Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 20 страница



Псковская земля была самой северо-западной частью владений, входивших в систему великого княжества Владимирского, поэтому ей приходилось принимать на себя первые удары со стороны Ливонского ордена и Великого княжества Литовского. Борьба с внешними врагами способствовала укреплению политической самостоятельности Пскова. Уже во второй половине XIII в. псковичи без согласия новгородцев стали приглашать князей для военной защиты своих городов. Таким князем был, например, Довмонт, бежавший на Русь из Великого княжества Литовского и успешно оборонявший Псков от немцев (1299). С его именем связано начало независимости Пскова. Также не зависел Псков от Новгорода в торговых сношениях с Прибалтикой, центром которых была Рига.

«Господин Великий Псков» обособился от Новгорода уже во второй половине XIII в., но формально обрел независимость в 1348 г. По Болотовскому договору, заключенному между обеими республиками, Новгород отказался от права посылать в Псков посадника, признал свой бывший пригород самостоятельным и назвал его «братом молодшим». С тех пор псковичи сами выбирали своих посадников, а князья почти всегда назначались Москвой.

Связь с Новгородом сохранялась только через церковную организацию. Не имея своего архиерея, Псков подчинялся новгородскому архиепископу. Церковная зависимость Пскова носила в основном фискальный характер и выражалась в праве новгородского архиепископа посвящать в сан и судить псковское духовенство, что было связано со сбором значительных пошлин. Необходимость являться в Новгород «по зову владыки» вводила в расходы псковских священников и вызывала их недовольство. Многочисленные протесты с их стороны привели в середине XIV в. к тому, что сбор «владычних» пошлин был поручен местному должностному лицу, и независимость псковской церкви увеличилась.

Псковская земля по социально-экономическому строю и административной структуре напоминала Новгородскую. Крестьяне в Псковской земле носили названия «смерды» и «изорники». Последние являлись наиболее зависимой частью крестьянства. Они работали на господской земле, отдавая половину урожая. Часть изорников получала от землевладельца «подмогу» серебром. Покинуть владельца они могли только раз в году (14 ноября), возвратив взятую «подмогу». Крупнейшими земельными собственниками в Псковской земле были бояре, державшие в руках все главные административные должности. Как и новгородские, псковские бояре организовывали торгово-промышлен-ные предприятия, вели торговлю с западными соседями (городами Ганзейского союза) и с княжествами Руси.

По форме политического устройства Псковская земля, как и Новгород, была республикой. Князь являлся в Псков со своей дружиной для защиты псковских владений и пользовался еще меньшим влиянием на внутренние дела, чем в Новгороде. Новгородскому боярскому совету в Пскове соответствовали «господа». Вместо тысяцкого Псков ежегодно избирал двух равноправных посадников. Вечевое устройство Пскова было сходно с новгородским, но вече здесь функционировало более мирно. В Пскове не было такой значительной социальной розни, поэтому общественные конфликты не проявлялись так бурно и часто. Особенности устройства Псковской республики, его судебные и гражданские порядки определялись самостоятельным законодательством, выработанным на вече. Памятником этого законодательства является «Псковская судная грамота», составленная в XV в.

Суверенитет Псковской республики был значительно ограничен после походов Василия II на Новгород. В 1461 г. в условиях угрозы со стороны Ливонского ордена Псков был вынужден признать свою зависимость от Москвы и принять наместника великого князя.

Организация церкви. Церковь в Новгороде также была самостоятельна. В то время, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал сюда епископа. Однако, провозгласив республику, новгородцы обособились и в церковных делах. С 1156 г. они сами стали избирать архиепископа. Ни до, ни после Новгородской республики православная церковь не знала подобного демократического избрания руководителя церкви.

