Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и развитие социологии как самостоятельной сферы научного знания



ПЛАН

1. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Классический период в развитии социологии.

3. Основные направления западной социологии ХХ века.

3. Развитие социологии в Украине.

История социологии - это история движения социологической мысли, которое является результатом сложения усилий множества участников процесса познания. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы всякий раз прибавляем к спектру своего знания какую-то новую краску, научаемся видеть содержание науки с разных точек зрения, приобщаемся к накопленному научному и исследовательскому опыту. Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменялось толкование предмета социологии.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в первой половине ХІХ в. Однако история позволяет утве­рждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. во­просами совместной жизни и труда. 0ни наблюдали и анализировали реальные факты со­циального бытия, творили идеи, делали попытки концептуализации социального опы­та и построения рационально обоснованной теории общества. Социальная мысль, в усло­виях господства религиоз­ного мировоззрения во всех сферах жизни об­щества, представляла собой проповед­ничество, описание желаемых принципов человеческого бы­тия, была по­строена на различного рода императивах социального поведения.

Замечательные образцы глубоких и разнообразных социальных воззрений на общество и человека дали мыслители древней Индии (конец ІІ – начало І тысячелетия до н.э.). В древнеиндийской философии взаимодействия общес­тва и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом - отказом от всего земного, явно вы­деляется нравственное, мирское начало в жизни каждого человека. Гуманизм и человеко­любие должны быть реальным жизненным началом любой варны, т.е. пронизывать общес­твенные отношения людей, их повседневную жизнь. В своей деятельности и жизни чело­век, согласно Законам Ману, прародителя всех людей, прояв­ляет себя в разных сферах. Главные из них - это стремление к совершенствованию, образованию, интеллектуальной жизни. Здесь человек про­являет себя как общественное существо. Он приобретает благо­родные желания и борется против низменных, овладевает самоконтролем и готовит себя к духовной жизни. Человек проявляет себя в хозяйственной и семейной жизни, он не может отвлечься от повседневных нужд, но никогда его не должны привлекать корыстолюбие, жажда личной наживы. Его цель - саморазвитие личности. В семье, которая представляет три стороны - мужа, жену и детей, должно быть полное согласие, основанное на браках, в которых супруги происходят из среды равного социального положения и хорошо понимают друг друга. Одна из основных обязанностей человека - неукосни­тельное исполне­ние религиозных обрядов. Только в этой сфере человек достигает высшего блаженства, "освобождения" от мирских интересов и соблазнов.

Одним из самых крупных общественно-политических и религиозных течений в древнем Китае было конфуцианство. Его основателем считают древнекитайского мыслителя Кон­фуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций и его последователи сравнивали общество с большой, крепко сплоченной се­мьей, члены которой связаны между собой на принципах уважения, преданности, доверия и ответственности. В конфуцианстве тщательно классифицированы виды обязанностей членов об­щества, а также те "добродетели", которые дают возможность выпол­нять указан­ные обязанности. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1)между отцом и сыном, 2)между мужем и же­ной, 3)между братьями, 4)между различными семьями, 5)между пра­вителем и подданными. Во всех этих отношениях непреложным устанав­ливается подчинение младших членов семьи старшим, простых людей – повелителям. Каждый человек должен действовать в соответствии со сво­ей ролью и своим местом в обществе, люди должны быть великодушны и свято почитать культ предков.

Основным понятием этики Конфуция является "жэнь" (гуманность), отождествлявшаяся им с человечностью вообще. Из этого принципа следовало требование взаимной помощи людей друг другу, взаимного доверия и предпочтения интересов общества частным инте­ресам личности, Одно из центральных мест в учении Конфуция занимает понятие "благо­родный муж", которому отводилась роль идеального человека, примера для подражания. Социологические идеи Конфуция о формировании идеального типа личности, путях его дости­жения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые яв­ляются вечными. Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этиче­ские нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реаль­ных общественных отношений.

Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные обра­зцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не сто­лько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями их можно достичь. Здесь человек не то­лько ре­лигиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и стро­ить по ним повседневную жизнь.

Творчество мыслителей древней Греции положило начало рациональным воззрениям на мир общественных отношений. В процессе социально-исторического развития возникают новые формы познания дей­ствительности и ее отражения в сознании индивида и массы. Особое значение для формирования социального знания имели античная историческая наука и античная философия. Именно историки поставили вопрос о социальном факте, ис­пользовании анализа документов, методов наблюдения, опроса, изучения фактов и условий, деформирующих процесс дос­товерного отражения социальных явлений и искажаю­щих результаты познания. Они заложили первые принципы систематизации и классифика­ции эмпирического материала, его отбора и обобщения. Так, "История Пелопоннесской войны” греческого историка Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений.

С ещё большим основанием можно говорить о вкладе в социологию древнегреческих фи­лософов. Даже мыслители досократовского времени, такие как Солон, Парменид, Герак­лит, Пиндар и Протагор предложили много социологических обобщений. По мере усложнения философских систем со временем выделяется такая отрасль, предметом изучения которой становится природа общества или общественная природа человека. Именно в этой отрасли (ее называют социальной философией) сформировался тот фонд идей и проблем, который со временем унаследовала социология и который поэтому можно рассматривать как собственно протосоциологию.

Первым дошед­шим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является "Го­судар­ство" Платона (427-347 до н.э.), в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Так, предназначение государства он видит в том, чтобы люди могли удовлетворять всевозмож­ные потребности в сов­местном общежитии, подчеркивая тем самым значимость социаль­ных взаимодействий в процессе создания и функционирования общества как целостности. Описывая различные варианты государственности, Платон дает глубокий анализ социаль­ных проблем и причин, которые их порождают, чем закладывает основы функциона­льного анализа. Платон в числе первых закладывает основы классовой теории построения государства и общества: "Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два го­сударства, враждеб­ные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных”. Он также развивает социологическую кон­цепцию личности, один из важнейших аспектов которой - обусловлен­ность социального типа лично­сти внешней средой.

