Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование Великорусского государства



В правление Ивана III Васильевича (1462—1505) и его сына Василия III Ивановича (1505—1533) происходит то, что в исторической литературе традиционно и обоснованно именуют «образованием единого гударства». Действительно, используя марксистское понятие о переходе количества в качество, можно сказать, что именно в это время произошел тот скачок, который суммировал накопление новых качеств, на смену объединения земель вокруг Москвы пришло единое государство. Этот тезис можно подтвердить целым рядом фактов. Завершается территориальное оформление российской государственности. В 60-х гг. утратило самостоятельность Ярославское княжество, в 1474 г. присоединен Ростов. Сложной задачей для Москвы было присоединение Великого Новгорода. Уже по Яжелбицкому договору 1456 г. в Новгороде усиливалась судебная власть великого князя, а новгородцы лишались права самостоятельности в международной политике. Ситуация осложнялась тем, что в городе сформировались две группировки. «Партия» Марфы Борецкой заключила договор с Казимиром IV. По условиям договора тот должен был прислать своих наместников и обещал охранять Новгород от Москвы.

Иван III двинул войска, и в битве на реке Шелони в июле 1471 г. новгородцы потерпели поражение. Ауже в конце 1477 г. был совершен еще один поход, 11овгород капитулировал, вечевой колокол — символ древнего славянского народовластия — был снят и увезен в Москву. Вместе с Новгородом к Москве отошли огромные территории, простиравшиеся до Студенного (Белого) моря и до Камня (Урала), т. е. богатый русский Север.

После присоединения Новгорода дни Твери, со всех сторон окруженной московскими владениями, были сочтены. В сентябре 1485 г., когда московские войска подошли к Твери, тверской князь Михаил бежал в Литву. На тверской стол московский князь посадил своего сына Ивана Ивановича. При Василии к Москве отошли Псков (1510 г.) и Рязань (1521 г.). В результате двух русско-литовских войн к Московской земле отошли Чернигово-Северские земли и восточная часть Смоленской земли, а в 1514 г. и сам Смоленск.

Одним из важнейших событий того времени была ликвидация монгольского ига. Орда к тому времени значительно ослабла. Из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства. Но осталась Большая Орда, которой Русь по-прежнему платила дань.

История России с древнейших времен до наших дней 92

Эту традицию первым нарушил Иван III, который в 1476 г. отказался ехать на поклон в Орду. В июне 1480 г. хан Большой Орды Ахмат выступил в поход против России. Обстановка для Ивана III была не благоприятной. Вспыхнул мятеж братьев великого князя — удельных князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого.

Они были недовольны тем, что Иван не поделился с ними выморочным уделом умершего Дмитровского князя Юрия и арестовывае бояр, которые хотели бы к ним от него отъехать. Неспокойно была в недавно присоединенном Новгороде, угроза таилась и на граница с Литовско-Русским государством. Ахмат же собрал огромное, почти 100-тысячное войско и, обойдя печально памятное монголам Куликова ское поле, пошел к пограничной реке Угре. Стояние на реке Уфе, куда после определенного колебания Иван III перевел свои войска с Оки закончилось фактически поражением монголов. После нескольких стычек, когда выпал снег и река покрылась льдом, Ахмат увел свое войско. Так пало долгое и тяжелейшее для России монгольское иго.

Впрочем, через некоторое время иго попытались восстановить наследники Золотой Орды. Усилиями Крымской Орды Большая Орд» была окончательно уничтожена. После смерти Менгли-Гирея, давнегя союзника Ивана III, на престоле в Крыму утвердился Муххамед-Гирей, который стал проводить враждебную по отношению к России политику. В начале 20-х гг. династия Гиреев утвердилась и в Казанском ханстве. В результате нашествия Муххамед-Гирея в 1521 г. Василий III вынужден был признать себя данником Крыма. Это новое иго продеру жалось всего несколько недель. Муххамед-Гирей был убит ногайцами, а требования его преемника русским правительством были отклонены. Однако внешняя опасность с востока, имевшая вполне четкую татарско-турецкую окраску, надолго нависла над молодым Российским государством.

