Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика почитания Аллаха и Священного Корана



Этика почитания Аллаха. Почитать нужно того, кто выше нас рангом, добродетельного и милосердного, дарующего нам блага. Исходя из этого мы больше всего должны почитать и любить величайшего из великих, самого добродетельного и всемилостивого, дарующего нам несметные блага, нашего создателя и создателя всего сущего - всемогущего и всевышнего Аллаха. Аллах - наш Господь и Покровитель. Признаком любви к Аллаху является любовь ко всему, что Он любит, а также следование всем Его предписаниям. Он всегда с нами и ведает обо всём, что у нас в душе, что мы говорим, что делаем и что хотим делать.

Непочтительное отношение к Аллаху является невежеством и отсутствием здравомыслия. Нет более несчастного человека, чем тот, кто не соблюдает этику почитания Аллаха и такой человек опускается ниже уровня животного. А ведь Аллах создал человека и одарив разумом, возвеличил его над остальными творениями. Каждый человек должен почитать Аллаха придерживаясь следующих условий:

Первым и обязательным условием почитания Аллаха является искренная вера в Него. Вера в Аллаха – это убеждение, что Аллах существует и Он обладает всеми прекрасными качествами и лишён всякого недостатка и порочного. У Аллаха есть обязательные атрибуты (сифаты) в наличии которых мы должны быть убеждены. Аллах существует, и нет у Него начала и конца, Он вечен и не подвержен изменениям. Он не нуждается ни в чём и ни в ком, а все Его создания нуждаются в Нём и не могут существовать без Него. Аллах один и не похож ни на кого и ни на что. Нет у Него соучастников ни в сущности, ни в атрибутах, ни в деяниях. Он не подвластен времени, не связан с пространством. Он был и до созданных Им же времени и места и есть сей­час. Он не подвержен временным и пространственным изменениям, Он их создал. Аллах волен в Своих желаниях и без Его желания и воли не может происходить ничего. Он всемогущий, видит всё и на земле и на небесах. Он видит и слышит всё в одно и то же время, разом, как единое целое.

Он Создатель всего сущего, дающий им необходимые средства к существованию, оберегающий их. От Него не скрыто ни прошлое, ни настоящее, ни будущее, ни сокровенные мысли людей. Он жи­вой и не подвластен смерти. Безграничное господство, величие, совершенство и царство принадлежат только Всевышнему Аллаху, и никто не может в совершенстве постичь Его. Он силён в гневе, и нет предела Его мило­сти и милосердию, но Его милость опережает гнев. Не заслуживает поклонения ничто, кроме Аллаха, Он невидим в этом мире, но Его могут видеть на том све­те искренне верующие мусульмане. Абсолютно всё свидетельствует о сущности и единственности Аллаха, о всемогуществе и совершен­стве Его воли в обустройстве Своих созданий, о том, что Он всезнающий, вечно живой Повелитель.

Говорить, тем более думать, что Аллах находится на 'Арше или в каком-либо месте, что Он имеет части тела, например руки, лицо и т. п., или представлять Его в каком бы то ни было виде или фор­ме - большое заблуждение. Как Его священная сущность, так и все Его атри­буты не имеют начала, и нет им подобия. В хадисах упо­минаются 99 прекраснейших имен Всевышнего Аллаха. Кроме них, имеются совершенные имена и атрибуты, сущность которых знает только сам Всевышний.

Человеку Он дал право отказаться от плохого и совер­шить хорошее и дал ему разум, способный отличить до­бро и зло и выбрать добро. Он также установил возна­граждение за совершение благих деяний и справедливое наказание за совершение дурных.

Вера в Аллаха должна быть такой, чтобы она убеждала человека в том, что обязательно выполнить все Его предписания и что они самые полезные для него и в этой и в вечной жизни. Исходя из этого человек должен всеми силами стараться выполнять предписания Аллаха, следуя за Пророком или другими праведниками, которые следовали за ним.

Сознательный поиск доказательств, существования Всевыш­него Аллаха. Более того, человек обязан стараться по­знать Аллаха, размышляя над окружаю­щим миром. Следует изучить дошедшие до нас из Корана и хадисов атрибуты и имена Аллаха и смысл всех 99 прекраснейших имён-эпитетов Аллаха, которые переданы нам через хадисы. Нет священнее и величественнее Всевышнего Аллаха, и поэтому нет важнее науки, чем наука познания Его.

Этикой почитания Всевышнего Аллаха считается размышление над теми созданиями Аллаха, которые окружают нас. В хадисе, переданном Абу Нуаймом и ат- Табрани, говорится: «Вы размышляйте над созданиями Аллаха, но не размышляйте о самом Аллахе, вы не сможете постичь Его величие».

Чем больше мы размышляем об окружающей нас приро­де, чем больше мы углубляемся в эти размышления, тем больше мы видим и осознаём величие, всемогущество и милосердие Аллаха. Поэтому многие аяты Корана призывают нас к размыш­лению. К примеру, в Священном Коране говорится:

* قل أنظروا ما ذا فى السماوات والأرض *

Смысл: «Скажи им (о Мухаммад!): "Понаблюдайте, размышляйте о том, что на небесах и на земле"» (10:101).

Этика почитания Всевышнего Аллаха включает искренное по­клонение Аллаху (ибадат), в Коране говорится:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ ﴾

Смысл: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Созданный Аллахом для поклонения, обеспечиваемый Им всеми бла­гами, постоянно нуждающийся в Нём, находящийся под Его вла­стью и покровительством, человек обязан поклоняться Аллаху, хочет он того или не хочет, только в этом его спасение. Поклонение– главный и естествен­ный атрибут, свойственный человеку.

Человек, горделиво отказы­вающийся от поклонения Аллаху, неизбежно попада­ет в унизительное подчинение страстям сво­им или другому созданию Аллаха. В Коране говорится:

* انّ الذين يستكبرون عن عبادتى سيدخلون جهنّمَ داخرين *

Смысл: «Те, кто от гордости не поклоняются Мне, вскоре униженными войдут в Ад» (Коран, 40:60).

Поклонение Аллаху не ограничивается только совер­шением намаза, или соблюдением поста, или чтением Корана, или поминанием Аллаха (зикром). Поклонение Аллаху включает в себя всё поведение, весь образ жиз­ни человека, если он преднамеренно живёт в соответ­ствии с повелениями Аллаха. Приём пищи, лекарства, почтительное отношение к родителям и старшим, зарабатывание дозволенного, отдых, сон– тоже поклонение Аллаху при наличии соответствующего намерения. Чем больше человек поклоняется Аллаху, тем больше раб будет любить Аллаха и соответственно Аллах тоже будет любить его.

Благодарность Аллаху. Признательность и благодарность за те несметные блага, которыми Аллах нас одарил, тоже является одним из видов почтения к Всевышнему.