Учеником и оппонентом Платона был Аристотель (384-322 до н.э.) Его социально-фило­софкие взгляды, изложенные во множестве работ, были затем объединены в одну книгу «Органон» (что в переводе с греческого – орудие, инструмент).

Аристотель создаёт теорию происхождения государства из семьи, однако семья – это не только кровные родственники. Членами семьи он считал и господ, и рабов, мужа и жену, отца и детей. Рабовладельческая семья являлась основной возникновения государства, которое Аристотель считал наиболее совершенной формой общения между людьми. Он описал социальную структуру общества, одним из первых обратив внимание на средние слои и их роль в государстве и обществе. В количественном преобладании средних слоев мыслитель усматривал гарантию общественного равновесия и согласия. Эту неординарную для своего времени мысль о среднем классе как стабилизирующем социальном факторе можно рассматривать как определенный подход к системному видению общественного организма. Отдавая предпочтение официальным, гражданским взаимоотношениям, Аристотель вместе с тем пристальное внимание уделяет формам общения неофициального (семейного, товарищеского и т.п.), усматривая в каждой из разновидностей социальных связей особое проявление единого сущностного свойства - «дружественности» как первоосновы любой формы общественных взаимоотношений. Другим прирожденным свойством людей философ считал неравенство. Он предложил классификацию граждан полиса по признаку имущественного состояния. Много внимания уделил великий мыслитель проблеме справедливости общественных от­ношений. Он различал два вида справедливости: «распределительную» и «уравнитель­ную». Первая имеет отношение к распределению благ среди членов общества в зависимо­сти от их социального положения, вторая - к обмену между людьми. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал, что са­ма идея о вла­сти го­сподина над рабом противоестественна, так как различия между свободным челове­ком и рабом обусловлены не природой, а законоположениями, то есть являются результа­том го­сударственного устройства. Поэтому власть господина над рабом, как осно­ванная на насилии, противоречит принципу справедливости.

Аристотель заложил основы научного знания о социальном управлении и его зада­чах, достаточно глубоко рассмотрел и такую сугубо социологическую проблему, как досуг. Он трактовал его не просто как свободное время, а время, заполненное разнообразными заня­тиями, условие развития порядочности и политической деятельности человека - су­щества политического. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройс­тва, досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют до­суга.

Таким образом, даже небольшой анализ показывает, насколько значительным был вклад мы­слителей Древней Греции в становление социологической науки.

Новым этапом в развитии социальной мысли стала эпоха Возрождения, которая вобрала в себя достижения античности и средневековья. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную ориентацию на чело­века с его земными интересами, потребностями и ценностями. Гуманистическое понима­ние мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, признавало гармонию физического и духовного в человеке, требовало полноты чувственной и рациональной жи­зни, выдвигало на первый план личность, ее достоинство и честь.

Культурологические проблемы античности, которые были в центре внимания гуманистов Возрождения, постепенно заменяются новыми, привнесенными эпохой позднего средневековья. Проблемы личности вытесняются, их место занимают проблемы общества, происхождения государства, механизмы взаимодействия между личностью и государст­вом. Происходит формирование философско-исторического подхода к рассмотрению об­щества, кото­рый соединяет в себе анализ социальных фактов с философскими размышлениями и обобщени­ями. Все четче очерчиваются контуры сближения эмпирического и теоретического, чувст­венного и рационального в социальном познании. Такая переориентация обуславливалась потребностями зарождающейся буржуазии в своей идеологии и государственности для защиты собственных интересов. Этот социальный заказ удачно выполняется выдающи­мися идеологами молодой буржуазии - итальянским мыслителем Никколо Макиавелли (1469-1527), французским социологом Жаном Боденом (1530-1596), голландским политиком Гуго Гроцием (1538-1645) и другими.

Н. Макиавелли одним из первых стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие учитывать свои возможности, чтобы заранее предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Он отбрасывает религиозное толкование истории и утверждает, что общество развивается не по воле Бога, а в силу ес­тественных причин. Чело­веческая история порождается человеческими страстями, эгоизмом и материальными ин­тересами, которые являются побуждающими мотивами деятельности. Государство необ­ходимо как орудие для укрощения эгоизма и установления всеобщего порядка. Государство – это высшее порождение человеческого разума ради общего блага. Нет идеального строя вне времени и пространства, есть только строй, соответствующий ситуации. Нет неизменных черт человеческого характера, постоянны лишь элементы, которые составляют характер человека и проявляются по-разному в различных обществах, в условиях различных эпох, в разных комбинациях. И нет неизменно хороших и неизменно плохих методов управления людьми, а есть только методы соответствующие ситуации и несоответствующие ей.

Идеи Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит, повлияли на автора теории “революции менеджеров” Дж. Бернхайма, на Макиавелли как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С.Хантингтон), “постиндустриального общества” и политического прогнозирования (Д.Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до 0.Конта он выдвинул идею “общественного консенсуса”.

Во второй половине ХХ века повышенное внимание к Н. Макиавелли стали проявлять специалисты по менеджменту, как к автору непредсказуемой и парадоксальной социологии управления, создателю одного из самых эффективных лидерских стилей, теоретику социологии конфликтов. Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжестса, оказали влияние на развитие менеджмента: 1) авторитет, или власть лидера коренится в поддержке сторонников; 2) подчинённые должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Основателем географического направления в социологии стал Ж. Боден. В работе “Метод лёгкого изучения истории” он рассматривает географическую среду как фактор общественной жизни. По его мнению, климат, плодородие почвы, рельеф и др. обусловливают особенности человеческой жизни, психологические и интеллектуальные качества людей.

