Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Законодательство Моисея. Теократия



В изложенный период библейской истории совершилась важная перемена в состоянии избранного рода. До этого периода избранный род состоял из отдельных патриархов, которые передавали друг другу полученные ими обетования, получая в то же время разъяснения, подтверждения и дополнения в личных явлениях и откровениях им Бога или Его ангелов. Теперь избранное семейство превратилось в многочисленный народ, который, частью под влиянием египетского рабства и окружающего идолопоклонства, а частью от естественного огрубения вследствие долгого отчуждения от непосредственного общения с Богом отцов, потерял способность к такому общению, и потому требовалось установить новый способ взаимоотношения с Богом.

С этой целью Господь Бог, явившийся Моисею и через него пробудивший в народе сознание истинной религии и связанных с ней обетований, по освобождении народа от египетского рабства вновь заключил с ним завет. Выражением этого завета с народом было Синайское законодательство. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, из которого семена спасения распространились бы на все человечество. Когда народ израильский находился у подошвы священной горы, Господь говорил ему через Моисея: «Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:3-6). «Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, (судьи ваши), надзиратели ваши, все израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный договор с Ним, который Господь, Бог твой, сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом» (Втор. 29:10-13). «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога вашего, чтобы ходить служить богам языческих народов» (Втор. 29:18).

Главная цель учреждения особого «царства Иеговы» есть, как видно из приведенных мест, сохранение истинной религии, учения о поклонении единому истинному Богу, в противоположность идолопоклонству других народов. Иегова заключает с народом договор на тех, если так можно сказать, условиях, что Он — Царь всей земли — становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления Которого народ обязывается свято сохранять. Если израильтяне добровольно согласятся признать Иегову своим Господом и Царем, будут сохранять Его завет, признавать Его единым истинным Богом и поклоняться только Ему, то Иегова примет народ израильский под Свое особенное покровительство, обеспечит ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии и даст ему, как возлюбленному и избранному народу, все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к народу есть «теократия» или «богоправление» в высшем религиозно-нравственном значении этого слова.

«Богоправление», как основа жизни израильского народа, не ограничивалось только религиозно-нравственной областью, а проникало во весь склад общественной жизни, как государственной, так и общественной и хозяйственной. В этом отношении «богоправление» сказывается в том, что Иегова как Царь и Судия избранного народа водворял в Своем царстве через ряд законов такую справедливость, какой не знали окружающие народы и которая делала израильское государство образцом в этом отношении.

Сущность государственности древних народов состояла в резком разделении между правителями и подчиненными, выразившемся в разделении народов на касты, из которых одни занимали господствующее положение и пользовались всеми правами в гражданском и экономическом отношении, а другие являлись бесправными орудиями первых, служа средством к обеспечению наилучшего их положения. Такая несправедливость не должна была существовать в теократическом государстве, где по самой сущности его не могло быть разделения народа на полноправных правителей и бесправных подчиненных, потому что все его члены одинаково подчинены верховному Царю — Иегове, все перед Ним равны, все одинаково участвовали в «клятвенном договоре с Ним». Если в договоре с Иеговой, легшем в основу государства, равноправно участвовали все члены народа, то естественно все они должны иметь одинаковые права. Отсюда вытекает главное следствие богоправления для государственной жизни — равенство всех в государстве. И это равенство кладется в основу всей жизни народа.

В основу материального благосостояния израильского государства законодатель положил земледелие, тогда как в патриархальный период преобладающим занятием является скотоводство. Судя по численности народа, земельные наделы не могли быть велики, а потому, чтобы получить достаточное для пропитания количество плодов, необходимо было заниматься обработкой земли. Но еще большее значение при основании государства на земледелии имели государственные соображения. Израильский народ до того времени был кочевым племенем, не имевшим еще прочных начал гражданственности, был в таком положении, при котором невозможна правильная государственная жизнь. Но когда он получил высшее призвание, стал «царством» Иеговы, кочевая жизнь, находившаяся в пренебрежении у тогдашнего цивилизованного мира (Быт. 46:34), не могла отвечать высоте положения народа: он должен был начать новую, культурную жизнь, и потому должен был избрать земледельческий образ жизни, как имеющий более задатков для общественного развития. Земледелие развивает любовь к труду, привязывает человека к обитаемой земле, делает возможным установление правильного порядка гражданской жизни, развивает любовь к стране или патриотизм, составляющий душу государства, — одним словом представляет все условия для развития и крепости государства.

