Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ренессанс как культурная программа



В основе культурной программы Ренессанса лежит целеустремленная работа по «возвращению», «возрождению» великой античной культуры. Однако такого рода деятельность вовсе не была открытием гуманистов. Интерес к достоянию античной культуры то усиливался, то угасал на протяжении всего Средневековья. Уже в первые века после гибели Рима начинается остготское, а затем вестготское «возрождение», в VIII-X веках разворачивается Каролингское возрождение, которое сменяется оттоновским конца X в., наконец, «возрождение XII в.», охватившее всю Западную Европу.

Средневековая западноевропейская цивилизация строила себя на основе варварского кельто-германского субстрата в ходе усвоения последним двух крупнейших историко-культурных традиций: христианской и античной. Принципиальным вопросом для европейской культурной истории было, однако, не просто усвоение вчерашними варварами каждой из этих традиций, что само по себе представляет непростую проблему, но, что важнее, объединение обеих традиций на общей основе, что требовало, естественно, грандиозной созидательной работы. В силу целого ряда исторических причин приоритетные позиции удерживала христианская традиция; восприятие же Античности было сведено к некоему культурному минимуму, включавшему главным образом государственно-политический и учебно-образовательный багаж. Главный же смысловой вклад Античности, в культурное строительство западноевропейской цивилизации, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки воспринять античную традицию, остался, по существу, невостребованным. Этот главный пробел предстояло восполнить эпохе Ренессанса.

Новый виток увлечения древностью наблюдается у современников Данте Алигьери (1265-1321), затем Франческо Петрарки (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Они собирают и тщательно изучают древние латинские манускрипты, занимаются раскопками в поисках античных статуй, монет, обломков и руин архитектурных построек. Множится число библиотек, музеев, школ для обучения классическим языкам и наукам. Античность входит в моду, ей подражают не только в области высокой культуры, но и в одежде, манерах поведения. Греческую античность знали гораздо хуже, чем римскую, до тех пор, пока во Флоренцию не прибыл в конце XIV в. ученый грек Хрисолор, основавший школу эллинистов. Итальянские ученые стали регулярно посещать Константинополь, вывозя оттуда целые сундуки ранее неизвестных рукописей. Греко-римская классика служила не только источником новых знаний, но и давала импульс самостоятельному творчеству европейцев, которые активно занялись гуманитарными исследованиями. Так на арену европейской истории выступили гуманисты.

Гуманист, в первоначальном значении, - это человек определенных культурных ориентаций и интересов, в основе которых лежит так называемая studia humanitatis – деятельность в сфере знаний, имеющей непосредственное отношение к человеку, т.е. в области риторики, поэзии, политики, истории, этики. Строго же говоря, предметом изучения гуманистов являлся даже не сам человек, а его Слово как важнейшая человеческая функция. В речи заключено главное отличие человека от животного, в речи же проявляются преимущества данного человека перед другими людьми: образованность и воспитанность, остроумие и изящество, глубина мысли и ее красота. Главное занятие гуманистов – текстоведение: чтение, перевод, сличение текстов, а затем – стилистика, риторика, грамматика, занятия поэзией и прозой, что требовало серьезной филологической подготовки и эрудиции. Не следует удивляться поэтому, что первыми гуманистами были писатели, переводчики, ученые критики, текстоведы: Бартоломео Фацио, Джаноццо Манетти, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Анджело Полициано.

Гуманисты провозгласили революционный, новаторский характер своего времени. Антиподом современной им эпохи они объявили Средневековье, перечеркнувшее, по их мнению, все достижения Античной культуры. Задачу своего времени они видели в том, чтобы возродить традиции, самый дух Античности. Итак, Возрождение представляет собой определенную культурную рефлексию, которая заключалась в отрицании предшествующей, средневековой эпохи и утверждении субъективной установки на «возвращение к грекам». Тем самым появление Возрождения ознаменовало собой утвердившееся в сознании европейцев ощущение своей связи, преемственности с античной культурой, которая, будучи чужой для европейцев Средневековья, наконец-то была воспринята новоевропейскими народами как собственная древность, собственное прошлое.

Однако такое «ностальгическое» отношение к Античности стало возможным лишь после того, как она перестала быть живой реальностью и стала историей. Для Средневековья Античность еще не была прошлым – она все еще оставалась близкой, притягательной и в то же время угрожавшей христианской эпохе своим язычеством. Тяга к Античности возникла в результате появления чувства исторической дистанции, отделяющей классическую древность от новой эпохи. Только тогда Античность и смогла превратиться в идеал, по которому можно тосковать, возрождения которого можно страстно желать.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...