По должности и сану новгородский архиепископ подчинялся митрополиту, но эта зависимость имела формальный характер и почти не затрагивала ни прав «Господина Великого Новгорода», ни прав его архиепископа. Московский митрополит, не имея полномочий для отвода кандидатуры, только посвящал в сан избранного на вече архиепископа, получая за это установленную пошлину. Один раз в четыре года митрополит обязан был появляться в Новгороде, чтобы осуществить свое право верховного суда, принять «кормы и дары». Иногда митрополит вызывал архиепископа в Москву «по святительским делам». Вмешательства, а тем более руководства церковной жизнью Новгорода со стороны Москвы не было вплоть до его подчинения. Избранный вечем новгородский владыка вершил не только духовные, но и гражданские, светские дела. Его наместники управляли рядом новгородских волостей. Особенно усилились теократические тенденции в государственно-политической эволюции Новгорода при архиепископе Евфимии. То обстоятельство, что Евфимий получил посвящение от митрополита в Великом княжестве Литввском, укрепляло фактическую автономию новгородской архиепископии.

Новгородский владыка не испытывал сильного давления княжеской власти и зависел только от веча. В его распоряжении находились огромные земельные владения, пожалованные вечем. Для управления разветвленным хозяйством, его собственным двором и судом архиепископ располагал целым рядом служилых людей, которые в источниках встречаются под разными названиями: владычные дворяне, софияне. По аналогии с западноевропейским духовенством, новгородский владыка нес военные обязанности. В некоторых случаях он должен был выставлять со своих земель особый полк, так называемый, «владычный стяг». Воевода, который был поставлен во главе этой боевой единицы, обязан был согласовывать все свои действия с владыкой, который по своему духовному статусу лично командовать полком не мог.

Религиозная жизнь в Новгородской и Псковской землях, где процветали торговые города, где уцелели еще свободные крестьянские общины, текла в гораздо более свободных рамках, чем в Северо-Восточной Руси. Это проявлялось, в частности, в свободе религиозного выбора. Жители одного конца или большой улицы на собранные деньги строили собственные церкви и считали своими богами-покровителями тех святых, имя которых носили эти храмы. Такие же церкви или часовни на свои деньги строили и крестьяне богатых новгородских колоний.

Стригольничество. Неудивительно, что в Новгороде и Пскове получило распространение еретическое учение «стригольников». Возглавляли это движение попы-расстриги, от чего и произошло название. Ересь стригольников появилась в Пскове в первой половине XIV в., затем распространилась на Новгород, стала известна в Твери и Москве. Несмотря на все меры против нее, ересь в течение полутора веков находила своих сторонников в Москве и в других городах, изменяя формы и содержание, но неизменно критикуя официальную церковь и призывая на борьбу.

Стригольники слыли образованными, «книжными» людьми, у них была собственная литература («писание книжное»), созданная для обоснования своих взглядов, но не дошедшая до нас и (скорее всего, уничтоженная как еретическая) Судя по обличениям стригольников со стороны представителей официальной церкви, еретики критиковали как отдельные богословские догматы, так и всю церковную организацию. Стригольники отрицали и некоторые церковные таинства — причащения, исповеди, крещения, что сближало их с европейскими реформаторами. Философской основой этого отрицания был рационализм — непризнание с позиций разума элементов сверхъестественного и чудесного, содержащихся в церковных таинствах, стремление их устранить. Стригольники сосредотачивали внимание на внутреннем, духовном мире человека, считали, что религиозное миропонимание должно быть основано на разуме человека, а не на вере в чудеса и таинства.

Отрицание церкви как учреждения было наиболее радикальной стороной их учения. Они восставали также против поборов за церковные службы и поставления священников «по мзде», т. е. за деньги. Сами они, даже по признанию своих противников, были безупречны, образованны и соблюдали все обряды.

И время, и место возникновения ереси не были случайны. Зарождению критической мысли и элементов рационализма способствовали условия жизни развитого и богатого средневекового города со свойственной ему остротой социальных противоречий и высоким уровнем культуры. Учение стригольников во многом было сходно с идеями европейской Реформации, однако проявились эти тенденции в Новгороде значительно раньше.

