Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 40 страница



Понимая бесплодность каких-либо попыток подчинить далекую и непокорную Сечь, коронное правительство в то же время стремилось привлечь на свою сторону часть городового казачества и противопоставить его остальному как официальное воинство. Таким способом планировалось не только увеличить собственную военную мощь в пограничье, но и урегулировать отношения с татарами и турками, которые постоянно жаловались на казаков.

В 1572 г. Сигизмунд II Август издал универсал о формировании из казаков наемного отряда из 300 человек, которые должны были находиться на государственном содержании. Привлеченные на службу казаки заносились в специальные списки («реестры»). «Старшим реестра» король назначил шляхтича Яна Бадовского, дав ему одновременно и судебную власть над отрядом. Так было положено начало реестровому казачеству, которое получало за службу деньги и определенные привилегии.

Служба реестровых казаков заключалась не только в охране границ, но и, что не менее важно, в контроле над нереестровыми казаками. Организация казаков в отдельное подразделение, подчиненное непосредственно главнокомандующему и собственному начальнику, создала первый прецедент юридического признания казачества как новой социальной группы.

Отряд Я. Бадовского распался с его смертью в 1575 г. Но неудачи в Ливонской войне и разгул казачьей вольницы вынудили правительство вернуться к идее реестрового казацкого войска. В 1578 г. король Стефан Баторий взял на государственную службу 500 казаков. Они подчинялись черкасскому и каневскому старосте князю М. Вишневецкому. «Старшим реестра» (названным в королевском привилее «гетманом») стал брацлавский шляхтич Ян Оришовский. Король вручил реестровым казакам символы власти («клейноды»), в том числе булаву, бунчук, хоругвь и печать. На розовом поле хоругви был изображен белый орел — герб Польши, а на печати — казак с самопалом на плече и саблей на боку.

«Войско Запорожское реестровое» располагалось на территории с центром в Трахтемирове (теперь село на Киевщине), выше по течению Днепра от Запорожской Сечи. Здесь реестровики имели исключительное право на землевладение. В полное распоряжение казаков передавался Трахтемировский монастырь с его госпиталем, приютом для престарелых и арсеналом.

Со временем численность реестровых казаков возрастала (в 1590 г. — 1 тыс. человек), но стабильной она не была и колебалась в зависимости от обстоятельств. Если Короне необходима была помощь во время войны, она увеличивала реестр до нескольких тысяч, а потом сокращала его.

Реестровое войско находилось в сложном положении. С одной стороны, оно должно было подчиняться коронной власти и выполнять ее приказания, с другой, не могло стоять в стороне от тех проблем, которые касались как непризнанной властями остальной части казачества, так и вообще всего населения края. Это предопределило непоследовательность поведения реестровцев в дальнейшем. Вычеркнутые из реестра казаки («выписчики») пополняли ряды недовольных, уходили в Сечь и впоследствии играли значительную роль в казацко-крестьянских восстаниях против польского гнета.

Хотя реальная власть в Среднем Поднепровье принадлежала старостам, но и влияние казацкой старшины неуклонно возрастало. Реестровцы все громче заявляли о своих правах на подлинное самоуправление.

Запорожская Сечь. После Люблинской унии формирование Запорожской Сечи как своеобразной формы казацкой государственности вступило в новую фазу. Столица днепровской вольницы в разное время располагалась в разных, но хорошо защищенных природой местах. Так, после Хортицы она находилась на острове Томаковка (60-е гг. XVI в. — 1593 г.), затем — на р. Базавлук (1593—1638 гг.). Собственно Сеч или то укрепленное место, где размещалось казацкое управление, называли еще «Кошем». Но власть сечевого товарищества распространялась не только на «Кош Запорожский», но и на значительную территорию, которая называлась «землями Войска Запорожского» или «Запорожскими Вольностями».

Верховным органом управления Запорожской Сечи была сечевая рада, которая решала важнейшие вопросы внутренней жизни и внешних сношений. Рада ежегодно избирала войсковую старшину (судью, писаря, есаула и др.) во главе с кошевым атаманом, которого иногда называли гетманом. Низшую ступень командного аппарата возглавляли куренные атаманы, избиравшиеся казаками соответствующего куреня.