Благодарение Аллаху только тогда бывает совершенным, когда ты признателен Аллаху всем сердцем, ког­да ты все полученные блага, от кого бы ты их ни полу­чил, считаешь полученными от Аллаха.

Проявление благодарности Аллаху означает использование каждой части тела и других благ данных нам по милости Аллаха, по своему назначению. А для этого необходимо знать этих благ и назначение каждого из них. Тому, кто искренне благодарен, Аллах увеличивает блага, даёт по Своей милости из Своих бесконечных бо­гатств, увеличивает вознаграждение. А тот, кто небла­годарен Аллаху, получит суровое наказание. Всевыш­ний Аллах в Священном Коране говорит:

* لئن شكرتم لأزيدنّكم ولئن كفرتم انّ عذابي لشديدٌ *

Смысл: «Если вы будете выражать благодарность (шукру) за дарованные вам блага, то Я непременно приумножу их, если же будете неблагодарны, то ведь Мое наказание очень сурово» (14:7).

Даже самую меньшую из милостей Аллаха нельзя считать незначительной, ибо это будет неуважением к Нему. Мы должны думать не о том, что мы полу­чили, а о том, кто нам это дал.

Непренебрегать даже самым малым грехом, тоже является оставлением адаба к Всевышнему. Ибо полагается думать не о том, насколько грех велик или мал, а о том, кого мы ослушались.

Непочитанием Всевышнего Аллаха также считает­ся проявлять свое недовольство посылаемой нам испытаниям. Надо только просить у Него терпения (сабру) к испытаниям. Но одобряется читать мольбу с просьбой не насылать на нас беды, о ниспослании дождя, об остережении от вреда ветра или наводнений – это сунна.

Благоговейно чувствовать стыд перед Всевышним Аллахом, милость которого безгранична и который властен над всеми Своими созданиями и видит всё, даже тайные мысли человека!

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что Про­рок* сказал: «Стыдитесь Аллаха по-настоящему. Настоящий стыд означает убережение го­ловы и всего, что в ней (глаза, уши, рот, язык, мысли) от всего недозволенного, убережение жи­вота и всего, что в нём, от недозволенной и сомни­тельной пищи и неумеренности в еде, своих по­ловых органов –от прелюбодеяния, а также ча­стое поминание смерти и её последствий. Тот, кто возлюбил вечную жизнь, отказывается от красот бренного мира и останавливает свой выбор не на этом свете, а на том. Такой человек и считается испытывающим настоящий стыд перед Аллахом».

Этот священный хадис разъясняет нам, что стыдить­ся Аллаха – значит стараться не делать запретное и не пропускать ничего из того, что Он вменил нам в обязан­ность. Не одобряется стыд, из-за которого человек не делает то, что возлагается на него Шари'атом. Напри­мер, если человека просят громко огласить призыв к на­мазу (азан), а он отказывается, говоря, что ему стыдно, то такой стыд в Шари'ате не одобряется. Некото­рые праведники (авлия), стыдясь Всевышнего Аллаха, понимая свою ничтожность даже не поднимают голову.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом, говорится, что однажды благословенный Пророк ш увидел челове­кА, который, обнажив своё тело, купался там, где его мог­ли видеть прохожие. Он сказал ему: «Поистине, Аллах, стыдящийся, скрывающий недостатки, оплошно­сти людей! Он любит стыд и любит скрывать не­достатки. Когда кто-то из вас хочет купаться, то пусть скрывается от взоров людских».

Находиться во власти скверных мыслей тоже считает­ся бесстыдством перед Аллахом, ведь Всевышний ведает и то, что у каждого в душе, в мыслях. Но если скверные мысли временами приходят в вашу голову, про­тив вашей воли и долго не остаются, то нет на вас греха, это не повредит вам.

Как-то раз к Посланнику Аллаха* пришли некоторые сподвижники и пожаловались ему: «О Посланник Аллаха*, иногда в наши сердца приходят такие мысли, о кото­рых мы даже боимся рассказать».. Тогда Пророк*спросил: «Действительно ли с вами случа­ется подобное?» Они ответили утвердительно. Пророк* продолжил: «Это является признаком вашей веры (имана)». (Муслим). Смысл этого хадиса заключается в том, что нежелание, чтобы такие скверные мысли охватывали ваши сердца, является признаком веры.

Остерегаться от совершения благих деяний на показ (рия).

Сказать «инша Аллах[19]» при обещании чего-либо, тоже является почитанием к Алаху. В Коране по этому поводу говорится:

ولا تقولنّ لشيءٍ انّي فاعلٌ ذالك غدا* الا أن يشاء اللهُ

Смысл: «Ты не говори ни о чём: "Я завтра сделаю то-то", не сказав: "инша Аллах"» (18:23-24).

Недостаточно сказать "инша Аллах", а необходимо чтобы ты имел ввиду, что ты выполнишь своё обещание, только тогда, если Аллах захочет. А если Он не захочет, как бы мы не постарались, мы не сможем его выполнить. Может мы умрём или сильно заболеем или будет другая уважительная причина. Но тогда в этом не будет нашей вины. Как и любое деяние, нельзя его превращать в формальность, такое произнесение этого выражения никак не будет соблюдением этики по отношению к Аллаху.

Говоря это выражение нельзя расслабляться и думать, что не обязательно выполнить обещанное и что у тебя есть оправдание. Что ты скажешь, я не выполнил обещанное потому, что Аллах не захотел. Такое оправдание не принимается и ты получишь соответствующее наказание за невыполнение обещанного. И люди поймут что ты неискренен и к тебе не будет доверия, а это большая беда не только в вечной жизни, но и в этом мире. Из-за такого поведения многие мусульмане потеряли доверие и страдают не только виновные, но и заслуживающие доверия, которые никогда не подводили. Даже говорят, если араб скажет «инша Аллах», значит он не собирается выполнить обещанное. Главное не сказать эт о слово, а знать, что ты выполнишь обещанное, если Аллах не будет против. То есть по своей вине ты не оставишь это. Только такое поведение будет уважением к Аллаху.

Нарушением этики почитания Аллаха считается и боязнь бедности, постоянные переживания, что семья, дети могут остаться без необходимых средств к суще­ствованию и т. п., а также постоянная суматоха, погоня за богатством, даже если при этом соблюдаются границы Шариата. А не соблюдение при этом норм Шариата будет большим грехом, а не только нарушением этики.

Жизненные блага необходимо приобретать только дозволенным (халал) путём, соблюдением этических норм зарабатывания и без ущерба обязательним видам поклонения Аллаху, как намаз, пост и т. д. В Коране говорится:

ومن يتّق اللهَ يجعل له مخرجا* و يرزقه من حيث لا يحتسب*

Смысл: «Если кто-нибудь, будучи благочестивым и богобоязненным, исполняет повеление Аллаха и от­даляется от запретного, Аллах даёт ему избавление от всяких горестей и обеспечивает его пропитани­ем оттуда, откуда тот вовсе и не ожидал» (65:2-3). Очень часто Аллах даёт богобоязненным людям богатство, откуда они никогда его не ожидали. Такие люди и не думают о богатстве и не переживают за это, как и положено истинному мусульманину, соблюдающему адаб.

