерти, то пойдем на смерть, как овцы ведутся на заколение, как бес­словесный скот на убой, не противореча и не со­противляясь. умоляй о пощаде, если то окажет­ся возможным. Если же окажется невозможным, то храни молчание в великом смирении”—.

“Тщательно внимай себе и веруй, что укориз­ны и бесчестия, переносимые ради Господа, со­ставляют великое приобретение для души тво­ей, служат ей средством спасения. Претерпевай их усердно, не смущаясь. Помышляй, что ты до­стоин пострадать несравненно больше за грехи твои. Говори сам себе: “Велико для меня, что удо­стаиваюсь понести эти страдания и огорчения ради Господа. Многие скорби и уничижения, ко­торым подвергаюсь, соделают меня, может быть, в некоторой степени последователем пострадав­шего за меня Бога”. Каждый раз, как ни вспом­нишь об оскорбивших тебя, не поропщи на них: помолись о них искренно, от души как о благо­детелях, исходатайствовавших тебе великие при­обретения”641.

“Тщательно внимай себе и возгнушайся лю-боначалием, исканием славы, почестей и похвал человеческих, вменяемостью, побуждающею признавать себя значущим что-либо или испол­нившим какую добродетель, или лучшим брата твоего, или даже равным ему; возненавидь все это совершенною ненавистью как причину ду-шепогибели, вечной смерти, вечной муки. Отсе­кай мерзкую похоть и плотскую сласть даже в самомалейших проявлениях. Не позволяй себе свободного обращения ни с кем; не прикоснись к телу ближнего твоего, и даже на лицо его не посмотри без особенной нужды; не съешь без­временно ниже малейшего количества пищи. Так, соблюдая и утверждая себя в мелочах, не

впадешь и в тяжкие согрешения. Пренебрегаю­щий мелочами, мало-помалу нисходит в гибель­ное падение”642.

“Тщательно внимай себе и признавай ^себя искренно, от души, последнейшим из всех хрис­тиан и величайшим грешником. Содержи непре­станно душу в плаче, в смирении, в стенаниях, Пребывай всегда в молчании, как недостойный говорить и не знающий ничего; никак не говори без требования нужды”643.

“Тщательно внимай себе, постоянно помни, постоянно имей пред очами огонь вечный и веч­ные муки, смотри мысленно на грешников, осуж­денных туда, и там терзающихся, считай себя более принадлежащим к ним, нежели к числу живущих на земле”644.

“Тщательно внимай себе и помышляй, что Господь наш Иисус Христос умер за нас, иску­пил нас Своею кровию, воскрес и совоскресил нас с Собою. По этой причине и ты уже должен жить не в падшем твоем естестве, но в Господе. Веруй, что находишься всегда пред Ним и что Он смотрит на твое сердце”"".

“Тщательно внимай себе и содержи себя в непрестанной готовности оказать полное пови­новение воле Божией, хотя бы с этим повинове­нием сопряжена была малая или великая скорбь, даже если б подвергалась опасности жизнь, если 6 последовала насильственная смерть. Всегда ожидай великих и страшных искушений, скорбей, напастей, смерти лютой, чтоб они не заста­ли тебя неготовым”646.

“Тщательно внимай себе, и никак не попус­кай размышлять о чем-либо, не благоугодном Богу: Бог присутствует везде и видит все. Желая сказать что-либо, или сделать, или вступить с ближним в какое-либо сношение, или вкусить пищи и пития, или уснуть — словом, намерева­ясь приступить к какому бы то ни было начина­нию, рассмотри прежде, согласно ли оно с запо­ведью Божией, взвесь причину, побуждающую тебя действовать так, говори и поступай, как пред взорами Бога, с целью говорить и делать одно бла-гоугодное Ему. Таким образом, ты стяжешь бли­зость к Богу и великое дерзновение к Нему”647.