Московское духовенство, активно выступавшее против стригольников, нередко вызывало их в Москву на расправу, посылало ортодоксальных пастырей в Новгород, но эффекта не добилось. К концу XIV в. стригольничество достигло такого распространения, что руководители новгородской церкви сочли необходимым принять против еретиков самые крутые меры. В 1375 г. над руководителями стригольников была совершена публичная казнь. Однако казнь не привела к пресечению ереси. Тогда в события вмешался сам Константинопольский патриарх, приславший в 1382 г. своего специального представителя, архиепископа Дионисия для обличения ереси. В 1386 г. в Новгород прибыл крупнейший церковный деятель того времени — Стефан Пермский, составивший фундаментальное поучение против еретиков.

К концу XIV в. движение стригольников в Новгороде пошло на убыль, возможно, в результате репрессий. Зато в Пскове ересь получила дальнейшее распространение в первой половине XV в. Этому во многом способствовал больший демократизм псковской церкви, ее связь с посадским населением и относительная слабость высшего духовенства. О широком распространении стригольничества в Пскове говорят четыре грамоты митрополита Фотия в Псков, написанные в конце XIV — первой четверти XV в.

Псковские стригольники пошли еще дальше, чем их новгородские предшественники. Они отвергали не только церковь, но и монашество. Среди псковских стригольников выделилась радикально настроенная группа, которая в своем рационализме пришла даже к отрицанию воскресения из мертвых, утверждая, что смерть заканчивает существование человека.

Стригольничество всколыхнуло общество, пробудив в нем страсть к полемике. С него начинается цепь церковных «разоров», которые потрясали православную церковь в последующие века. Именно благодаря новгородско-псковским еретикам на Руси оформились гуманистические требования религиозной веротерпимости.

Натиск Ливонии. Новгородцам и псковичам приходилось отражать настойчивые попытки захватов со стороны Ливонии, Швеции, Дании. Военное затишье, установившееся после разгрома шведов и немцев на Неве и на Чудском озере, продолжалось немногим более 10 лет. С начала 50-х гг. XIII в. шведы возобновили наступление на новгородские земли с севера, а ливонцы — с запада на Псков. Отражая вражеские вторжения, новгородцы и псковичи при малейшей возможности переходили в наступление, нередко опираясь на помощь союзников — местное население Ливонии — корелов, ижору, водь, чудь.

Особенно удачным был поход объединенного новгородско-псковского войска, поддержанный великим князем владимирским, в 1268 г. Главной целью похода было наказать датчан за их нападения на Псков. Ливонцы при этом обещали не помогать датчанам. Однако магистр, нарушив только что заключенный договор, прислал на помощь датчанам большое войско. Летопись сообщает, что против русских выступила «вся немецкая земля». 18 февраля 1268 г. под городом Раковором произошло сражение, которое закончилось полным разгромом немцев и датчан. В Раковорской битве, которая по количеству участвовавших в ней войск намного превосходила Ледовое побоище, участвовал во главе псковской рати литовский князь Довмонт. Через год немцы нанесли ответный удар и осадили Псков. Десятидневная осада не увенчалась успехом. В апреле 1269 г. был подписан договор, который в течение 20 лет обеспечивал мир на новгородско-псковско-ливонских границах.

К концу XIII в. Тевтонский орден, завершив свою консолидацию, стал крупнейшим государством в Прибалтике, вытеснив из этого региона Данию. Борьба ливонских рыцарей за покорение местных народов и обращение их в христианство была завершена. Эсты, латгалы, латыши, пруссы были превращены в крепостных и рабов. Сильное военно-теократическое государство — лен Священной Римской империи — теперь стал стремиться к расширению собственной территории за счет приграничных земель Руси.

Ситуация на ливонской границе особенно осложнилась в связи с тем, что в 20-х гг. XIV в. обострились отношения Пскова и Новгорода. Псковское боярство давно боролось за свою автономию и стремилось к полной независимости от Новгородской республики. В этой борьбе против более сильного противника псковские правящие круги искали поддержку в Великом княжестве Литовском, что создавало угрозу оформления псковско-литовского союза, направленного против Новгорода. Опасаясь этого, новгородское правительство в 1323 г. вступило в переговоры со своим давним противником — Ливонским орденом и заключило с ним союзный договор, направленный против Пскова. Это соглашение, отразившее всю глубину новгородско-псковских противоречий, имело характер политического воздействия на Псков. До прямого конфликта не дошло, и официально Псковская земля осталась составной частью Новгородской республики.