Пророк* сказал: «Ангел Джабраил внушил мне, что ни один человек не умрёт, пока он не получит причитающиеся ему жизненные бла­га полностью, поэтому приобретайте жизненные блага спокойно, красиво и бойтесь Аллаха» (Ибн Абу ад-Дунья). Этот благородный хадис даёт нам понять, что мы не останемся без причитающихся, предписанных нам жизненных благ, так что необходимо бояться Аллаха и стараться спокойно искать их дозволенным путем.

Нарушением этики почитания Аллаха считается упование в любом деле на собственные силы, свой опыт и эрудицию. Необходимо использовать свою силу, опыт и способности, данные каждому Всевышним, но уповать необходимо только на Всевышнего Аллаха. В Коране говорится:

* ومن يتوكّل على الله فهو حسبه *

Смысл: «Для того, кто уповает па Аллаха, Он до­статочен как покровитель» (65:3).

Непочитанием Аллаха считается и довольство сво­им поклонением, своими хорошими деяниями, восприни­мая всё это только как свои достоинства и заслуги. Никогда нель­зя забывать, что всё хорошее мы делаем только при помощи Аллаха, нашей заслуги там нет.

Непочитанием Аллаха считается и боязнь людей или надежда на их помощь, исключая волю Аллаха. Это вредит поклонению Аллаху, если не будет на то воли Аллаха, ни один чело­век не сможет вам ни навредить, ни помочь.

В хадисе говорится: «Если вся умма соберётся помочь тебе, она не сможет помочь, без помощи Аллаха. Таким же образом, она не сможет и навредить» (ат-Тирмизи).

Непочитанием Аллаха считается недовольство данными Им благами и отсутствие терпеливости и сми­рения в бедах, отпущенных на нашу долю Всевышним.

В хадисе сказано: «Большая радость и великое счастье тому, кто наставлен на путь Ислама и получил достаточные средства к суще­ствованию, которыми он доволен» (ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Аллах доволен малыми благими деяниями того, кто довольствуется ма­лым пропитанием» (Дайлами).

Непочитанием Всевышнего Аллаха считается преувеличенные значения благ этого мира. Аллах считает блага этого мира ни­чтожным, сами по себе не имеющим значения для приближения к Аллаху, несущественным и преходя­щим.

Нельзя не только шутить в адрес Всевышнего, но и спокойно реагировать на такие реплики. Если Аллах разгневается, то ведь не будет силы, которая смогла бы противостоять Ему! Да убережёт Аллах нас от этого!

Произносение имени «الله» правильно, в том числе и конечного звука «h». Умышленное искажение звука не допускается. Еще лучше произнести его имя с эпитетами, таких как: всевышний, милостивый, прощающий. Нужно сказать «всевышний Аллах», «прощающий Аллах» и т.д.

Непочитанием Всевышнего считается гордыня и са­момнение человека, думающего о себе, что он выше других. Всевышний Аллах в священном хадисе (хадис аль- кудси) говорит: «Гордость и величие - атрибуты, свойственные только Мне, и тот, кто попробует соперничать со Мной в этих свойствах, будет по­вержен и переломлен Мною пополам» (Хаким).

Нельзя брать с собой Коран или то, где написаны аяты из Корана, хадисы и имена Аллаха, в баню, туалет, сарай и другие грязные места, или бросать их где попало.

Воздаяние хвалы Всевышнему, взывание к Нему Его прекрасными именами и атрибу­тами. Просить Аллаха нужно с уверенностью, что Он ответит на вашу молитву. Ответить, не означает выполнить просьбу. Отвечая на вашу просьбу Он может дасть вам то, что просите или дасть потом или же дасть ещё лучшее, в этой жизни или на том свете. Наше дело просить, а остальное сделает Всевышний. Нельзя просить у Него то, что противоречит Шариату природе вещей или явлений, хотя Всемогущий Аллах может сделать всё, что Он пожелает.

Любовь к Аллаху, к Его слову, пророкам, ангелам и праведникам (авлия'). Если кто, хоть малейшим действием обидит этих пра­ведных рабов, Аллах разгневается на него. В священном хадисе говорится: «Кто обижа­ет Моих приближенных праведников и враждует с ними, тому Я объявляю войну». А ведь не может быть несчастнее человека, которому объявил войну сам Всевышний Аллах.

Милосердие ко всем людям, несмотря на их цвет кожи, национальность, гражданство, место их проживания и их деятельность. Ибо они тоже как и мы дети Адама и Его рабы. Но это не означает, что мы одинаково должны реагировать на поступки людей, только надо быть милосердными ко всем, не желать им зла и стараться им помочь. В хадисе говорится: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, и к вам будут милосердны те, кто на небесах».

Принесение пользы людям. В хадисе говорится: «Всех людей создал и содержит Всевышний Аллах, и самый любимый для Аллаха из них тот, кто больше полезен людям» (Табрани, Абу Я'ла). Аллах же дал полезное всем людям и грешникам и праведникам в этой жизни, поэтому и мы должны стараться приносить людям как можно больше пользы.

Воспитание в людях любви к Аллаху, рассказывая о Его великой милости.

Призыв людей на путь Аллаха, к соблюдению норм Ислама.

В Коране говорится:

ومن أحسنُ قولا ممن دعا الى الله وعمل صالحا

Смысл: «Самая лучшая и красивая речь у того, кто призывает людей к Аллаху и совершает благие деяния» (41:33).

Иметь хорошее мнение об Аллахе, относиться к Нему с благоговением. В священном хадисе Всевыш­ний Аллах говорит: «Я такой, как обо Мне думает Мой раб» (Муслим).

Постоянное поминание Аллаха (зикр). Всевышний Аллах говорит в священном хадисе: «Я вме­сте со Своим рабом, пока его уста не перестают шевелиться, поминая Меня» (Байхаки). То есть пока раб не перестаёт поминать Всевышнего Аллаха, Его милость и защита сопровождают его повсюду. Нам никогда нельзя забывать Аллаха.

Признание своей слабости и не­возможности поклоняться Аллаху должным образом, ка­кие бы усилия ни прилагались для этого. Мы никогда не можем поклоняться Всевышнему так, как Он заслуживает.

Убеждённость в том, что воздать Аллаху достойную хвалу может только сам Аллах, а мы не в си­лах восхвалить Его достойным образом. Пророк обращаясь к Аллаху часто говорил: «Я не в силах восхвалить Тебя так, как Ты заслуживаешь…» (Муслим).

Надежда на милость Аллаха. Нельзя терять надежду на милость Аллаха. В Священном Коране сказано:

* لاتقنطوا من رحمة الله انّ الله يغفر الذنوب جميعا *

Смысл: «Не теряйте надежду на милость Аллаха, поистине, Аллах, прощает все грехи» (39:53).