“Тщательно внимай себе, и если кто-либо ос­корбит тебя, а в тебе от этого возбудится печаль, или гнев, то сохрани молчание, никак не дозволь себе сказать в это время что-либо неприличное. Когда же молитва успокоит твое сердце, тогда объяснись кротко и мирно с братом Если встре­тится нужда обличить брата и в это время усмот­ришь, что ты сам волнуешься гневом и находишь­ся в расстройстве, то никак не говори чего-либо брату, чтоб не возмутиться еще более. Когда же придешь и брат придет в благое и кроткое уст­роение, тогда скажи, не обличая и укоряя, но объясняя дело с великим смиренномудрием”648.

“Тщательно внимай себе и отнюдь не ищи удовлетворения твоей воле и твоему покою ни в каком деле, ни в каком слове, ни в какой мысли: старайся во всяком случае исследовать и найти с точностью то, что согласно воле Божией, и испол­нить это с решительностью и вполне, хотя бы исполнение и сопряжено было с великим трудом, Поступающие так действуют и терпят в истине, ради Царства Небесного. Веруй от всего, сердца, что последование воле Божией несравненно по­лезней для тебя всех действий по умышлениям мудрости человеческой. Заповеди Божий заклю­чают в себе жизнь вечную. Взыскающие Господа не лишатся всякого блага” (Пс. 33:11)649.

“Тщательно внимай себе, как находящийся непрестанно пред Богом. Не возлагай надежды ни на кого, устреми всю веру к Богу, уповай на Него единого. Если нуждаешься в чем, моли Бога, чтоб Он доставил нужное тебе по святой воле Его. За все, что имеешь, благодари Бога непрестанно. Признавай все, что имеешь, полученным от Бога, не от кого другого. Терпишь ли в чем недоста­ток? Не печалься, не ропщи ни на кого, переноси лишение усердно и без смущения, помыш­ляя, что ты достоин многих скорбей за грехи твои. Не прибегни к средствам человеческим, скажи сам себе: “Если Бог благоволит помило­вать меня, то может сделать это”. Бог посылает все нужное тому, кто руководствуется этим об­разом мыслей”650.

“Тщательно внимай себе и никак не прими чего-либо, не удостоверясь, что предлагаемое тебе приобретено средством праведным и посылает­ся тебе Промыслом Божиим. Такое даяние возьми, нисколько не сомневаясь. Если же узна­ешь, что предлагаемое тебе приобретено путем неправды, насилием, обманом, лукавством, отвер­гни приношение. Лучше частица малая со стра­хом Господним, нежели сокровища велия без бо­язни” (Притч. 15:16)651.

“Тщательно внимай себе и с понуждением себя приобучайся к молчанию, чтоб Бог даровал тебе силу подвизаться и преуспевать в доброде­тели. Когда представится нужда говорить, то раз­мысли прежде, уважительна ли эта нужда и что будет благоугоднёй Богу: то ли, что вступишь в разговор, или хранение молчания? Убедившись, что ты должен говорить, отверзи уста со страхом Божиим, имея лицо опущенным долу, и слово твое произнеси скромно и почтительно. Вступив в разговор с возлюбленным твоим, поговори не­много и спеши замолчать. Спрошенный, отвечай, сколько требует существенная нужда: сверх не­обходимого не говори ничего”652.

“Тщательно внимай себе и, как воздержива­ешься от блуда, так воздерживайся от увлечения похотью очей, слуха, языка и осязания. Глаза твои да будут постоянно устремлены на рукоделие твое; да не видят они лица человеческого, без благословной нужды. Особенно остерегайся смот­реть на женщин и даже на красивых мужчин. Не позволь себе слушать того разговора, в котором пересуживаются чужие дела. Брат, если найдешь эти советы душеполезными, то постарайся пос­ледовать им, и Бог поможет тебе и защитит тебя в час искушения”653.