Эти условия законодатель, по-видимому, и имел в виду при основании своего государства на основе земледелия. Но само земледелие только тогда может служить пользе государства, когда оно основано на справедливости, в силу которой каждому члену государства должно быть предоставлено владение землей и полное пользование всеми плодами его трудов. Древние государства не знали такой справедливости: землей владели как правило только привилегированные касты, а остальное население поступало в рабскую зависимость от первых, обрабатывало их земли и получало скудные заработки. Отсюда поражающие крайности богатства и бедности, роскоши и нищеты, с какими мы встречаемся в древневосточных государствах даже в периоды их наибольшего процветания. Основывая израильское государство на земледелии, законодатель дал такие постановления, благодаря которым оно могло стать источником равного для всех благосостояния. Все члены государства должны были равно пользоваться землей, не должно было быть ни произвольных захватов, ни узаконенных преимуществ одних перед другими. Основываясь на этом теократическом начале, законодатель разделил землю между всеми израильтянами (за исключением колена Левиина) поровну. Раздел производился так, что многочисленное колено и земли получало больше, и наоборот (Числ. 26:54,55), так что могли получиться равные участки для каждого израильтянина (мужского пола), как главы частного хозяйства. Так как земля должна была служить главным источником благосостояния, то ввиду равномерности распределения земли между израильтянами предполагалось экономическое равенство. На случай нарушения равенства, как это и естественно было ожидать вследствие неодинаковости трудолюбия и бережливости различных людей, а также и множества всяких случайностей, как то болезнь и смерть главных работников семейства, законодателем предусмотрены были особые меры к восстановлению этого равенства. С этой целью поставлен был закон неотчуждаемости земли, на том основании, что вся земля составляет исключительную собственность Иеговы, а израильтяне лишь простые поселенцы на ней. «Моя земля, говорит Господь; вы пришельцы и поселенцы у Меня, поэтому землю не должно продавать навсегда». В силу этого закона израильтянин мог продавать свой участок только до определенного срока, до юбилейного года, в который проданный участок опять возвращался владельцу, и равенство восстанавливалось. При таком порядке равенство по благосостоянию вообще не могло значительно нарушаться, и не могло образоваться крайностей богатства и нищеты, земледельческой аристократии и безземельного пролетариата, как это было в других государствах востока и особенно в Египте. К поддержанию этого порядка направлены были и многие другие постановления и учреждения в Моисеевом государстве (например, учреждение субботнего года, в который пользование плодами предоставлялось исключительно бедным классам народа, позволение беднякам собирать колосья на ниве богатых, законы о прощении долгов в седьмой год и так далее).

Гражданское равенство обуславливалось равенством перед законом. Так как законодателем является Иегова, перед Которым все равны, то и законы Его для всех одинаковы, и это равенство пред законом проведено с такою последовательностью, что оно признавалось и для поселенцев, живших среди израильского народа: «Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Числ. 15:16,29; Лев. 24:22; Исх. 12:49). Вследствие этого в Израильском государстве не было бесправных лиц, какие, например, предполагаются по римским законам о рабах, которые отрицают их вещью и отдают в зависимость от произвола других (кроме того, у римлян жены и дети находились в полной зависимости от мужей и отцов). В Израиле закон признавал полную личность за всеми членами государства и соответственно с этим одинаково обеспечивал и защищал права всех. Господин, который жестоко обращался со своим рабом, терял всякое право на него и должен был отпустить его на свободу. Родители не имели права на жизнь своих детей, и власть отца, в противоположность римским законам, была ограничена до того, что он даже не мог по своему произволу распорядиться наследством, а должен был подчиняться определенным законам о наследстве. В общем и права полов были равны, и женщина не находилась в таком угнетенном и приниженном состоянии, как у других древних народов. Общественная равноправность проведена с такой последовательностью, что в Израильском государстве не только нет каст, но нет даже и деления на привилегированные и непривилегированные классы. Особым сословием является только сословие священников и левитов, происходивших из колена Левиина. Но оно не имело никакого господственного положения в стране, а в материальном отношении поставлено было в прямую зависимость от народа.

