Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А - контурный чертеж;



б - обшивка ворота сарафана швом "замок";

в - вид горбача сзади.

сарафаны, так и дубасы шились косоклинными, а различия между ними заключались лишь в качестве тканей: сарафаны делали из "товара", дубасы из холста (рис. 59).

Дубасы (сарафаны) расширяли как кошены­ми полотнами, так и малыми клиньями, полу­чавшимися срезанием уголков у основных пол­отен переда и спинки. Косины пришивали пос­ледовательно, друг за другом, по две с каждой стороны, соединяя с передними полотнами прямыми, а с задними - косыми срезами. В рас­сматриваемых сарафанах такие детали как спинка и лямки выкраивались заодно с задним полотном, что можно считать дериватом одеж­ды туникообразного покроя. Подобные конструк­ции спинки были известны у старообрядок со­седних областей Томской губернии [14].

Сарафаны прямого покроя (круглые) Г. С. Маслова считает "генетически не связанны­ми" ни с глухими, ни с косоклинными [15]. По мнению исследователей, их покрой сопоставим с западнославянскими рубахами на бретелях, а также с юбками на лямках, известными на севе­ре Европы как древняя одежда [16].

Сарафаны на узких лямках, сшитые из 4 - 8 целых полотнищ, с начала XX в. были известны в Верхнем Приобье почти повсеместно (карта 1). Появление здесь сарафанов прямого покроя свя­зывается информаторами с приездом российских переселенок, которые и завезли такие "моды". Лишь в отдаленных районах население, преиму­щественно старообрядцы, еще и в 30-х гг. XX в. не воспринимали их. Так, например, "полячки" сел Малоубинка, Быструха еще и сейчас не раз говорили нам о прямых сарафанах: "Круглый сарафан - какой же это сарафан!" (рис. 60). А в некоторых районах, если молодые женщины и носили в это время такие сарафаны в качестве повседневных и праздничных, то для отправле­ния в молельню все равно переодевались в ста­ринные кошеные.

Круглые сарафаны шили из российских тка­ней - "парицкий ситец", "мебельный ситец" и т.д. Лямки-проймы и спинка обычно выкраивались отдельно, причем, последняя могла представ­лять собой две перекрашенные бретели. В позд­них по времени изготовления сарафанах проймы выполняли и совсем просто - в виде лямок через плечи, которые не соединялись и не пересека­лись на спине. Такие лямки могли украшаться небольшими оборками. На груди сарафаны со­бирались в густые сборки, которые удержива­лись неширокими или, в некоторых "поляцких" селах, до 10 см шириной, пояском (перелинкой, ремнем). Украшали круглые сарафаны неслож­но: широко были распространены оборки по по­долу, разноцветные нашивки из ситца и сатина. Современные сарафаны шьют без особых отделок.

Вместе с тем, в 20 - 30-х гг. XX в., когда у на­селения ощущалась острая нехватка тканей, по­явились сарафаны оригинальной конструкции:

на перед отрезали одно-два прямых, а на спин­ку четыре раскошенных полотна ткани, получен­ных разрезанием по диагонали 2-х целых. Ко­шеные полотна сходились на спине косыми сре­зами, из-за чего в народе такие сарафаны часто называли "косоклинными", хотя, конечно, ника­кой родственной связи с такими сарафанами они не имели. Эти сарафаны, как и прямые, изго­товляли в основном из дешевых хлобчатобумаж-ных тканей российского производства (сатин, си­тец). Покрой деталей (лямки, спинка, ремень и другие), основные отделки (накладные уборки из разноцветных ситцев) были также очень схожи с таковыми в прямых сарафанах. Однако, даже и в таких, позднего происхождения, вариантах можно было встретить элементы, бытовавшие в более старых для региона, косоклинных сарафа­нах: вышивку по груди "по счету боров", обшив­ку лямок и спинок косичками-плетешками и т.д.

Уже в конце XIX - начале XX вв. в Северном и Центральном Алтае бытовали горбачи, подре­занные по груди, т.е. с кокеткой (перелинкой). которые получили широкое распространение в кержацкой среде как повседневная и празднич­ная одежда. Как и туникообразные горбачи, они имели невысокий воротник, разрез-застежку посредине и т.д. К кокетке могли пришивать два прямых, переднее и заднее, и два кошеных, бо­ковых, полотна или 3 - 5 прямых (рис. 61). В пер­вом случае расположение вертикальных швов напоминало таковые в туникообразных горба­чах, а во втором - в прямых сарафанах. Симмет­рично, в две группы складок над грудью, ткань собирали в борики или мелкие складки, а в бо­лее поздних - кругом. В 20 - 30-х гг. горбачи шили с плечевыми швами, в которых, однако, как и в рубахах, старались не резать ткань, а присоби-рать ее в складки-вытачки. Отметим, что горба­чи, или горбуны были известны и у старообряд­цев других районов России и Сибири - в Пермс­кой, Томской, Ишимской, Шадринской областях, а также у населения б. Тверской губернии [17].

В первой четверти XX в. горбачи, следуя тра­диции, носили, в основном, пожилые женщины, молодые же стремились надевать более новые для этого края сарафаны на лямках (клинники) или вообще отказывались от этого вида одежды, отдав предпочтение юбкам. Но кержацкие обы­чаи еще были достаточно сильны: если кержак брал себе в жены российскую, то настаивал на том, чтобы она перешла на их "дедовскую" одеж­ду. Так, рассказывали, что, когда мать - пересе­ленка из Вятской губернии вышла замуж за кер­жака из Уксунайской волости, то он демонстра­тивно, у всех на глазах, разрезал лямки ее

Рис. 62. Кержацкий погребальный сарафан из белого ситца, с. Солонешное Солонешенского района, современный.

Рис. 63. Пожилые "полячки". Фото А.Е. Новоселова, 1912 г. ОГОИЛМ 4255-7.

Рис. 64. Нарукавная одежда:

а - из холста, д. Быково Бухтарминской волости. ГМЭ 5158-35; б - из синего сатина, п. Сажаевка Бухтарминской волости; в - вид сзади.

Рис. 65. Нарукавная одежда: "поляцкие" холщовые нарукавники, Крутоберезовская волость, 1867 г. (См. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов...- С. 651).

сарафана со словами: "У нас такой моды нет". В настоящее время горбачи с перелинкой встреча­ются в моленных и погребальных комплексах (рис. 62).





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...