Святая Церковь, между прочими наставлени­ями, завещавает принимающему пострижение иноку нижеследующее: “Да не предпочтеши что паче Бога: да не возлюбиши ниже отца, ниже матерь, ниже братию, ниже кого от своих, ниже самого себе возлюбиши паче Бога, — ниже цар­ствия мира, или упокоения коего-либо буди или чести. Нищеты да не отвращаешися, ниже оз­лобления, ниже уничижения человеческого, ниже иного чесого, еже непщуеши быти неудобно, и возбранен будеши тещи за Христом; но присно взирай на яже во упованиих по Богу живущих благая, и вся от века помышляй муче­ники и преподобныя, иже многими поты и тру­ды, и бесчисленными кровьми и смертми сия стяжаша. Трезвися во всех, злопостражди, яко добр воин Христов: Сам бо Господь и Бог наш, богат сын в милости, нас ради обнища, быв по нам, да мы обогатимся царствием Его. Подоба­ет убо и нам подражателем Его был, и Его ради вся претерпети, преспевающим в заповедех Его день и нощь. Сам бо Господь рече: аще кто хо-щет вслед Мене ити, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне, еже есть готову присно быти, даже до смерти, на всякое исполнение заповедей Его. Ибо и алкати имаши, и жаждати, и нагствовати, досадитися же и уко-ритися, уничижитися и изгнатися, и иными мно­гими отяготитися скорбными, ими же сущий по Богу живот начертавается. И егда сия вся пост-раждеши, радуйся, глаголет Господь, яко мзда твоя многа на небесех во Христе Иисусе, Госпо­де нашем, Ему же слава во веки, аминь”. Святая Церковь, произнесши это изложение своего ду­ховного образа мыслей (мудрования, разума), в котором показано чудное сочетание заповедей Христовых с крестом Христовым, требует от принимающего пострижение, чтоб он, во-пер­вых, исповедал истину этого изложения, во-вто­рых, дал обет последовать ему. Она вопрошает вступающего в иночество: "Сия вся тако ли ис-поведуеши в надежди силы Божия, и в сих обетех пребывати обещаешилися даже до конца живота благодатию Христовою?" Затем постри­жение дается только тому, кто признает произ­несенное здесь учение Святой Православной Церкви истинным и даст обет доказывать всё^ жизненною деятельностию услышанную, при­знанную, исповеданную им истину”654.

Таков разум Святой Церкви! Таков разум всех святых отцов Православной Церкви! Мы удоволь­ствовались здесь немногими выписками: их мож­но сделать несравненно больше, но это было бы повторением одного и того же учения в различ­ной форме. Заключим советы отцов нашим убо­гим советом, основанным на самых благотворных и благодетельных опытах. При встретившейся скорби полезно повторять следующие краткие изречения, повторять со вниманием и от всей души, повторять, доколе не прольется в сердце от повторения их спокойствие, даже утешение и сладость:

1) “Достойное по делам моим приемлю: по­мяни мя, Господи, во царствии Твоем”.

2) “Господи! да будет святая воля Твоя над мною грешным ныне и во веки”.

3) “Господи! я — создание и раб Твой; хочу или не хочу, нахожусь во власти Твоей: твори с созда­нием Твоим по святой воле Твоей и по великой милости Твоей”.

4) “Слава Тебе, Господи, за все, что Ты навел на меня, слава Тебе! Праведен и многомилостив суд Твой надо мною, заслужившим все времен­ные и вечные казни”.

5) “Благодарю и славословлю Тебя, Господь и Бог мой, за те малые и ничтожные скорби, кото­рые Ты попускаешь мне всеблагим и премудрым Промыслом Твоим, которыми Ты обличаешь неведомые мною страсти мои, которыми облег­чаешь мне ответ на страшном суде Твоем, кото­рыми искупуешь меня от вечных мук ада”.

Очевидно, что эти изречения заимствованы из Священного Писания и отеческих писаний; при внимательном, неспешном повторении их они действуют весьма скоро, сильно, благотворно, спасительно.

ГЛАВА 34 О трезвении

Между прочими всесвятыми и спасительны­ми завещаниями Своими Господь заповедал нам

непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных оте­ческих писаниях священным трезвением. Бди­те и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41), сказал Господь ученикам Своим, а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мф. 3:37). Преподобный Исахий Иерусалимский опреде­ляет трезвение так: “Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией”655. Из этого яв­ствует, что трезвение основано на тщательней­шем и постоянном изучении евангельских запо­ведей, а впоследствии и всего Священного Пи­сания. Трезвение стремится непрестанно пребы­вать в исполнении всех евангельских заповедей делами, словами, помышлениями, чувствовани­ями. Чтоб достигнуть своего намерения, оно не­престанно бодрствует, непрестанно поучается в законе Божием, непрестанно вопиет к Богу о помощи усиленнейшею молитвою. Трезвение есть непрестанная деятельность. “Трезвение, го­ворит преподобный Исихий, есть духовное ху­дожество, совершенно избавляющее, при помо­щи Божией, человека от лукавых дел, от страст­ных слов и помышлений, если оно проходится усердно и в течение продолжительного време­ни. Оно доставляет упражняющемуся в нем твердое разумение непостижимого Бога, насколько Он может быть постигнутым, разреше­ние Божественных сокровенных тайн; оно совер­шает всякую заповедь Божию Ветхого и Нового Завета, оно подает всякое блого будущего века, Оно, собственно, чистота сердца и, по величеству своему и достоинству, или, правильнее сказать по нерадению нашему, ныне очень оскудевает в монахах656. Трезвение есть непрестанное безмол­вие сердца от всякого помысла, всегда, непрерыв­но и непрестанно призывающее Христа Иису­са, Сына Божия и Бога, Тем Единым дышущее, с Ним мужественно ополчающееся против врагов, исповедующееся Ему, Единому имеющему власть прощать согрешения, часто объемлющее Христа, Единого Тайноведца сердец, при посред­стве призывания Его. Таковая душа старается всячески утаить от человеков свою сладость и внутренний подвиг, чтоб лукавый не ввел тайно злобы и не истребил доброго делания. Трезвение есть твердое устроение ума и стояние его при сердечной двери: оно видит приходящие к нему помыслы хищников, слышит, что они говорят, познает, что делают эти убийцы, и какие образы начертываются и воздвигаются бесами, чтоб прельстить ум мечтанием”657. “Великий законо­датель Моисей, паче же Святый Дух, показывая непорочность, чистоту, многовмещение и высокотворность этой добродетели (трезвения) и уча нас, как должно начинать и совершать ее, гово­рит: Внемли себе, да не будет слово тайно в сер­дце твоем беззакония (Втор. 15:9) Словом тай­ным названо единопомысленное представление какой-нибудь лукавой и богоненавистной вещи, что отцы называют прилогом, приносимое сер­дцу диаволом; этому прилогу последуют наши помыслы, немедленно, по представлении его уму, и вступают в страстную беседу с ним”658. Трез­вение противодействует самым началам греха; помыслу и чувствованию греховным. Трезвение совершает заповеди в самых началах человека: в помыслах и чувствованиях. Трезвение открыва­ет трезвящемуся его падшее естество, открыва­ет падших духов, открывает ту зависимость че­ловека от падших духов, в которую ниспал чело­век от исполнения воли их, в которую он еще глубже ниспадает, исполняя волю их и свою гре­ховную волю. Падение наше укрепляется, печат-, леется, соделывается нашею неотъемлемою собственностью, неотъемлемым залогом вечной. погибели от последования нашей падшей воле и воле демонов. Трезвение есть необходимая, принадлежность истинного душевного делания, при которой вся видимая и невидимая деятель­ность инока совершается по воле Божией, единственно в благоугождение Богу, охраняется от всякой примеси служения дьяволу. Трезвение есть причина чистоты сердца, а поэтому и при­чина Боговидения, даруемого благодатно чис­тым, возвышающего чистоту сердца до блажен­ного бесстрастия. Трезвение неразлучно с непре­станною молитвою, оно рождается от нее и рож­дает ее: от взаимного рождения друг другом эти две добродетели сочетаваются между собою не­разрывным союзом. Трезвение есть духовное жительство; Трезвение есть жительство небес­ное; Трезвение есть истинное смирение, сосре­доточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на чело-веков; по этой причине оно представляется им ужаснейшею гордостию, хулится, с ожесточени­ем преследуется ими. Не лишним будет здесь заметить, что преподобный Исихий говорит о заповедях Ветхого Завета в значении духовном, а не иудейском. Когда о Христе уничтожится покрывало (2 Кор. 14), лежащее на душевных очах, и иудей соделается христианином, тогда Ветхий Завет получает для чтущего то же значе­ние, какое имеет и Новый. Закон, изложенный в Новом Завете открыто, изложен в Ветхом в образах и иносказаниях. Новоначальный инок должен сперва заняться изучением Нового За­вета; духовное понимание Ветхого Завета при­дет в свое время: оно — достояние преуспевших.

