Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
“Хотящий победить искушения без молитвы и терпения не возможет отразить их от себя — запутается в них еще более”255.
“Благое направление совести приобретается молитвою, и чистая молитва — правильно настроенною совестью. Одно служит последстви-
')</. ем другому естественно”"".
“Иаков устроил Иосифу пеструю одежду, и
Господь дарует кроткому разум истины, по свидетельству Писания. Научит Господь, — говорит оно, — кроткая путем Своим” (Пс 24:9)257.
“Господь сокровен в заповедях Своих, и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его”258.
“Мир Христов есть избавление от страстей: он не может быть получен иначе, как действием Святого Духа”259.
“Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровию Его, говорит: егда сотворите вся побеленная вам, глаголите, яко раби неклю-чими есмы, и еже должны бехом сотворити, со-творихом (Лк. 17:10). Из этих слов явствует, что Царство Небесное не есть возмездие за дела, но дар по благоволению Божию, уготованный верным рабам”260.
“Христос умре грех ради наших по Писанием (1 Кор. 15:3), и тем, которые служат Ему бла-гоугодно, дарует свободу: добре, рабе благий и верний, — говорит Он, — о малче был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего” (Мф. 25:23)261.
“Почитающий Господа исполняет повеленное Им. Согрешивший же, то есть прослушавший Господа, терпеливо переносит подущаемые скорби как свойственные себе, как свою принадлежность”262.
“Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему. Совершается это по смотрению о нас Божию”263.
“Скорби, постигающие человеков, суть порождения соделанных ими согрешений и живущих в них страстей. Если будем претерпевать эти скорби при помощи молитвы, то последует за наведенными скорбями наведение благого положения”264.
“Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились этою похвалою и наслаждение тщеславием приняли за утешение совести; другие, будучи обличены во грехе, опечалились и полезную печаль сочли действием злобы”265.
“Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих добродетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не возможет”266.
“Безмолвие заключается вотвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые добродетели с молитвою, для
того они соделаются надежнейшим средством к достижению бесстрастия”267.
“Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу; невозможно уничтожить разъединенные тела с духом без безмолвия и молитвы”268.
“Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностью, услышит Бог”269.
“ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: уердце сокрушенно и смиренно Бог не уни-чижшп (Пс. 50:17У70.
“И молитва называется добродетелью, хотя она — мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом”271.
“Что сделаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и погрешительным”272.
“Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память предстоящее тебе ис-шествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложением на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминаниям, нарушающим сосредоточенность, не смотря на пользу их”273.
“Не признается воздержником тот, кто развлечен разнообразными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полезнее они молитвы”274.
“Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покаяния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога”275.
“Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, этим не заслужим воздаяния: это обличение предшествовавшего нерадения”276.
“Великая добродетель — терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа” (Мф. 5:44)277.
“Знак нелицемерной любви — прощение обид. Так и Господь возлюбил этот мир”278.
“Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность”279.
“Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится в свое время с великим избытком”280.
“Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего”281.
“Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле”282.
“Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению”283.
“Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божией, нашел, ища Господа, и разум, и правду”284.
“Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судьбы Господни: (Пс. 104:7) то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания”285.
“С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны: приличное наведение для каждого ведает един Бог”286.
“Подвергшись какому-либо бесчестию от че-ловеков, зная, что этим тебе уготовляется слава от Бога, и пребудешь в бесчестии беспечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден”287.
“Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся вместо похвалы бесчестию”288.
“Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тогда сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две противоположные стороны умом и страстью, действующими подобно двум воинам, враждебным друг другу”289.
“Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся”290.
“Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем привязанность”291.
“Когда грешная душа не принимает с покорностью попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней ангелы: врачевахом. Вавилона, и не исг^еле” (Иер. 56:9У92.
“ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него, как бы за полезное”293.
“Страсть, произвольно приведенная в действие, после этого действует уже насильственно и против воли того, кто первоначально попустит ей действовать по произволению”" '.
“Диавол, когда увидит, что ум помолился от сердца, тогда наносит тяжкие и хитросплетенные искушения, желая истребить добродетель в начале ее великими наведениями”295.