С равенством прав в государстве необходимо связывается равенство обязанностей по отношению к нему. Царство Иеговы и здесь представляет противоположность языческим государствам. В них обычно не было соответствия между правами и обязанностями, а, напротив, полноправные классы или касты пользовались полной свободой от обязанностей и тяжелых государственных повинностей, а бесправные классы несли на себе все государственные тяжести. Такой порядок вещей несообразен с простой государственной справедливостью, а тем более – с одушевлявшим Израильское государство началом богоправления. В этом государстве находило себе осуществление справедливое соответствие прав и обязанностей: так как права у всех членов государства были равны, то и обязанности по отношению к государству также равны. Первая и главнейшая обязанность по отношению к государству есть обязанность защиты государства. В Израиле всеобщей воинской повинности подлежал каждый израильтянин от 20-ти лет и выше. Всеобщность этой повинности не исключала некоторых исключений. От нее освобождались левиты, а также все те лица, для которых по особым обстоятельствам их семейной жизни эта повинность могла бы быть тяжелее, чем для других. Освобождались также только что обзаведшиеся самостоятельным домом и хозяйством, новобрачные (и даже «боязливые и малодушные»), т.е. все те, для которых безусловное равенство с другими было бы несправедливостью.

То же равенство соблюдено и по отношению к другим государственным обязанностям. Наряду с воинской повинностью стоит другая повинность, налагаемая обязанностью поддержания и сохранения внутренних учреждений в государстве, — податная повинность. В Израильском государстве и эта повинность не налагалась исключительно на один какой-либо класс людей, а имела также всеобщий характер, одинаково простиралась на всех членов государства. Податная повинность, впрочем, благодаря простоте государственного склада, не выработавшего в себе таких учреждений, которые нуждались бы в посторонней поддержке, не имела при Моисее и даже при судьях определенно-государственного характера. Единственное учреждение, которое в это время нуждалось в содержании и для которого, собственно, и установлена была законом податная повинность, — религиозное учреждение, скиния с состоявшими при ней священнослужителями, поэтому и податная повинность имела исключительно религиозный характер. К этого рода повинности принадлежала прежде всего так называемая выкупная подать, которую платил каждый «поступающий в исчисление», т.е. в список годных к войне (Числ. 1, 2 и 3). Она состояла в полсикле серебра и шла «на служение скинии собрания» (Исх. 30:12-16). Затем следует десятина от всех плодов, поступавшая в пользу левитов «за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:21), другая десятина «от всего произведения семян», вина и елея, крупного и мелкого скота для общенародного празднества (Втор. 14:22,23); первые плоды от всех произведений, приносившиеся также для устройства общественного празднества, в котором принимали участие бедные члены государства (Втор. 26:1-15). Все эти религиозные повинности были одинаково обязательны для всех, — закон не делает разделения народа на податных и неподатных. В законах о податной повинности замечательно еще то, что подать, определяемая десятиной, была подоходной, т.е. не была определена раз навсегда, а постоянно сообразовывалась с количеством дохода и только незначительная выкупная подать в полсикля платилась одинаково как богатыми, так и бедными (Исх. 30:15). Как из воинской, так и из податной повинности делались также некоторые изъятия, где они вызывались справедливостью (для новобрачных).

