Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для социологов является то, что все рассматривают общество как целостную систему элементов тесно взаимосвязанных между собой. Такой подход к обществу называется системным.
О.Конт, например, считал общество функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы, государство и которая основывается на распределении труда и солидарности. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на системе коллективных представлений и ценностей. По мнению М. Вебера, общество – это система взаимодействий людей, которая является продуктом социальных, т.е. ориентированных на людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему социальных действий и отношений между людьми, которые объединяют индивидов на основе единых норм и ценностей.
Системный подход – комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и, наоборот выявления воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.
Основная задача системного подхода объяснить, как устроено общество, как оно функционирует и развивается, от чего разрушается.
Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство.
Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, нормы и ценности.
Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодического, малозначимого, случайного, т.е. элементы, которые воспроизводят общество как целостность.
Социальная система, исходя из структурно-функционального анализа, может быть представлена в пяти аспектах:
1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;
2) как социальное взаимодействие, которое имеет в качестве своих следствий становление социальных отношений и образование социальной группы;
3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (город, село, трудовой коллектив);
4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают индивиды, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;
5) как совокупность норм и ценностей, которые определяют характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.
Первый аспект, характеризующий социальную систему, связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый - социального института. Таким образом, социальная система выступает как взаимодействие основных ее структурных элементов.
Индивидов и группы индивидов в единое функциональное целое, т.е. в социальную систему сплачивают различные формы социальных связей. Связь определяется как такое отношение между объектами, когда изменение одного объекта или элемента соответствует изменению других объектов составляющих данный объект.
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
В социуме неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий и составляют первый уровень общества. Любое общество можно представить виде множества статусно-ролевых позиций, причем чем их больше, тем сложнее общество. Организованность и упорядоченность статусно-ролевых позиций обеспечивается благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают эти позиции между собой, обеспечивают им воспроизводство, создают гарантии их устойчивости и составляют второй, институциональный уровень общества.
Третий уровень является социетальным, он обеспечивает воспроизводство связей, значимых для общества в целом, - в этом его главное отличие от институционального уровня, который регулирует групповые или специализированные виды взаимодействий. Нормативно-регулирующее воздействие социетального уровня характеризуется: универсальностью, т.е. всеобщностью. В зону упорядочивающего воздействия социетального уровня попадают практически все институциональные образования и социальные группы, а следовательно, и практически все статусно-ролевые позиции; интегративностью. Этот уровень обеспечивает «удержание» институциональных образований в едином комплексе. Он подчиняет своей логике не только ранее сложившиеся социальные институты, группы, но и каждый новый их вид, не позволяет распадаться обществу как целостности на составляющие его структурные элементы, сдерживать центробежные тенденции
Принципы системного подхода к обществу:
1. Общество нельзя рассматривать как сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Общество это не суммативная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.
Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.
2. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.
3. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.
Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.
Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
Каждая социальная система имеет структуру, то есть определенный порядок, способ организации и связи ее частей или элементов социальной системы в единое целое. Основными видами структуры социальной системы являются такие:
1) идеальная, включающая верования, убеждения и представления людей;
2) нормативная, включающая ценности, нормы, а также социальные роли;
3) организационная, определяющая способ взаимосвязи социальных позиций и статусов индивидов, а также детерминирует характер воспроизводства системы;
4) случайная, состоящая из элементов включенных в ее функционирование в данный момент.
Важнейшими элементами общества как социальной системы являются его экономическая, политическая, социальная, духовная (идеологическая), и правовая структуры, которые вследствие взаимодействия людей институализуются в социальные подсистемы. Каждая из этих подсистем занимает определяющее место в обществе и выполняет в нем четко определенные функции. Например, экономическая подсистема выполняет функцию производства, обмена и распределения материальных благ, социальная – функцию социализации индивидов, политическая – функцию социального управления и контроля, духовная – функцию производства духовных ценностей. Эти элементы общества образуют иерархическую зависимость, в которой экономическая подсистема является определяющей, а политическая и духовная производными от нее. Эти подсистемы взаимодействуют и влияют друг на друга.
При рассмотрении общества как системы, необходимо уяснить какой характер связей устанавливается между элементами, на каких принципах происходит их организация. Здесь системный подход дополняется детерминистским и функционалистским.
Принципиальное различие детерминистского и функционалистского подходов в том, что детерминизм состоит в признании одной из функций подсистем наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм считает, что все функции одинаково важны, что является законом стабильности общества. Умаление или возвышение одной из функций подсистем чревато негативными последствиями для общества.