“Имеются три мысленные состояния, в которые входит ум, подвергаясь изменениям: естественное, вышеестественное и нижеестественное, или противоестественное. Войдя в состояние естественное, ум находит себя виновным в злых помыслах и исповедует Богу грехи, усматривая начальные причины страстей. Низойдя в состояние противоестественное, он забывает правду Божию и борется с человеками как с обидевшими его; возведенный в состояние вышеестественное, обретает плоды Святого Духа, исчисленные апостолом: любовь, радость, мир и прочее. Тогда делается ему понятным, что он не возможет остаться в состоянии вышеестественном, если увлечется телесными попечениями! Низойдя из этого состояния, он подвергается греховным падениям и последующим за грехопадениями напастям, если и не вскоре, но в свое время, известное правде Божией296.
“Настолько разум бывает истинным, насколько он основывается на кротости, смирении и любви”297.
“Во всяком деле и обстоятельстве неупусти-тельно прибегай молитвою к Богу, чтоб во всем иметь помощь Божию”298.
“Ничто так не могущественно по действию, как молитва: Бог ничем не благоугождается столько, сколько благоугождается молитвою”299.
“Исполнение всех заповедей заключается в молитве, потому что любовь к Богу, выражаемая молитвою, есть высшая из добродетелей и совокупность их”300.
“Молитва, свободная от рассеянности, есть знамение любви к Богу, составляющей сущность молитвы; нерадение в молитве и рассеянность при совершении ее — признаки сластолюбия”301.
“Бесскорбно совершающий бдения и молитвы, пребывающий в долготерпении” соделался действительно причастником Святого Духа. И тот получит скоро помощь, кто произвольно понуждает себя к этим благим деланиям, хотя и колеблется в них”302.
“Хорошо доставлять пользу ближнему словами, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью: ими приносящий себя Богу, вспомоществуя себе, вспомоществует и ближнему”303.
“Возложивший в каком-либо обстоятельстве упование на Бога уже не вступает по поводу этого обстоятельства в столкновение с ближними”304.
“Если всего невольного служит причиною произвольное, по свидетельству Писания, то лютейший враг.человека — сам он”305.
“Беги от искушения терпением и молитвою. Если будешь бороться с искушением без этих орудий, то оно сильнее угнетет тебя”306.
“Кроткий по настроению, заимствованному от Бога, премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных: они носят иго Христово в разуме”307.
“Скажем ли что или сделаем что, не испросив помощи Божиеймолитвою;все окажется впоследствии или погрещительным, или вредным: мы подвергаемся таинственному обличению опытно”308.
“От дел, слов и мыслей Праведник один — Господь Иисус. От веры, благодати и покаяния праведники — многие: все святые человеки”309.
“Кающемуся чуждо высокомудрствовать: так, напротив, согрешающий произвольно не способен смиренномудрствовать”310.
“Смиренномудрие заключается не в том, когда совесть обличает человека; оно — благодать Бо-жия; оно — познание духовного милосердия”311.
“Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в усвоении к причинам произвольно, подвергается нападение страстей и против воли своей”.
“Нелюбящему начал, на которых основываются страсти, не свойственно преклоняться к страстям и мыслью”313.
“Презирающий стыд увлечется ли тщеславием? Любящий уничижение, возмутится ли от бес- ;
честия? Имеющий сердце сокрушенное и смиренное преклонится ли к плотскому наслаждению? Верующий Христу попечется ли о чем-либо временном, вступит ли в словопрение или столкновение о чем-либо временном?”314.
“Пренебрегаемый и не вступающий в состязание с пренебрегающим ни словом, ни мыслию стяжал истинный разум и являет самым поведением своим твердую веру в Бога”315.
“В сущности, ни обижающему нет приобретения от обиды, ни обижаемому лишения: образом убо ходит человек, обаче всуе мятется” (Пс. 28:7)316.
“Если увидишь кого-либо подвергшимся многим бесчестиям и по причине их предающимся сильной печали, то знай, что он предварительно напитался помыслами тщеславия и потому с го-рестию пожинает терние, выросшее из семян, посеянных в сердце”317.
