Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности исследования первобытных сообществ



Традиционно о культуре и образе жизни архаического (первобытного) человека принято судить, опираясь на этнографический материал, полученный в ходе исследования жизни так называемых бесписьменных народов. При этом основным источником материала для подобных исследований оказываются общины австралийских аборигенов. Конечно, подобное сопоставление довольно условно, ибо, как указывает один из отечественных исследователей образа жизни архаического человека, О. Ю. Артёмова, «общества – эквиваленты невозможны даже в пределах одной и той же исторической эпохи <…> и в этом, а не только в хронологической удаленности и последствиях изоляции, коренится причина того, что мы не можем непосредственно проецировать в глубокую древность явления культуры, зафиксированные у этнографических аналогов первобытности»[77]. И тем не менее осуществляя свое исследование на материале австралийских этнографических данных, она же обосновывает свой выбор тем, что «среди всех известных этнографии аналогов первобытных охотников и собирателей аборигенам Австралии принадлежит ведущее место»[78]. Обосновывая употребление термина, указанного в наименовании этой главы, другой известный исследователь обществ австралийских аборигенов В. Р. Кабо поясняет, что термин «архаические общества» употребляется им наряду с термином «первобытные общества» как синоним, но в то же время, говоря о современных нам обществах охотников, собирателей и ранних представителей производящей экономики, он предпочитает термин «архаические» как более свободный от оценочных (в данном случае стадиальных) суждений[79]. И этот же автор в самом начале своего исследования заявляет: «Человека создал не труд. Его создало понятие священного как основа религиозного сознания»[80]. Поскольку у современных исследователей уже «нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума» и поэтому «человек современного типа – Человек разумный, Homo sapiens, - может быть с полным основанием назван Человеком религиозным, Homo religious»[81], то представленное в данной главе описание потребностей архаического человека следует начать с определения архаической религиозности.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...