В другом аяте Корана говорится, что только заблудшие теряют надежду на милость Аллаха. Но вместе с тем нельзя спокойно совершать грехи, наде­ясь на милость Аллаха.

Боязнь от макра [20] Аллаха. В благородном Коране говорится:

* فلا يأمن مكرَ الله الا القومُ الخاسرون *

Смысл: «Только заблудшие люди думают, что для них нет опасности от макра Аллаха!» (7:99). Иногда когда человек ослушивается Аллаха, Он всё равно даёт ему Свои блага и не наказывает его тотчас. Тогда раб начи­нает думать, что так можно ему вести себя и Аллах доволен им. Но Создатель неожидан­но для него может насылать Своё наказание. Поэтому мы должны бояться гнева Всевышнего Аллаха.

Обращение к Аллаху с просьбой о помощи во всех своих делах. В хадисе говорится: «Проси Аллаха о помощи в исполнении своей нужды. Даже если у кого-то из вас оборвался шнурок на обуви, то про­сите и его у Всевышнего Аллаха» (ат-Тирмизи). Всевышний Аллах, обращаясь к про­року Мусе, сказал: «Если нужна соль, чтобы заме­сить тесто, то её тоже проси у Меня». Поэтому в болезни и нужде в первую очередь следует просить Всевышнего Аллаха. Самый совершенный раб тот, кто всегда чувствует нужду в Аллахе.

Выполнение намаза истихара в случае неуверен­ности в том, совершать или не совершать какое-то дозволенное Шариатом дело. Посланник Аллаха* обучал своих сподвижников истихару, так же как и Корану.

Непочтительностью по отношению к Всевышне­му Аллаху считается постоянное повторение рабом гре­ха. После совершения греха сразу же следует раскаяться. Даже если раб возвращается к греху семьдесят раз в сутки, то в семьдесят первый раз ему также следует покаяться.

В хадисе говорится: «Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал грех» (Ибн Маджа). Но покаяние должно быть полноценным.

Любовь к Священному Корану. Его следует читать красиво и правильно, относиться к нему с почтением, слушать его чтение с большой любовью и воодушевлением, хоть ты слу­шаешь его в тысячный раз. Стараться по мере возмож­ности поступать и жить согласно его требованиям, раз­мышлять над его мудрым смыслом.

Осознание верующим того, что Аллах видит его всегда, когда он совершает хорошее и когда совершает дурное, и ведает всё обо всём.

В Коране говорится:

* وهو معكم أين ما كنتم *

Смысл: «Аллах,с вами, где бы вы ни были» (57:4). То есть Он с нами Своим всезнанием и всемогуществом.

Совершение деяния, которое вызывает довольство Аллаха, даже если это не нравится людям. Всегда необходимо отдавать предпочтение довольству Всевышнего. Отказ от того, что влечёт за собой гнев Аллаха, даже если люди довольны этим.

Поклоняться Аллаху искренно, следуя хадису: «Ты поклоняйся Аллаху, как будто ты видишь Его, ведь даже если ты и не ви­дишь Его, Он, несомненно, видит тебя» (Муслим). Совершение богослужения подобным образом называет­ся ихсаном (искренностью). Вступление на путь суфизма облегчает достижение такой степени в поклонении.

Поклонение Аллаху и послу­шание Ему только ради Его довольства, считая это своей основной обязанностью. Мусуль­манин должен желать Рай и стараться попасть в него и бояться Ада. Но поклонение Аллаху должно исходить из осознания того, что Аллах - Владыка, а мы Его рабы, и что покорность Ему – это долг раба. Тот, кто поклоняется только ради обретения Рая или боясь Ада, похож на строптивого сына, который слушается отца, если он содержит его, даёт ему деньги, а если нет - не слушается его.

Одним словом, выполнение того, что повелевают нам Коран и хадисы, и является этикой почитания Всевышнего Аллаха.

Этика поклонения Аллаху. Потребность в поклонении – главный и естественный атрибут свойственный человеку. Каждый человек создан нуждающимся и зависимым, и естественно в первую очередь зависит от своего Творца. Зависимость от Творца – это природное, неотъемлемое свойство человека. А также человек зависит от окружения настолько насколько захотел Всевышний и по Его воле.

Поистине, у каждой вещи есть тот, кто изготовил её. У всего сущего только один Создатель – Всевышний Аллах, который и управляет всем и вся. Ничто не может в этом мире возникнуть само по себе.

Все творения постоянно нуждаются в Аллахе и не могут существовать без Его помощи. Поэтому человеку не следует забывать о своём Создателе, и каждый обязан жить с верой в сердце, соблюдая все Его предписания. Без веры человек теряет смысл жизни. Даже неверующий в Единого Бога и не считающий своей обязанностью жить согласно Его предписаниям, тоже верит во что-то, то есть его богом становится это «что-то». Поэтому некоторые древние народы, которые не встречали пророка и не слышали о нём[21], сами придумывали себе богов и религию, называя иногда это принципами жизни, согласно которым должны жить все. Эти убеждения и есть их религия, так как религия – это определённые правила жизни, в необходимости соблюдения которых человек убеждён, будь они полезными или вредными, придуманными или ниспосланными от Всевышнего Аллаха. Если эти правила и инструкции ниспосланы Аллахом через избранных им людей – пророков, то это истинная религия. Истинная религия может быть только одна, остальные религии являются искажёнными или ложными, как бы близки они ни были к божественной религии.

Каждый человек должен понимать, что лучше Создателя – Аллаха, – никто не может знать, что хорошо, а что плохо. Аллах является всемилостивым, всезнающим и любящим Своих рабов. Он не требует от Своих рабов бесполезного или того, что приносит им вред. Если человек следует только тому, что захочет сам, то его богом становится его эго (нафс). А как известно из аятов Корана и хадисов нафс повелевает зло – он самый страшный наш враг. Как говорят он хуже и вреднее шайтана семьдесять раз. Безбожника, как такового, не существует, если под богом не имеют в виду истинного Создателя. Бывают те, которые не убеждены в существовании Бога и обязательности выполнения Его предписаний и те, которые не верят в это. Вторые и есть так называемые «безбожники». Обычно в народе человека, не верующего в единственного Бога, называют безбожником.

Общество всегда искало ответы на вопросы, касающиеся религии и смысла жизни, потому что, не зная ответов на них, человек не может прожить спокойную и созидательную жизнь. Для тех, кто не верит в существование Аллаха и его пророков, нет других фактических доказательств. Например, Всевышний нам говорит, что человека в Судный день ждёт отчёт. Если подумать, мы можем прийти к выводу, что действительно будет отчёт в день Суда, ибо не может быть так, чтобы человеку дали так много благ, столько возможностей и право выбора, и не спросили бы его за это. Трудно доказать человеку это, приводя вещественные доказательства, если он не верит словам Аллаха и Посланника صل الله عليه وسلَّم.