Все казаки, считавшиеся свободными и равноправными, несли службу за свой счет. В Сечь не допускались женщины, хотя вне ее территории казаки имели семьи. Самоуправление Запорожья регулировалось обычным правом. Сечь стала оплотом православия на Украине. Вступление в запорожское товарищество начиналось с вопроса: «В бога веруешь?». А прибывали сюда наряду с украинцами белорусы, татары, поляки, евреи, грузины, турки, молдаване и др. Причем многие из них были образованными людьми и у себя на родине занимали высокое социальное положение.

Численность сечевого товарищества не была стабильной. Зимой в Запорожье находился небольшой гарнизон, который нес сторожевую службу. Но с наступлением весны Сечь превращалась в людской муравейник. В мирное время главным занятием запорожцев были промыслы и скотоводство.

Казацкие походы на татар и турок. Со второй половины XVI в. казачество уже выступает как влиятельная сила на международной арене, способная противостоять турецко-татарской экспансии. Народная память сохранила имя легендарного казацкого предводителя князя Богдана Ружинского, который в 60—70-х гг. XVI в. не раз отбивал нападения татарских отрядов на Волынь и Подолье. В 1575 г. во главе запорожцев он прорвался за Перекоп и овладел Кафой, освободив сотни пленных. В 1576 г. запорожцы разрушили крепость Аслам-Кермен в низовье Днепра, но во время взрыва в сделанном ими подкопе погиб сам Б. Ружинский.

Запорожцы принимали активное участие в борьбе за осво-бождение Молдавии от турецкого ига. Успешно действовал запо-рожский атаман, молдованин по происхождению, Иван Подкова. В 1577 г. вместе с отрядом запорожцев он захватил Яссы и обьявил себя молдавским господарем. Однако в 1578 г. Подкова под натиском турецких войск был вынужден отойти на Украину, где попал в руки польской шляхты и по требованию турецкого султана был публично казнен во Львове.

В 80-х гг. XVI в. самовольные походы казаков на владения Крымского ханства и Турции повторялись один за другим. Используя свои маневренные челны («чайки»), запорожцы выработали эффективную тактику ведения морских боев с турецкими галерами. Но казацкие вылазки вызвали ответный удар: в 1589 г. татары осуществили мощное вторжение на Украину. Татарские отряды («чамбулы») дошли до Львова, и только объединенными усилиями шляхты и казаков их удалось отбить. Турецкий султан пригрозил выслать на Украину 200-тысячное войско, если Речь Посполитая не сможет сама укротить казаков.

В 1590 г. сейм принял постановление «Порядок касательно низовцев и Украины», которое должно было стать гарантией взятых Короной перед султаном обязательств. Внесенные в реестр казаки присягали, что самовольно не будут переходить границ Речи Посполитой. Одновременно местная администрация должна была не пускать своевольных людей на Низ и в степи, вылавливать и казнить нереестровых казаков, осмелившихся нарушать постановление сейма и переходить границы с целью грабежа и войн с соседними государствами. Результатом подобной политики стала адекватная реакция со стороны казачества.

Восстание под предводительством К. Косинского. Первое крупное казацко-крестьянское движение на Украине началось в 1591 г. Именно тогда мелкий украинский шляхтич, один из казацких старших, Крыштоф Косинский получил от Короны землю за службу. Но не успел он ее занять, как Януш Острожский, полонизированный наследник известного рода и белоцерковский староста, присвоил эту «пустыню». Понимая бесперспективность судебного иска на могущественного вельможу, Косинский напал со своими казаками на земли Острожского и захватил Белую Церковь. Это выступление, поддержанное мещанами и крестьянами, дало толчок распространению антимагнатского движения на Киевское, Волынское, Брацлавское и частично Подольское воеводства.

Поскольку в придворных кругах историю с Косинским считали частным делом Острожских, в карательной экспедиции против восставших принимали участие преимущественно надворные отряды Я. Острожского и черкасского старосты Александра Вишневецкого. В начале 1593 г. в битве под Пяткой на Волыни казаки потерпели сокрушительное поражение. Однако наказали повстанцев довольно легко: реестровых казаков обязали дать клятву на верность королю, а Косинского — трижды поклониться членам рода Острожских и попросить у них прощения.

