Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Человеческая психика действует в единстве сознательного и бессознательного. Но в рамках этого единства эти проявления психики могут выступать относительно независимо. Так, в определенные периоды интеллектуальной деятельности бессознательное может бездействовать, а в состоянии сна или гипноза сознательное отключается и бессознательное действует вполне самостоятельно. Однако в пределах сознательной жизни человека решающая роль принадлежит сознанию. Оно управляет самыми сложными формами его поведения. Сознание необходимо человеку для решения не имеющих очевидного ответа интеллектуальных задач, для нахождения оптимального выхода из сложной конфликтной ситуации и ситуации, содержащей для человека угрозу в случае неприятия немедленных действий, а также для преодоления трудностей, которые возникают на пути при достижении поставленных целей.
Сознание находится в сложном соотношении с различными формами бессознательной психической деятельности.
Бессознательное есть совокупность психических явлений, состояний и действий, которые лежат вне сферы сознания и не поддаются целенаправленному контролю и оценке, но оказывают влияние на поведение человека.
Бессознательное представлено практически во всех процессах, состояниях и свойствах человека. Оно довольно часто прорывается наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, интуициях, аффектах. К бессознательному относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного: бред, галлюцинации и т.п.
На протяжении своей истории философия обращалась к проблеме бессознательного. Эта проблема нашла отражение, например, в учении Платона о познании как воспоминании. Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности человека. Кант связывал бессознательное с интуицией, а для Шопенгауэра бессознательное выступало как воля, как стихийное жизненное начало. Но только З.Фрейд сделал бессознательное предметом специального анализа. Он впервые исследовал взаимоотношения сознания и бессознательного.
Фрейд выстроил такую иерархию элементов духовной структуры личности, основу которой составляет бессознательное. Оно связано как с сознанием, так и с действием, оказывая на них влияние, и в свою очередь испытывает их влияние на себе. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут сдерживаться сознанием.
Дочерью Фрейда А.Фрейд были изучены и описаны различные механизмы психологической защиты. Психологическая защита – это способы неосознаваемой регуляции деятельности, с помощью которых снимается дискомфортное эмоциональное напряжение. А.Фрейд выделила следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, рационализация, изоляция, смещение, реактивное образование, сублимация и некоторые другие.
Основным из этих механизмов является вытеснение,а все другие, по существу, - лишь средства его реализации. Вытеснение представляет собой такой защитный механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли и переживания переводятся из сознания в сферу бессознательного, но продолжают при этом оказывать определенное влияние на поведение человека.
З.Фрейд рассматривал все механизмы психологической защиты как патогенные, за исключением сублимации. Сублимация, в его понимании, означает преобразование энергии бессознательного в различные формы творческой деятельности, приемлемой для общества.
Вслед за Фрейдом некоторые исследователи считают, что творчество – это всецело бессознательный процесс. Они утверждают, что неожиданные творческие ассоциации возникают сначала в подсознании, и лишь затем рождается продуктивная идея.
В сфере бессознательного выделяют следующие разнообразные его формы.
Надсознательное – это усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его деятельность не осознается и не контролируется субъектом. Например, этнические стереотипы усваиваются человеком через подражание или идентификацию. К.Юнг обозначал индивидуальные надсознательные явления как «архетипы коллективного бессознательного». Фактически надсознательное становится соединением сознания и бессознательного.
Подсознательное – это те представления, желания, действия, устремления, которые в настоящее время ушли из сознания, но могут появиться вновь.
О существовании подсознательного стало известно благодаря исследованиям постгипнотических состояний. Например, загипнотизированному человеку внушалось, что он после выхода из гипноза должен подойти к одному из сотрудников и развязать ему галстук. Испытуемый выполнял это указание, хотя и не мог объяснить свой поступок. Все происходящее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти. Побуждение функционировало на уровне бессознательного, и испытуемый был уверен в том, что действовал целенаправленно и правильно.
Предсознательное – это неосознаваемые стереотипы автоматического поведения, которые возникают в процессе перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных задач и опираются на прошлый опыт субъекта. Если на пути привычного автоматического поведения встречается неожиданное препятствие, то воздействия, актуализирующие стереотипы, могут осознаваться человеком.
Собственно бессознательное – это такое бессознательное, которое не становится сознательным ни при каких обстоятельствах.
Интерес к проблеме бессознательного в современную эпоху возрастает, так как в век научно-технического прогресса важно выяснить, каковы возможности расширения информационной емкости человеческой психики.
Контрольные вопросы:
1. Что является предметом онтологии?
2. Какие формы бытия вы знаете?
3. Перечислите основные онтологические категории.
4. Какова эволюция понятия «материя»?
5. Что означает абсолютность движения?
6. Что является критерием для выделения основных форм движения материи?
7. Что такое редукционизм?
8. Чем отличается субстанциональная концепция пространства и времени от реляционной концепции?
9. Каковы основные категории и законы диалектики?
10. Сформулируйте основные положения синергетики.
11. Каковы предпосылки возникновения сознания?
12. Что такое отражение?
13. Какова сущность сознания?
14. Что собой представляет структура сознания?
15. Что такое бессознательное и каковы формы его проявления?
Основная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.
Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.
Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.
Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.
Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.
Дополнительная литература:
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постклассической науки. М., 1999.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Дубровский Проблема идеального. М., 1983.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2009.
Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002.
Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии//Вопросы философии, 1995, № 1.
Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии, 1990, № 10.
Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1990.
Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.
Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии, 1991, № 2.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2003.
Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.
Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000.
Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина. М., 2009.
Чернявский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!