В повседневной жизни мы верим даже незнакомым людям, если скажут, что некий учёный доказал целебные свойства какого-то лекарства, помогающие лечению определённой болезни, хотя вполне допустимо, что эти люди или сам учёный может обманывать.

Начиная с доисторических времён, многие великие учёные, писатели, поэты, и другие знаменитости, верили в существование Бога. Это ещё одно доказательство нуждаемости человека в Боге, тем более, что сейчас человечество видит много чудес, которые учёные не могут объяснить научными методами. Если верить в Бога и следовать истинному пути, то жить человеку станет намного легче и лучше. При возникновении какой-либо проблемы и поиске метода её решения нет необходимости развивать полемику, ведь можно следовать предписаниям истинной религии, ибо они самые оптимальные для человечества. Разумному человеку будет достаточно понять, что человек по своей природе обязательно нуждается в истинной религии. А тот, кто верит в Аллаха, руководствуется ещё и доводами из Корана и хадисов.

Доказательство деятельности Бога существует, но не в курсах математики или физики, а в сфере этики. В этике отсутствие опровержений некоторого высказывания некоторого учёного ещё не гарантирует истинность этого высказывания. Этика тем и отличается от других наук, что в ней учёный, выдвинувший некоторое утверждение, должен выдвинуть и добросовестно исследовать также и альтернативное утверждение. Сказавши: «Бога нет», учёный сам зажал себя в тиски собственной ошибки (нет – и говорить не о чём). Вырваться из тисков он может, только задавшись постулатом (в его терминологии): «Бог есть». При этом появляется предмет (вернее, субъект) и метод дальнейших изысканий. Далее учёный не может не обратиться к своему предмету – субъекту с глубоким уважением, как к незаурядной совершенной высоконравственной личности, при этом неожиданно для учёного устанавливается диалог с Богом, поскольку Аллах без промедления вступает в общение с уважающим Его учёным. Ответ Аллаха ощутим для учёного в том обстоятельстве, что с этого времени учёный вдруг обретает высшую трудоспособность, результативность, защищённость. Не зря знаменитости говорили, что не представляют науки без веры.Таким образом, Аллах сам даёт ответ о своём существовании, что и является доказательством Его существования. Для принятия этого доказательства, человек должен иметь достаточно высокий нравственный потенциал.

Исходя из веры в Аллаха, смыслом жизни человека является искренное поклонение Ему. Всевышний Аллах в священном Коране в суре «Аль-Баййинат»: сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللهَ مُخْلِصِينَ ﴾

Смысл: «Поистине, рабам было велено лишь искренне поклоняться Аллаху». Исходя из этого и подобных аятов Корана, человек во всём и всегда должен поклоняться Аллаху и противоречие этому предписанию противоречит смыслу жизни.

Всевышний также сказал в 37 аяте суры «Аль-Хадж»:

﴿ لَنْ يَنالَ اللهَ لُحُومُهَا وَلاَ دِمَاؤُهَا وَلَكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنْكُمْ ﴾

Смысл: «Никогда не достигнет Аллаха ни мясо ваших жертвоприношений, ни кровь их, но достигнет Его ваша богобоязненность».

Ибн Аббас * сказал, что из этого аята явствует, что до Всевышнего Аллаха доходит лишь наше намерение, и если оно не будет искренним, то от наших деяний не будет для нас пользы на том свете. Пользы от наших деяний не будет даже тогда, когда оно внешне похож на поклонение Аллаху.

Муслим и аль-Бухари передают со слов повелителя правоверных Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба (р.а), что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

انَّما الأعمالُ بالنيَّاتِ ولكُلِّ امرئٍ ما نوى فمَنْ كانَتْ هِجرَتُه الى الله ورسولِهِ فهجرتُهُ الى الله ورسوله ومَن كانت هجرتُه لدنيا يُصيبُها أو امرأةٍ ينكِحُها فهجرته الى ما هاجرَ اليه

Смысл:«Поистине, деяния оцениваются по намерениям. Поистине, каждому достанется только то, что он намеревался. Тот, кто совершил хиджру (переселение в Медину) ради Аллаха и Его посланника صل الله عليه وسلَّم, для него его хиджра – к Аллаху и Посланнику صل الله عليه وسلَّم. А тот, кто совершил хиджру ради чего-либо из мирской жизни, чего он добивается, или ради женщины, на которой он хочет жениться, то его хиджра бывает ради этих целей, то есть он получит то что хотел получить».

Этот хадис имеет огромную важность и является основой Ислама. Он поясняет нам, что деяния, какими бы хорошими они внешне ни казались, без искреннего намерения не приносят нам никакой пользы в Вечной жизни, будь это даже намаз, пост, садака[22] и другие формы благих деяний.

Например, если один человек помог другому или подал ему садака, боясь упреков со стороны людей или же просто следуя обычаям, то это не является поклонением Аллаху (ибадат), и за это он не получит вознаграждение. А если то же самое сделает другой человек, с намерением выполнить веление Всевышнего и повинуясь Ему, то оно засчитывается ему в качестве поклонения (ибадат), и за это ему предусмотрено вознаграждение в потустороннем мире, а иногда и польза в этой жизни. Постарайтесь совершать все свои деяния с чистым намерением, лишь ради Всевышнего Аллаха.

Великий святой угодник Аллаха (вали) Фузайль ибн Ияз сказал: «Оставление благого деяния, боясь, что его увидят люди, это тоже является совершённым напоказ (рия). А поклонение, совершённое ради людей, является одним из видов многобожия (ширк). Искренность (ихляс) же – это избавление от этих обоих качеств». Всевышний принимает лишь деяния, совершённые искренне, а что же получится с нами, если наше и так малое поклонение будет отвергнуто Им из-за отсутствия искренности?!

Человека, который поклоняется с искренним намерением, не должно беспокоит то, что люди не проявляют к нему уважения, он не любит, чтобы они замечали хоть самый мизер из его благих деяний так же, как не боится и не возненавидет, когда они замечают его плохие деяния.

Искренность (ихляс), как говорит об этом великий праведник и богослов аль-Кушайри, – это совершение рабом поклонения лишь ради Всевышнего Аллаха, целью которого является только приближение к Всевышнему Аллаху и обретение Его довольства, но не притворство ради людей, и не желание, осознавая свою слабость и ничтожность, добиться уважения и похвалы со стороны людей.

Также и великий суфий Зу-Нун аль-Мисри (к.с) отмечал: «Искренность имеет три признака: равнодушие к похвалам и упрёкам людей; забвение своих благих деяний, считая их ничтожными; надежда на получение вознаграждения за благое деяние только в Вечной жизни». Аль-Кушайри сказал: «Наименьшим уровнем правдивости, честности является соответствие деяний раба с тем, что у него имеется в сердце[23]».

