![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Современное православие (Вселенская православная церковь) не имеет общего центра и представляет совокупность 15 поместных автокефальных (самоуправляемых) и 4 автономных церквей. Девять православных церквей возглавляются патриархами, а остальные — митрополитами или архиепископами.
Все эти православные церкви называются каноническими, то есть законными с точки зрения церковных традиций и церковных правовых канонов. Их объединяет общность исторического происхождения, единство вероучения, церковных таинств и обрядов. По традиции каноничность (законность) вновь образуемых православных церквей должна быть подтверждена согласием «церкви-матери», от которой церковь отделяется, а также специальным постановлением — томо-сом главы Вселенского Константинопольского Патриархата — самой древней православной церкви1.
К общим для всех православных церквей источникам канонического (внутрицерковного) права, включая его межцерковные и международные аспекты, относятся постановления первых семи Вселенских соборов2, а также составленные еще в Римской империи и Византии канонические и церковно-государственные кодексы. До сих пор используются сборник канонов Иоанна Схоластика (VI в.), собрание церковно-правовых актов Сантигма (VI-VII в.), Кодекс императора Юстиниана (VI в.), включающий известную шестую новеллу о государственно-церковных отношениях (так называемая «симфония»), а также различные редакции сборников с изложением норм государственного и канонического права (Номоканоны).
Первыми источниками канонического права Русской православной церкви стали славянские переводы XII—XIII веков двух византийских Номоканонов Иоанна Схоластика и патриарха Фотия. В России сборники канонического и церковного права получили названия Кормчих книг. Первая из них была напечатана на русском языке в царствование Алексея Михайловича в 1650 году.
Высшим церковным авторитетом в православии в области вероучения и церковного управления является Всеправославный собор («Святой и Великий Собор Восточной Православной церкви») с участием представителей всех православных церквей.
1 Существует также ряд православных церквей и юрисдикции, которые не считаются каноническими. К примеру, Русская православная церковь за рубежом, Украинская православная церковь Киевского патриархата и некоторые другие.
2 Никейский I (325 г.), Константинопольский I (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский II (553 г.), Константинопольский III (680 г.), Никейский II (787 г.), а также Трулльский (692 г.), частично заменивший II и III Константинопольские соборы.
Православные канонические церкви, будучи во всем равными между собой, вместе с тем отличаются по протокольному старшинству в зависимости от времени получения прав автокефалии (самоуправления). Территориальные пределы церковной юрисдикции многих православных церквей совпадают с территориями отдельных государств, однако в некоторых случаях церковная юрисдикция той или иной церкви может охватывать территории ряда стран и даже целые континенты.
Константинопольский Вселенский Патриархат (оформился в IV в.). Титул главы — Его Святейшество архиепископ Константинополя—Нового Рима и Вселенский Патриарх. Среди глав других православных церквей Константинопольский Патриарх считается «первым среди равных», а сама церковь — «первая по чести». Члены этой церкви (около 3 млн.) проживают в основном в Южной и Северной Америке, Новой Зеландии, в странах Западной Европы, Турции и Греции.
Под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата находятся 1 архиепархия, 4 митрополии, 23 епархии, а также монастыри на горе Афон в Греции, Финляндская православная церковь и Эстонская апостольская православная церковь Константинопольского Патриархата (ЭАПЦ КП).
Александрийская церковь. Ее возглавляет папа и патриарх Александрии и всея Африки. Церковный центр расположен в г. Александрия в Египте. В церковь входят 1 архиепархия и 13 митрополий. Число верующих — около 350 тыс., проживающих в различных странах Африки, включая Кению, Уганду, Заир и Гану.
Антиохийская церковь. Глава — патриарх Великой Антиохии и всего Востока с местопребыванием в Дамаске. Верующие этой церкви (около 750 тыс.) в основном проживают в Ливане, Сирии (6 епархий), Ираке (6 епархий), Иране, а также в США и Австралии (7 епархий).
Одна из самых древних христианских церквей. По преданию, ее члены впервые были названы христианами.
Иерусалимская церковь. Титул главы — патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Верующих — около 250 тыс., которые проживают в основном в Израиле, Иордании и на территории Палестинской автономии. В церковь входят две митрополии, одна архиепархия и Святогробское братство, традиционно объединяющее всех иерархов Иерусалимской церкви.
Русская православная церковь. («Единая Святая Соборная и Апостольская церковь»). Титул главы — Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
Первоначально, после крещения Руси в 988 году, входила в состав Вселенского Константинопольского Патриархата, в 1448-1589 годах пользовалась правом самоуправления (автокефалии). С 1589 года обладала статусом патриархата, который в период с 1721 по 1918 год
был заменен Синодальным управлением. Патриаршество было восстановлено в 1918 году решением Всероссийского поместного собора в Москве [15(28) августа 1917 г. — 20 сентября 1918 г.].
В настоящее время церковная юрисдикция Русской православной церкви включает 74 епархии в Российской Федерации, Украинскую православную церковь (35 епархий), 10 епархий в Белоруссии, епархии, монастыри и приходы в других странах СНГ, а также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Литве, Эстонии, Японии, Франции, США и Канаде.