“Насытившийся телесным наслаждением сверх должного вознаградит пресыщение сторич-ным страданием”318.
“Находящемуся в послушании наставник его обязан говорить должное и возвещать ему наведение напасти, если он дозволяет себе преслуша-ние”319.
“Обижаемый и не взыскивающий с обижающего доказывает этим свою веру во Христа, сто-рично вознаградится в этом веке и наследует жизнь вечную”320.
“Память Божия заключается в болезновании сердца о стяжании добродетели. Забывающий
Бога непременно подвергается влиянию сладострастия и лишается спасительной сердечной болезни”321.
“Не скажи, что бесстрастный не может печалиться: он должен печалиться если не о себе, то о ближнем”322.
“Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей, как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памято-вание о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога”323.
“Хочешь ли, чтоб Господь покрыл грехи твои? Не объявляй человекам добродетелей, которые имеешь. Как поступаем мы в отношении к нашим добродетелям, так Господь поступает относительно наших грехов”324.
“Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние: возрадуйся тогда, когда непамятозлобно перенесешь оскорбление, последующее за твоим благотворением. Как ночь за днем, так зло последует за добрыми делами”325.
“В невольных страданиях сокрыта милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющего его от муки вечной”326.
“Страхом вечных мук и вожделением Царства Небесного внушается терпение скорбей, внушается не по одному собственному произволу человека — по дару Взирающего на помышления наши”.
“Кто верует будущим воздаяниям, тот произвольно удаляется от наслаждений земных: неверующий и сладострастен, и чужд сердечного сокрушения”328.
“Если хочешь спастися и в разум, истины прийти (1 Тим. 2:4), то старайся всегда пребывать выше чувственного, прилепляясь надеждою к единому Богу. уклоняясь от всего чувственного, с понуждением себя, откроешь невидимое действие начал и властей, действующих против тебя враждебно посредством различных прира-жений. Побуждая их молитвою, благою надеждою, получишь благодать Божию, которая избавит тебя от будущего гнева”329.
“Уразумевший значение таинственного пове-дания апостолом Павлом, что наша брань к духовом злобы (Еф. 6:12), уразумей и причту Господа о том, что подобает всегда молиться, не предаваясь унынию” (Лк. 18:1—8)330.
“Позвавший истину не противоборствует скорбным наведениям: он знает, что скорбные наведения приводят к страху Божию”331.
“Если хочешь приносить Богу непогрешитель-ное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, мужественно терпи наводимые за них скорби”332.
“Скорби наводятся за прежде содеянные грехи, принося каждому согрешению сродное ему возмездие”333.
“Разумный и ведающий истину исповедуется Богу не воспоминанием соделанных грехов, но терпением наводимых на него скорбей”334.
“Отвергнув страдания и бесчестия, не думай принести покаяние при посредстве других добродетелей: тщеславие и настроение сердца, чуждое сокрушения духа, умеют служить греху и делами правды”335.
“Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и бесчестий: так, напротив, пороки — от наслаждения и тщеславия”336.
“Всякое проявление плотского сластолюбия происходит от наслаждения, предшествовавшего этому проявлению. Допущение же себе наслаждения происходит от неверия”337.
“Не примиряющий воли своей с Богом претыкается в начинаниях своих и подвергается преобладанию супостатов”338.
“Боголюбивый слушатель объемлет пользу с противоположных действий: если добро его свидетельствуется одобрением, то он делается усердней; если же он подвергается обличению во зле, то понуждает себя к покаянию”339.
“Хорошо держаться главной заповеди, ни о чем в частности не заботиться и ни о чем в частности не молиться, но и молитвою и всею деятельностью искать единственно Царства и Слова Божия. Если же мы еще находимся в таком положении, что должны заботиться о каждой потребности нашей, то и должны молиться о каждой. Делающий что-либо или заботящийся о чем-либо без молитвы, не возможет совершить дела с благим успехом. 06 этом засвидетельствовал Господь, сказав: не можете без Мене твори-ти ничесоже” (Ин. 15;5)340.
“Пренебрегающего заповедь о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно другому, как узника”341.
