Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Царь Иван и реформы 1550-х гг



В 1547 г. был венчан на царствие Иван Васильевич, за свои деяния прозванный впоследствии «Грозным». Теперь он стал не просто старшим из князей, но царем: этот титул считали равным императорскому V, так называли византийских императоров и ханов Золотой Орды. Российский монарх выступал как бы наследником этих двух почивших гигантов Средневековья. Затем последовала женитьба новоиспеченного Циря на Анастасии Захарьиной. Но долго радоваться Ивану Васильевичу не пришлось. На Москве начались пожары, в результате которых и выгорела основная территория города. Виновников народ нашел быстро бабка царя Анна Глинская обвинялась в том, что, оборотясь птицей, летала по городу, «вымала сердца человеческие да клала в воду, та подою, ездячи по Москве, да кропила», отчего и были пожары. на-iчалось восстание посадского люда. Толпа подступила к селу Воробьево, не в своей резиденции укрылся царь, и требовала выдачи Глинских. Два дня город находился в руках восставших. С тех пор «страх и душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой», — вспоминал Иван Грозный.

Однако восстание не остановило проведение реформ, значение которых в истории России того времени трудно переоценить. Реформа начались еще при Елене Глинской, когда был введен институт так называемых губных старост. Большое значение имела и денежная реформа: в 1535 г. «оставиша торговати старыми деньгами» и «начаша

История России с древнейших времен до наших дней 98

торговати деньгами новыми», копейками, т. е. была введена еди монетная система.

В конце 40—начале 50-х гг. реформы были продолжены. Их обычно связывают с деятельностью так называемой Избранной Рады кружка близких царю людей, среди которых был незнатный дворянин Алексей Федорович Адашев и священник придворного Благовещен ского собора Сильвестр. Влиянием на политику правительства пользовался и глава церкви митрополит Макарий. В последнее время, при чем, некоторые исследователи перестали говорить о группе людей, упор лишь на А. Ф. Адашева. Название же кружка совершении условно — так назвал его на польско-литовский манер князь Андреи Курбский в одном из своих писем Ивану Грозному.

Была продолжена губная реформа Елены Глинской. Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было введено губное управле ние, из своей среды губных старост. Им поручили борьбу с наиболо опасными для государства преступлениями — «разбоями». До середины 50-х гг. XVI в. на местах существовала система кормлений. Корм ленщики получали за прежнюю службу на один—три года в управление города и волости. Они были обязаны за свой счет содержать аппарат управления и воинские силы для поддержания порядка. За это им шли налоги с местного населения. Система кормлений вела к массовым зли употреблениям и жалобам населения. Когда в 1556 г. были отменены кормления (население теперь должно было платить общегосударства ный налог — «кормленичий окуп»), то губные старосты вместе с горидовыми приказчиками возглавили уездную администрацию. Выборные власти были и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земскт старосты, бывшие во многом «мирской властью». Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и город, где тоже (из зажн точного посадского населения) выбирались земские старосты.

Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков — пришлы людей — действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Наиболее полно местные реформы были осуществлены на вере. Н. Е. Носов связывал земскую реформу с зарождением предки питалистических и даже раннекапиталистических отношений на Руси. По мнению Л. В. Даниловой, совсем напротив, сращение государственной организации с мирскими выборными, функционирование последних в качестве низшего звена управленческого аппарата — типично средневековое явление. Новейший исследователь вопроса Ю. В. Кривошеев выступил против столь распространенного тезиса о том, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации Институты самоуправления XVI в. представляются ему продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условия формирования единого государства. Л. В. Данилова также пишет о том что правительственные меры не создавали земского строя — они вш дили его в общероссийские рамки, нивелируя местные особенности. Но при этом надо учесть и другое ценное замечание Л. В. Даниловол

Московское государство в XIV—XV вв. 99

Губная и земская реформы и последующие царские указы фактически ставили и крестьянство под власть местного дворянства, возглавляемого выбранным из его среды земским старостой. Утверждение общероссийким зоконодательством общинных выборных в роли низшего звена административного аппарата наделе привязывало крестьян к государства.