Под юрисдикцией Русской православной церкви находится Русская духовная миссия в Иерусалиме, которая представляет Московскую патриархию при Иерусалимском патриархате и опекает русские православные храмы в Израиле и Палестине, включая Горнен-ский женский монастырь и монастырь Живоначальной Троицы в Хевроне.
Собственно каноническая территория Русской православной церкви охватывает все страны СНГ, за исключением Грузии, а также государства Балтии — Литву, Латвию и Эстонию.
Носителем высшей церковной власти в области церковного управления и вероучения в Русской православной церкви является Поместный собор (созывается раз в несколько лет в составе епископов, клириков и мирян). В период между Поместными Соборами практическое руководство осуществляется Священным синодом Русской православной церкви во главе с патриархом. В Синод входят шесть постоянных членов — митрополит Киевский и всея Украины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, митрополит Крутицкий и Коломенский, митрополит Минский и Слуцкий и всея Беларуси, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений и митрополит Солнечногорский, управляющий делами Московской патриархии, а также три непостоянных члена, избираемых из числа епископов.
Для обсуждения практических вопросов церковной деятельности и церковного управления собирается Архиерейский собор.
Центральное церковное управление включает целый ряд управлений и отделов. Отдел внешних церковных сношений по традиции возглавляет член Священного синода в ранге митрополита.
Грузинская православная церковь. Титул главы — Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский.
Сербская православная церковь. Глава — архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий, патриарх Сербский.
Румынская православная церковь. Ее возглавляет патриарх всея Румынии, наместник Кесарии Каппадокийской, митрополит Унгро-Влахийский, архиепископ Бухарестский.
Болгарская православная церковь во главе с патриархом Болгарским.
Кипрская православная церковь. Титул главы — архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.
Греческая православная церковь. Глава — архиепископ Афинский и всея Эллады.
Польская православная церковь. Глава — митрополит Варшавский и всея Польши.
Албанская православная церковь. Глава — архиепископ Тиран-ский и всея Албании.
Православная церковь Чехии и Словакии. Титул главы — архиепископ Пражский, митрополит Чешских Земель и Словакии.
Православная церковь в Америке. Глава — архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады.
Автономные православные церкви:
Архиепархия Синайская, Фаранская и Раифская. Глава — настоятель монастыря Св. Екатерины, архиепископ Синайский, Фа-ранский и Раифский. Центр — монастырь Св. Екатерины на горе Синай (Египет).
Финская православная церковь. Глава — архиепископ Карельский и всея Финляндии.
Критская православная церковь. По традиции она автономна от Элладской (греческой) церкви. Возглавляется архиепископом.
Японская православная церковь во главе с архиепископом Токийским, митрополитом всея Японии.
Отдельное место в православии занимают древневосточные православные церкви, историческое происхождение которых связано с церковным расколом во время Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Эти церкви (их называют нехалкидонскими) сохраняют независимость от других канонических православных церквей.
Сиро-православная церковь. Титул главы — патриарх Антиохий-ский н всего Востока (церковный центр — в Дамаске, Сирия). В Индии существует автономная Маланкарская церковь, которая придерживается обрядов сиро-православной церкви. Ее глава — Католикос Востока, Митрополит Маланкарский. На Ближнем Востоке проживает более 250 тыс. членов этой церкви и более 1 млн. — в Индии.
Коптская православная церковь. Титул главы — Папа Александрийский и Патриарх престола Св. Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке. Центр находится в Александрии (Египет). Число верующих — более 4 млн.
Эфиопская православная церковь. В 1959 году отделилась от Коптской православной церкви. Центр — в Аддис-Абебе (Эфиопия). Более 16 млн. верующих. Возглавляется патриархом.
Армянская апостольская церковь. Одна из древнейших христианских церквей. Основана в 301 году. Ее центр — в Эчмиадзине (Армения). Титул главы церкви — Верховный Патриарх-Католикос всех армян. Число верующих — около 6 млн.
По традиции к восточным православным церквам относят также Ассирийскую церковь Востока во главе с Католикосом-Патриархом (Ирак).
Святая гора Афон. В определенной степени международными гарантиями и защитой обладает такое специфическое образование, как сообщество 20 православных монастырей на горе Афон в Греции (17 греческих и 3 славянских, включая основанный в XII в. русский Свято-Пантелеимонов монастырь). Афонское объединение монастырей пользуется статусом самоуправления, который предусматривает при сохранении суверенитета Греции целый ряд иммунитетов и привилегий, касающихся порядка функционирования монастырей. Руководство осуществляется независимыми органами — Священным ки-нотом, состоящим из представителей всех монастырей, и Священной епистасией. Верховная церковная юрисдикция принадлежит Константинопольскому Вселенскому Патриарху.
Автономный статус горы Афон и право самоуправления признавались за монашеской общиной с момента ее образования в X веке. Особый статус горы Афон был подтвержден в Сан-Стефанском мирном договоре, в Берлинском трактате (1878 г.), в Севрском мирном договоре (1920 г.), Лозаннском мирном договоре (1923 г.), а также в Заключительном акте (1979 г.) при подписании Соглашения о присоединении Греции к Европейскому экономическому сообществу.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1009 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!