Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три основных типа панорам



По принципиальному различию выделяют три вида панорам, каждый из которых имеет свои специфические задачи и требует определенной технологии при выполнении приема.

1. Панорама обзора (иногда ее называют панорамой оглядывания) простейший вид съемки движущейся камерой. Применяется для описания обстановки действия, местности, интерьера. Ее цель дать более подробные сведения об объекте. Она позволяет рассмотреть пейзаж, интерьер, предмет или фигуру. В самом названии панорамы заключен смысл, камера должна оглядеть объект съемки. По сравнению со статичным планом, панорама обладает собственной внутренней драматургией. Масштаб изображения при панорамировании зависит от той характеристики, которую автор собирается дать объекту. Если необходимо подчеркнуть специфику среды, где происходит действие, то вероятнее оператор выберет общий план. Если нужно передать уникальность обстановки, обратить внимание зрителя на предметный мир, окружающий героя, то панорамирование будет сделано средним или крупным планом. Темп панорамирования зависит от того, какое отношение объект должен вызвать у героя, а стало быть, и у зрителя. Например, если пейзаж должен создать ощущение душевного покоя, то совершенно очевидно, что панорама будет медленной, плавной, чтобы внутрикадровые компоненты спокойно входили в кадр и выходили за его границы. Плавной панорама будет и в том случае, если оператор хочет, чтобы зрители запомнили предметы окружающей среды. В случае, когда предметы, интерьер играют негативную роль и должны вызвать ощущение тревоги, панорама может быть не ровной по ритму и траектории, чтобы создать тем самым зрительный образ внутреннего беспокойства.

2. Панорама сопровождения (слежения) — применяется, когда камера наблюдает за движением объекта в кадре, за его перемещением на местности или в интерьере и, не позволяя ему выйти за рамки кадра, следит за объектом неотступно. Ее цель зафиксировать факт перемещения объекта из одной точки пространства в другую.

При панораме сопровождения на экране возникает два вектора, один из которых принадлежит объекту, а другой фону. Оба они направлены в разные стороны. Это усиливает ощущение движения, если между объектом и камерой появятся детали переднего плана, то в систему визуальных ориентиров включается третий компонент, и их взаимодействие будет выглядеть так: передний план – объект – фон. В этом случае динамика резко усилится, потому что кроме 2-х разнонаправленных векторов, создающих ощущение движения, появится третий. Т.к. предметы переднего плана находятся ближе к камере, чем сам объект, то за счет угла зрения объектива скорость их прохождения по картинной плоскости кадра увеличится по сравнению с фоном, что усилит динамическую характеристику объекта.

Траектория панорамы, ее направление и темп панорамирования зависит от происходящего действия и подчинены его динамике.

ПРИМЕР. Это легко представить себе, вспомнив сложные панорамы репортажей с хоккейных матчей. Все действия телеоператора при этом заданы характером передвижения спортсмена, владеющего шайбой. Масштаб изображения каждый раз определяется ситуацией действия.

Как и при съемке обзорных панорам, при сопровождении объектов особое внимание рекомендуется уделять началу и окончанию панорамирования. Начинать съемку следует до того, как объект займет положение, нужное оператору. Для своего рода «страховки» применяют простой прием обрамления панорамы статичными планами, на которых объект входит в кадр, после чего кинооператор начинает панорамирование и постепенно уравнивает скорость панорамы со скоростью движения объекта. Проводя панораму, следует зафиксировать статичный план. Такой метод съемки гарантирует возможность монтажных сочетаний панорамы с любым материалом.

Зритель ощутит динамику с большей силой, если предстоящий отрезок пути объекта в каждый момент панорамы будет оставшийся позади. Поэтому, панорамируя за бегуном, рвущемуся к финишу, рекомендуется строить композицию кадра так, чтобы свободное пространство оставалось перед ним, а не за его спиной. Снимая парашютиста, следует оставлять пустоту под его ногами, а не над куполом парашюта и т.д.

При съемке панорамы сопровождения, когда оператору важно показать не движущийся объект, результаты его перемещения, панорамный план строится по иным принципам: пространство перед объектом сводится к минимуму, а последствия движения занимают большую часть картинной плоскости, становясь сюжетным центром композиции.

3. Панорама – «переброска». Имитирует мгновенный перевод взгляда с одного объекта на другой, с целью соединить две изобразительные информации – начальную и конечную – в единою монтажную фразу, не прибегая к склейке. Динамика приема настолько велика, что промежуток между началом и концом панорамы представляет собой простую «смазку». Назначение приема – соединить два объекта и выявить определенную связь между ними, а также подчеркнуть одновременность происходящего.

Все типы панорам могут соединяться друг с другом и переходить в другие операторские приемы, такие как отъезд, наезд или съемка с движущейся камеры. Это дает режиссеру большие творческие возможности для достижения поставленной цели.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 3382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...