Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство. Искусство часто сравнивают с зеркалом, в котором человек видит самого себя



Сущность и виды искусства. Слово «искусство» часто употребляется в очень широком значении: искушенность, мастерство, умение (например, искусство танца, искусство слова, боевое искусство и пр.). В более узком и строгом значении искусство – это творчество «по законам красоты». Великий русский писатель Л.Толстой определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с зеркалом, в котором человек видит самого себя. Это зеркало отражает действительность через мысли и чувства художника, писателя, композитора, певца и т.д. Специфика искусства состоит в том, что оно выражает действительность в художественно-образной форме.

Художественный образ – это созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает какие-то стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя. Художественный образ может выражаться в литературном сюжете, живописной или музыкальной композиции, в скульптурной или архитектурной форме. Он может быть воплощен в глине, краске, в звуках, фотографии, слове и т.д.

Виды искусства – это исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам материального воплощения художественных образов: скульптура, живопись, графика, киноискусство, литература, музыка, архитектура, прикладное искусство.

Изобразительное искусство, которое охватывает живопись, графику, скульптуру и др., раскрывает многообразие человеческого отношения к миру с помощью красок, мрамора, глины и т.д., т. е. с помощью пластических и колористических материалов.

Литература включает в себя все формы художественного творчества, реализуемые в слове: поэзию, прозу, произведения драматургии.

Музыка использует не только звучание человеческого голоса, но и разнообразие звуков и тембров, создаваемых музыкальными инструментами.

Архитектура и прикладное искусство создают художественные образы с помощью пространственных материальных конструкций и вещей, удовлетворяющих одновременно и практические, и духовные потребности людей. Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры.

Воздействие искусства на духовный мир человека. Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Высоко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии является он считал катарсис (от греч. katharsis – очищение), или очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послужило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю систему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской «коричневой чумой».

Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой художественной форме освещаются общечеловеческие, «вечные» проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоинство человека, в чем состоит призвание и долг человека.

Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Иногда художественные персонажи воспринимаются нами как реальные люди, у которых можно многому поучиться, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству каждый человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, человек переносится в создаваемый ими мир образов, которые побуждают к размышлениям, рождают переживания, воспоминания и предчувствия. Таким путем мы приобщаемся к ценностям культуры, вбираем в себя опыт, накопленный человечеством.

Эстетическое отношение к миру. Слово «эстетика» происходит от греческого слова «aisthetikos» – относящийся к чувственному восприятию. Эстетикой называют одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т.д. Эстетика изучает также сферу художественной деятельности людей.

В нашей жизни действительно встречается прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!». При этом сердце наше наполняется чувством радости от теплого солнышка, первых нежно-зеленых листьев на деревьях, пения птиц. Или: «Какие прекрасные слова», – и это означает, что произнесенные кем-то слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством красоты. Но при этом мы видим в мире и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувства огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы встречаем грязь на улице, когда нарушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руководствуемся не только соображениями практичности, полезности. Мы хотим также, чтобы было красиво.

Прекрасное – это центральное понятие в эстетике. Все другие ее понятия так или иначе соотносятся с прекрасным, выражая разные грани чувственного восприятия мира и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.

Эстетическое отношение к миру – это чувственное его восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в себя эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание имеет три уровня:

· эстетическое восприятие;

· эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);

· эстетические теории (философски осмысленный эстетический опыт человечества).

Все вы знаете поговорку: «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется красивым одному, другому может видеться совершенно некрасивым.

Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса мы выделяем скорее не путем рассуждений, а на основе непосредственного восприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то, как он одевается, в каком интерьере живет, как себя ведет, как говорит и пр.

Эстетический вкус – это способность человека на основании возникающего чувства удовольствия или неудовольствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.

Эстетический вкус развивается через опыт общения с прекрасным в природе и в людях, а также через знакомство с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, то вряд ли он сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легче воспитать там, где в семье утвердились вежливые и уважительные отношения друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, в общении не употребляются бранные слова и т.д.

Эстетический вкус не может сформироваться в мире сквернословия, пошлости, жестокости. Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю красивость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают чисто развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко встречаются также претензии на единственно верную эстетическую оценку, пренебрежительное отношение к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.

