Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Перцептивный аспект фонетики



В традиционной фонетике мы имеем дело с аспектом, который там назван акустическим. Акустический аспект существует, но это аспект чисто физический, это позиция стороннего наблюдателя звуковой волны при помощи приборов. И акустический аспект отличается от перцептивного аспекта, который воникает как бы с позиций слушающего, а слушающий – это не ученый, анализирующий звучащую материю при помощи приборов.

Чтобы осознать различие акустического и перцептивного аспектов русской фонетики весьма полезно прочесть книгу З.Н Джапаридзе «Перцептивная фонетика» (Тбилиси, 1985, на рус. яз.).

Что же слышит слушающий? Он слышит тембр звука как комплекс его различаемых ухом свойств.

«Тембр звука. Окраска звука речи, создаваемая обертонами, их соотношенрием с основным тоном. «Соотношение обертонов с основным тоном определяет тембр звука» (Панов, 1967, с 136). «То, что называем тембром, ест результат совокупности основного тона ипарциальных тонов (или иначе обертонов), т.е. результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну» (Матусевич, 1976, с.29)» (В.Н. Немченко. Основные понятия фонетики в терминах, 1993, с.211).

Итак, тембр звука можно определить и описать в терминах воспринимаемых признаков. Мы слышим не обертоны как таковые, а перцептивный (воспринимаемый) эффект от обертонов – это наше принципиальное расхождение с традиционными учебниками по фонетике, хотя еще М.В. Ломоносов правильно понимал суть этого и характеризовал русские звуки в «Грамматике российской» как «дебелые», «тонкие» и т.д.

Таким образом, очень важно не впадать в путаницу и различать физическую акустику и психическую перцепцию, помня при этом, что та и другая взаимосвязаны: воспринимать психологически можно то, что дано в физической акустической форме, т.е. звуки речи.

Каков сам нейрологический механизм восприятия звуков речи – для нас не так уж и важно. Важным для нас является осознаваемое впечатление от звука, его психологический отпечаток в нашем сознании.

В перцептивном аспекте фонетики тембр звука может быть охарактеризован ео следующим слуховым впечатлениям:

- Тембр тональный или шумный (вокальный-сонорный-шумный), что соттветствует делению звуков на гласные – сонорные – шумные согласные.

- Тембр высокотональный или низкотональный, что соответствует делению гласных на высокотональные /и/,/э/,/ь/,/ Иэ/, с одной стороны, и низкотональные /а/, /ы/, /ъ/, /а/-крышку, /Ыэ/, а также низкотональные бемолные /о/, /у/, с другой стороны.

Воспринимаются как высокотональные тембры согласных те, которые соответствуют услышанным звуками, образованым в зубной и передненёбноё зоне (/т/,/д/,/с/,/з/, /ш/, /ж/ и др.). К числу низкотональных относятся слуховые впечатления от звуков, которые образованы в заднеязычной зоне. К числу низкотональных бемольных – образованные в заднеязычной зоне с губной артикуляцией одновременно.

- Тембр гласного может быть полнозвучный, средневокальный и малозвучный (у гласных в артикуляционном аспекте это соответствует ширине резонатора).

- У высокотональных шумных тембр может быть шипящий (/ш/, /ж/ и т.д), свистящий (/с/,/з/ и т.д.) и простой (/т/,/д/ и т.д.).

- У шумных и сонантов тембр может быть взрывной (/п/,/б/,/м/ и т.д.) и проходной (/с/,/з/,/й/ и т.д.).

- Тембр ринезный (/н/,/м/ и т.д.) и простой может быть только у сонантов;

- Бывает глухой или звонкий тембр у шумных согласных.

- У сонантов и шумных бывает диезный или простой тембр (т.е. «мягкий» или «твердый», хотя это тактильные термины, характеризующие предмет «на ощупь»).

- У низкотональных звуков бывает тембр бемольный или простой, при этом бемольность возникает как перцептивный эффект от губной артикуляции. В таком случае простые низкотональные – это звуки /а/, /ы/, /г/, /х/ и др., а низкотональные бемольные – это звуки /о/,/у/,/м/, /п/,/б//,/в/,/ф/ и под.

Другими словами, в этом аспекте описания звуков применима музыкальная терминология.

В третьем разделе этой книги будет дано подробное описание звуков в такой системе терминов и понятий, а также будут предложены таблицы русских гласных, сонантов и шумных в пространстве перцептивных признаков.

Акустический аспект фонетики.

Акустика – это раздел физики, изучающий чисто физические параметры звуков. Вполне понятно, что для фонетики такие сведения представляют значительный интерес.

Важно понимать, с каких позиций в данном случае проводится описание. Мы уже выше говорили, что эта позиция – позиция сторонего наблюдателя, который регистрирует параметры материального волнового физического явления, которое находится между говорящим и слушающим (покинуло говорящего и распространяется в пространстве и времени в поисках слушающего).

Другими словами, это продукт деятельности говорящего, который выставлен на продажу, но еще не куплен и не используется слушающим. Если слушающий приобретет этот продукт, он сразу превратится для слушающего в тембр и будет дешифрован как бит информации.

В акустическом аспекте описания звуков русской речи нам придется использовать чисто физическую терминологию. Однако подчеркнем, что не все богатсво, которое можно при помощи приборов выявить в звуке, используется для нужд языка, - есть и ненужная информация, которая остается за скобками. Напрмиер, англосаксы не используют в своем языке «мягкость», а в русском языке – это полезная информация, способная различать слова и их смысл. И наоборот, немцы и ангшлосаксы используют длительность ударного гласного для различения смысла слов (вспомните, как по-английски произносится корабль и овца, а по немецки слова море и больше), а в русском языке длительность ударного гласного не влияет на смысл слова (стол или сто-ол – все равно).

Длительность звука

Итак, длительность звука – это продолжительность его звучания во времени. Длительность измеряется в миллисекундах (мсек, 1/1000 секунды). Перцептивный эффект при восприятии длительности можно назвать долготой, поэтому в ряде языков различаются долгие и краткие звуки. Есть они и в русском, но смыслоразличительной функции они в нем не выполняют.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...