Г. Гроций в работе ''О праве войны и мира'' впервые излагает идеи ''природного права'' и ''общественного договора''. Он считает, что человеку, в отличие от животных, присуща естественная потребность в общении, мирных взаимоотношениях с себе подобными. Для преодоления изолированности, вражды люди составили общественный договор и создали государство, которое должно обеспечить условия мира и согласия, защитить собственность, наказать за преступления.

Среди научных направлений Х\/ІІ и частично Х\/ІІІ в. заслуживают особого упоминания два. Прежде всего, именно в это время возникла так называемая ''социальная физика'', т. е. попытка Декарта, Спинозы, Гоббса, Лейбница и других учёных построить социальную науку наподобие механистических и количественных методов ньютоновской физики. В ''социальной физике'' и ''социометрике'' эти ученые, по мнению Питирима Сорокина, стали непревзойденными пионерами всех последующих физических, математических, статистических, бихевиористских и социометрических интерпретаций социокультурных явлений.

Возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. В социальном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски извечной природы человека. Это получило отражение в таких концепциях, как теория ''естественного человека'', ''естественного права'' и ''естественной этики'', большой вклад в развитие которых внесли представители английской философии и социологии Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

Другим важным событием этой эпохи была публикация двух вариантов ''Новой науки'' Джамбаттиста Вико (1668-1744). Едва замеченная и мало оцененная при жизни, эта работа Вико получила признание лишь в ХІХ в. как одна из самых важных работ в истории социологии и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных ''отцов'' социологии. Вико попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему ''движения наций''. Он считал, что историческая необходимость общественного развития реализуется в закономерном характере социальных процессов. В ''Новой науке'' особенно поражает глубокое понимание аграрной основы мировой истории, превосходный анализ классовой борьбы древних народов, учение о государстве как средстве защиты господствующей формы собственности. В этой работе Вико отражается его глубоко диалектический взгляд на историю духовной культуры, на её своеобразное, противоречивое развитие. Вообще представление о непрерывном развитии человеческого рода (''поступательном движении нации'') является неотъемлемой частью философии истории Вико. Он показывает, как ''героический век'' – эпоха личной зависимости, господства и рабства, фантастического права и суровой аристократии, век слабого рассудка и живого воображения, мифологии и эпоса – уступает место демократическим порядкам и рациональной прозе, господствующей в республиках. Вико прекрасно понимает прогрессивность этого перехода – побеждает демократия, а вместе с нею приходят гуманность и самосознание. Но эта победа недолговечна. Народная свобода в республиках, символом которых является кошелёк, становится удобной ширмой для обогащения немногих. Частные интересы побеждают общественное начало, и свобода превращается в рабство. Поэтому, с точки зрения Вико, прогрессивность победы буржуазной цивилизации над эпохой поэтического варварства исторически относительна, поступательное движение наций полно самых глубоких противоречий и на высшей ступени цивилизации народы снова впадают в варварство.

Таким образом, на примере творчества Д. Вико можно проследить, какую важную роль в становлении социологии сыграла философия истории. Своим исследованием процесса возникновения человечества, раскрытием движущих сил истории и ее законов на основе эмпирических и обобщенных материалов истории и культуры народов, определением направления развития человечества в целом она подготавливала превращение социологии в самостоятельную отрасль знания.

Первым социологом, основоположником этой науки многие считают Ш.Л. Монтескье (1689-1755), заложившего новое направление в обществознании, которое в ХIX веке получило название географической школы в социологии. Так, Р. Арон в своей работе «Этапы развития социологической мысли» пишет, что Монтескье, в каком-то смысле последний из классических философов, а в каком-то – первый из социологов. Социологическую теорию Монтескье излагает в своем основном труде «Дух законов». В нем представлена теория трех форм правления – т.е. то, что сейчас называют политической социологией. Далее он исследует влияние на человека, его нравы, на политические структуры климата и географической среды. Затем последовательно рассматривает влияние на нравы, обычаи людей и их законы социальных факторов, торговли, денежной системы, численности населения и религии. Таким образом, труд Монтескье представляет собой «… с одной стороны, элемент политической социологии и, с другой – социологический анализ причинных факторов, как физических, так и моральных, воздействующих на общественное устройство» (Р. Арон, ук. соч., с.36). Следствием воздействия указанных Монтескье факторов является формирование законов, обычаев, нравов, которые он определяет с большой точностью: «Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами; законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия граждан, а нравы – действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые – внешнее поведение человека». Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи, а как результат всего этого образуется общий «дух народа», позволяющий понять, что составляет отличие и единство данной общности людей. Монтескье последовательно проводит свою социологическую теорию о роли климата, почв, территорий, ландшафта в развитии общества и формировании народного духа, что должно учитываться системами политики и правового устройства государства.

Среди большого числа социальных мыслителей XVIII – первой трети XIX веков именно Монтескье написал первую систематическую социологию права и морали, - отмечает Питирим Сорокин; Ж. Де Местр и Э. Берк явились творцами социологии революции; работы А. Смита стали важной вехой в становлении социологии моральных и экономических феноменов; Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Гердер и Гегель заложили фундамент теории социокультурной эволюции и прогресса; И. Бентам и другие утилитаристы показали роль утилитарных факторов в социокультурных явлениях в целом, а также в нравственных и правовых явлениях, в частности в форме «моральной арифметики» они пытались количественно проанализировать эти явления и измерить их социометрически.