Сферы эстетической деятельности. Эстетическая деятельность – это духовная деятельность человека, которая включает в себя прежде всего создание произведений искусства, а также восприятие произведений искусства и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относится и эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.

Эстетическая деятельность осуществляется «по законам красоты». Благодаря ей человек вступает в эстетические отношения с окружающей действительностью; он изменяет, совершенствует и развивает свои способности и в целом свой внутренний, духовный мир.

Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чувства. Воспринимая красоту природы, люди изображают ее в художественных произведениях. Вспомним, например, «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди или замечательные пейзажи И.Левитана, И.Шишкина, нашего земляка В. Белыницкого-Бирули. Люди также стремятся преобразить природу. Пример этого – садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая ее, мы должны заботиться и о своей собственной красоте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.

Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать орудия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических горшках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В современной эстетике труда особое место занимает дизайн – художественное проектирование эстетического облика промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.

Эстетика быта. Быт – важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности, не связанной с производством. Организуя питание, отдых, развлечения, общаясь друг с другом, украшая свое жилище или одежду, люди на деле реализуют те эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и которые вполне принимаются ими.

Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений – это та область, где эстетическое восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие – со злом. Красота поведения предполагает проявление доброжелательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана также с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и соблюдение правил этикета помогают выстроить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил; в неформальном общении (в семье, среди друзей) люди выражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорблениями, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстетически и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания.

1. В чем заключается специфика искусства?

2. Какие вы знаете виды искусства? Чем они различаются?

3. Что изучает эстетика? Какие понятия она при этом использует?

4. Как развивается эстетический вкус?

5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чем состоят особенности проявления в них эстетического вкуса?

6. Какое искусство вы считаете современным?

7.Что вы понимаете под классическим искусством и как вы к нему относитесь?

Мораль

Общественные функции морали. Все люди должны в своем повседневном поведении подчиняться определенным правилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (правила техники безопасности, правила дорожного движения и т.д.). Особенность морали состоит в том, что она регулирует поведение людей во всех сферах их жизни.

В жизни людей важную роль играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обычаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздействия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это – внутренний регулятор поведения.

Итак, первая и основополагающая общественная функция морали – регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей состоит не в том, что она содержит четкие предписания на все случаи жизни. Мораль скорее дает самые общие указания, например, предписывает быть доброжелательным к людям. Это – не рецепт, следование которому может принести какую-то выгоду, а призыв к тому, чтобы быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.

Нравственный поступок совершается не по принуждению, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали состоит в том, чтобы культивировать в каждом человеке чувство собственного достоинства, не позволяющее совершать низменные, недостойные человека поступки. Эту функцию можно назвать воспитательной.

Нравственный облик личности – это ее целостная характеристика, охватывающая или затрагивающая все, что делает человек, что он думает, чем он живет. Моральность человека является как бы синонимом человечности. Мораль указывает каждому из нас, в каком направлении должно происходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.

Моральная регуляция поведения людей выполняет и еще одну очень важную, четвертую по счету функцию сплочения, консолидации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной, в ней постоянно происходят какие-то конфликты, потрясения, последствия которых могут иметь крупномасштабный характер. В этих условиях легко «потерять голову», растеряться и начать совершать неадекватные действия.

Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в ХХI в. таких социальных катастроф, которыми был отмечен ХХ в. В условиях социального кризиса холодный расчет не всегда подсказывает самый лучший путь решения запутанных и сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный запрет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей общественной функции морали.

Нравственная функция искусства. Искусство по праву называют человековедением. В литературных произведениях, в музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.

В образах искусства, сюжетах художественных произведений едва ли не самое главное – это поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкновение влечения и долга. Все художественное творчество пронизано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которой герои произведений должны делать нравственный выбор. Так, многие литературные или киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистичность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжелой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности и т.д. Герой как бы экспериментирует в отношении нравственных основ жизни – и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы.

Средствами искусства можно даже придать злу внешне привлекательную форму, как и сообщить заблуждению внешние признаки истины. Но это не освобождает ни кого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нравственном выборе.

Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая религия опирается на определенные нравственные идеалы, выразителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и т.д. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христианства. Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, вошедшие в него, обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.

Главная позитивная нравственная норма здесь – это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки данной нормы. Первая звучит так: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это «золотое правило» нравственности является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой – плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

В Библии есть и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, и др.

