Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новая культурная картина мира



Гуманисты утвердили новое понимание мира и человека. При сохранении общей, христианской в своей основе, концепции сотворения мира ими было выработано представление о самостоятельности самого человека в его земной жизни. Создав земную реальность, Творец поставил в ее центр человека и предоставил ей развиваться далее по имманентным, ей присущим законам. Т.о., человек имеет не только божественное, но и природное, естественное происхождение.

Человеческий дух создан по образу и подобию Бога, поэтому невозможно видеть в человеке только земное ничтожество, - напротив, в нем самом присутствует божественная искра; человек – это земной Бог. Сотворив человека, Создатель предоставил в его распоряжение часть себя самого, а дальнейшее зависит от того, насколько человек в состоянии распорядиться этим достоянием. Человек отпущен на свободу, он сам определяет свое предназначение, все решает его творческая воля, все, происходящее с ним в мире, в конечном счете зависит от него самого. Итак, гуманисты не сомневаются в значимости человека, в его божественной духовной природе, видят и ценят его величие, верят в человека, воспевают все лучшее в нем.

Гуманизм означал такую переориентацию культурного сознания, когда именно человек стал фокусом, точкой приложения всех тех идей, которые знало христианское мироощущение. В этом заключается антропоцентризм культуры Возрождения. О нем как о важнейшем смысловом пафосе говорят сами названия трудов ренессансных мыслителей: «О преимуществе и превосходстве человека» (Б. Фацио), «О наслаждении» (Л. Валла), «Речь о достоинстве человека» (П. делла Мирандола) и др.По словам М. Фичино, «человек… заслуженно может быть наречен центром природы, средоточием Вселенной, всемирным родом, всеобщим ликом, и узами, и скрепой мира».

Возрождение породило в культуре новые смыслы и ценности: жизнеутверждение земной ипостаси бытия наряду с небесной, стихийное самоутверждение человека индивидуального, самодеятельного, абсолютизация его способностей и возможностей, вера в его недюжинные силы, в его титанизм, в возможность управлять другими людьми и миром природы.

Возрождение впервые заметило в отдельном человеке не просто индивидуума, а индивидуальность со свойственными ей неповторимостью, самобытностью и оригинальностью. Этот гуманистический индивидуализм был еще чрезвычайно далек от буржуазного, который будет основываться на противопоставлении одной личности всем другим. Ренессанс был периодом «детства и юности» европейского индивидуализма. Ф. Энгельс отмечал, что люди ренессансного склада были чем угодно, только не людьми буржуазно-ограниченными. Наряду с индивидуализмом, Ренессансу присуща и критика этого индивидуализма, и осознание неоднозначности и «проблематичности» человека, особенно явно обнаружившие себя на излете эпохи (поздний Тициан, Микеланджело, Т. Мор, В. Шекспир).





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...