![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
И скатным земчугом усажена.
(Кирша Данилов. С. 149)28
Былинный рассказ сочетает эмоциональную окраску тропа со свойствами сюжетности.
Другой пример перевода речевых выразительных средств в сюжетообразующий момент может быть усмотрен в былине о Соловье Будимировиче. Уже в зачине рассказ о приплытии кораблей в Киев навеян свадебным иносказанием. Им же вдохновлен и рассказ об уплытии кораблей со взятой невестой.
Напомним о свойствах свадебных песен. В согласии с собственной обрядово-бытовой логикой песни сначала говорят о строительстве корабля. Так поется:
Как со вечера родна матушка
Нов корабль она строила,
Как со полуночи матушка
Нов корабль она грузила,
На восхожем красном солнышке
Нов корабль спускала.
Поется, что мать остается на берегу, а дочь уплывает — и уже ничто не может остановить корабля. Невеста была бы и рада хотя бы на время остановить бег корабля, но
Корабельщики не стоят,
Уключинки прирасходилися,
Веселышки приразмахалися29.
Образ кораблей — постоянный в свадебной лирике. Говорилось и о синем море, которое «разлилось, разлелеялось» перед невестиным домом. На кораблях — приданое невесты:
Унесло, улелеяло
Со двора три корабличка,
Три кора бля, гружоные,
Уж как первой корабличек
С сундуками, с укладками,
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!