Трезвение приобретается постепенно; стяжавается долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательных чтения и молитвы, от навыка наблюдать за собою, бодр­ствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собою, чтоб не соделаться каким-либо образом ловит­вою греха. 7резвитеся, бодрствуйте, говорит свя­той апостол Петр, зоне супостат ваш диавол, яко лев, рыкая, ходит, искай кого поглотити, ему же противитеся тверди верою (1 Пет. 5: 8, 9). “Будь, подобно херувиму, весь око, сказал Евфимий Великий иноку, подвергшемуся диавольскому искушению, ограждая себя отвсюду величай­шею осторожностью: потому что ходишь посре­ди сетей”659. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк преподали желающим прово­дить трезвенную, богоугодную жизнь превосход­ный совет деятельного трезвения. Они советова­ли пред каждым начинанием, то есть пред вступ­лением в беседу или началом дела, возносить мысль к Богу с прошением от Него вразумления' и помощи660. Для того чтоб пребывать в трезвении, надо со всею тщательностью хранить свежесть и светлость ума. ум помрачается от небла­горазумного употребления пищи, пития и сна, от многоглаголания, рассеянности и житейских попечений. Внемлите себе, сказал Господь, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пи-янством и печалъми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (день страшного суда Хрис­това, последний день мира): яко сеть бо пргшдет па вся живущыя лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитесяубежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21:34—36). Как внезапно при­дет день общего суда всех человеков, так внезап­но приходит для каждого человека день частно­го суда его, день смерти его. Неизвестен час, в который мы будем позваны. Иной, начав только путь земной жизни, восхищается с него в веч­ность; иной поемлется по совершении весьма немногого пути; иной с средины пути; иной, зна­чительно не кончив его. Редкий достигает полно­ты дней и оставляет свою земную хижину — тело, когда она сделается не способною для житель­ства в ней. Во время совершения нами земного странствования, оно, по извращенному в нас па­дением ощущению бессмертия, представляется нам бесконечным, исполненным обильнейшей, плодоноснейшей деятельности. Это ощущение имеют и дитя, и юноша, и муж, и старец: все они созданы бессмертными, бессмертными по душе; они должны бы быть бессмертны и по телу! Па­дения своего, поразившего смертью и душу и тело, они или вовсе не знают, или знать не хотят, или знают его вполне недостаточно. Оттого взгляд ума и ощущение сердца по отношению к зем­ной жизни ложны и исполнены самообольще­ния; оттого она обманчиво представляется вся­кому возрасту вечным достоянием человека. По совершении земного странствования, во вратах смерти, путь, представлявшйся бесконечным в будущности, в прошедшем является самым крат­ким, а обширная деятельность, совершенная не для вечности, является пагубнейшею, безвозврат­ною потерею времени и всех средств, данных для спасения. Очень верно выражают свое обольще­ние люди века сего, обыкновенно называя смерть неожиданным, бедствием, в каком бы возрасте ни постигла она их родственников и друзей. И для дряхлою старца,о6ремененного летами и не­дугами, давно склонившегося во гроб, но не ду­мавшего о смерти, удалявшего от себя всякое на­поминание о ней, она — неожиданное бедствие. В полном смысле она — бедствие для всех, не приготовившихся к ней. Напротив того, блаженни раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящпми, трезвящимися, правильно смотрящими на земную жизнь, помнящими смерть и готовя­щимися к ней как к могущей прийти при вся­ком возрасте и при всяком состоянии здоровья (Лк. 12: 37—39). Надо совершать путь земного странствования с величайшим вниманием и бод­рствованием над собою: надо совершать его, не­престанно взывая к Богу молитвою о помощи. Светильником нашим при путешествии да будет Евангелие, как воспел Давид: светильник, ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. (Пс. 113:105). Идем не только по тесному пути: идем ночью (2 Пет. 1:19)661. Постоянное трезвение ума вам необходимо, чтоб не увлечься нашим пад­шим естеством, чтоб не увлечься увлеченными им йтцами и братиями нашими, чтоб избежать всех