Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика поведения в разных ситуациях



Тема №16. Этические нормы приёма пищи и выбора одежды……………………………………………………….…... 480

Тема №17. Этика соблюдения чистоты и личной гигиены………………………………………….………………...490

Тема №18. Цена времени и распорядок дня. Этические нормы сна и отдыха………………………………….……...….509

Тема №19. Этика поведения в трудных ситуациях и невзгодах…………………………………………………….…...…518

Тема №20. Праздники и высокочтимые времена в Исламе………………………………………………..……..….…530

Тема №21. Этика поведения в разных случаях жизни…...558

Тема №22. Этические нормы зарабатывания на жизнь…..603

Тема №23. Этика пользования телефоном и интернетом. Этика поведения в общественных местах.…………...….614

Тема №24. Нравственное воспитание в современном обществе: проблемы и решения……………..………………….…625
Тема №25.

أَعُوذُ بِالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ* بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ*

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ *

وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آَلِهِ وَأَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ*

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вся хвала и благодарность Всевышнему Аллаху, прощающему грехи Своим рабам и проявляющему великую милость ко всему сотворённому. Аллах наставляет на путь истины Своего раба и помогает ему совершать благие деяния, вследствие чего тот становится одним из приближённых и любимых Его рабов.

Религия Ислам состоит из трёх составляющих: правильное убеждение (иман), выполнение предписаний Аллаха (ислам) и искренность (ихсан). Хороший нрав, в основе которого лежит искренность основывается на всю религию, на всех трёх её составляющих.

Исламская религия – это не только вера в шесть столпов имана, искренное выполнение пяти столпов ислама: произнесение слов шахада, полноценное совершение пятикратной обязательной молитвы – намаз, выплачивание закята, соблюдение поста, совершение хаджа, хотя они все обязательны, очень важны, полезны для каждого человека и являются основополагающими. Ислам, прежде всего, – это правильное поведение и хороший нрав, ибо Пророк صل الله عليه وسلَّم, посланный Всевышним довести до человечества спасительную религию и являющимся образцом для подражания, сказал:

بُعثتُ أَنْ أُتَمّمَ مَكارِمَ اْلأَخْلاقِ

«Я послан для доведения до совершенства хороших нравов».

Все предписания Ислама являются осознанными, постепенно приводящими мир к всеобщему благополучию, а правильное следование этим предписаниям помогает людям приобрести истинное счастье в обоих мирах. Обязательства, которые возлагаются Исламом на каждого человека, – это действия для выработки в нём привычки жить правильно и приобретения им высоких нравов и культуры поведения. Они чем-то похожи на спортивные упражнения, к которым человек устремляется с любовью и, выполняя их регулярно стремится к телесному здоровью и здравой жизни. Священный Коран и благородная Сунна отчётливо раскрывает для нас эти истины. Например, ежедневный намаз удерживает человека от недостойных деяний, о чём сказано в Коране:

وأقم الصّلوة اِنَّ الصّلوة تنهى عن الفحشاء والمُنكرِ

Смысл: «…И полноценно[1] совершай молитву-намаз, воистину, так совершённый намаз оберегает человека от мерзости и всего неодобряемого». (Сура 29, аят 45).

Соблюдение поста, согласно достоверному хадису Пророка[2] صل الله عليه وسلَّم помогает здоровью и физическому и духовному. Это подтверждено и научными исследованиями. Также обстоят дела и с другими предписаниями Ислама без исключения. Это демонстрирует нам тесную связь между предписаниями религии и нравственностью. В добавок к этому в Исламе очень ценится хороший нрав. В многочисленных аятах Корана и хадисах Пророка صل الله عليه وسلَّم говорится о ценности похвальных качеств. Очевидно, что Ислам пришёл для того, чтобы обеспечить переход человечества к жизни возвышенных нравов. Пророк* же сказал, что он послан для доведения до совершенства хороших нравов.

Восхваляя своего самого любимого и почтенного из людей, примера для подражания, последнего пророка и посланника к человечеству – Мухаммада* – Аллах подчёркивает его прекрасный характер. В Коране сказано:

﴿ اِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيم ﴾

Смысл: «Поистине ты, о Мухаммад, являешься обладателем высокой морали». (Сура «Аль-калям» аят 4).

Исходя из этих слов восхваления, высокий нрав и есть самое ценное в человеке. Богословы говорят, что человек не достигает какого-либо блага, кроме как соблюдением адаба и не впадает в несчастье, кроме как оставлением адаба. Примером для подражания в соблюдении адаба для нас является сам Пророк صل الله عليه وسلَّم. Ибн Асакир со слов сподвижника Али (р.а) расказал, что Пророк* сказал: «Мой Господь научил меня этическим нормам (адабу) и украсил достоинствами и одобрил меня в стремлении научить адабу других». Как же Всевышний научил его культуре поведения? Всевышний поведал Пророку о жизни предыдущих пророков и праведников, а также о жизни ослушников. Последовав всем упомянутым в Коране примерам он и перенял у них лучшие качества и отдалился от порицаемых. И тогда его качества и поведение стали соответствующими Корану и достигли в этом совершенства. Когда его жену Аишу (р.а) спросили о нраве Пророка صل الله عليه وسلَّم, она сказала, что его нравом был Коран. Всевышний рассказывает в Коране о хороших нравах и о порицаемых качествах, чтобы Пророк* и остальные люди знали что хорошо, а что плохо. Поэтому образ жизни Пророка صل الله عليه وسلَّم и ниспосланный Всевышним Коран – главные воспитатели и наставники всего человечества и основа добра. Согласно хадису, те кто придерживаются Корана и Сунны будут на правильном пути, и никогда не сожалеют об этом.