Но только с публикацией «Курса позитивной философии» Огюста Конта (1798-1857) социология обрела свое собственное имя и систему. Огюст Конт пересмотрел устоявшуюся классификацию наук и выделил в ней отдельную науку об обществе, назвав ее «социальной физикой». Это название в своей сущности передавало основной замысел «позитивного» метода познания – открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Позднее Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология», подчеркнув тем самым, что эта наука должна быть не описательной, а теоретической.

Появление социологии Конт связывал не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления следующей, более сложной.

Исходя из опыта естествознания, которое изучало определенные системы явлений, Конт приходит к выводу, что социология должна изучать общество как систему. Таким образом, в основу построения социологии как самостоятельной науки Конт положил идею «социальной системы», то есть признание факта существования общества как своего рода организма, состоящего из определенных элементов, которые, в свою очередь, выполняют определенные функции.

Он определил социологию как генерализирующую (обобщающую) науку о социальном порядке и социальном прогрессе и в соответствии с этим разделил ее на «социальную статику» и «социальную динамику». Оба эти понятия заимствованы из биологии. Социальная статика и динамика – это как бы анатомия и физиология общественного организма, причем первая изучает явления общественного строения, вторая – процессы общественной жизни, ее развитие.

Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элементов, определяющих консенсус (т.е. превращение совокупности индивидов или семейств в коллектив) и обеспечивающих порядок.

Анализ социальной статики Конт начинает с анализа семьи, рассматривая ее как базовый элемент общества, наиболее стабильную клеточку социального организма, такую "позитивную" силу, которая цементирует общество. Следующий стабилизирующий компонент общества – кооперация, основанная на разделении труда. Для обеспечения устойчивого равновесия и стабильности общества экономические связи дополняются политическим принуждением, призванным примирить разнонаправленные интересы. Государство, следовательно, выступает у Конта как орган социальной солидарности и гарант общественного порядка, а религия и церковь – как регуляторы социального поведения. Таким образом, принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.

Основную идею социальной динамики Конт видел в постепенном развитии, эволюции человечества. "Социальная динамика" исследует причины, которые двигают развитие общества. Основным фактором развития человеческого общества О. Конт считает развитие человеческого духа, интеллекта: "умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества". Развитие общества, по Конту, является проявлением «Закона трех стадий». Человеческий разум в своем развитии проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия продолжалась до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей. Но законы развития ума остановить нельзя, и они подрывают старую систему. Разрушение старого порядка занимает целую эпоху, которая определяется Контом как метафизическая стадия развития общества, то есть стадия распада прежнего общественного порядка. Метафизическая стадия продолжалась с 1300 по 1800 г. «Метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. Это – ненормальное состояние общества, и чтобы стать нормальным, обществу нужна интегрирующая идеология, которая выкристаллизовывается по мере развития научного знания. Таким знанием является позитивизм, поэтому следующая стадия называется позитивистской. Новое общество должно отличаться победой альтруизма над эгоизмом, упрочением порядка и социального мира, переходом от военного общества к промышленно развитой системе.

Конт разработал также методы социологиинаблюдение и эксперимент, сравнение и исторический метод, обосновал необходимость научного подхода к изучению общества. Это оказало сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной науки и позволило О. Конту занять прочное место в истории социологии.

К основателям социологии как самостоятельной науки причисляют также выдающего английского мыслителя Герберта Спенсера (1820 – 1903). Его учение изложено в работах "Изучение социологии", "Принципы социологии", "Социология как предмет изучения" и других.

Центральное понятие учения Спенсера – эволюция. По его определению эволюция – это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. В биологическом организме части служат для целого. В обществе же целое существует ради частей, то есть общество существует для блага своих членов.

Общество у Спенсера – это часть природы, социальный организм, подобный биологическим системам, оно развивается по общим системным принципам. Подобно биологическим организмам, общество в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы). Возрастание массы приводит к усложнению структуры. Касательно общества это находит свое проявление в возрастании числа социальных групп и общностей, которые, в свою очередь, создают социальные институты как формы самоорганизации своей жизни. Как в биологических, так и в социальных организмах усложнение структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что ведет к усилению взаимозависимости и взаимодействия частей.

Эволюция, по Спенсеру, - это процесс социальных изменений, который совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства. Поэтому Спенсер был противником не только идеи социальной революции, но и каких бы то ни было социальных реформ. Доводя до логического конца эту идею, он считал, что не нужно заботиться о вдовах, сиротах, больных, выступал против законов о помощи бедным и вообще против всякого вмешательства государства в общественную жизнь.

Объективным критерием процесса эволюции Спенсер считал степень дифференцированности и интегрированности того или иного явления, а главным фактором – разделение труда. Общество он разделял на два основных типа: военное и промышленное (индустриальное). Поэтому содержание исторического процесса состоит в постепенном переходе от милитаристского к промышленному типу общества, от механического принуждения к организованному объединению на основе общности интересов и сотрудничества.

Человек для Спенсера – частица природы, а его естественное состояние – агрессивность. Человек с давних пор – дикарь и полуживотное, асоциальное существо. Лишь в процессе эволюции происходит его социализация (т.е. становление личности, усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу) с помощью социальных институтов.