Поминание Аллаха * (зикр) – как поклонение. Зикр не только относится к поклонению, но и является одним из самых ценных его видов, ибо Аллах призывает нас заниматься зикром. Пророк сказал: «За всё сказанное, кроме слов поминания Аллаха (зикр) сыновьями Адама, они получат наказание в ахирате»

Знайте, что желательно не только индивидуально заниматься поминанием Аллаха (зикр), но и находиться среди людей, поминающих Его, сидеть вместе с ними в одном кругу и совместно поминать Создателя и читать салават. В пользу этого существует множество явных доводов из Корана и Сунны. Лишь следующий один хадис, переданный Ибн Умаром (р.а), достаточен в качестве доказательства для этого: «Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: “Проходя через райские сады, вы наслаждайтесь ими”. Когда его спросили: “А что такое райские сады?”, то Пророк *ответил: “Это собрания, кружки (маджлисы) людей, поминающих Всевышнего Аллаха”».

У Всевышнего Аллаха есть ангелы, которые всё время ищут собрания (маджлисы) людей, поминающих Его. А когда они находят подобные кружки, то окружают их, и все присутствующие там покрываются милостью Аллаха, на них благодаря этому нисходит спокойствие, и Всевышний гордится ими перед Своими ангелами.

Зикр – поминание Аллаха – бывает совершаемым и сердцем, и языком. А наилучшим является поминание Аллаха сердцем и языком одновременно.

Знай, что поминание Аллаха (зикр) и вознаграждение за него не ограничиваются на таких славословиях, как «ля иляха илла-ллах» или «субхана-ллах» и подобных им. Всякий, кто совершает любое благое деяние искренне, ради Аллаха, повинуясь Его велениям, является и поминающим Аллаха. Великий шейх накшбандийского тариката Имам Раббани * говорит: «Зикр это – не давать себе забывать Аллаха любым методом. Выполнение любого веления Аллаха и оставление Его запрета тоже зикр» («Дурар аль-макнунат», часть 1, стр.80).

Исходя из этого, собранием поминания Всевышнего (маджлис аз-зикр) является любой маджлис, в котором рассказывают про дозволенное (халяль) и запретное (харам) в Шариате. То есть всякое собрание мусульман, где обучают совершению намаза, соблюдению поста, совершению хаджа, ведению дозволенным путём торговли и занятию ремеслами, и другим основам Шариата.

Зикр определёнными словами как «ля иляха илла-ллах» является более эффективным для очищения сердца, увеличивающим любовь к Аллаху, доводящим человека к Его познанию и помогающим человеку достижению уровня поминания Всевышнего соблюдением норм Шариата в своей жизни. Об этом сказано в книге «Талхис аль-маариф» стр.178.

Хотя второй вид является конечной целью, достигать этого состояния нам очень трудно, порою даже невозможно без поминания Аллаха словесно. Всевышний в Коране в 35-м аяте суры «Аль-Ахзаб» говорит:

﴿وَالذَّاكِرِينَ اللهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا﴾

Смысл: «Для мужчин и женщин, часто поминающих Аллаха, Всевышнийуготовил прощение грехов и великую награду».

Ибн Аббас (р.а) сказал, что в указанном аяте имеются в виду такие мусульмане, которые читают слова поминания Аллаха после обязательных намазов, утром и вечером, ложась в постель и проснувшись ото сна, отправляясь куда-либо и возвращаясь обратно.

В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится, что верующие мужчины и женщины, которые много поминают Аллаха, являются опережающими других в хороших деяниях.

Согласно мнению большинства учёных, человек, который поминает Всевышнего, стоя, сидя и лёжа, является тем, кто много поминает Создателя. Из этого также явствует, насколько важным является постоянное поминание Аллаха в любом состоянии.

Великому учёному Абу Умару ибн Салиху задали вопрос о том, сколько необходимо поминать Аллаха, чтобы оказаться в числе тех, кто поминает Его часто, он ответил: «Человек относится к числу поминающих Аллаха часто, если он везде повторяет слова поминания, которые, дошли до нас от Пророка صل الله عليه وسلَّم».

Поминать Аллаха предписано и для тех, кто находится в состоянии осквернения, т.е. когда необходимо совершить полное омовение тела, и для женщин, которые находятся в состоянии менструации и послеродовых выделений, также им можно и читать салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم. Но чтение Корана для них является запретным, а трогать его не разрешается даже не имея малое омовение. Также им разрешается чтение молитв, которые приводятся в Коране, но без намерения чтения Корана. Например, следующую:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и защити нас от мук огня Ада». Для человека, который поминает Аллаха и читает мольбу, сунной является находиться в состоянии омовения, повернуться в сторону Киблы, быть смиренным, постоянно помнить Всевышнего, умоляя Его со спущенной головой.

Также желательно, чтобы место, где поминают Всевышнего и обращаются к Нему с мольбами, было укромным, где нет посторонних людей, и чистым. Особенно хорошо совершать это в мечети или в своей отдельной комнате, специально отведенной для таких целей (худжра). Также желательно очистить ротовую полость сиваком, умаститься благовониями. Нежелательно (караха) поминать Всевышнего в нечистых местах, к примеру, при отправлении естественных нужд. Но и в таких местах разрешается читать зикр сердцем, ибо для этого нет никаких ограничений. На дороге, на работе, на рынке, в любом другом подобном месте можно читать зикр. Но оставлять молитву и зикр из-за того, что нет всех упомянутых выше этических условий неразумно, ибо при этом мы теряем ещё больше.

Цель зикра. Целью поминания Всевышнего является то, чтобы в сердце своём раб постоянно мог помнить об Аллахе, то есть достижение хузура. И поэтому во время зикра, он должен стремиться к достижению хузура, а для этого ему следует быть очень внимательным и размышлять о смысле читаемых поминаний, хотя бы в общих чертах. Именно знание смысла читаемого облегчает нам размышление о нём и соблюдение хузура. Даже говорят, что без знания смысла читаемого, хотя бы в общем, невозможно достигать полноценного хузура сердца. См. «Талхис аль-маариф», глава 4, стр211.

Чтобы мы могли хорошо осмыслить наши мольбы и азкары, желательно читать их не спеша. Всевышний любит постоянство раба в поклонении, каким бы оно малым не было, и поэтому мы должны усердствовать в постоянном чтении хотя бы части молитв и поминаний, дошедших до нас от любимого Пророка صل الله عليه وسلَّم.

Если по каким-то причинам мы пропустили мольбы или поминания Аллаха, которые мы привыкли читать постоянно, то следует возмещать их и покаяться перед Всевышним, прося у Него прощения. Так же следует возмещать и азкары, читаемые после обязательных намазов. Возмещение этих азкаров будет способствовать увеличению нашей ответственности за них, и напротив, если мы не будем возмещать их, то станем пренебрегать ими.

