Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Линейная перспектива



Все окружающее нас мы видим перспективно. Объяснение этому находится в свойствах нашего зрения. Видимые нами предметы, так или иначе, освещены. Лучи, освещающие предметы, отражаются от них и, воспринятые нашим глазом, вызывают раздражение нервных окончаний в его сетчатке. Это раздражение затем преобразуется в нашем сознании в зрительный образ. Перспектива в переводе с латинского означает – видеть насквозь. В выразительные средства кино она была заимствована из живописи. Ее основы были разработаны немецкими и итальянскими художниками в XV веке.

Одним из существенных компонентов, составляющих понятие композиции, является перспектива. Различают перспективу линейную, воздушную (светотональную) и цветовую перспективу. Линейная перспектива основана на том, что предметы кажутся тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя. Перспективность создается за счет уменьшения размеров предметов. Классический пример сокращения размеров при удалении – убегающая вдаль дорога с идущими вдоль нее столбами. Удаляясь, дорога сужается, а столбы уменьшаются, пока не сойдутся на горизонте в одну исчезающую точку. В городе, в лесу или горах горизонт не всегда виден, тогда его нужно представить. Главная особенность линии горизонта состоит в том, что она всегда проходит на уровне глаз наблюдателя. Низкий или высокий горизонт в кадре – это не случайность, а действенное средство, используемое режиссером в зависимости от его замыслов. Композиции с низким горизонтом возвеличивают снимаемый объект или предмет, который возвышаются над всем окружающим, выразительно вырастая на фоне неба. Другое дело – высокий горизонт. Повышая его, и режиссер увеличивает возможность дать многие детали, развернуть массовые сцены, показать земной простор. Поднимая горизонт, режиссер как бы поднимает и зрителя над землей и дает ему возможность охватить большее пространство.

Так, активное владение линейной перспективой позволяет режиссеру использовать многогранное средство для его идейных, композиционных и образных задач.

5.2. Воздушно или светотональная (цветовая) перспектива

Понятие воздушной перспективы пришло из живописи конца 19 века и связано с опытами Барбизонской школы. Художники этого направления писали исключительно на натуре, на пленэре, передавая изменения воздушной среды под воздействием солнечного света и атмосферных явлений. Воздушная (еще ее можно назвать светотональной) перспектива передает изменения четкости и ясности контуров предметов, а так же тональности и цвета по мере их удаления от наблюдателя. Чем дальше предмет, тем фон более расплывчат, тона менее насыщены, тени менее пусты.

Так называется явление, возникающее вследствие того, что воздух, окутывающий все видимые нами предметы, не абсолютно прозрачен, а содержит в себе пыль, влагу, дым. Это приводит к тому, что предметы при удалении не только уменьшаются в размере, но и изменяются в цвете. При удалении предметов от объектива цвета становятся менее интенсивными, более сглаженными, темные цвета светлеют и становятся холоднее, а светлые несколько темнеют и относительно теплеют. Далекие горы кажутся нам голубоватыми, однако сверкающие снежные вершины гор и далекие облака, отражающие много света, кажутся теплыми, розоватыми.

Для создания иллюзии воздушной перспективы в практике кино и телевидения нередко используют специальные приемы, создающие на экране впечатление легкой дымки. На натуре для этого используют светлые операторские дымы. В павильоне развешивают легкую тюль, отделяющую один план от другого, или применяют специальные безвредные дымы.

Воздушная перспектива позволяет режиссеру передавать на плоском экране глубину, необъятные дали, огромное пространство, заполненное воздухом.

Поэтому можно сделать вывод – компонуя кадр для показа изображения на плоском экране с помощью линейной и воздушной перспективы, мы должны добиваться его глубинности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что в переводе с латинского означает перспектива?

2. Почему из двух предметов равной величины более удаленный от нас предмет

воспринимается как меньший?

3. На чем основана линейная перспектива?

4. Как режиссер в зависимости от замысла может использовать низкий или высокий

горизонт?

5. Что позволяет передать на плоском экране воздушная перспектива?
6. Почему компонуя кинокадр, мы должны добиваться его перспективности?

7. Как создать иллюзию воздушной перспективы?

§6. Панорамирование как творческий прием





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...