Исходным пунктом социологии Карла Маркса (1818-1883) также был позитивизм. Маркс создал материалистическое учение об обществе, в соответствии с которым определяющим фактором развития общества есть способ производства материальных благ. По Марксу, развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, он создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между разными сторонами общества. Он рассматривал общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник формирования и развития которой находится в ней самой. Маркс считал, что историческая смена формаций происходит путем разрешения противоречий, конфликтов. Таким образом, Маркс впервые представил общество как продукт объективно-исторического процесса, зависящего не от воли и сознания людей, а базирующегося на развитии производительных сил и производственных отношений. Он обосновал возникновение социального неравенства и разработал теорию социальной структуры общества – теорию классов и классовой борьбы и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

В то же время внутри социологического позитивизма появляются несколько других направлений и школ, которые повлияли на дальнейшее развитие социологии как самостоятельной науки. Ведущими среди них были географическая школа, расово-антропологическая, органистическая, школы социального дарвинизма и социального механицизма.

Основоположником школы социального дарвинизма, базирующейся на позициях натурализма, является австрийский социолог Л. Гумплович (1838 – 1909), а его последователями американские социологи А. Смолл (1854 – 1926) и У.Сэмнер (1840-1910).. Основная идея социального дарвинизма – сведение законов развития общества к таким биологическим закономерностям: естественный отбор, борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, врожденная агрессивность человека и т.п. Так, Гумплович не допускал мысли о том, что когда-нибудь прекратится классовая борьба. Для него она являлась естественным и основным законом. У.Самнер утверждал, что борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не только невозможно, но и не нужно отменять. Убеждая в естественности существующих порядков, он доказывал, что капитализм – это «единственно здоровая экономическая система», а миллионеры – «продукт естественного отбора». Основой социальной структуры общества представители этой школы считали природные способности человека.

Представители расово-антропологической школы (Ж.Гобино, Х.Чемберлен и др. ), как разновидности натуралистического и биологического направлений социальной мысли, считали главными причинами развития общества наследственность, «расовый отбор», а расы – основными субъектами исторического процесса. При этом расы разделяли на "высшие" и "низшие" и смешение рас считали основным фактором физической и культурной деградации общества. Ошибочность исходных позиций и отсутствие научной аргументации обусловили нежизнеспособность этого направления в научном плане, а вот в плане политики оно дало толчок к появлению расизма, геноцида, этноцида и фашизма.

Географическая школа в социологии (ее представители – Ш.Монтескье, И. Мечников, К.Риттер, Г.Бокль и др.) абсолютизировали роль географической среды и ее отдельных компонентов (климата, ландшафта, протяженности береговой линии и т.п.) в развитии общества. Теоретики этой школы, как правило, недооценивали специфику общества и масштабы деятельности человека по претворению природной среды в культурную, видели однозначную зависимость психологических и культурных процессов от физических факторов внешней среды.

Представители органистической школы в социологии (Г.Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс и др.)рассматривали общество как аналог природного организма, а социальную жизнь стремились объяснить с помощью прямой проекции биологических закономерностей. Слабость органицизма в социологии обуславливалась не только тем, что его представители пользовались аналогиями между обществом и организмом, а тем, что эти аналогии подчас подменяли конкретный анализ общества и мало что давали в теоретическом и практическом отношениях.

Социальный механицизм – одно из направлений натурализма в социологии, представители которого (Л.Кэтле, В.Парето и др.), исходя из классической механики, стремились объяснить общественную жизнь и поведение человека механическими закономерностями, широко используя при этом физическую терминологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат.

Таким образом, позитивистское направление в социологии ХІХ – начала ХХ веков было ведущим и оказало большое влияние на процесс формирования социологии как самостоятельной науки. Характерными чертами раннего позитивизма были натурализм, органицизм, эволюционизм и феноменализм, которые строились на моделях биологии, анатомии, физиологии человека, а также и механики. Его основные положения можно свести к следующему:

· Социальная действительность – часть природной, нет ни одного социального закона, который бы не был модификацией закона, действующего в природе;

· Социология должна строится по образцу естественных наук, и использовать их методы;

· Социологическое знание не должно содержать в себе умозрительные толкования, оно должно давать объективное описание социальной действительности в количественных параметрах;

· Человек – это преимущественно природное существо с врожденными биопсихическими свойствами, неспособное к социальному творчеству.

Перечисленные выше характерные черты позитивистской социологии привели, в конце концов, к признанию ограниченности и недостаточности натуралистических толкований социальной жизни, неспособности естественнонаучных понятий и методов раскрыть всю сложность общества и человека как существа социального.

Параллельно биолого-натуралистической социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу Х1Х в. начинает преобладать психологическая тенденция в понимании общественно-исторических процессов и закономерностей исторического развития. Психологизм в социологии – это попытка определения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. Основополагающей ориентацией психологического направления в социологии становится не психология индивидуального человека, а психология коллективная или социальная.

Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Г.Тард (1843-1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования – анализа исторических документов и статистических данных. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В то же время общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается, по Тарду, через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т.д. Главным психическим механизмом он считал подражание, благодаря которому общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения.

Одной из центральных проблем социологии в 80-90-е годы было исследование толпы. Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению, она делает из человека автомат, ослабляя или уничтожая его индивидуальность. Его соотечественник Г.Лебон (1841-1931) пришел к выводу, что европейское общество вступает в новый период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Революцию он считал массовым проявлением истерии.

Основателем психологического эволюционизма в американской социологии был Л.Уорд (1841-1913). Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и сосредоточил свое внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. По Уорду, с возникновением человека первоначально единая эволюция раздваивается и спонтанное развитие стихийных сил, которое он называл генезисом, дополняется сознательными действиями человека, преследующего определенные цели. Эту сознательную сторону эволюции он называет «телезисом». Он проводит грань между «естественным» прогрессом, обусловленным слепым действием всеобщих законов эволюции, и прогрессом «искусственным», связанным с активной деятельностью людей. Носителем «коллективного телезиса», по Уорду, является государство, которое обеспечивает сознательную кооперацию индивидов.