В достоверном хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Тому, кто заснул, не выполнив своё задание (вирд) по поминанию Всевышнего ночью, а потом, проснувшись, возместил его до полудня следующего дня, вознаграждение за это будет записано, как если бы он прочитал его своевременно (ночью)».

Если поминающему Аллаха помешает что-либо и ему пришлось прервать чтение, то желательно после этого сразу вернуться к зикру. Например, возникла необходимость ответить на приветствие (салям) кого-либо, или после чихания сказать «альхамду лиллах» (хвала Аллаху), или же, услышав призыв к намазу, ответить на него, или же пришлось пресечь недозволенное, или же пришлось ответить на чей-то вопрос.

Знайте, что молитвы, которые обязательно читать в намазе или же в других местах, не принимаются, если их читать только сердцем, обязательно нужно читать их вслух так, чтобы сам мог слышать чтение.

Достоинства зикра. Всевышний в свящённом Коране приводит множество аятов, повествующих о достоинствах поминания Аллаха (зикра). Из их числа приведём следующие:

﴿ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ ﴾ (عنكبوت، 45)

Смысл: «Поистине поминание Аллаха рабом – превыше и важнее для него, чем что-либо другое из поклонения» (Сура «Аль-‘Анкабут»:45).

﴿ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ ﴾ (البقرة، 152)

Смысл: «Так поминайте же Меня, и Я упомяну вас, благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (Сура «Аль-Бакара»:152).

﴿ فَلَوْ لاَ أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ.لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَى يَوْمٍ يُبْعَثُونَ ﴾ (الصافات، 143-144)

Смысл: «Если бы он (т.е. пророк Юнус) не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в её чреве до Судного дня, когда они будут воскрешены».

﴿ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لاَ يَفْتُرُونَ ﴾ (الأنبياء، 20)

Смысл: «Они без устали занимаются восхвалением Аллаха * днём и ночью»).

В хадисе, переданном Муслимом, говорится, что мать правоверных Джувайра, да будет она угодна Аллаху, сказала: «Однажды Пророк صل الله عليه وسلَّم после утреннего намаза вышел из дома, а я в это время находилась на месте совершения намаза и поминала Аллаха. Потом он вернулся после восхода солнца, в то время как я всё ещё находилась там же, и сказал мне: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» Я ответила: «Да», и тогда Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Выйдя от тебя, я трижды повторил четыре выражения, если их взвесить со всеми твоими поминаниями с начала дня, то они перевесят их. Вот эти выражения:

سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ عَدَدَ خَلْقِه وَرِضَاءَ نَفْسِهِ وَزِنَةَ عَرْشِهِ وَمِدَادَ كَلِمَاتِهِ

«Пречист Всевышний от всего недостойного Его, и хвала Ему, соответствующая количеству Его творений, Его довольству, равная весу ‘Арша и смыслу Его слов».

Аль-Бухари передаёт от Абу Мусы аль-Ашари (р.а), что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек, поминающий своего Господа – Аллаха, и тот, кто не поминает Его, подобны живому и мёртвому».

Муслим и аль-Бухари передают со слов Абу Мусы аль-Ашари (р.а): «Пророк * сказал мне: «Не указать ли тебе на одно из сокровищниц Рая?!» Я сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха» и тогда Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Скажи:

لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

Смысл: «Нет мощи и силы для совершения благого и воздержания от плохого, кроме как от Аллаха».

В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Наилучшее из поминаний – это слова единобожия:

لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного единственного Аллаха».

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что как-то раз один человек спросил Пророка صل الله عليه وسلَّم: «О посланник Аллаха*, поистине, установлений Ислама для меня слишком много, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться», в ответ ему Пророк * сказал: «Пусть язык твой без устали и постоянно поминает Аллаха».

Абу Саид аль-Худри (р.а) передаёт, что Пророка صل الله عليه وسلَّم спросили: «Какой вид богослужения является наиболее высокочтимым перед Аллахом в Судный день?», Пророк *сказал: «Частое поминание Аллаха». А когда спросили: «Это высокочтимее, чем даже сражение на пути Аллаха?», он ответил: «Даже если человек будет воевать против врагов из неверных и многобожников, пока не сломается его меч, то всё равно поминающие Аллаха занимают высокое положение перед Ним, чем он».

В хадисе, переданном от Ибн Масуда (р.а), Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «В ночь Вознесения на небеса я встретился с пророком Ибрахимом (а.с), который сказал мне: «О Мухаммад, передай своей общине салам от меня, и скажи им, что земля в Раю благодатна, а вода сладка, и что Рай представляет собой равнину, и что деревьями там являются слова:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ

Смысл: «Пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах». Так пусть они увеличивают свои деревья в Раю».

Муслим передаёт, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Разве не может каждый из вас совершить в день по тысячи благих деяний?!». Когда спросили, как это возможно, Пророк صل الله عليه وسلَّم ответил: «Если кто сто раз прославит Аллаха (например прочитает слова «субханАллах»), то ему запишется вознаграждение за тысячу благих деяний и простят ему тысячу грехов за дурные деяния».

Чтению приведённых в достоверных книгах слов поминаний Аллаха желательно обучать и маленьких детей, и рекомендуется усердствовать в них и для взрослых.

Прекрасные имена Аллаха. В хадисе, переданном Ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры (р.а), говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Поистине, у Всевышнего Аллаха есть девяносто девять имён – сотня без одного. И тот, кто выучит их наизусть и прочтёт их часто, войдет в Рай. Поистине, Аллах – один, и Он любит нечётное». Этих имён называют прекрасными именами الأسماء الحسنى Аллаха. Хотя здесь перечислены только 99 имён, в действительности же их несчётное количество. Создатель спросил у пророка Адама (а.с.): «Сколько у Меня имён?». Адам ответил: «Всё Твоё имя, Господь мой!». Адам знал, что всё сущее, сотворено Всевышним, поэтому он во всём видел Всевышнего и Его могущество. Именно в эти слова пророка Адама (а.с) и вложен смысл проявления Божьего могущества во всём.

Желательно понимать смыслы этих прекраснейших имён и по мере возможности следовать им, а также совершая мольбу, обращаться к Всевышнему посредством этих имён. Особенно часто же-лательно обращаться такими именами как «Архама ррахимин», «Таввабу», «Гафур», «Зуль-жалали валь икрами» и т.д. В перечисленных 99-ти прекрасных именах Аллаха достаточно много имён, близких по своему значению, но каждое из них имеет своё особенное значение и смысл, которое отсутсвует в другом. Это отличие подчёркивается в священном хадисе, который гласит: «Аль-кибрия –это моя верхная одежда (рида), аль-Азама – моя нижная одежда (изар)… хотя в словарном значении оба эти имена синонимы[24], как видно из этого хадиса они имеют разный смысл. Если бы так не было, то не имело бы смысл приводить их обоих. Даже если мы не знаем различия в таких именах, мы должны быть уверены, что такое различие имеет место.