Религия не создает заново нравственные нормы жизни людей, но она может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снимает с человека ответственности за его нравственный выбор, за нравственность совершаемых им поступков.

Гуманистическая функция и нравственные основы науки. Призвание науки – действовать на благо человека. В этом состоит ее гуманистическая функция. Новейшие научные достижения широко вторгаются в нашу жизнь. На основе научных разработок создаются и внедряются в массовое производство новые материалы, технические изобретения. При этом очень важно заранее определить, насколько они безопасны для людей, какое влияние они могут оказать на наше здоровье.

В последнее время в молекулярной биологии выполнены эксперименты, свидетельствующие о возможности размножения млекопитающих путем клонирования. Клон (от греч. кlon – ветвь, побег) – это генетически однородное потомство растения или животного, получаемое путем бесполого размножения (например, потомство одной клетки). Ученые изучают возможность использования этой технологии не только для воспроизводства особо ценных сельскохозяйственных растений и животных, но и для клонирования человека. Однако отсутствуют надежные доказательства безопасности клонирования человека для физического и психического здоровья потомства. Неясны и социальные последствия клонирования людей.

В свое время выдвигалась идея улучшения природы человека чисто биологическими методами. Такие методы широко используются при разведении сельскохозяйственных животных, однако надо еще доказать, что их допустимо использовать в отношении людей.

В связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других человеческих органов с особой остротой встал вопрос об определении момента смерти их донора. Этот и другие подобные ему вопросы имеют не только медицинский, но и нравственный аспект.

Сегодня очень остро стоит задача гуманизации науки, а это неизбежно обращает нас к вопросу о нравственных основаниях научной деятельности. Выдающийся физик и общественный деятель А.Д. Сахаров писал: «Ученый прежде всего – человек. И поэтому мораль, нравственные ценности важней всего – и в личной и в общественной жизни, и в научной работе».

От ученого, как и от учителя, требуется бескомпромиссная преданность истине в исследовании и в преподавании. Но поиск истины не может осуществляться вне связи с моральными принципами и нормами. Еще в 40-х годах ХХ в. оформилась определенная система правил, действующих внутри научного сообщества и получившая название этики науки.

С точки зрения видного американского социолога Р.Мертона, нормы науки группируются вокруг четырех основополагающих ценностей.

Первая из них — универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково. Поэтому истинность научных выводов должна оцениваться по одним и тем же правилам, которые не зависят от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто формулирует эти выводы. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты авторитетного ученого должны подвергаться столь же строгой проверке и критике, как и результаты его молодых коллег.

Вторая ценность – общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами его вклада в науку.

Третья ценность – незаинтересованность. Она предполагает, что первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды – завоевания славы, получения денежного вознаграждения и т.д. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможные следствия научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Четвертая ценность – организованный скептицизм. Это означает, что каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. Ученый, опиравшийся в своей работе на данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности за ошибки, вызванные тем, что сам он не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высок он ни был. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.

С проблемой нравственных оснований науки тесно переплетена проблема ответственности ученого перед обществом. Одними из первых с ней столкнулись физики-ядерщики. В августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы, в создании которых главную роль сыграли именно ученые. Случилось так, что открытие нестабильности в мире атомов совпало с одним из самых нестабильных периодов в истории человечества – Второй мировой войной. После того, как ученым стало ясно, какой громадной силой обладает атомное оружие, многие из них обратились с призывом отказаться от его применения в военных целях. Однако военные и политики не были склонны принимать в расчет мнение ученых. Высочайшие достижения научной мысли были обращены против человечества; вследствие гонки вооружений под угрозой оказалось само существование человечества.

Развитие биотехнологий и нанотехнологий, генной инженерии, испытание новых сильнодействующих лекарственных препаратов на животных и человеке и некоторые другие примеры показывают, что последствия научных исследований могут быть в ряде случаев непредсказуемыми. В современных условиях приобретают особое значение активные действия ученых, направленные на предотвращение возможных негативных последствий практического использования научных достижений.

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте основные общественные функции морали.

2. На примере конкретных художественных произведений покажите, как в них отражен поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкновение влечения и долга.

3. Какие нравственные ценности закреплены в религии?

4. Каковы основные этические нормы науки?

5. Почему в современном мире остро стоит задача гуманизации науки?





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1817 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...