козней и препятствий, устраиваемых многочис­ленными и разнообразными соблазнами мира, устраиваемых неистовою злобою и непостижи­мым для человека лукавством падших ангелов. Оградив себя от рассеянности и попечений, об­ратим внимание на наше тело, от которого трез­венность ума находится в полной зависимости. Тела человеческие по крепости своей и здоровью бесконечно различествуют между собою662. Иные крепостью своею подобны меди и железу; дру­гие слабы, как трава. По этой причине каждый должен управлять своим телом с большим бла­горазумием, исследовав силы своего тела. Креп­кому и здоровому телу свойственны особенный пост и. бдение: оно делается от них легче, достав­ляет уму особенную бодрость. Слабое тело дол­жно подкреплять пищею и сном, сообразно тре­бованию тела, но никак не до пресыщения. Пре­сыщение весьма вредно и для слабого тела, рас­слабляет его, и сообщает ему восприимчивостьк болезням. Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай. Если ж будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в про­пасть блудной скверны663, в огнь гнева и ярости, одебелишь и омрачишь ум, приведешь кровь свою в разгорячение, в особенную способность к волнению, чем будет наветываться и разрушать­ся твое внимание к себе, твое трезвение. Трезве­ние непременно требует физического спокой­ствия крови, доставляемого первоначально бла­горазумным воздержанием. Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями, ко­торые, в свою очередь, так разнообразны, что не­редко противодействуют одна другой, причем одно движение крови уничтожается другим; ни все эти разнообразные движения крови непре­менно сопряжены с рассеянностью, мечтательностью, обильным нашествием помыслов и лас-кательствующих самолюбию картин. Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда сопутствуются приведением крови в усиленное движение, неестественное. Это движение есть движение греховное, плод и явление падения. Об этом движении крови сказано, что оно не­способно наследовать Царство Небесное (1 Кор. 15:50)664: то есть человек, позволяющий себе при­водить кровь свою в такое движение и услажда­ющийся им, не способен к приятию Божествен­ной благодати. Тем опаснее это движение крови, что оно понимается весьма немногими. Напро­тив того, многие принимают греховное движе­ние крови в себе за действие добра и последуют своему ошибочному влечению, как бы влечению, внушенному святой, богоугодной истиною. Заме­чай, при появлении обильных, вне обыковенно-го порядка, помыслов и мечтаний, то состояние, в которое придет тогда кровь твоя, и научишься понимать ее греховное движение и охраняться от него. Воды Силоамские истекают тихо из сво­его источника (Ис. 6:6): богоугодные добродете­ли истекают из повиновения Богу, сопровожда­ются смирением, а не разгорячением, не поры­вами, не самомнением и тщеславием, неразлуч­ными спутниками греховного кровяного разгорячения. Кровь движется иначе при гневных по­мыслах и мечтаниях и иначе при блудных, иначе при тщеславных, и иначе при корыстолюбивых; иначе при помыслах и мечтаниях печали и уны­ния, иначе при ожесточении, иначе при гордос­ти, и так далее. По этой причине пост есть на­чальное орудие всех добродетелей. Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Из­лишнее воздержание ослабляет тело, уничтожа­ет в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения, которое увядает и ослабевает в то вре­мя, когда телесные силы изнемогают и увядают. “Если понудишь немощное тело, сказал препо­добный Исаак Сирский, на дела, превышающие его силы, то ввергаешь душу твою в сугубое омрачение, и доставляешь ей смущение (а не посо­бие). Но если предашь покою и праздности тело крепкое, то в душе, живущей в нем, усиливаются все страсти. (При этом), если кто и очень же­лал добра, мало-помалу отнимается у него и са­мая мысль о добре, которого он желал... Мера и известные пределы в жительстве просвещают мысль и отгоняют смущение. Смущением мыс­ли от беспорядочного (безрассудного) житель­ства производится в душе омрачение, а омраче-нием — расстройство”665. Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Еван­гелия. Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей.

ГЛАВА 35





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...