Итак, время конца XV—начала XVI в. ознаменовалось территориальным оформлением Российского государства и решительными изменениями в его отношениях с Востоком — падением монгольского ига. В это время происходят серьезные сдвиги и в законодательно сфере. В 1497 г. был составлен единый общерусский Судебник. По мнению А. А. Зимина, удельные и служилые князья в таком важней шем общегосударственном деле, как составление Судебника, участия не принимали — это одно из мероприятий правительственного кружка Елены Стефановны и самого Ивана III. Источниками Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте и т. д. Основной проблемой, которой посвящен Судебник, была организация судопроизводства на всей территории государства (исключая уделы) регламентация судебных пошлин представителем, осуществлявшим суд в центре и на местах.

Свидетельством возникновения нового государственного порядки были и семейные дела российских великих князей. Иван III был женат первым браком на дочери великого князя Тверского. Второй его брак

Глава 4. Московское государство в XIV—XV вв. 93

был с Софьей (Зоей) Палеолог — племянницей последнего византийского императора, убитого турками на стенах Константинополя. Ее отец, правитель, одной из областей империи, умер в Италии. Покровителем детей его стал сам Римский Папа. Выдать замуж Софью было очень трудно: она была бесприданница. Сватовство московского князя длилось три года. Осенью 1471 г. Софья прибыла в Москву. Этот брак позволил Ивану III чувствовать себя и заявлять об этом миру преемником могущественной когда-то власти византийских императоров, однако семейные его отношения это несколько запутало.

Он женил своего первенца Ивана Молодого Тверского на дочери молдавского господаря Стефана Великого, которая подарила Молодому сына, а Ивану III внука — Дмитрия. В семь лет он остался без отца. Но у Ивана III был еще один сын от Софьи — Василий. По московским представлениям того времени права на престол имел Дмитрий, который пользовался и поддержкой Боярской думы. В 1498 г., когда Дмитрию не исполнилось еще и 15 лет, он был увенчан великокняжеской шапкой Мономаха в Успенском соборе. Однако уже в следующем году княжения Василий был провозглашен великим князем новгородским и псковским. Исследователи едины в трактовке этих событий, видя в них результат ожесточенной борьбы группировок при дворе. Судьба Дмитрия после этого была уже фактически предрешена. В 1502 г. Иван III взял внука и его мать под стражу, а через три дня Василия «посадил на великое княжество Владимирское и Московское и учинил его всеа Руссии самодержцем».

Новому наследнику престола Иван хотел составить какую-нибудь серьёзную династическую партию, но после нескольких неудач по совету греков из окружения Софьи было решено провести смотрины невест. Василий остановил свой выбор на Соломонии Сабуровой. Однако брак оказался неудачным: не было детей. Осуществив с большим трудом развод (причем Соломонию, обвинив в колдовстве, постригли в монастырь), Василий женился на Елене Глинской.

По мысли А. А. Зимина, брак с племянницей известного литовского аристократа изменил политическую программу Ивана. С таким утверждением в корне не согласен Р. Г. Скрынников, считающий, что к возвышению княжеской аристократии этот брак не привел.

Уже при Иване III под набиравшую мощь самодержавную власть стала подводиться соответствующая основа. С 1497 г. гербом российской монархии стал византийский герб — двуглавый орел. Великий князь взял себе новый титул — «самодержец», который одновременно символизировал и силу новой власти, и ее свободу от золотоордынского хана. Сам выход великого князя к подданным облекался Необычной пышностью, сопровождался сложными ритуалами. То же можно сказать и об облачении великого князя. Когда-то византийцы могли отличить древнерусского князя от его подданных только по более чистой сорочке и серьге в ухе (Святослав). Теперь уж правителя Руси и отличить любой (если бы смог его увидеть). В многочисленных одеждах, украшенных драгоценными каменьями, с символами власти —

История России с древнейших времен до наших дней 94

державой и скипетром — являлся он к своим подданным, заставляя трепетать и падать.

