Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие организационно-управленческой мысли



С тех самых пор как люди начали объединяться в группы для достижения тех целей, которых они не могли достичь порознь, управление стало необходимым для обеспечения координации индивидуальных усилий. Исходя из этого можно сказать, что первые три способа организации были созданы еще в доисторическую эпоху: охотничье племя, скотоводческое кочевое племя, неолитическая община.

Естественно, что понятия управления не существовало и только изучение, анализ развития общества, саморазвитие общественных формаций выделило управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы – организации.

Если продолжить исторический ряд, то следующим изобретением в этой области была бюрократия. Цивилизация обязана своим возникновением бюрократии. Создание огромных бюрократически управляемых человеческих коллективов – «мегамашин» началось еще в древнем Египте около 4,5 тыс. лет назад. Бюрократическая организация впервые позволяла объединить десятки тысяч людей для решения грандиозных строительных и военных задач (строительство Египетских пирамид, войско Александра Македонского). Именно здесь, а не на фордовских конвейерах было изобретено мелочное, пооперационное разделение труда, командная иерархия, стандартизация, проектирование, планирование.

Результаты были громадны. «Горизонты человечества раздвинулись далеко за пределы деревенской околицы. После пирамид все стало возможным»,- говорит Льюис Мамфорд, один из крупнейших исследователей проблем менеджмента.

Более эффективной альтернативой «мегамашины» стал ГОРОД, возникновению которого она сама способствовала. Черпая ресурсы из большого разнообразия человеческих способностей, вновь открываемых, город изобрел более эффективные средства организации экономических и политических функций, научился использовать различия, способствуя тем самым бурному развитию античной культуры.

Следующий новый рывок, восстановивший «мегамашину» на новой основе сделала христианская церковь – «бенедиктинская система».

Все, чего древняя «мегамашина» могла достичь с помощью громоздкой военно-бюрократической организации, здесь было достигнуто в малом масштабе, в мелких группах людей, добровольно объединенных, монастырях, принимавших труд по завету св. Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как моральный и религиозный долг свободного человека.

Бенедиктинцы ввели много инноваций: чередование физических и интеллектуальных занятий, деление суток на 24 часа, изобретение трудосберегающих машин, особенно энергетических, что значительно повысило производительность труда, высвободило труд для более высоких целей. «Бенедиктинская работа», в поговорке европейских языков, значит усердие, эффективность и совершенство исполнения.

Усвоение новыми городскими корпорациями монастырской организации коллективных действий мирских занятиях, новых моральных, эстетических ценностей, норм поведения, новой трудовой этики создало в Европе в период с Х111 по ХУ11 в.в. некое равновесие благоприятное развитию жизни намного более разнообразной, чем все, что было достигнуто древними «социалистическими» цивилизациями. Непрерывное развитие поддерживалось благодаря постоянным изменениям содержания и формы организации. Как велики были успехи в то время показывает, в частности, количество нерабочих дней в году у средневекового рабочего(189 дней в году). Основы нашей технологии, науки были заложены в эту эпоху.

Средневековый синтез был далек от совершенства, к тому же церковь, которая была единственным универсальным институтом Европы в ХIV веке присоединила свое влияние к силам власти (абсолютизма, милитаризма, капитализма). В последствии вес церкви был заменен весом науки. Действуя совместно эти силы заложили возрождение «мегамашины» сначала в рамках капитализма, а затем с победой социализма в ряде стран и в государственных масштабах.

Новая «мегамашина» заимствовала у средневековой культуры все ее технические достижения – энергетические машины, оптические и измерительные приборы, принципы организации труда, массового производства,, автоматы, программирование. Регулярность, планирование, эффективность монастырского труда заложили фундамент капиталистической организации ХIХ века, добавившей к ним мелочное разделение труда, авторитарность и бюрократизацию управления, потогонную систему, регламентацию деятельности, пожизненную прикованность к профессии. Производительность труда вновь резко возросла, начался век неуклонного развития капиталистической формации. Основной социальной организацией стало капиталистическое предприятие, которое развивало и совершенствовало свои организационные формы с развитием производства, управления, науки, техники, потребностей и интересов человека и общества. (мануфактура, заводы, фабрики, концерны, консорциумы, тресты, компании и т.д.).

Развитие организации неразрывно связано с развитием управления. В их развитии выделяют два этапа:

1. Управление и организации до 1900 года.

2. Развитие управления и организации как самостоятельных

наук.