Мусульмане, как правило, ещё с детства приучали своих детей к правильному поведению и чтению определённых молитв, пришедших от Пророка صل الله عليه وسلَّم, и вдобавок они имели возможность взять пример с взрослых в этих вопросах. Сегодня наше взрослое поколение не имеет достаточных религиозных знаний, и поэтому молодые не всегда могут получить полноценное воспитание следуя за взрослыми. Исходя из такого положения, очень важным является обучение детей и студенческой молодёжи нормам поведения согласно Сунне Пророка صل الله عليه وسلَّم.

В этом учебнике коротко и достаточно ясно раскрываются вопросы культуры поведения, связанные с повседневной жизнью мусульманина. Также здесь представлены избранные и важнейшие молитвы и поминания, которых рекомендуют читать в разных ситуациях, взятые из достоверных книг выдающихся и общепризнанных учёных-теологов.

В настоящее время многие религиозные обряды большинством из мусульман совершают как обычай, вследствие чего происходит множество ошибок, и возникают недостатки в нашем богослужении. Мы обязаны усердствовать в том, чтобы отдаляться от тех обычаев, которые не соответствуют истинной религии. Очень сложно оставить привычное для нас дело и приступать к совершению других деяний, но если вспомнить ожидаемую благодаря этому благополучную жизнь на этом свете и великие, неслыханные и невиданные блага Рая, ожидающие нас на Том свете, то нам станет проще. Старайтесь придерживаться истинной религии, именно ради этого и живём мы на этом свете. Да поможет Всевышний всем понять Ислам и следовать истине.

Всевышний Аллах наделяет кого пожелает из Своих рабов озарением сердца и пониманием в религии, которое, несмотря на все мирские соблазны, приводит раба Аллаха к совершению деяний, влекущих за собой Его довольство. И благодаря этому раб прилагает свои усилия в подготовке к вечной жизни, отдаляется от всего, что вызывает гнев Создателя, и старается постоянно пребывать в поклонении Всевышнему, Его поминании и прославлении, посредством чего очищается его духовный мир. Всевышний в священном Коране говорит:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ ﴾

Смысл: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне [3]» (Сура «Аз-Зарият», аят 56). Всевышний от нас требует повиновение Ему, поклонение, посредством которого мы познаём Аллаха. Из этого аята следует, что мы обязаны всю свою жизнь провести в поклонении Аллаху, ибо только для этого Всевышний нас создал. Поэтому за время, проведённое не в поклонении, нас обязательно спросят.

Нельзя из сказанного понимать, что нам запрещено заниматься мирскими делами, такими как зарабатывание на жизнь, занятие научной и другой работой полезной, в этой жизни – для себя или для общества в целом. Конечно, можно и нужно это всё делать, но с умом. Религия призывает к созиданию, стремлению к благополучию не только в вечной жизни, но и в земной. Только всё надо делать в соответствии с канонами Ислама и с хорошим намерением, то есть с намерением выполнять предписания Аллаха что влечёт за собой всеобщее благополучие. Все предписания религии универсальны, и поэтому полезны для обоих миров, лишь бы мы сумели их правильно понимать и следовать им. Как известно, правильное понимание религии одно из самых великих благ Всевышнего, ибо в благородном хадисе сказано:

مَنْ يُرِد الله به خَيْرًا يُفَقّهْهُ فِى الدّينِ

«Кому Всевышний захочет блага, ему Он даёт понимание в религии».

В этом учебнике речь пойдёт о важнейших вопросах совершенствования нравственности, направления его по пути добра, которые укрепляют веру человека, исправляют его нынешную жизнь и готовят к жизни вечной. В данной работе приведены хадисы из известных следующих пяти сборников хадисов, которые являются одними из источников исламской религии: «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим», сборники Абу Давуда, ат-Тирмизи и ан-Насаи. При составлении данного пособия также использованы книги великих мусульманских учёных мирового уровня, суфиев, факихов и хадисоведов Имама ан-Навави, Имама Ал-Газали и других. О Аллах, у Тебя мы просим помощи в завершении данной работы и очищении намерений ради Твоего довольствия, мы надеемся на Твою помощь, Ты прекрасный покровитель, и нет ни от кого силы и мощи оставить плохое и совершать благое, кроме как от Тебя. И повторим слова:

حَسْبِيَ اللهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ العَلِيِّ الْعَظِيمِ

«Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он покровитель. Нет силы оставить плохое и мощи совершать благое, кроме как от всевышнего и великого Аллаха».

Хвала Аллаху за все Его блага! Просим Его одарить нас ещё большими благами, милостью и благодатью. Нет ничего достойного поклонения, кроме всевышнего Аллаха, и Мухаммад صل الله عليه وسلَّم – Его самый любимый раб и посланник, самый дорогой и высокочтимый для Него из всех творений, отправленный Им ко всему народу, чтобы научить их истинной религии. Свалат и салам Аллаха пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам, и всем, кто последовал за ними, до Судного дня. Да смилуется Всевышнийнад всеми нами. Аминь!

Вопросы и задания:

1. Что с собой представляет религия Ислам и какова её цель?

2. Какое место занимает нравственность в Исламе?

3. Цель жизни человека и как её достичь?

4. Ценность хорошего нрава в свете Корана и хадисов.

5. Универсальность Ислама и ценность правильного понимания предписаний Ислама.

6. Выучите хадис о ценности понимания религии.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1037 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...