Дополнительно к этому каждое из прекрасных имён Аллаха имеет свой сокровенный смысл, и их произнесением определённым образом в определённое количество раз человек получает что-либо благое, как, например, освобождение от переживаний, улучшение памяти, получение мирских благ и т.п. Но для того, чтобы получить такой эффект, условием является, чтобы этому нас научил истинный шейх-наставник, и мы читали их именно так, как научил устаз. Ибо это подобно лечению, а для лечения нужен искусный лекарь. Самому заниматься этим даже опасно, а в лучшем случае бесполезно.

Каждый мусульманин должен иметь определённую долю из этих имён. А если у нас нет этой доли, то над надо работать над его приобретением. Вот что говорит об этом великий мыслитель, богослов Имам Абу Хамид аль-Газали * в книге «Асма Аллах аль-хусна» (Прекрасные имена Аллаха): «Следует знать, что если человек не имеет никакой доли в значениях имён Аллаха за исключением того, что слышит слова и понимает их лингвистический смысл и определение, а также верит в то, что соответствующим качеством (сыфат) обладает Всевышний, то участь его несчастна и уровень его низок. Такому человеку нечем хвастаться... Каждый должен стараться получать долю из каждого имени Аллаха, и этим приблизиться к Всевышнему. К примеру, частью доли человека в имени «Ар-Рахман» заключается в проявлении милосердия по отношению ко всем рабам Аллаха[25], в том числе и нерадивым, и наставление их на правильний путь мягко и без принуждений, глядя на них взором милости, а не презрением.

Смысл прекрасных имён Аллаха. Далее мы приведём толкования смыслов прекрасных имён Аллаха, опираясь на толкования всемирно известных и всеми уважаемых учёных-богословов Имама аль-Газали и Ибн Хаджара. Хотя эти толкования и короткие, они разъясняют суть каждого имени Аллаха.

هُوَ اللهُ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ

Он – Аллах, помимо которого нет ничего достойного поклонения. Имя «الله» – самое великое имя единственного бога – Господа, создателя всего сущего и обладающего всем прекрасным и чистого от всех недостатков. Которому и обязаны поклоняться все люди без исключения. Это имя указывает на его божественную сущность. Этим именем не называют ничего, и человеку давать такое имя категорически запрещено. По мнению учёных есть вероятность в том, что оно и есть величественное имя Бога, которое он скрыл от нас. О котором известно, что если попросит Всевышнего посредством Его величественной имени Он обязательно примет нашу мольбу.

1. Милостивый / اَلرَّحْمَنُ,

Милостивый, то есть обладающий безграничной милостью, дарующий блага этого мира всем Своим созданиям: и тем, кто достоин милости, и тем, кто не достоин её, т.е. верующим и неверующим, мусульманам и немусульманам. Милостивый – значит любящий всех своих рабов, то есть который сотворил их и ради них сотворил всё остальное. Он также наставляет их на путь истинного счастья в этой и вечной жизни. При распределении благ этого мира Всевышний не смотрит особо на веру, некоторым неверующим Он даже больше чем некоторым верующим даёт блага этого мира. Ибо в свящённом хадисе сказано, что все мирские блага вместе взятые не стоят даже крылышка комара. Если стоило бы, то Он (Аллах) не дал бы даже глотка воды неверующему. Из истории мы знаем, что даже самые праведные, в том числе и Пророк صل الله عليه وسلَّم, иногда не имели даже что поесть или что одеть. А вэто же время самые грешные из неверующих купались в роскоши. Имя «ар-Рахман» входит в состав первых трёх имён, которыми обозначен Создатель с самого начала Корана, т.е. в «басмале» наряду с именами «Аллах» и «ар-Рахим».

У этого имени есть свои тайны и его повторением можно добиться чего-то хорошего, но учить нас его произносению для тоуой цели нужен чистый человек, имеющий право на обучение других этому, которому Всевышний дал знания и способности в этом. Даже если мы знаем, как и сколько раз нужно его повторять, нам самостоятельно нельзя заниматься этим. Это обучение относится к заданиям (вирдам) тариката. Вступайте в тарикат и потом с благословения устаза и под его духовным взором будете в своё время его читать.

2. Милосердный / الرَّحِيمُ,

Милосердный. Одно из трёх часто упоминаемых имён Бога, наряду с именами «Всевышний» и «Рахман». Проявляющий всегда милосердие, обладающий безграничным милосердием, проявляющий на том свете милосердие только к уверовавшим, покорным рабам. Как известно из Его милости только один процент в этом мире, а остальное будет в ахирате. Это большая радость для верующих. Это Имя указывает на особое благоволение Господа к верующим. Он даровал им великую милость: во-первых, когда сотворил их; во-вторых, когда наставил на прямой путь и даровал веру; в-третьих, когда осчастливит их в последней жизни; в-четвёртых, когда удостоит их лицезреть Свой благородный лик.

Всевышний– Милосердный, и милосердие Его объемлет вещь и опережает Его гнев. Он повелел верующим быть милосердным к другим творениям и Сам любит Своих милосердных последователей.

Доля человека в именах «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим» заключается в проявлении милосердия по отношению ко всем творениям Аллаха, а в особенности к людям, не различая совершающих благое и предающихся грехам. А также в оказании помощи грешникам оставить плохое с помощью красивых и мягких слов, глядя на них глазами полными жалости, а не презрения. Не отворачиваться ни от одного нуждающегося и помочь ему по возможности. Если человек не может помочь таким образом, то надо помочь людям хотя бы мольбой за них, выразить печаль по поводу их невзгод, сочувствовать им и проявлять радость, когда они совершают благие деяния. Мы должны иметь в виду, что наше человеческое милосердие и милость никак не подобны этим качествам Аллаха, Он не имеет подобия с творениями ни в чём. Милость и милосердие Аллаха безграничны и абсолютны.

Ибо Всевышний говорит, что Его милость опережает гнев, то мы тоже должны стараться проглотить свой гнев по отношению к кому-либо. Если мы увидим у кого-то плохое поведение, мы должны не гневаться, а жалеть их, стараться помочь им оставлять порицаемое и сочувствовать им.

3. Царь / الْمَلِكُ

Всевышний - абсолютный Царь *, властитель всего сущего, владыка дня Суда, тот единственный, которому принадлежит истинное царство, и кому подчинено всё сущее. Всевышний самодостаточен в Своей сущности и абсолютно не нуждается ни в одном из Своих творений, в то время как все они всегда нуждаются в Нём и находятся в Его власти. Всевышний абсолютный владыка, у которого нет сотоварища, и никто не смеет давать Ему указания. Он ни у кого не ищет помощи. Он одаряет владениями кого хочет и чем хочет.

Долей человека в этом имени является то, что он должен стараться быть независимым от других людей, не ждать их помощи и поддержки, а уповать только на Аллаха. Если он будет таким,





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...