Этот вираж новгородской политики сказался немедленно. Уже в марте 1323 г. ливонские немцы «со всею силою» подошли к Пскову и три дня осаждали его, но псковичи отбились. Через два месяца более крупные немецкие силы «в кораблях, и в лодьях, и на конех» подступили к Пскову, намереваясь взять город штурмом. 18 дней псковские укрепления выдерживали обстрел каменными ядрами. Псков переживал один из самых опасных моментов своей истории. Псковичи неоднократно отправляли гонцов за помощью в Новгород, но она не пришла.

В 1330 г. рыцари Ливонского ордена снова начали военные действия против Пскова, ссылаясь на то, что псковичи выступали союзниками Великого княжества Литовского, когда ливонцы воевали с ним. В 1341 г. ситуация повторилась. Военные действия шли на всем протяжении границы. Постепенно приграничные земли пустели, становились «ничейными». Именно на этой широкой полосе, где никогда не существовало точной административной границы между Русью и Прибалтикой, стремился закрепиться Орден. Данная тактика принесла рыцарям успех: в 1341—1342 гг. на захваченных землях они возвели крепость Нейгаузен и несколько укрепленных замков. Граница между Ливонией и Псковской землей была отодвинута далеко от «старой» межи (по реке Пижве), определенной при князе Александре Невском, что создавало новый плацдарм для дальнейшего продвижения Ордена на восток. Результатом этих акций явилось новое нападение ливонцев и осада Изборска в 1342 г. На этот раз псковичи обратились за помощью к великому литовскому князю Ольгерду, и осада была снята.

Нападения немцев на Псков неоднократно возобновлялись в течение XIV в., но заметного успеха не приносили. В 1348 г. Псков отделился от Новгорода и стал самостоятельным государством. Не случайно в 1349 г. ливонцы попытались обосноваться на реке Нарове, поставив там свою крепость. Попытка не удалась: собрав всенародное ополчение, псковичи окружили крепость и сожгли ее вместе с гарнизоном. Однако собственные военные силы Пскова были немногочисленны, поэтому в ряде случаев псковичам приходилось обращаться за помощью то к Великому княжеству Литовскому (1342), то к Новгороду (1362, 1370).

Кроме непосредственных военных акций, Новгород имел и другие средства воздействия на ливонцев. Типичным способом давления был, например, арест и захват в заложники всех немецких купцов, находившихся в момент вооруженного конфликта на территории новгородской земли. Эти санкции, как правило, имели успех и заставляли ливонцев идти на уступки, но заключенный в этих случаях мир был зыбким и непродолжительным.

В 1367—1370 гг. происходили постоянные военные конфликты, в которых на стороне Пскова участвовали и новгородцы. Завершились они заключением в 1371 г. в Нейгаузене псковско-новгородско-ливонского мирного договора, который не нарушался в течение двух десятилетий. В 1406 г. началась новая «полномасштабная» псковско-ливонская война, в которой с обеих сторон участвовали значительные военные силы. Закончилась она осенью 1407 г. битвой на Логозовицком поле. Современники сравнивали ее и с Ледовым побощем, и с Раковорским сражением, но результаты битвы были трагичны. В ней полегли все высшие представители власти Новгорода и Пскова, командующие полками и три новгородских посадника. Однако победа досталась ливонцам ценой больших потерь, и развить успех им не удалось. Осенью 1410 г. был подписан мир «по старине», т. е. восстанавливалось «status quo» в разграничении территорий (по линии Нейгаузена). Несомненно, что на уступчивость ливонских послов повлияли результаты Грюнвальдской битвы (15 июля 1410), в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского наголову разгромили войска Тевтонского ордена. Эта битва нанесла Ордену смертельный удар и стала началом его упадка. Несмотря на то, что ливонские рыцари не принимали в ней участия и сохранили свои силы, все же Орден в Ливонии являлся составной частью тевтонских военных сил, подчинялся прусскому магистру и больше рассчитывать на помощь из Пруссии не мог. Между Ливонией, Псковом и Новгородом начался период сдержанных, настороженных отношений, регулируемых правовыми актами.