На таких же высоких началах основано было и само управление в Израильском государстве. Верховным Правителем и Царем народа был Иегова, управляющий через законы и особых избранных представителей народа, каким был во время дарования законодательства Моисей. Но в своей внутренней жизни народ управлялся сообразно исторически сложившимся формам своего быта. В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю религиозную и гражданскую власть сосредотачивает в своих руках глава племени, отец семейства. Такое управление было при патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Но уже в Египте, когда из одного семейства образовались двенадцать различных колен, самостоятельных частей народа, патриархальный порядок оказался устарелым, и народ управлялся уже не одним главой, а представителями колен, так называемыми «старейшинами (секеним) сынов Израилевых» (Исх. 3:16; 4:29). Эти «старейшины», состоявшие из умудренных жизнью и опытом людей, являлись уже главами отдельных колен не в патриархальном смысле, т.е. не как полновластные владыки, но как представители народа, как избранники и выразители его воли. Мы видим, что Моисей с вестью об освобождении народа от рабства обращается к «старейшинам сынов Израилевых» в полном убеждении, что их согласие или решение будет согласием и решением всего народа. Так в действительности и оказалось: в лице старейшин «поверил народ» (Исх. 4:31). В пустыне из этих старейшин составлен был особый совет из «семидесяти мужей» и им поручено было нести «бремя правления народа» (Числ. 11:16,17). Этот совет заведовал высшими делами государственной важности, а для заведования обыденными судебными и гражданскими делами назначены были мелкие начальники или «судьи» народа, так называемые тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники. Учреждение это было сделано по совету Иофора, тестя Моисея (Исх. 18:14-26). В случае особенно важных дел все эти старейшины и начальники созывались на общенародное собрание («все общество»), которое и решало вопросы о войне, мире и других важных делах, даже о самой форме правления, как это было впоследствии при учреждении царской власти. Таким образом, по своему внутреннему складу израильское государство должно было представлять собой форму народного самоуправления, под верховным главенством Иеговы. Во время странствования в пустыне и завоевания земли обетованной во главе народа стоят как бы военные диктаторы (Моисей и Иисус Навин); затем выступают случайные вожди и судьи (во времена судей), а потом учреждается монархия. Все эти формы правления одинаково могли быть примиримы с «богоправлением», если только правители действовали по указанию закона и воли верховного Царя народа — Иеговы.

В своих основных началах Синайское законодательство, особенно в сокращенном изложении его нравственных начал в десятословии, имеет всеобщее значение, и предназначалось оно к руководству всего человечества. В основу взаимоотношения людей оно полагало истину, которая окончательно подтверждена Законодателем Нового Завета, именно истину: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18). Многие частные постановления направлены к тому, чтобы внедрить эту истину в сознание народа. Но с другой стороны, во многих постановлениях закона нельзя не видеть уступки укоренившимся взглядам израильского народа, низкому уровню его нравственного развития, одним словом его «жестоковыйности». Этим объясняется установление известного закона равномерного возмездия: «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24). И вообще влияние этого условия так значительно на законодательство, что во многих случаях оно скорее приспосабливается к древним обычаям, чем вводит новые законы; без отношения к этому обстоятельству часто остались бы непонятными истинный смысл и значение того или другого закона. Так, наказание за сыновнее неповиновение родителям (побиение камнями — Втор. 21:18-21) кажется жестоким; но если мы примем во внимание вообще силу родительской власти в период патриархального состояния народа, или вообще в ранние периоды национального существования (как, например, в Риме), то закон Моисеев является уже значительным шагом вперед в области гуманности и личного права, так как он ограничивает произвол личной родительской власти перенесением дела на общественный суд. Закон деверства (состоявший в обязанности брата или ближайшего родственника «восстановить семя» своему умершему бездетным брату или родственнику) допущен также в виде уступки укоренившемуся обычаю. В прежнее время обычай этот существовал, по-видимому, в более широких размерах у азиатских народов, и в Синайском законодательстве скорее терпел ограничение, чем освящение. Закон кровного отмщения представляет собой также пример разумного ограничения и ослабления древнего варварского обычая, который настолько укоренился в обычаях и нравах народа, что его нельзя было уничтожить совсем. Эта бытовая сторона законодательства вообще сильно выступает в законах о наказаниях за преступления. Имея дело с народом жестоковыйным и своевольным, законодатель не щадит жезла в приучении этого народа к точному исполнению данных законов, и многие преступления, особенно против религии и нравственной чистоты, наказываются смертной казнью. Этой именно стороной Синайское законодательство показывало, что оно имело лишь временное назначение подготовить народ к принятию другого, высшего закона, закона благодати, данного Спасителем мира на все времена. А само пришествие Его знаменовалось всеми постановлениями обрядового закона, который был тенью грядущего, и потому должен был прекратиться с явлением самой вещи, т.е. искупления в лице Иисуса Христа, Сына Божия.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 630 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...