Уйдя в Запорожье, Косинский собрал двухтысячное войско и начал новое наступление. На этот раз объектом казацких претензий стал князь А. Вишневецкий, которому казацкий предводитель не мог простить участия в битве под Пяткой. Но в мае 1593 г. Косинский погиб во время осады Черкасс. Восстание продолжалось еще некоторое время, что вынудило А. Вишневецкого пойти на уступки. Участникам войны 1591—1593 гг. гарантировалась амнистия, князь не стал оспаривать право запорожцев на свободный выход на Низ и возвращение обратно.

Принято считать, что восстание 1591—1593 гг. открыло эпоху вооруженной национально-освободительной борьбы украинского народа против польского владычества.

Казацко-крестьянское восстание под предводительством С. Наливайко. Новое восстание, на этот раз еще более крупное, возглавил Северин Наливайко, который служил до этого сотником надворной хоругви (отряда) князя В.-К. Острожского. В 1594 г. он возглавил отряд нереестровых казаков на Брацлавщине и заключил соглашение с запорожским атаманом Г. Лободой о совместной борьбе против магнатов. Вскоре повстанцы под руководством Наливайко овладели Брацлавом, Баром и Винницей. Одновременно взялись за оружие крестьяне. В 1595 г. восстание распространилось на Беларусь, куда пришли казацкие отряды. Запорожцы Лободы в это время захватили Канев, Черкассы и на короткий период Киев.

Когда ситуация приняла угрожающий для Короны характер, против повстанцев было брошено многочисленное вышколенное войско под командованием коронного гетмана С. Жолкевского. Наливайко вынужден был отступить для соединения с Лободой. Весной 1596 г. гетман С. Жолкевский навязал повстанцам бой под Белой Церковью. Казаки понесли большие потери и отступили в Заднепровье, надеясь найти защиту у Москвы. Они устроили свой лагерь под Лубнами и мужественно отбивали штурм коронного войска. Тем временем Лободу, который склонялся к переговорам с Короной, обвинили в тайных сношениях с противником и убили. Но вскоре его сторонники из числа зажиточных казаков выдали Наливайко полякам, а повстанцев уговорили сложить оружие. Наливайко привезли в Варшаву и после тяжелых истязаний казнили.

Гетман П. Сагайдачный. После поражения восстания под предводительством С. Наливайко на Украине на протяжении 30 лет не было крупных народных выступлений. Зажиточные казаки склонялись к сотрудничеству с Короной, надеясь законными средствами расширить свои права и вольности. В свою очередь Польша, вступившая в начале XVII в. в полосу активной внешнеполитической деятельности, ощущая острую необходимость в военной силе казачества, умело использовала противоречия в казацкой среде в своих интересах.

Ярким представителем умеренной части казачества, склонной к компромиссам, был гетман реестровых казаков Петр Конашевич-Сагайдачный, происходивший из галицкой шляхты. Не будучи еще гетманом, он появился на Запорожье, прославился во время ряда удачных походов на Крым и Турцию и занял заметное место среди казацкой старшины. С его именем часто связывают превращение казацкой ватаги в регулярное дисциплинированное войско.

Но в характере действий Сагайдачного проявлялся внутренний разлад среди казачества. Шляхтич по происхождению, он переносил и на казачество свои шляхетские понятия, хотел резко отделить реестровых казаков как привилегированное воинство от простых посполитых крестьян, пополнявших казацкие ряды. В 1618 г. Сагайдачный во главе 20-тысячного казацкого войска принял участие в походе королевича Владислава на Москву. Но в 1620 г. он уже посылал посольство в ту же Москву с просьбой принять его на российскую службу. Поскольку Россия в то время жила в согласии с Крымом, а под службой казаки понимали в первую очередь войну с татарами, то казацким послам дипломатично отказали. В 1621 г. 40-тысячное казацкое войско Сагайдачного пришло на помощь великому гетману литовскому Яну Ходкевичу в битве с турками под Хотином.