Немалое значение для отношений обеих сторон имел торговый фактор. С 1446 г. единственными представителями Ганзы в Новгороде стали ливонские города (Рига, Ревель, Дерпт). Ганзейско-ливонские купцы в ряде случаев оказывали давление на орденское руководство, побуждая его к соблюдению мира. Поэтому мир 1410 г., заключенный первоначально на 10 лет, неоднократно продлевался, нарушаясь только мелкими пограничными стычками и один раз войной (1444—1448). С 1448 г. для решения спорных пограничных и торговых дел ежегодно стали собираться съезды представителей сторон. В этом же году между Новгородом, Псковом и Ливонией был заключен «вечный» мир на 25 лет.

Отражение агрессии Швеции. Экспансия Шведского государства на восточные берега Балтики, начавшаяся в середине XII в., продолжалась до 20-х гг. XIV в. Она проходила в форме крестовых походов, якобы для крещения язычников Финляндии, Карелии, Ижорской и Водской земель. Организаторы походов не считались с тем, что в XIII в. местное население было обращено в христианство Русью. Однако целью шведской экспансии был захват северных и восточных берегов Финского залива, в том числе и всего принадлежавшего Руси побережья. В борьбе со Швецией решался исключительно важный для Руси вопрос о сохранении прямых морских связей с Европой.

Швеция была в то время самой сильной морской державой на Балтике, и ее мощный флот мог неожиданно появиться в устье Невы. Если в сражениях против ливонских рыцарей новгородцы и псковичи нередко выступали в союзе с Великим княжеством Литовским, то в борьбе со Швецией Новгород имел только поддержку финского и карельского населения и в качестве потенциальных союзников — князей Северо-Восточной Руси. Кроме того, в отношениях с Ливонией большую роль играла торговля через Ганзу, в которой были заинтересованы широкие слои как новгородского, так и рижского купечества. Эта «торговые» партии в известной степени влияли на весь спектр новгородско-псковско-ливонских отношений и в некоторых случаях приводили к компромиссному решению конфликта. В отношениях со Швецией не было подобного «буфера»; если ганзейские города и оказывали влияние на новгородские и шведские власти, подталкивая их к примирению, оно не было определяющим.

1249—1250 гг. шведы предприняли крестовый поход в центральную Финляндию, подвластную Новгороду. Несколько месяцев крестоносные войска под началом ярла Биргера сражалось в землях еми. Зимой 1250 г. центральная Финляндия была покорена. Это был серьезный удар и по новгородскому влиянию в крае. В 1256 г. шведы попытались овладеть устьем реки Наровы. Однако, узнав о том, что в Новгород прибыли силы Александра Невского, шведы отошли от Наровы, а Невский двинулся на Копорье, затем по льду Финского залива повел войско в земли еми, захваченные ранее шведами. Одновременно началось восстание местных народов против шведского господства и насильственной христианизации. Опорные пункты шведов в центральной Финляндии были разгромлены.

Этот поход на четверть века приостановил дальнейшее наступление шведов в данном регионе, однако коренного изменения ситуации не принес. Борьба за Балтийское побережье, за торговые пути в Северной Европе продолжалась. В 80-х гг. шведы неоднократно вторгались в Карелию, нападали на побережье Ладожского озера. К концу XIII в. была захвачена Финляндия.

В 1293 г. шведы организовали очередной крестовый поход, захватили часть Карельского перешейка и основали город Выборг, который стал военной базой для дальнейшего продвижения. В свою очередь, новгородцы для противодействия агрессии шведов основали на берегу Ладоги город Корелу. Однако уже в 1295 г. шведы захватили ее и построили здесь же свою крепость Кексгольм. К концу XIII в. древняя граница Новгородской Руси со Швецией по реке Кюми оказалась продвинутой до 200 км. на восток.