Но что еще важнее под самодержавие подводилась более основательная идеологическая основа. Уже в связи с коронацией Дмитрий возникли литературно-публицистические сочинения, которые сыграв ли значительную роль в формировании идеи самодержавия («Чин чания Дмитрия-внука»). С событиями 1498 г. связано создание известного памятника — «Сказания о князьях владимирских», выводившег владимирских и соответственно московских князей от Августа-кесаря Еще большую известность получили послания старца псковского Елизарьевского монастыря Филофея, который утверждал, что Москва является Третьим Римом, первые два (второй — Царьград) пали, погрязнув в грехах, а третьему стоять вечно, и четвертому не бывать.

Усиление великокняжеской власти не могло не сказаться на отношениях ее с церковью, истоки конфликта с которой мы видели уже при Дмитрии Донском. Конфликты светской и церковной властей nepeплетались со сложной ситуацией в самой церкви, да и в религиозной жизни Руси того времени. Сравнительно молодому русскому христианству, еще пронизанному мощными языческими традициями, со всех сторон угрожали опасности. В частности, возникла угрозу проникновения католичества.

В 1439 г. была заключена так называемая Флорентийская уния между православной и католической церквами под эгидой Римского Папы. Митрополит Исидор из далекой Московии также приложил рук|у к созданию этого союза, за что и поплатился по возвращении в Москву, Ему пришлось бежать в Рим.

Через семь лет Собор русских епископов избрал нового митропо лита — рязанского епископа Иону. После того как Византия в 1453 пала под ударами турок-османов, началась автокефалия (самостоятель ность) Русской церкви, что способствовало росту ее авторитета.

Первый конфликт между великокняжеской властью и церков произошел в связи с освящением Успенского собора, когда Иван: зволил себе резкое замечание в адрес митрополита Геронтия. Ивана поддержали ростовский архиепископ и архимандрит кремлевско Чудова монастыря Геннадий Гонзов. Геннадий сделал блестящую карьеру: его назначили архиепископом Великого Новгорода.

Здесь образованный церковник повел ожесточенную борьбу с еретичеством. Это было тем более актуально, что еретичество проникло уже и в Первопрестольную, — самой заметной фигурой был дьяк Федор Курицын. Ему и другим еретикам покровительствовала мать наследника трона Дмитрия Елена Волошанка. Вольнолюбивый дьяк критиковал монашество и высказывал мысль о свободе воли.

Но в ту пору Иван III, боясь скомпрометировать наследника при стола, поддерживал еретиков. Однако победа воинствующих церков ников на Соборе 1503 г. и заточение в тюрьму Дмитрия и его матери предрешили судьбу еретиков. По решению Собора 1504 г. некоторые из еретиков были сожжены на льду Москвы-реки.

Глава 4. Московское государство в XIV—XV вв. 95

Но был вопрос, пожалуй, еще более болезненный для церкви, — секулязация церковных земель. Ученик известного старца Кирилло-Белозерского монастыря Паисия Ярославова — Нил Сорский, побывав Афоне, стал сторонником «нестяжания» церкви. Основав скит на реке Сорке в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, он стал развивать свое учение, одним из элементов которого была мысль необходимости ликвидации монастырского землевладения. Другой пожвижник Русской церкви Иосиф Санин — настоятель Волоколамского монастыря, наоборот, настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

Между иосифлянами и нестяжателями развернулась борьба, которая продолжалась до середины XVI в. Великокняжеская власть поддерживала ни иестяжателей. Однако церковный Собор 1503 г. решительно отверг проекты секуляризации монастырского землевладения. чем это не означало падения нестяжателей, и Василий в первый период своего правления поддержал их. В это время большую роль в нестяжательской «партии» стал играть Вассиан Патрикеев, который в отличие от своего учителя Нила был прекрасным политиком. Старцы заволожских монастырей (именно там географически сосредоточилось настежатель стали пополнять «кадровые» верхи церкви. В 1511 г. митрополитом стал близкий к нестяжателям симоновский архимандрит Варлаам, который перевел Патрикеева из Кирилло-Белозерского в свою московскую обитель. Вскоре он стал одним из самых влиятельных людей при дворе. Между ним и Иосифом Волоцким возникли жаркие споры о судьбах церковного землевладения.