Идя нередко на компромисс с Короной, Сагайдачный одновременно стремился свести на нет влияние польской шляхты на украинское казачество. В этом деле он придавал большое значение православной церкви и даже вступил со всем своим войском в Киевское братство. Умирая от раны, полученной под Хотином, Сагайдачный завещал две трети своего имущества Киевскому братству и Львовской братской школе.

Восстановление православной иерархии. В 1620 г. произошло событие, которое окончательно определило союз казачества и православной церкви как факт общественно-политической и культурной жизни православной общности Речи Посполитой. Иерусалимский патриарх Феофан, имея соответствующие полномочия от константинопольского патриарха, под защитой казаков П. Сагайдачного возвел в сан нового киевского православного митрополита, а также полоцкого архиепископа и пять епископов. Митрополитом стал ректор Киевской братской школы Иов Борецкий. Посвящение стало возможным отчасти и благодаря тому, что польское правительство, готовясь к войне с Турцией, остро нуждалось в казацком войске.

Таким образом, в Киеве стали действовать одновременно две митрополии — униатская и православная. Правда, епископы православной церкви жили полулегально в разных монастырях, преимущественно на Киевщине, то есть в «казачьем царстве», и руководили делами своих епархий издалека, секретно.

Украинское казачество и коронная власть в 1620-х гг. После смерти П. Сагайдачного конфликты вновь стали основной чертой польско-украинских отношений. Сначала казалось, что их можно устранить, так как ближайшие преемники умершего гетмана разделяли его принцип примирения. Но после битвы под Хотином среди казачества, особенно нереестрового, возрастало недовольство, поскольку закаленное в боях 40-тысячное казацкое войско возвращалось на Украину без всякого намерения превратиться в крепостное сословие, чего так добивалось польское правительство. Часть казачества собиралась в Запорожской Сечи, а большинство возвращалось в свои города и села.

Поляков же очень раздражало то, что казаки считали себя чем-то вроде государства в государстве. Сильное беспокойство у Короны вызвало вмешательство казачества во внутренние дела Крымского ханства, где оно поддержало антитурецкую партию, а также несколько дерзких походов запорожцев на Константинополь. В 1625 г. коронное войско двинулось на Днепр. Гетман С. Конецпольский нанес несколько поражений запорожцам во главе с М. Жмайло. В осажденном казацком лагере у озера Курукова (близ Кременчуга) начались разногласия, и атаманская булава была передана полковнику реестрового казачества Михаилу Дорошенко, который заключил с поляками Куруковский договор 1625 г. В результате компромисса реестр был увеличен до 6 тысяч, но абсолютное большинство рядового казачество вынуждено было вновь возвратиться под власть панов.

По завершении составления реестра М. Дорошенко взялся за усовершенствование организационной структуры «законного» казачества. Он поделил реестровиков на 6 полков с центрами в Киеве, Каневе, Корсуне, Белой Церкви, Переяславле и Черкассах. Каждый полк делился на сотни с центрами в меньших населенных пунктах. Гражданская власть над всеми казаками соответствующей территории принадлежала казацким старшинам, в то время как общее руководство осуществлял гетман со своей канцелярией. Он избирался казаками и утверждался королем. Реестровые казаки совершенствовали свое самоуправление под бдительным надзором поляков. В отличие от них Запорожская Сечь — этот бастион воинственных и «незаконных» казаков — хотя формально и подчинялась гетману, де-факто сохраняла автономию.

Казацко-крестьянское восстание 1630 г. Дав согласие на увеличение реестра, коронная власть надеялась, что реестровые казаки будут контролировать остальных. Когда после гибели в 1628 г. М. Дорошенко гетманом стал пропольски настроенный Г. Черный, Корона, казалось, нашла идеального исполнителя своих замыслов. Однако именно стремление Черного во всем угодить правительству переполнило чашу терпения казачества.

В 1630 г. отряд запорожцев во главе с Тарасом Федоровичем (Трясило) выступил из Сечи «на волость» (государственную территорию Речи Посполитой). Федорович впервые в казацкой практике обратился с универсалами ко всем, кто был когда-либо казаком или желал им стать, призывая бороться за веру и вольности. К нему стали стекаться «выписчики» и жители слобод, в которых завершался срок льгот. К повстанцам присоединилась и значительная часть реестровых казаков. Все Среднее Поднепровье поднялось на «ляхов». При этом крестьяне нападали на панские имения, убивали их хозяев, а также управителей, арендаторов и шинкарей.

