Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Мировые религии и их роль в международных отношениях
и дипломатии
В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций.
В основном они принадлежат к мировым религиям — христианству, исламу и буддизму. Мировые религии — это религиозные конфессии, имеющие, в опишчие от национальных религий, надгосудар-ственный, наднациональный характер и отличающиеся масштабностью своего распространения в мире.
Христианство, возникшее в Палестине на рубеже первого тысячелетия в результате проповеди Иисуса Христа, в настоящее время состоит из трех основных ветвей — католиков (около 1 млрд.), протестантов различных конфессий (около 400 млн.) и православных (более 200 млн.). Оно получило официальную легитимизацию после принятия римским императором Константином Великим в 313 году Миланского эдикта о веротерпимости и о признании христианства в качестве универсальной религии Римской империи.
В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская церковь разделилась на две части: православную и римско-католическую. В XVI веке от римско-католической церкви отделились протестантские деноминации. Однако, несмотря на эти разделения, основные религиозно-правовые и морально-этические нормы, которые определяют деятельность христианских церквей и объединений, в международных делах во многом совпадают между собой и восходят к общим источникам. Это, прежде всего, Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов), церковное предание и обычаи, постановления международных и национальных собраний духовенства, а также внутренние правовые нормы церкви (каноническое право).
Для протестантских церквей основными источниками церковного права служат: у лютеран — Аугсбургское исповедание 1530 года и
его апология 1531 года, Шмалькальденские артикулы 1537 года, Катехизисы М. Лютера — Малый и Большой 1528 и 1529 годов, а у реформаторов — Гейдельбергский катехизис 1562 года.
Ислам (или мусульманство) возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его основатель — «пророк и посланник Аллаха» Мухаммед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским представлениям, Аллах передал людям текст Священной книги — Корана.
В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 различных странах. В государствах, образовавшихся на пространстве бывшего СССР, ислам исповедуют около 32 млн. человек.
Ислам разделен на два основных направления: сунниты (более 800 млн.) и шииты (ок. 96 млн.). Существуют также немногочисленные отдельные ответвления харитжитов (ок. 3 млн.).
Буддизм (около 300 млн. верующих) распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель — Сидд-хартхе Гаутаме Шакья-Муни, известный под именем Будды. В основе буддизма лежат представления по преимуществу морально-этического характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсутствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.
К числу наиболее многочисленных национальных религий принадлежат индуисты — более 600 млн. верующих.
Как свидетельствует практика мировой политики и дипломатии, религиозно-правовой и морально-этический потенциал мировых религий, а в ряде случаев и национальных религиозных конфессий в состоянии оказывать подчас значительное воздействие на политические и этно-социальные процессы, а также на межгосударственные отношения как в общемировом масштабе, так и в различных регионах мира.
В условиях ускорения глобализации мировых процессов и роста тенденций к взаимозависимости в международных отношениях религиозный фактор проявляет себя также как важное средство самоидентификации отдельных стран, межгосударственных союзов и объединений. Так, к примеру, в Федеральном законе Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (вступил в силу 1 октября 1997 г.) содержится положение о признании особой роли православия в истории России и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Христианские ценности в широком смысле этого понятия принимались в расчет при создании Европейских сообществ, а также выработке Хельсинкских документов СБСЕ. Религиозные принципы исламской солидарности являются основой многих объединений и союзов исламских государств, а буддистско-синтаистские представления сказываются на деятельности межгосударственных и иных объединений стран Азии и бассейна Тихого океана.
Воздействие религиозно-правовых доктрин выражается в преодолении сугубо государственнических подходов к международному праву и международным отношениям и в выдвижении на одно из главных мест проблемы человека, защиты его прав и свобод.
Религиозно-правовые и морально-этические принципы мировых религий (единство человеческого рода, равенство верующих перед Богом независимо от их этнической или сословной принадлежности, миролюбие и отрицание насилия, концепция всеобщего блага) объективно укрепляют тенденцию к универсализации современного международного права, особенно его координирующую и регулирующую функции.
Вместе с тем оборотной стороной активизации религиозного фактора являются такие побочные явления, как религиозный фундаментализм, нетерпимость, религиозная экспансия (прозелитизм), могущие нарушить, особенно на региональном уровне, международную стабильность.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2627 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!