Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ветхозаветные праздники, жертвы и обряды



Священные времена,установленные законом, разделяются на три разряда: 1) времена, связанные с установлением субботы, 2) великие исторические праздники и 3) день очищения.

1) Суббота как «день покоя»есть одно из самых ранних учреждений, ведущих свое начало от сотворения мира: «И благословил Бог седьмый день и освятил его» (Быт. 2:3). Синайским законодательством только подтверждено ее учреждение, как показывает и сама заповедь: «Помни день субботний, еже святити его». Это священный покой от обыденного тяжкого труда, которым человек принужден был добывать себе насущный хлеб, день радостного отдыха в общении с Богом, который и Сам «в седьмый день почил и покоился» (Исх. 31:17). Заповедью этой запрещается труд с корыстной целью, служение мамоне. Вместо этого труда суббота должна быть посвящаема на служение Богу. В этот день народ собирался в скинии к богослужению, состоявшему в двойном принесении жертв, и перемене хлебов предложения.

Празднование субботы послужило основой для других торжественных праздников, установленных в определенные, более крупные промежутки времени. Сюда относятся:

а) праздник новомесячия, который совершался при первом появлении каждой новой луны, о чем возвещалось всему народу двумя серебряными трубами; праздник состоял в усиленном принесении жертв;

б) праздник труб, совершавшийся в первый день месяца Тисри, которым начинался гражданский год, но который был седьмым, так сказать, субботним месяцем священного года. Так как этот день всегда приходился в субботу, то и само соблюдение его имело характер субботства. Наступление его возвещалось трубами, отчего он и получил свое название.

Затем, с расширением круга субботства, установлены были великие периодические праздники, совершавшиеся в раз несколько лет. Сюда относятся:

в) субботний год; подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и сама земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была как бы соблюдать субботу, т.е. покоиться от обработки. Все родившиеся сами собой плоды отдавались в пользование бедным и животным. Субботний год назывался также «годом прощения», потому что заимодавцы должны были в этот год прощать долги своим должникам (Втор. 15:1-2). В этом же году отпускался на свободу каждый израильтянин, попавший в рабство. Завершением семи субботних годов был

г) юбилейный год, совершавшийся в каждый пятидесятый год. После торжественных жертвоприношений раздавался звук юбилейной трубы, «объявлявшей на земле свободу всем жителям ее». Земля не обрабатывалась, как и в субботний год. Все земли, которых бедняки лишились в течение минувшего полустолетия, опять безвозмездно возвращались им в полную собственность. Все рабы освобождались. Все восстанавливалось в том виде, как было при первоначальном разделении земли обетованной. Юбилейный год завершал собой великий круг субботних годов, после чего в известном смысле все обновлялось, и народ вступал как бы в новую жизнь.

Кроме круга субботних праздников было три особых великих исторических праздника, в которые весь народ мужского пола должен был являться пред лице Иеговы (в скинии или, впоследствии, в храме) с установленным приношением Богу. Эти праздники не только служили воспоминанием великих событий в истории израильского народа, но каждый из них имел свое особое значение. Первый из них — Пасха — отмечал начало жатвы, второй — Пятидесятница — окончание Пасхи, и третий — праздник Кущей — время собирания винограда и всех плодов года. Они соединялись между собой так, что образовывали один великий круг. Пасха была в первом месяце года, чрез семь недель наступала Пятидесятница, а в седьмом месяце наступал праздник Кущей. Пасха служила для израильтян воспоминанием начала их избавления от рабства и вступления в состояние свободного народа; Пятидесятница — память дарования закона; праздник Кущей представлял для них радостное сопоставление между оседлой жизнью в плодородной земле и странствованием в пустыне.

а) Пасха, бывшая самым торжественным из трех годовых праздников, совершалась в течение семи дней, начиная с вечера, которым заканчивался четырнадцатый день Нисана или Авива, первого месяца священного года. Она установлена была в ночь пред исходом израильтян из Египта, и хотя в совершении ее со временем произошли некоторые изменения, но в общем она совершалась так же, как и при ее установлении. В своем первоначальном смысле это была и жертва,в которой невинное животное приносилось во искупление за виновных в грехе, и радостное празднество по случаю избавления, и потому пасха вкушалась с горькими травами и пресным хлебом (в воспоминание горечи египетского рабства и спешных сборов к избавлению от него). В своем высшем значении она была явным прообразом искупительного дела Христа, который как «Пасха наша, был заклан за нас» (1 Кор. 5:7) и притом заклан в само время совершения обрядовой Пасхи, как «непорочный и чистый Агнец» (1 Петр. 1:19).