Начало XIV в. отмечено постоянными попытками Новгорода вернуть утраченную инициативу. Неоднократно новгородские рати вторгались в земли еми, атаковали шведские форпосты и штурмовали крепости. Борьба шла с переменным успехом. В 1322 г. новгородское вече обратилось за помощью к московскому князю Юрию Даниловичу как верховному сюзерену Новгорода. Став во главе объединенных дружин Москвы и Новгорода, он изгнал шведов из Корелы (Кексгольма) и организовал поход на главную шведскую крепость — Выборг. В течение месяца продолжалась осада, но взять мощную крепость не удалось. Тогда Юрий Данилович поставил на Ореховом острове, при выходе Невы из Ладожского озера крепость Ореховец (при Петре I переименованную в Шлиссельбург), преградившую шведам путь в Ладогу.

В 1323 г. шведы прислали послов для переговоров. Они проходили в только что отстроенной крепости Ореховце. Переговоры возглавлял Юрий Данилович. Итогом переговоров явилось заключение договора о «вечном мире», который устанавливал границу новгородских владений на условиях «status quo». Карельский перешеек и берега Невы остались за Русью, а шведы сохранили свои владения в Финляндии. Кроме того, договор обеспечивал новгородцам право «чистого пути», т. е. свободного плавания по Неве и торговлю в Балтийском море. Ореховецкий договор 1323 г. служил основой для заключения последующих соглашений между Швецией и Россией. Он обеспечивал мир, в течение 272 лет, продлеваясь на разные сроки, и был аннулирован только в 1595 г.

В 1348 г. Швеция последний раз в ходе своей двухвековой экспансии на востоке Балтики предприняла крупную военную акцию против Руси. Это был четвертый крестовый поход, возглавленный королем Магнусом VIII Эрикссоном. Главной целью похода, как и в 1240, и в 1300 гг., был захват Невы — жизненной артерии новгородской внешней торговли. Король также намеревался захватить прилегавшую к берегам Невы Ижорскую землю и основную часть Карелии. Флот короля Магнуса, пройдя через Балтийское море, дошел до истоков Невы, где стояла крепость Ореховец. Военные действия начались с осады крепости. Одновременно сухопутные войска приступили к покорению Ижорской и Водской земель. Великий князь Семен Гордый, номинально считавшийся и князем новгородским, послал на помощь новгородцам войско во главе со своим братом, князем Иваном Ивановичем. Князь Иван, дойдя до Новгорода, почему-то не пошел на соединение с новгородским войском, собравшимся в Ладоге. Таким образом, новгородцы были брошены Москвой на произвол судьбы.

Ненадежным оказалось и немногочисленное ополчение, пришедшее из Пскова. Псковское боярство, пользуясь военными и политическими трудностями Новгорода, провозгласило независимость Псковской республики, и псковские войска демонстративно покинули территорию военных действий. Новгородцы могли рассчитывать только на собственные силы. Помогла им недальновидность шведского командования. Король Магнус, добившись крупной победы — захвата Ореховца — и считая, что тем самым он закрепил Неву за Швецией, оставил в крепости сильный гарнизон и двинулся в обратный путь. Отъезд короля изменил военно-политическую ситуацию в пользу новгородцев, и они развернули крупные наступательные операции. После полугодовой блокады в феврале 1349 г. удалось вернуть Ореховец. Новгородское государство, фактически лишенное помощи, смогло собственными силами отбить последнее в его истории крупное нашествие с Запада. В качестве демонстрации своей победы пленных шведов новгородцы отправили в Москву.

Добившись крупной победы, Новгород с 1349 г. перешел к открытым ответным действиям против короля: набеги на побережье Норвегии летом 1349 г., поход на Выборг в 1351 г. демонстрировали военную мощь Новгородской республики. В 1351 г. Магнус VIII Эрикссон был вынужден согласиться на подтверждение незыблемости Ореховецкого мира. Все попытки захватить Неву и отрезать Русь от Балтийского моря потерпели неудачу.

II

1249—1250 — захват Швецией Финляндии.

1268 — поход объединенных новгородских, псковских, владимиро-суздальских войск в Ливонию Победа над немецкими и датскими рыцарями при Раковоре (18 февраля).