“Принимающий скорби настоящего времени при посредстве упования на получение будущих благ, обрел разум истины: удобно избавится он от гнева и печали”342.
“Подвергающийся озлоблениям и бесчестиям за истину, шествует путем апостолов, взяв крест на рамена свои и возложив на себя оковы. Усиливающийся внимать сердцу без этих пособий, не может не скитаться повсюду, не может не впадать в искушения и сети диавольс-кие”343.
“Боримый грехом никогда не возможет победить помыслов, если не будет действовать вместе и против их начальных причин; также не возможет победить начальных причин, не действуя вместе и против помыслов: отвергнув из двух что-либо одно, по прошествии краткого времени будем увлечены другим в то и другое”3".
“Препирающийся с человеками из боязни подвергнуться страданиям и поношениям или здесь навлекает на себя самые сильные напасти, или будет мучен без милости в будущем веке”345,
“Желающий отклонить от себя всякое злоключение должен при посредстве молитвы примирить дела свои с Богом, стяжать в духе своем упование на Бога и пренебрегать по силе попечениями о чувственном”346.
“Диавол, нашедши, что человек упражняется в телесных делах излишне, без нужды, сперва похищает сокровища разума его— понятия духовные, а потом отсекает надежду на Бога как главу”347.
“Когда достигнешь непоколебимости и чистоты в молитве, не принимай разумений, приносимых врагом во время молитвы твоей, чтоб не потерять большего. Лучше стрелять стрелами молитвы во врага, поверженного долу и заключенного там, нежели беседовать с ним. Не приносит он благого — злохитро приносит он злое, чтоб отвлечь нас от молитвы”348.
“Благие помышления полезны человеку во время искушения и уныния; во время же молитвы они вредны”349.
“Получив жребий учить о Господе и встречая в учимых преслушание, скорби в духе и не смущайся, не вынаруживай смущения. Скорбя, ты не будешь осужден с неповинующимся; смущаясь же, подвергнешься искушению тою же немощью”350.
“Не дозволь себе обличить в согрешении того, кто не находится в повиновении у тебя: такое обличение — принадлежность власти”351.
“Не вступи в прение с противящимися истине и не желающими оказать тебе повиновение, чтоб не возбудить в них ненависти к тебе, как свидетельствует об этом Писание” (Притч. 9:8)352.
“Попускающий послушнику противоречить там, где не должно, предает его в таких случаях самообольщению и допускает нарушать обет повиновения”353.
“Наставляющий и обличающий кого должно со страхом Божиим, стяжавает сам добродетель, противоположную согрешению: напротив того, действующий из памятозлобия и порицающий злонамеренно впадает, по закону духовному, в подобную страсть”354.
“Иной говорит истину, и безумные ненавидят его, по слову Богослова (Ин. 8: 31, 47); иной же лицемерствует, и за это любят его. Однако ни то, ни другое из этих воздаяний не бывает долговременным: Господь в свое время воздаст каждому должное”355.
“Желающий отклонить от себя бедствия будущей жизни должен переносить благодушно бедствия жизни настоящей. Таким образом, променивая в уме своем одно на другое, он избежит великих мучений посредством ничтожных страданий”356.
“Воспрети уму самохваление и помыслу вы-сокомыслие, чтоб не подвергнуться попущению и не впасть в противоположное тому, чем тщеславишься: благое совершается не одним человеком, но всевидящим Богом и человеком”357.
“Всевидящий Бог определяет достодолжные наведения как делам нашим, так и произвольным помышлениям и размышлениям”358.
“Невольные греховные домыслы произрастают от предварившего греха, вольные же от свободной воли: таким образом, вторые делаются причиною первых”359.
“Греховным помыслам, возникающим против намерения, последует печаль и потому они скоро истребляются. Произвольным греховным помыслам последует радость и потому они изглаж-даются с великим трудом”360.
“Поречения и напасти производят печаль в сластолюбивом; производят ее в боголюбивом похвалы и излишества”361.