Первый взрыв интереса к управлению отмечен в 1911г. (Тейлор Ф. «Принципы научного управления»). Концепция того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь ее целей развивалась в течении длительного времени, начиная с середины Х1Х века до 20-х годов ХХ века. Идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации впервые зародилась в Америке. Америка считается родиной современного управления.

Следующий шаг в развитии управленческой мысли – принципы управления Файоля. Это считается первым самостоятельным результатом науки управления в ее классическом варианте. ориентированном на построение формальных структур и систем. Американцы считают Анри Файоля отцом менеджмента.

Третий прорыв в развитии организационно-управленческой мысли – неоклассический – зарождение «школы человеческих отношений» в 30-х годах. Это напрвление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем (использование достижений социологии и психологии в управлении).

Четвертый этап в развитии организационно-управленческой мысли – развитие современных количественных методов обоснования организационных и управленческих решений (50-60-е гг.), прямое следствие применения математики в управлении, привлечение положений теории систем и кибернетики.

Пятый этап. На рубеже 70-х годов сформулировалась идея о том, что объект управления – организация – открытая система. Этот этап считается переломным в развитии организационно-управленческой мысли. Осознание того, что объект управления приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде и причины изменения внутренней среды зависят от внешней, вынудило определить взаимосвязи между типами среды и формами управления.

Шестой этап. В 80-е годы новое открытие в управлении: значение организационной культуры как мощного инструмента управления (особенно эффективно используется японцами). Сегодня многие теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом.

Седьмой этап. 90-е годы. Развитие управления характеризуется тремя тенденциями:

· осознание значения материально-технологической базы современного производства и оказания услуг;

· усиление внимания не только организационной культуре, но и демократизации управления;

· усиления международного характера управления и организации: – международная конкуренция;

· транснациональные корпорации;

· интернационализация управления ставят множество вопросов перед теорией управления и теорией организации.

в группы, коллективы – организации.

Если продолжить исторический ряд, то следующим изобретением в этой области была бюрократия. Цивилизация обязана своим возникновением бюрократии. Создание огромных бюрократически управляемых человеческих коллективов – «мегамашин» началось еще в древнем Египте около 4,5 тыс. лет назад. Бюрократическая организация впервые позволяла объединить десятки тысяч людей для решения грандиозных строительных и военных задач (строительство Египетских пирамид, войско Александра Македонского). Именно здесь, а не на фордовских конвейерах было изобретено мелочное, пооперационное разделение труда, командная иерархия, стандартизация, проектирование, планирование.

Результаты были громадны. «Горизонты человечества раздвинулись далеко за пределы деревенской околицы. После пирамид все стало возможным»,- говорит Льюис Мамфорд, один из крупнейших исследователей проблем менеджмента.

Более эффективной альтернативой «мегамашины» стал ГОРОД, возникновению которого она сама способствовала. Черпая ресурсы из большого разнообразия человеческих способностей, вновь открываемых, город изобрел более эффективные средства организации экономических и политических функций, научился использовать различия, способствуя тем самым бурному развитию античной культуры.

Следующий новый рывок, восстановивший «мегамашину» на новой основе сделала христианская церковь – «бенедиктинская система».

Все, чего древняя «мегамашина» могла достичь с помощью громоздкой военно-бюрократической организации, здесь было достигнуто в малом масштабе, в мелких группах людей, добровольно объединенных, монастырях, принимавших труд по завету св. Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как моральный и религиозный долг свободного человека.

Бенедиктинцы ввели много инноваций: чередование физических и интеллектуальных занятий, деление суток на 24 часа, изобретение трудосберегающих машин, особенно энергетических, что значительно повысило производительность труда, высвободило труд для более высоких целей. «Бенедиктинская работа», в поговорке европейских языков, значит усердие, эффективность и совершенство исполнения.

Усвоение новыми городскими корпорациями монастырской организации коллективных действий мирских занятиях, новых моральных, эстетических ценностей, норм поведения, новой трудовой этики создало в Европе в период с Х111 по ХУ11 в.в. некое равновесие благоприятное развитию жизни намного более разнообразной, чем все, что было достигнуто древними «социалистическими» цивилизациями. Непрерывное развитие поддерживалось благодаря постоянным изменениям содержания и формы организации. Как велики были успехи в то время показывает, в частности, количество нерабочих дней в году у средневекового рабочего(189 дней в году). Основы нашей технологии, науки были заложены в эту эпоху.