Уорд анализирует психологические мотивы, которые приводят в движение общество. Первичной социальной силой являются биологические потребности, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни вида, а также сексуальные стремления, обеспечивающие продолжение рода. На базе первичных потребностей формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает развитие общества. Причем Уорд придавал чувствам, как фактору социального развития, большее значение, чем разуму. Он заключает, что чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство.

Идеи Уорда получили дальнейшее развитие в работах Ф.Гиддингса (1855-1931). Признавая, что социальная жизнь состоит из материальных и психических явлений, существующих нераздельно и в зависимости друг от друга, он в психической стороне общественных явлений ставит на первый план волевые процессы коллективного характера. Исходным принципом, первичным элементом, на котором Гиддингс строит свою концепцию, выступает понятие «коллективное сознание рода» или «социальный разум». Он подчеркивал, что социальный разум есть явление, обнаруживающееся во взаимодействии многих индивидуальных разумов и его продуктами являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Физической основой естественного общества Гиддингс признает объединение индивидов как результат действия чисто внешних физических причин. Но это только простая основа – истинное объединение (ассоциация) есть процесс психический, в котором центральную роль играет взаимодействие между индивидами.

Важная роль в развитии психологической концепции в социологии принадлежит Ч.Кули (1864-1929). Первичными фактами общества, по мнению ученого, являются представления, которые люди имеют друг о друге, а личность – это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. Это понятие отраженного или зеркального «Я», констатирующее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки, Кули распространил на всю сферу общественных отношений. Но если общество складывается из взаимных психических реакций людей друг на друга, то и наибольшее значение в жизни общества должны иметь межиндивидуальные отношения (интеракции) в «первичных группах» (семья, «соседство», «игровые группы» и т.д.). Открытие этих взаимоотношений и постановка их исследования на практическую основу – заслуга Кули. Он положил начало такому теоретико-методологическому течению, как интеракционизм.

Таким образом, психологическое направление в социологии было шагом вперед в исследовании социальной реальности и построении теоретической концепции общественного развития. Психологическая социология привлекла внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни и ряд других. Однако многие аспекты социальной действительности нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия.

Развитие социологической теории в Х1Х в. создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих возможностей была, прежде всего, связана с творчеством таких выдающихся европейских социологов как Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Поиски новых путей к познанию общества привели к возникновению убеждения в том, что социальная реальность имеет свою специфику, что социальные структуры и отношения есть продукты прошлой и современной деятельности человека и что, следовательно, в центре внимания социологии должны быть социальные действия и взаимодействия.

Учение Э. Дюркгейма (1857 – 1917), патриарха французской социологической школы, носило противоречивый характер. С одной стороны, он сохранял приверженность позитивизму, стремясь строить социологию по образу естественных наук, а с другой - был сторонником социального реализма, который требовал понимания общества как реальности особого вида, отличной от всех других ее видов и доминирующей над индивидами. Дюркгейм сформировал принцип: социальные факты необходимо рассматривать как вещи, то есть изучать их объективно и не предубежденно. Общество он рассматривал как социальную целостность, подобную живому организму, все составные элементы которого выполняют определенные функции, и которому свойственны состояния нормы и патологии. Внешним, эмпирически фиксируемым принципом нормального или патологического состояния общества Дюркгейм считал распространенность или, наоборот, не распространенность, исключительность какого-либо явления (например, преступность, суицид и др.). Его по праву считают основоположником структурного функционализма – влиятельного течения в современной социологии.

Стремясь обосновать принцип специфичности и автономности социальной реальности, элементами которой ученый считал социальные факты, Дюркгейм утверждал, что общество возникает в процессе причинного взаимодействия индивидов, но вскоре поднимается над ними, получает приоритет над индивидами. Дюркгейм вводит новое понятие "коллективные представления", которые выступают как объективные по отношению к индивиду, соотносятся как целое и часть. Общество в концепции Э. Дюркгейма отождествляется с Богом, влияет на людей и делает их разумными и моральными существами. Так возникает "социологизм" – принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее доминирования над индивидами.

Важное место в концепции Э. Дюркгейма занимает идея социальной солидарности, которую он выводит из системы разделения труда, с неизбежностью приводящей к возникновению взаимозависимости людей в обществе. В процессе эволюции происходит переход от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью. Первая характерна для примитивных и неразвитых обществ с незначительным разделением труда, где в качестве объединяющей силы выступает коллективное сознание и коллективные представления и где коллективное поглощает индивидуальное. Вторая – результат углубляющейся системы разделения труда, когда каждый становится личностью и видит личность в другом. Анализируя нормальное и патологическое состояния общества, Дюркгейм вводит понятие аномии, то есть дезинтеграции общества и личности, отсутствия четкой моральной регуляции поведения людей. Мораль, религия и церковь в концепции Дюркгейма – главные факторы объединения людей, средства преодоления двойственности человека. Дюркгейм развивает также концепцию самоубийств, считает, что именно аномия общества выступает главным генератором этого явления.

Таким образом, Э. Дюркгейм оказал существенное влияние на развитие социологии, направив ее в качественно новое русло, обосновав особый предмет и метод этой науки. Он положил начало подхода к обществу как особой реальности, природа которой имеет вне- и надындивидуальный характер, а фактором, конституирующим общество, провозглашались культурно-исторические достижения человечества, которые наследуются последующими поколениями и воспроизводят социальную природу, как индивидов, так и общества.