Повстанцы захватили в плен и казнили Г. Черного, заняли Черкассы, Корсунь, Канев. Решающие бои казаков с войском польного гетмана С. Конецпольского произошли под Преяславлем в мае 1630 г. Крупнейшим успехом повстанцев, по легендарной традиции, было уничтожение «золотой роты» (150 польских юношей из знатнейших родов) в так называемую «Тарасову ночь», воспетую Т. Шевченко, но не подтвержденную историческими источниками. С. Конецпольский вынужден был пойти на переговоры с казацкой старшиной. Несогласный с тактикой компромисса Федорович с частью казаков покинул казацкий лагерь и отступил на Запорожье. По Переяславскому договору верхушки казачества с Короной подтверждались условия Куруковского договора, а реестр увеличивался до 8 тысяч человек. Участники восстания амнистировались, но нереестровые казаки возвращались под власть шляхты.

«Статьи для успокоения русского народа». Когда в 1632 г. умер Сигизмунд III, делегация казаков попыталась заявить о своих правах и даже потребовала участия в выборах нового короля. Однако сейм отверг эти домогательства, заявив, что казаки действительно составляют часть Польского государства, но такую, как волосы или ногти на теле человека: когда они слишком вырастут — их стригут.

Одним из казацких требований было возвращение прав и имущества православной церкви. Новый король Владислав IV, чтобы склонить на свою сторону казацкую верхушку и православное духовенство, начиная войну с Россией, издал «Статьи для успокоения русского народа», утвержденные сеймом в 1633 г. Этим актом было легализовано существование православной церкви в Речи Посполитой и возвращена часть отнятого у нее имущества. Одновременно православным митрополитом был избран выдающийся церковно-политический деятель Петр Могила.

Но и после издания «Статей» религиозное наступление Ватикана на украинский народ не прекратилось. Продолжал усиливаться и крепостнический гнет. Кроме того, легализация православной церкви предопределила курс ее иерархов на лояльность к варшавскому правительству, их некоторое отчуждение по отношению к бывшим радикальным союзникам — казакам. Известно, что П. Могила и другие иерархи негативно относились к казацко-крестьянским выступлениям 1630-х гг.

Мероприятия по изоляции запорожцев. По условиям Переяславского соглашения 1630 г. в Запорожье должен был постоянно находиться двухтысячный отряд реестровых казаков. Однако в деле борьбы с «казацким своеволием» власти не очень рассчитывали на этот отряд. Поэтому в 1635 г. Корона прибегла к новому методу воздействия на запорожских казаков. На Днепре, выше Сечи возле первого Кодакского порога, под руководством французского инженера Боплана в кратчайший срок (с марта по июль) была сооружена крепость Кодак. Крепость, с одной стороны, отрезала Запорожье от волости, становилась препятствием бегству в Сечь, затрудняла доставку туда хлеба и боеприпасов, с другой — ограничивала возможности выхода запорожцев в Среднее Поднепровье. Но уже в том же году запорожские казаки во главе с кошевым атаманом И. Сулимой разрушили крепость и уничтожили ее гарнизон. Это событие не переросло в новое восстание, так как реестровые казаки выдали предводителя запорожцев властям. Сулима и его ближайшие сподвижники были казнены в Варшаве, хотя один из активных участников разрушения Кодака — П. Бут (Павлюк) — по ходатайству коронного канцлера П. Замойского был помилован прямо на эшафоте.