Детерминистский подход, а именно экономический детерминизм ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из которых можно рассматривать как систему. Во взаимоотношении между этими подсистемами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти подсистемы представляют собой иерархизированную структуру, т.е. находятся в подчиненности, в том порядке как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.
К.Маркс рассматривал общество как систему, состоящую из двух подсистем: базиса (экономическая подсистема) и надстройки (политическая подсистема). Главным при этом является определение ведущей подсистемы, изменение в которой могут вызвать изменения всей системы. Для Маркса такой подсистемой была экономика, состоящая из двух блоков: производительных сил и производственных отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность эти производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».
Позиция экономического детерминизма неоднократно подвергалась критике: трудно было объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других исключительно влиянием производственных отношений. Поэтому наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения, развивающие политический и культурный детерминизм.
Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета. Примером политического детерминизма являются концепции общества Э.Шилза и Р.Арона. Последний указывает: «Современные индустриальные общества, у которых много общих черт… различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы… В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика».
Несмотря на противоположность взглядов К.Маркса и Р.Арона, их объединяет попытка объяснить общество взаимовлиянием и взаимозависимостью его подсистем. В настоящее время ученые воздерживаются от однозначных оценок главенствующей роли той или иной социальной подсистемы, но сам подход, позволяющий интерпретировать функционирование системы посредством логики взаимодействия ее подсистемы, сохранился.
Сторонники культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры. Культурный детерминизм, как правило. Характеризуется чрезвычайно широким толкованием понятия культура, под которой обычно понимается «совокупность общеразделяемых символов и значений», включающих в свое содержание функциональные общественные идеи и ценности, обычаи и традиции.
Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М.Вебера по социологии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимость от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма делается упор на решающую роль коммуникаций, стержнем которой является обмен информацией. В концепции Н.Лумана культура рассматривается как относительно автономная от индивида система трансляции коллективного опыта, поток сообщений, передающих социальную информацию. Общество же в таком случае предстает как поток самовоспроизводящих информационных сообщений. Человек же с этой точки зрения предстает как продукт культурного производства. Таким образом, создается обратная перспектива: люди образуют «среду», «фон», «контекст» общества, которое существует как система воспроизводства культуры посредством коммуникации.
С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно-следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.
Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Система создает, поддерживает, сохраняет и развивает только то, что необходимо ей для нормального функционирования. Функционализм признает за каждым социальным образованием выполнение функции, полезной для общества.
Основные принципы функционального подхода:
1. Также как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2. Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, труднее другим частям восполнить нарушенные функции, так как функции частей существенно отличаются друг от друга.
В дальнейшем идеи функционализма получили развитие в рамках структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона. Сущность этого подхода заключается в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются как целостная структура, отдельные элементы которой проникают друг в друга и таким образом выполняют служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и системе в целом. Функционирование – это поддержание равновесия в отношениях с окружающей средой.
Т.Парсонс, разработав метод структурного функционализма, сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системы. Главным условием самосохранения общества является обязательное выполнение им четырех функций:
1. Адаптации. Ее обеспечивает экономическая подсистема. Общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде и самостоятельно воздействовать на неё, приспосабливаться к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.
2. Целедостижения. Её обеспечивает политическая подсистема. Заключается в способности системы поддерживать свою целостность. Она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.
3. Интеграции. Её обеспечивают правовые институты и обычаи. Заключается в способности системы интегрировать новообразования, подчинять их своей логике.
4. Поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру и снимать напряженности в системе. Эту функцию выполняют подсистема верований, морали, агенты социализации, включая институты образования и семьи.
Логика классического функционализма, объясняющего связанность всех элементов общества, не безупречна. В ее основе лежит допущение, что люди осознают полезные функции и делают все возможное для их сохранения и воспроизводства. В рамках такого подхода трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. На решение этой проблемы были направлены усилия Р.Мертона, который внес в эту концепцию ряд уточнений:
1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
2) Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим.
3) Мертон вводит различие между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
Таким образом, общество – это динамическая система, то есть находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.
Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Общество нелинейная система. Это означает, что в разное время происходящие в нем под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не попадут под такое объяснение. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости.
Общество – открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций – непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций- разветвлений траекторий развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним не применима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.
По мнению современного социолога Н.Лумана, общество представляет собой саморазличающуюся и самообновляющуюся систему. Социальная система обладает способностью отличать себя от других. Она сама воспроизводит и определяет свои границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система, в отличие от природных систем, строится на основе смысла, то есть в ней обретают смысловые согласование ее различные элементы (действие, время, событие).
Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 17507 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!