Вместе с тем в социологии возникает и распространяется новый антипозитивистский подход к изучению социальных явлений, в основе которого лежит идея принципиальной противоположности законов природы и общества, особого статуса социальной действительности, что требует применения к ней методов познания, отличающихся от естественнонаучных. Это направление классической социологии получило название гуманистической социологии и противостоит как социологическому психологизму, так и социологизму Дюркгейма. К нему относят учение М. Вебера, концепции Г. Зиммеля и Ф. Тённиса.

Макс Вебер (1864 – 1920) считается основателем "понимающей" социологии и теории социального действия. В основе его социологической системы лежит идея качественного отличия социогуманитарных наук от естествознания, которое состоит, во-первых, в предмете исследования (человек и созданное им общество) и, во-вторых, в методе исследования (в естествознании используется метод описания и объяснения, в социогуманитарных науках – метод понимания действующих в обществе людей).

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучшего всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обеспечивая таким путем значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это, прежде всего, отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

Субъектом социального действия у Вебера выступает индивид, который пребывает в центре социальной жизни, и которую можно познать только через индивидуальное сознание и индивидуальное действие. Поэтому, стремясь познать общество, социология должна изучать человеческое поведение, понять смысл поступков и самого действующего человека. Вебер показал, что с развитием общества и человека в действиях возрастает момент рациональности, а это, в свою очередь, является одной из главных тенденций прогресса человечества в целом. Наивысшим достижением рационально действующего человека М. Вебер считал капитализм с его рациональной религией (протестантизмом), рациональной бюрократией, рациональным способом ведения хозяйства. Но даже такое общество не является идеальным с точки зрения рациональности, поэтому социолог вводит понятие идеального типа – образца и умозрительной конструкции, к которой нужно стремиться. Социология как наука должна быть свободной от субъективных оценочных суждений, а социолог - независимым по отношению к господствующим в обществе идеологиям и собственным пристрастиям и симпатиям.

Таким образом, заслуга М. Вебера в разработке гуманистической социологии заключается в том, что он поставил человека в центр научного исследования, ввел понятие общества как атомизированного социума, который состоит из социальных действий индивидов. Вебер выступает также одним из основателей формальной социологии благодаря разработанному им оригинальному аналитическому аппарату, введению в научный оборот понятий социального действия, социального поведения, идеального типа, легитимного порядка и т.д.

Еще одним основателем формальной социологии был немецкий ученый Г. Зиммель (1858 – 1918). В отличие от М. Вебера он считал, что общество составляют социальные отношения и межличностные взаимодействия людей, поэтому его внимание нацелено на микропроцессы, прежде всего - межличностные взаимодействия, на основе которых возникают более сложные формы обобществления, или социации: социальные процессы, социальные типы и модели развития.

Специфическая точка зрения Г.Зиммеля состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Чистая (или формальная) социология изучает формы обобществления (социации), которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. К этим формам он относил господство, подчинение соперничество, разделение труда, солидарность и т.д. Образцы их исследования Зиммель дал в одном из известнейших социологических трудов - «Социология. Очерки форм социации» (1908 г.). Классифицируя формы социальной жизни, исследователь выделил социальные процессы, социальные типы, модели развития.

К социальным процессам Зиммель относит постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение и т.д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни (социации) может служить такое универсальное явление как мода: в том или ином виде она существует всегда.

Вторая из названных выше категорий чистых социальных форм - социальный тип. Социальный тип – это человек, который приобретает определенные характерные социальные качества: циник, бедняк, аристократ, авантюрист и т.д.

Примером социальных форм, относящихся к третьей группе, именуемой «модели развития», может служить универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. Как отмечал Зиммель, по мере роста численности группы члены ее становятся все меньше похожими друг на друга. И другой момент: развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства. По Зиммелю исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены, поскольку расширение группы приводит к расширению пространства социализации, что, в свою очередь, ведет к выявлению способности абстрагирования, к росту интеллекта и сознания.

Но все эти взаимосвязанные процессы (возникновение больших социальных групп, интеллектуализм и свобода индивида) имеют и свои негативные последствия. Человек отрывается от традиционных социальных групп типа семьи, где его существование было комфортным, и входит в большие группы и общности, где он чувствует себя чужаком, где отношения строятся на расчете и рациональности, утрачивает глубину и полноту эмоциональных переживаний, характерных для прошлого.

Кроме того, развитие интеллекта идет одновременно с развитием денежного хозяйства. Деньги же способствуют проникновению в отношения людей «ценностных отношений вещей», всеобщему отчуждению в общении, управлении, в процессе самого производства и т.д. Ценой свободы становится отчуждение. Единственным мерилом свободы выступают деньги, символом межчеловеческих отношений становится проституция (всё продается и всё покупается).

Большое внимание Г. Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, в качестве теории познания у него фигурировала теория исторического понимания. Понимание - это метод, характеризующий исключительно социальное познание. Главным в нём было то, что результатом понимания считалось не обнаружение причинно-следственных связей, не открытие причины и следствия, а открытие смысла исторического действия, заключающегося в логике связи этого действия с человеческими представлениями, потребностями, интересами.

Т.о., социология Зиммеля представляет собой всеобъемлющую систему, которая включает в себя формальную (чистую) социологию, социологическую теорию познания и концепцию исторического развития.

Значительную роль в развитии западной социологии сыграл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855-1936). Свои идеи он обосновал в работе «Общность и общества», в самом названии которой выделены центральные категории социальной науки.

Все социальные явления Ф. Теннис рассматривает как волевые отношения, а саму волю делит на 2 типа: органическую (инстинктивную) и рассудочную, предполагающую возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли он разграничивает 2 типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности, а всё внешнее, социальное относится к обществу, где действует принцип «каждый за себя» и между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, абстракция. Само направление исторического развития для Тенниса является однозначным и состоит в общей направленности от общностей к обществу.