Государственная власть попыталась усилить и свой центральный аппарат. К этому времени относится создание первых функциональнальных управления — приказов (первоначально назывались «из-бами»). Внешней политикой занимался Посольский приказ, Адашеву был поручен Челобитенный приказ. Поместный приказ ведал землевладением. Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей». Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции Разнимою приказа. В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Ими ведал стрелецкий приказ. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. В следующем столетии приказная система окончательно оформится и расцветет.

К этому времени относится начало деятельности земских соборов — первый, так называемый собор примирения состоялся в 1549 г. Ак-тивная соборная практика будет существовать в России на протяжении периода, занимающего примерно около столетия. «При всем разнообразий точек зрения на земские соборы, высказывавшихся в дореволюционной историографии, можно отметить два основных направление изучении их характера и исторического значения», — отметил л В. Чсрепнин. Одни исследователи стремились сравнить земские соборы с сословно-представительными учреждениями Западной Европы другие делали упор на своеобразие этого политического института, на древнерусские его корни.

Как бы то ни было, земские соборы были своего рода поддержкой самодержавной власти в ту пору, когда она в этой поддержке нуждалась призыв всех чинов Московского государства для консультаций по тем или иным вопросам, по мнению А. Е. Преснякова, «имел смысл совещания верховной власти с органами, управлявшими «делом государевым и земским».

Естествественным было стремление усилить и военную опору самодержавие. В 1550 г. под Москвой дали поместья тысяче «лутчих слуг» — виимо, хотели создать отборные части. Существует версия, автор которой В. Б. Кобрин, что это сделать не удалось, не нашлось необходимо резерва земель. Однако новейший исследователь проблемы. Павлов убедительно показал, что «тысяча» была размещена.

Основу вооруженных сил в это время (притом что сохранялось ополчения крестьян и горожан — посоха) составляло конное ополчение дворян боярский в 15 лет «поспевал» в службу и продолжал ее до смерти до тяжелой болезни. Он обязан был выходить на службу на коне,

100 История России с древнейших времен до наших дней


явившийся именовался «нетчиком» и подвергался тяжелому наказания В принятом в 1555 г. «Уложении о службе» устанавливались правовые о новы поместного землевладения. С каждых 100 четвертей земли «в одно поле» (около 170 га) должен был выходить на службу вооруженный кон ник. Согласно «Уложению» вотчины в отношении службы уравнивали-с с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех основаниях, что и поместчики.

В 1552 г. была составлена Дворовая тетрадь — полный список Государева двора (около 4000 человек). Из состава Двора выходил, крупнейшие государственные деятели той поры. Было упорядочено местничество — явление, возникшее недавно, на рубеже XV—XVI вв. Су его состояла в том, что при назначении на военные и государственная должности решающее значение имело происхождение служилого ч«ловка. Местничество было специфически русским явлением (И. Хей зинга). Не так давно Ю. Н. Мельниковым выдвинута убедительная коицепция «службы по отечеству» как основы российской государств ной системы, при которой местничество — регулятор спорны вопросов, «сбоев» системы отечества. Если такая форма улаживаю конфликтов соответствовала ранней стадии Московского государства когда оно еще не вышло из стадии военно-служилой государственное ти, то теперь местничество ставилось под более жесткий контроль Местничаться теперь имели право только аристократические роды состав которых был определен «Государевым родословцем». Все назначения отныне записывались в разрядные книги, которые с середин XVI в. велись при Разрядном приказе. Кроме «служилых людей по отчеству», существовали служилые люди «по прибору», которых «прибрали» в службу: стрельцы, артиллеристы, городская стража, казаки.

Ряд реформ относится к деятельности церкви. Создавался едины! пантеон святых, что было утверждено в 1551 г. Стоглавым собором нике его решений было 100 глав, и он назывался «Стоглавом»). Этот с, бор, деятельностью которого руководил митрополит Маканий, унифиаровал церковные обряды, много сделал для улучшения нравственнс духовенства.

Реформы 50-х гг. были значительным шагом в сторону централзации. Они в гораздо большей степени закладывали основы того гос дарственного крепостнического строя. Однако, для того чтобы создать последний, надо было значительно укрепить режим личной власти великого князя, надо было перетряхнуть все, что досталось в наследств, от прежней политической системы военно-служилого государства. это и была направлена опричнина.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 531 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...