1269 — поход ливонцев на Псков. Мир с Ливонским орденом. Стабилизация западных границ Новгорода и Пскова.

1293 — захват Швецией Карелии.

1266—1299 — княжение в Пскове литовского князя Довмонта.

1323 — основание московским князем Юрием Даниловичем и новгородцами крепости Юрьева у истоков Невы. Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией.

1323, 1330, 1341—1342 — походы Ливонского ордена на Псков.

1341 — основание орденской крепости Нейгаузена.

1349—1351 — походы новгородцев на побережье Норвегии. Подтверждение Ореховецкого мирного договора.

1348 — Болотовский договор между Новгородом и Псковом о признании самостоятельности Псковской республики.

1371 — мирный договор между Новгородом и Ливонией в Нейгаузе.

1375 — казнь еретиков-стригольников в Новгороде.

1392 — Нибуров мир между Новгородом и Ганзой.

1406—1407 — война Пскова и Новгорода с Ливонией.

1407, осень — разгром новгородско-псковских войск ливонцами на Логозовицком поле.

1410 — мирный договор между Новгородом, Псковом и Ливонией, закрепивший существующие границы.

1418 — восстание в Новгороде.

1444—1448 — война Ливонии с Псковом и Новгородом, завершившаяся 25-летним миром.

1447 — восстание в Новгороде.

1444—1448 — война Новгорода и Пскова с Ливонией.

1456 — карательный поход великого московского князя Василия II на Новгород. Яжелбицкий договор между Новгородской республикой и великим княжеством Московским.

1460 — второй поход великого московского князя Василия II на Новгород. Заключение соглашения о выплате новгородцами «черного бора».

1494 — ликвидация ганзейского подворья в Новгороде.

III

Довмонт — литовский князь, родственник Миндовга. В ходе междоусобной войны был изгнан из Великого княжества Литовского и приглашен на псковское княжение (1266—1299). В 1266 г. принял православие (христианское имя — Тимофей). Вел успешную борьбу с крестоносцами, которые нападали на Новгород и Псков, возглавлял псковское войско в битве при Раковоре (1268). За свои воинские подвиги и заслуги перед Псковской землей был посмертно признан псковским святым. Ему посвящен псковский литературный памятник XIV в. «Сказание о Довмонте», сохранившееся в составе Псковских летописей.

Евфимий II Вяжищский (в миру Иоанн) — архиепископ новгородский (1429—1458). Сторонник усиления роли церкви в государстве и обществе. Руководил гражданским и церковным строительством в Новгороде. Инициатор создания Софийского летописного свода (1430—1440). Канонизирован Русской православной церковью.

Иоганн Нибур — бургомистр города Любека, уполномоченный представитель Ганзы. Курировал отношения Ганзы с Новгородом. В 1375 г. в Новгороде подписал от имени Ганзы перемирие сроком на один год. В 1392 г. в городе Изборске подписал мирный договор между Новгородом и Ганзой сроком на 12 лет, названный по его имени «Нибуровым». В 1405 г. подписал договор с Новгородом о продлении мира 1392 г. на срок его заключения (12 лет).

Карп — по некоторым источникам уроженец Пскова, в середине XIV в. получил известность как один из руководителей движения еретиков-стригольников. По одним данным — дьякон, по другим — поп расстрига. Был образованным человеком. По свидетельству его идейного противника Стефана Пермского, имел «писание книжное», созданное «на помощь ереси своей», не дошедшее до нас и, по-видимому, уничтоженное врагами стригольников. О роли Карпа в идейном обосновании стригольничества свидетельствует тот факт, что все оппоненты еретиков обращались именно к нему. Это дало основание исследователям называть стригольников «карпистами». В 1375 г. был утоплен в Волхове вместе с другими руководителями стригольников.

Магнус VIII Эрикссон — король Норвегии и Швеции (1319—1363), представитель норвежской династии. Боролся против знати, стремившейся к ослаблению королевской власти, издал общешведский свод законов. В 1348—1349 гг. возглавил крестовый поход в Карелию и Новгородскую землю. Был разбит новгородским войском.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...