Итак, характерными особенностями классического этапа в развитии социологической мысли являются:

1) постепенный отход от традиционного позитивизма, признание особого статуса социальной реальности, коренным образом отличающейся от природной реальности;

2) обоснование сущности общества как продукта социальных действий индивидов, как воплощения межличностных взаимодействий людей;

3) начало исследования социальных общностей в их историческом развитии, показ их огромной роли, как для общества, так и для отдельного человека;

4) признание возрастающей степени рациональности по мере развития общества;

5) обращение к проблематике человека, к субъективному, индивидуально-личностному началу, к «внутренним» рычагам социальных явлений - содержательному наполнению поступка, мотивам и ориентациям действующей личности.

Современная социология, как и всякая другая развитая наука, представляет собой достаточно сложную, глубоко дифференцированную систему знаний: гипотез, теорий, концепций, отраслевых дисциплин, прикладных разработок.

Учитывая возрастающий плюрализм западной социологии, необходимо выделить основные научные парадигмы, вокруг которых вращается социологическая мысль современности. Термин «парадигма» ввел в научный оборот американский ученый Томас Кун с целью определения модели постановки и решения научной проблемы. Прежде чем переходить к анализу основных парадигм теоретической социологии, необходимо иметь в виду, что социологи изучают общество на двух уровнях - микро и макро. Микросоциология интересуется интеракцией, т.е. повседневным взаимодействием людей. Её приверженцы считают, что социальные явления могут быть понятны только в том случае, если они будут описаны в терминах значений, которые люди придают этим явлениям, при взаимодействии друг с другом. В центре их внимания - личности со своими поступками, мотивами и значениями, определяющими их взаимодействие, которое, в свою очередь укрепляет и развивает общество в целом.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять конкретное общество в целом. Эти модели, которые мы также называем структурами, включают такие общественные институты как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, родившиеся в определенной системе структур, испытывают при формировании своих личностей глубокое влияние этой системы.

На микроуровне преобладают интерпретативные парадигмы, которые акцентируют внимание на исследовании и толковании человеческого поведения. Ведущей микросоциологической теорией современности является символический интеракционизм.

Основателем теории символического интеракционизма обычно считают Дж. Г. Мида, а его последователями - Г. Блумера, И. Гоффмана, М. Кука, Д. Льюиса и др. Все они исходили из главного тезиса: социология имеет своим объектом исследования процесс символического взаимодействия (интеракции) индивидов в обществе, понимаемый как «система коммуникаций и межличностного общения». Основные положения этой теории следующие:

1. Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают.

2. Сами значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами.

3. Значения изменяются и применяются посредством интерпретации - процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), его окружающих.

В символическом взаимодействии люди интерпретируют жесты или действия друг друга. На основе значений, получаемых в процессе интерпретации, они приспосабливают свои действия к действиям других, заставляя последних приспосабливаться к собственным действиям.

Таким образом, процесс взаимной интерпретации и выработки общих определений (конвенционального характера), необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную «клеточку» социальной жизни. Человеческое общество есть разветвленный социальный процесс, в котором люди заняты построением совместных действий с целью разрешения стоящих перед ними ситуаций.

К основным макросоциологическим парадигмам относят структурный функционализм и конфликтологию, а также интегральную социологию П. Сорокина.

Основоположниками современного структурного функционализма считают американских социологов Толкотта Парсонса (1902-1979) и Роберта Мертона (1910), которые в своих трудах опирались на идеи Г. Спенсера, Э. Дюргейма и М. Вебера.

Теоретические рамки структурно-функциональной теории следующие.

1. Общество - это система интегрированных частей, структур, которые образуют единое целое, зависят друг от друга в силу разных выполняемых ими функций.

2. Социальные институты - это части социальной системы, которые влияют на функционирование всего общества.

3. Социальные системы сохраняют стабильность, так как имеют встроенные механизмы контроля (прокурорский надзор, суд).

4. Индивиды (действующие личности) - основные элементы системы, они входят в социальные структуры общества через выполняемые ими социальные роли.

5. Общественная жизнь зависит от солидарности, основывается на взаимодействии и сотрудничестве.

6. В основе социальной жизни лежат нормы и ценности, на основе признания их большинством населения формируется общественная целостность - чувство того, что общество является прочной тканью, сотканной из различных нитей.

7. Социальные системы тяготеют к стабильности; дисфункции в обществе являются ненормальным, патологическим состоянием, которое необходимо преодолевать.

В середине 60-х гг. XX ст. в противовес структурно-функциональному подходу, «теории порядка», формируется теория конфликта. В её становлении большую роль сыграли американские социологи Ч.Р. Миллс (1918-1962), Льюис Козер (1913) и особенно немецкий социолог Р. Дарендорф (1929). Его концепция базируется на четырех положениях, противоположных структурно-функциональному анализу:

Ø каждое общество непрерывно пребывает в процессе постоянных изменений - изменения вездесущи;

Ø в каждом обществе есть разногласия и конфликты - социальные конфликты повсеместны;

Ø каждый элемент в обществе способствует его интеграции и переменам;

Ø каждое общество базируется на насилии одних над другими.

Суть социального конфликта в теории Дарендорфа сводится к антагонизму власти и сопротивления ей, власть неизбежно порождает конфликт. В основе социальной жизни лежат непримиримые интересы, поэтому конфликт является постоянным, органическим внутренним состоянием каждой социальной системы, он имеет позитивное значение для общества, т.к. способствует





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 5467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...