Особый колорит внутрицерковной борьбе придавало участие в ней грековС Афона для помощи в переписывании церковных книг прибыл Максим Грек, который долго не вмешивался в церковные распри, но в 1522 г. он подверг критике процедуру избрания московского митрополита Даниила, что и изменило отношение к нему властей. Таким образом, внутрицерковный конфликт осложнился борьбой за автокефалию и против нее — ведь Максим Грек хотел вернуть Русскую церьков в лоно греческой. В этой ситуации великокняжеская власть сделала свой выбор: поддержала сильную ортодоксальную церковь. Это не замедлило сказаться: митрополит Даниил в 1531 г. добился суда над Вассианом Патрикеевым и повторного розыска о провинностях Максима Грека. Вассиана заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, Максима Грека — в тверской Отроч монастырь.

Итак, сила великокняжеской власти при Иване значительно возросла. Усилению власти способствовал и субъективный фактор — личность Ивана III. «Не романтическое вдохновение, атрезвый расчет не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни — возрождении единства и независимости Русской. Земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором...» — пишет Ю. Г. Алексеев.

История России с древнейших времен до наших дней 96

Еще сильнее власть стала при Василии III.Последнего обвиняли в том, что он, «...запершься, сам-третей у постели всякие дела решит». Однако, объективно говоря, московская великокняжеская власть перерастает в самодержавную только уже в следующий период. Дело в том, что, по мысли В. Б. Кобрина, «быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и при чудливо переплеталось с новым, общегосударственным». Того же Василия III Иосиф Волоцкий называл «всея Русские земля государем государь». В трудах А. А. Зимина, В. Б. Кобрина, М. Е. Бычковой и др начато внимательное изучение постепенного и последовательного ограничения власти ранее независимых князей, превращения их княжеских прав в вотчинные.

В конце XV—XVI в. Российское государство представляло собой сложный конгломерат разностадиальных и разнохарактерных социальных организмов. Существенными особенностями отличались Новгородская и Псковская земли, чью древнерусскую демократию нельзя было уничтожить ни тремя веками движения по пути социальных тагонизмов, ни московскими выводами. Существовала также, как считает М. Е. Бычкова, «сложная система уделов и служилых княжений» Удельные княжества можно определить как военно-служилую государственность, которая постепенно превращалась в вотчинную собственность. То же можно сказать и о землях служилых князей. Постепенно пополняя старомосковскую знать при великом князе, удельные и слу жилые князья создали Боярскую думу — ключевой механизм государ ственного управления молодого государства и одновременно одно,из формирующихся сословий.

Даже само слово «князь», как, впрочем, и в Литовско-Русском государстве, изменило свой смысл. Если раньше оно означало только владетеля самостоятельного княжества и было одновременно и титулом, и должностью, то теперь появляется понятие «боярин-князь Сословие бояр до начала XVIII в. становится высшим сословием русской знати. Они занимали ведущее место после великого князя в гocyдарственном управлении. Основу их земельных владений составляли вотчины — земли, переходившие по наследству. В своих вотчинах бояре обладали административной и судебной властью.

Удельная психология была достаточно жизнеспособна. Она вроде бы исчезла, когда Иван III расправился со своими мятежными братья ми, но сам же великий князь возродил эту систему своей духовной грамотой, которой давались уделы всем четырем братьям Василия. Уделы сохранялись и при самом Василии.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...