“Не познавающий судеб Божиих умом совершает путь между пропастями и удобно низвергается в них всяким ветром: будучи похваляем, он возносится; будучи порицаем, огорчается; наслаждаясь, увлекается в начинания блуда; подвергаясь страданиям, малодушествует и плачет; уразумев что-либо, хочет выказать это и, не разумея, хочет представиться разумеющим; богатея, он кичится, и, убожествуя, лицемерствует; насытившись, бывает дерзким и, постясь, предается тщеславию; с обличающими он любит препираться и на тех, которые прощают ему, смотрит насмешливо как на помешавшихся в рассудке”362.
“Кто благодатью Христовою не приобретет разума истины, тот мучится жестоко не только страстями, но и от действия на него внешних обстоятельств”363.
“Если хочешь разрешить обстоятельство неудобопонятное, то ищи в отношении к нему того,
что было бы благоугодно Богу, — и найдешь полезное решение недоумения”364.
“О чем благоволит Бог, тому и вся тварь содействует служением своим, а от чего отвращается Бог, тому и вся тварь противодействует”365.
“Противящийся скорбным наведениям противится, не понимая того, повелению Божию:
принимающий же их с истинным разумом, терпит Господа”1'66.
“Когда придет напасть, не изыскивай, для чего и отчего она пришла: ищи того, чтоб перенести ее с благодарением Богу, без печали и без памятозлобия”367.
“Чужое зло не приумножает греха, если только мы не примем его с злыми мыслями”368.
“Если неудобно найти благоугодившего без искушений, то должно благодарить Бога за все случающееся”369.
“Если бы Петр не оставил ночной ловитвы, то и на дневной не получил бы успеха. Если бы Павел не ослеп чувственно, то не прозрел бы умом, Если бы Стефан не был оклеветан как хулитель Бога, то не отверзлись бы для него небеса и он не увидел бы Бога”370.
“Деятельность по заповедям Божиим называется добродетелью, и нечаянная скорбь — искушением”371.
“Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) не для того, чтобы узнать, каков Авраам: потому что ведая его Ведущий всякого человека прежде, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал ему скорби, для пользы его, чтоб доставить ему возможность усовершиться в вере”372.
“Всякая скорбь обличает уклонение воли, куда она преклоняется, направо ли, или налево. Открывая сокровенное направление воли, неожиданная скорбь правильно носит название искушения для того, кому она попускается”373.
“Страх Божий понуждает нас ратовать против злобы. Когда же мы боремся с нею, благодать Божия ратует за нас”374.
“Мудрость состоит не только в том, чтоб узнать истину, но и в том, чтоб терпеливо переносить злобу человеков, обижающих нас, принимая обиды их как свою принадлежность. Пребывающие исключительно в первом виде мудрости, способны превознестись гордостью; присовокупившие к первому виду второй, приобретают смиренномудрие”375.
“Хочешь ли, чтоб не беспокоили тебя греховные помыслы? Возлюби уничижение души и содержи тело в скорбном состоянии — при посредстве возможных для тебя лишений. Так посту
пай не временно, но всегда, во всяком месте и обстоятельстве”376.
“Если будешь ограждать себя лишениями и подвигами произвольными: то помыслы, противные произволению твоему, не будут обладать тобою. Не подчиняющийся лишениям и подвигам поневоле подчинится насилию помыслов противных произволению его”377.
“Когда от обиды возмутится внутренность твоя и сердце, не огорчись этим! По смотрению Божию приведено в движение то, что было прежде вложено в душу твою. С радостью низлагай возникшие помыслы! Знай: когда эти помыслы будут истребляемы в самых первоначальных проявлениях, то вместе с ними истребится и злое движение. Оно умножится, если допустим помыслам развиваться”378.
“Без сердечного сокрушения невозможно избавиться совершенно от заразы греховной. Сокрушается сердце тричастным воздержанием: воздержанием от сна, от пищи и от излишнего телесного успокоения. От нарушения воздержания в этих предметах рождается сладострастие. Сладострастие принимает благосклонно лукавые помыслы, сопротивляется молитве и подобающему служению”379.