Восстания 1637—1638 гг. Летом 1637 г. началось новое восстание, которое охватило Левобережную и Правобережную Украину. Его возглавил избранный запорожцами гетманом П. Бут. Повстанцы захватили и казнили часть старшины реестрового казачества. Одновременно они призывали к войне с «ляхами» всех, кто исповедует православие. Понятно, что их универсалы способствовали массовому «оказачиванию» крестьянства, разорению панских имений. Однако в декабре 1638 г., после поражений казаков от польской армии под Кумейками (возле Черкасс) и Боровицей (недалеко от Чигирина), начались переговоры, посредником в которых выступал православный магнат А. Кисель. Казацко-крестьянское войско капитулировало. Рассчитывая на прощение, реестровцы, принявшие участие в восстании, выдали часть казацких предводителей властям. П. Бут был схвачен и казнен. Сподвижникам гетмана Д. Гуне и К. Скидану удалось пробиться на Запорожье и начать подготовку к новым боям.

Польский польный гетман Н. Потоцкий заменил все командование реестрового войска, поставив во главе него И. Караимовича. Казацкий реестр сокращался до 5 тыс. человек.

Несмотря на обещание Караимовича покорить Запорожскую Сечь, сделать это ему не удалось. Мало того, уже весной 1638 г. запорожцы вновь активизировали свою борьбу. Сначала ее возглавил самовольно избранный казаками гетманом Я. Острянин (Остряница), потом — Д. Гуня. Киевщину и Полтавщину вновь охватил огонь восстания. Но силы были неравными, особенно после прихода на помощь коронному войску отрядов магната И. Вишневецкого. Плохо вооруженные казацко-крестьянские загоны (отряды) были по частям, хотя и с большим трудом, разбиты гетманом Н. Потоцким. Острянин с несколькими сотнями казаков ушел в пределы России. Казаки во главе с Гуней некоторое время еще продолжали борьбу, укрепившись на р. Суле, а затем подались на Дон. Поляки в этих условиях занялись восстановлением крепости Кодак. Силы казачества, казалось, были сломлены.

«Ординация Войска Запорожского реестрового». Казацкий вопрос неоднократно поднимался на польских сеймах, которые создавали специальные комиссии для выработки соглашений с казаками. Однако принятые решения не удовлетворяли ни одну из сторон. Только после казни П. Бута в Польше решили, что могут окончательно навязать казачеству свои условия сосуществования. Весной 1638 г. польский сейм утвердил «Ординацию Войска Запорожского реестрового, которое пребывает на службе Речи Посполитой». Новый закон ликвидировал «на вечные времена» казацкие привилегии, судопроизводство и выборность старшины. На королевской службе оставалось 6 тысяч казаков. Тысячи казаков, не внесенных в реестр, провозглашались крепостными. Упразднялась должность старшего реестра (гетмана). Вместо него королем назначался старший комиссар из шляхтичей, который подчинялся непосредственно коронному гетману. Должности полковников и есаулов также замещались исключительно шляхтой.

После поражения восстания Я. Острянина в урочище Маслов Став в Каневском повете состоялась «заключительная комиссия с казаками», которая навязала реестровикам сеймовое постановление. Центр казацкого управления переносился в Корсунь, так как Трахтемиров к этому времени оказался в руках коронного стражника С. Лаща как награда за его «труды» по усмирению восстаний. Казакам разрешалось проживание только в приграничных городах (Черкассах, Каневе, Чигирине и др.). Запорожцы были объявлены вне закона. Крестьянам и мещанам под угрозой конфискации имущества запрещалось выдавать своих дочерей замуж за казаков. Тайной инструкцией предусматривалась организация при комиссаре и полковниках «особой гвардии», в задачу которой входило предупреждение своеволия и обезвреживание любых бунтов в их зародыше.

«Золотой покой». Казацко-крестьянские восстания 20—30-х гг. XVII в. потерпели неудачу вследствие неорганизованного и разрозненного характера действий повстанцев, их слабого вооружения и малочисленности. Сыграли свою роль и разногласия между отдельными группами казачества, своекорыстное поведения части старшины и ее склонность к компромиссу с Короной, стихийность крестьянских выступлений и нежелание крестьянства воевать за границами своей местности или во время сельскохозяйственных работ, а также гибкая политика польского правительства, направленная на раскол повстанческих рядов. Последующие десять лет польские шляхтичи называли периодом «золотого покоя». Впрочем, покоем эти годы были только по сравнению с бурным предыдущим десятилетием и с последующим периодом народной борьбы.