б) Пятидесятница, праздник жатвы, был как бы дополнением Пасхи. Она продолжалась только один день, через 50 дней после 16 Нисана, в конце мая. Промежуток между ними был порой жатвы, и в день Пятидесятницы приносились в жертву первые хлебы из новособранных плодов. С этим праздником соединялось и воспоминание о даровании Синайского закона, совершившемся через 50 дней после избавления из Египта (по переходе чрез Чермное море).

в) Праздник Кущей завершал собой круг годовых праздников, и отличался великим ликованием. Он был и благодарением за собранную жатву, и воспоминанием о том времени, когда израильтяне жили в кущах (палатках) в течение своего странствования по пустыне. Он праздновался осенью, когда уже собраны были все плоды земли, и продолжался семь дней, заканчивавшихся восьмым днем «священного собрания». В течение этих семи дней (от 15 до 22 числа месяца Тисри) народ обитал в шалашах из древесных ветвей, отчего и получил свое название праздник Кущей.

Совершенно особо от этих торжественных праздников стоял день очищения, единственный день покаяния и поста по закону Моисееву. Он соблюдался за пять дней до праздника Кущей и имел характер торжественной субботы, когда все должны были прекращать свои работы и «смирять свои души», под страхом истребления из народа. Установленные на этот день обряды знаменовали сокрушение народа о грехах, соделанных в прожитом году, и отпущение, совершаемое первосвященником в Святом святых, в которое он входил в этот именно день. Все жертвы этого дня приносились самим первосвященником и заканчивались изгнанием в пустыню «козла отпущения», как бы уносившего с собой все бремя грехов народа. Прообразовательное значение этого символического обряда заключалось в том, что окончательное искупление человеческого рода будет совершено «не кровию козлов и тельцов», но «ходатаем нового завета» Христом.

Со священными временами неразрывно связаны были священнодействия. Они состояли почти исключительно из приношения жертв: животных или растительных. Между ними явно различаются жертвоприношения в собственном смысле, когда приносимая вещь полностью или частично истреблялась на жертвенном огне, и возношения, когда приношение лишь как бы освящалось пред лицем Иеговы и затем потреблялось жертвователем. Жертвоприношения разделялись на пять видов:

1) жертва всесожжения, называвшаяся так потому, что все приносимое сжигалось на жертвеннике, означала то, что приноситель ее всецело принадлежал Богу, и что он душой и телом предавал себя на волю Божию. Жертва эта могла быть приносима или за весь народ, или за отдельных лиц, которые должны были приносить жертвенное животное от своего благорасположения и притом с соблюдением всех правил, установленных законом при выборе жертвенных животных (которыми могли быть телец, баран, козел, горлица или голубь). Приносившие жертву возлагали на жертвенное животное свои руки перед жертвенником – в знак перенесения в него своих грехов. Затем жертвенное животное закалалось, кровью его священник окроплял жертвенник и затем сжигал всю жертву кроме шкуры (отдавалась священнику);

2) жертва о грехе приносилась во искупление грехов, совершаемых по неведению или слабости как священником, так и кем-либо из народа, а также и во очищение от всякого возможного греха или осквернения;

3) жертва повинности приносилась за грехи или преступления сознательные, равно как и за все действия, связанные с осквернением. Эти две жертвы отличались от жертвы всесожжения тем, что мясо принесенных животных (кроме крови и тука) шло в пользу священников;

4) жертва мира приносилась или в выражение особой благодарности Богу, или по обету, или как особое приношение радости и любви. Из приносимого часть сжигалась, грудь и плечо предоставлялись священникам, а все остальное могло быть потреблено приносящим;

5) жертва бескровная состояла в приношении муки, масла, вина и ладана. Эти предметы отчасти присоединялись и к первым четырем родам жертв. Как первые четыре рода жертв знаменовали принесение жизни Богу, так этот род знаменовал принесение Ему плодов земли.

К этому последнему роду жертвы близко подходят и возношения различных плодов, начатки которых всегда освящались в скинии или храме и тогда уже начиналось общее употребление их в пищу. Все эти священнодействия совершались священниками и сопровождались молитвами и установленными обрядами, подробно описанными в книге Левит.

Все изложенные священнодействия имели своей целью поддержание святости в народе, который должен был быть «народом святым».

С этой же целью установлены были особые законы и обряды, исполнение которых могло содействовать поддержанию святости в народе. Это законы нравственные. Сущность их выражена в заповедях «второй скрижали», и она состоит в требовании от каждого человека как нравственной и телесной чистоты, так и правды и человеколюбия в отношении к ближним. В частности сюда относятся:

1) древний закон обрезания, подтвержденный синайским законодательством;

2) законы о посвящении первородных мужского пола;

3) об охранении личной чистоты через запрещение соприкасаться с нечистыми предметами;

4) о разделении животных на чистых и нечистых, с позволением употреблять в пищу или жертву только первых.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 1576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...