Средневековый синтез был далек от совершенства, к тому же церковь, которая была единственным универсальным институтом Европы в ХIV веке присоединила свое влияние к силам власти (абсолютизма, милитаризма, капитализма). В последствии вес церкви был заменен весом науки. Действуя совместно эти силы заложили возрождение «мегамашины» сначала в рамках капитализма, а затем с победой социализма в ряде стран и в государственных масштабах.

Новая «мегамашина» заимствовала у средневековой культуры все ее технические достижения – энергетические машины, оптические и измерительные приборы, принципы организации труда, массового производства,, автоматы, программирование. Регулярность, планирование, эффективность монастырского труда заложили фундамент капиталистической организации ХIХ века, добавившей к ним мелочное разделение труда, авторитарность и бюрократизацию управления, потогонную систему, регламентацию деятельности, пожизненную прикованность к профессии. Производительность труда вновь резко возросла, начался век неуклонного развития капиталистической формации. Основной социальной организацией стало капиталистическое предприятие, которое развивало и совершенствовало свои организационные формы с развитием производства, управления, науки, техники, потребностей и интересов человека и общества. (мануфактура, заводы, фабрики, концерны, консорциумы, тресты, компании и т.д.).

Развитие организации неразрывно связано с развитием управления. В их развитии выделяют два этапа:

1. Управление и организации до 1900 года.

2. Развитие управления и организации как самостоятельных

наук.

Первый взрыв интереса к управлению отмечен в 1911г. (Тейлор Ф. «Принципы научного управления»). Концепция того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь ее целей развивалась в течении длительного времени, начиная с середины Х1Х века до 20-х годов ХХ века. Идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации впервые зародилась в Америке. Америка считается родиной современного управления.

Следующий шаг в развитии управленческой мысли – принципы управления Файоля. Это считается первым самостоятельным результатом науки управления в ее классическом варианте. ориентированном на построение формальных структур и систем. Американцы считают Анри Файоля отцом менеджмента.

Третий прорыв в развитии организационно-управленческой мысли – неоклассический – зарождение «школы человеческих отношений» в 30-х годах ХХ в. Это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем (использование достижений социологии и психологии в управлении).

Четвертый этап в развитии организационно-управленческой мысли – развитие современных количественных методов обоснования организационных и управленческих решений (50-60-е гг.ХХ в.), прямое следствие применения математики в управлении, привлечение положений теории систем и кибернетики.

Пятый этап. На рубеже 70-х годов ХХ в. сформулировалась идея о том, что объект управления – организация – открытая система. Этот этап считается переломным в развитии организационно-управленческой мысли. Осознание того, что объект управления приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде и причины изменения внутренней среды зависят от внешней, вынудило определить взаимосвязи между типами среды и формами управления.

Шестой этап. В 80-е годы ХХ в. новое открытие в управлении: значение организационной культуры как мощного инструмента управления (особенно эффективно используется японцами). Сегодня многие теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом.

Седьмой этап. 90-е годы ХХ в. Развитие управления характеризуется тремя тенденциями:

· осознание значения материально-технологической базы современного производства и оказания услуг;

· усиление внимания не только организационной культуре, но и демократизации управления;

· усиления международного характера управления и организации: – международная конкуренция;

· транснациональные корпорации;

· интернационализация управления ставят множество вопросов перед теорией управления и теорией организации.

Восьмой этап. Начало ХХ1 века. Процессы глобализации, усиление международной интеграции и взрывное развитие новых информационных технологий.

Контрольные вопросы по теме

1. Что является объектом изучения в теории организации?

2.. Что является предметом изучения в теории организации?

3. Дайте определение организованной системы.

4. Что характеризует систему в статике?

5. Назовите смысловые нагрузки термина «организация»

6. К какому типу системы относятся школа, ВУЗ, больница?

7. Дайте определение термину «организационные отношения».

8. Понятие «внешней среды» организации соотносится в теории организации с понятием «открытая система» или «закрытая система»;

9. Представьте классификацию систем по их сложности, предложенную Боулдингом.

10. По каким признакам можно классифицировать организационные отношения?.

11. Назовите основные этапы развития организационно-управленческой мысли.

12. Дайте характеристику «бенедиктинской» организации.

13. С какими базовыми, фундаментальными науками неразрывно связана теория организации?

14.Назовите основные свойства (характеристики) систем.

15. Перечислите обязательные компоненты присущие каждой организации.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...