Подавив восстания, польское правительство, магнаты, шляхта развернули террор на украинских землях. После 1638 г. особенно жестоко приструнивалось казачество, которое традиционно притягивало наиболее недовольные элементы. Летом 1639 г. был восстановлен Кодак. В самой Сечи для контроля над действиями запорожцев разместился гарнизон правительственных войск.

Поскольку Польша в это время не вела ни одной войны, у Короны не было необходимости в казацких саблях. Часть участников восстаний 1637—1638 гг., «выписчиков» и другого люда, которому грозило возвращение в подданство панам, эмигрировала в заднепровские степи российского пограничья. Энергичный казацкий элемент искал выхода своей воинственной энергии в наемных войсках за рубежом. В Тридцатилетней войне 1618—1648 гг., охватившей европейские страны, казаки принимали участие как на стороне габсбургского блока, так и антигабсбургской коалиции. Запорожцы участвовали, например, в военных действиях Франции во Фландрии, отличившись при осаде Дюнкерка в 1646 г.

Под толщей внешнего покоя и замирения накапливался целый ряд факторов, которые, с одной стороны, подтолкнули украинский народ к проявлению невиданной активности, а с другой — создавали почву для перерастания этой активности в широкомасштабную национально-освободительную войну. Интенсивно осваиваемые Киевщина и Брацлавщина, ставшие вскоре главной ареной восстания, были уникальными не только в Речи Посполитой, но и во всей Европе. Во-первых, эти земли принадлежали могущественнейшим и богатейшим магнатам, во-вторых, их заселял вольнолюбивый люд, готовый решительно бороться за свои интересы.

Хотя магнаты в значительной степени приняли участие в хозяйственном освоении Южной Украины, они были источником нестабильности и в конфликтных ситуациях всегда прибегали к насилию. Они все больше распространяли на привлеченное сюда свободой от повинностей крестьянство характерные для Польши формы аграрных отношений. Крестьяне, еще недавно свободные, работали на своих панов по три-четыре дня в неделю, выполняли в пользу феодалов различные дополнительные повинности. Между тем, крестьяне Среднего Поднепровья, в отличие от крестьян в других частях Речи Посполитой, до сих пор не знали всей тяжести крепостничества и не желали его принимать. Страдали крестьяне и от сдачи феодалами своих имений в аренду. Арендаторы, в большинстве случаев еврейские предприниматели, стремясь за короткий срок вернуть с прибылью вложенные ими средства, нещадно эксплуатировали крестьян, совершенно не думая о последствиях. Одной из форм аренды было дарование временной монополии на производство и продажу водки и табака. Высокая плата за эти продукты также вызывала неприязнь украинского населения к евреям-арендаторам.

Недовольство накапливалось и в других слоях украинского общества. Объектом насилия и эксплуатации со стороны магнатов была даже мелкая украинская шляхта. Специфика приграничья обусловила и слабую защищенность от магнатских притязаний городов, особенно недавно основанных. Хотя отдельные города Киевщины и Брацлавщины имели Магдебургское право, большинство из них представляло із себя лишь крепости, сооруженные для защиты населения от татар. Полуаграрная природа этих поселений и то, что размещались они во владениях крупных землевладельцев, давали магнатам основание ставить под сомнение независимый статус мещан, требовать от них исполнения повинностей и выплаты податей.

Целенаправленная национально-религиозная политика Короны на землях Украины к середине XVII в. привела к денационализации украинской элиты (князей, магнатов, шляхты), которая все больше консолидировалась с польской на платформе польской государственной идеи. В этих условиях большинство украинского населения в борьбе с национальным гнетом автоматически ориентировалось на казачество как основного претендента на роль национальной политической элиты и носителя идеи украинской государственности.

II

1558—1583 — Ливонская война.

1569 — Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в Речь Посполитую. Присоединение Короной Волыни, Брацлавщины, Киевщины и Подляшья.

1572 — универсал Сигизмунда II Августа о формировании наемного казацкого отряда — появление реестровых казаков.

1577 — поход запорожских казаков под руководством Ивана Подковы на Молдавию.

1578 — реформирование наемного (реестрового) казацкого войска Стефаном Баторием.

1586 — утверждение устава Львовского братства.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...