“Приняв жребий начальствовать над братиею, храни возложенную на тебя обязанность, и ради прекословия прекословящих не умалчивай того, что ты обязан сказать. В чем они окажут повиновение, ты получишь мздовоздаяние за их добродетель; если не послушают тебя в чем, — прости им и примешь прошение от Сказавшего: отпустите и отпустится вам”380.
“Всякий случай подобен торговле: сведущий в ней приобретает многое, — несведущий терпит убыток”381.
“Не оказывающего повиновения слову любви не принуждай с любопрением к повиновению;
приобретение, отвергнутое им, стяжи и себе: твое незлобие принесет больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление”382.
“Кто впадет в согрешение и не будет печалиться соразмерно согрешению, тот удобно падет снова в ту же сеть”383.
“Надменное сердце не принимает приязненно печали по Боге”384.
“Сытость чрева не совокупляется с сердечным болезнованием для зачатия добродетелей”385.
“Не возможет человек стяжать болезнования и печали по Боге, если не возлюбит предварительно причины их”386.
“Страх Божий и обличения насаждают в сердце печаль; воздержание и бдение соделывают его причастником болезнования”387.
“Не внимающий наставлению заповедей и учения, изложенных в Священном Писании, будет погоняем бичем, которым погоняют коня, и рожном, которым погоняют осла. Если он не очувствуется и от этого — востягнуты будут челюсти его браздами и уздою, приведен будет он при посредстве их”388.
“Удобно побуждаемый в мелочах, поневоле побежден будет в великом; побеждающий в мелочах, и в великом окажет доблесть о Господе”389:'
“Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями, потому что любящий выказывать себя, не может, быть любителем истины”390.
“Всякое изречение Христово являет и милость, и правду, и премудрость Божию, чрез слух насаждает силу этих добродетелей в слушающих с благ гим расположением: по этой причине немилостивые и неправедные, слушая с расположением злым, не возмогли познать премудрость Божию, и Учившего этой премудрости распяли. Рассмотрим себя и мы: слушаем ли Его с благим расположением, потому что Он сказал: любяй Мя, за-поввде Моя соблюдет, и возлюблен будет От-цем Моим, и Аз возлюблю его, иявлюся ему Сам (Ин. 14:21). Видишь ли, что явление Свое Он по” местил таинственно в заповедях? Любовь к Богу и к ближнему совмещает в себе все заповеди: она образуется от удаления от всего вещественного и из безмолвия помыслов”391.
“Для того чтоб мы достигли безмолвия помыслов, Господь заповедует: не пецытеся о утрии (Мф. 6:34). Вполне верно! Не освободившийся от всего вещественного и от попечения о нем как возможет избавиться от злых помыслов? Облада-емый помыслами как увидит ту греховность, которою заражено все существо человека, которая лежит тьмою и мглою на душе, образуется как последствие от произвольных греховных помышлений и действий? Не познавший этой греховности или греха в обширном смысле слова будет ли умолять Бога о очищении от греховности? Неочистившийся как ощутит в себе естество чистое? Не приобретший естества чистого как увидит внутри себя дом Христов? Мы — дом Божий. Возвещают это и пророки, и Евангелие, и апостолы” (Иез. 37:27; Зах. 2:10; Ин. 14:23; 1 Кор. 3:1 б)392.
“Вышеизложенным порядком должно стремиться к тому, чтоб найти этот дом: должно стучаться неотступно молитвою, чтоб Владыка отверз нам двери в него или во время этой жизни, или при переходе из этой жизни в вечность. Да не услышим за нерадение наше: не вем вас, откуда есте (Лк. 13:25). Должно не только просить и получить, но и сохранить данное. Некоторые, приняв духовное сокровище, утратили его. Знание по букве или от слуха о вышесказанном, или же, может быть, и от случайного опыта, имеют и поздно начавшие обучаться духовному подвигу и юные; постоянное же и терпеливое пребывание в нем с трудом приобретено благоговейней”-шими и многоопытнейшими из старцев, не раз терявшими его от невнимания и снова взыскавшими трудом, возложенным на себя по благому произволению. Не престанем и мы поступать так, доколе не стяжем сокровище в достоинстве неотъемлемом”393.,
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!