Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем своеобразие зодчества и живописи Древней Индии?



Индийская художественная культура, возникнув в глубокой древности, принадлежит к одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии. Она включает зодчество, изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковую живопись). Развитие различных видов культуры и искусства происходило во времени неоднозначно, переживая взлеты и трансформацию, пройдя различные этапы.

Расцвет культуры, изобразительного искусства и архитектуры Древней Индии приходится на Маурийскую эпоху (IV – II вв. до н. э.), когда царствовала династия Маурьев и возник буддизм. Император Ашока (268 – 232 гг. до н. э.) оставил глубокий след в истории Индии. При нем Индия стала одним из крупнейших государств на Востоке. До настоящего времени Ашоку считают в Индии идеальным правителем. Память о нем хранит колесо, которое украшает флаг современной Индии. После великой победы на поле битвы этот повелитель огромной империи излечился от насилия и поклялся никогда больше не воевать. С именем Ашоки связаны и наиболее известны памятники искусства этого времени. Прославлен дворец его имени. Он находился в городе Паталипутре, имел три зала, которые располагались ярусами. Его украшали каменные и деревянные колонны обвитые золотыми виноградными лозами. В этом сооружении монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворца украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей при неподвижности поз отличались монументальностью и тяжеловесностью форм.

В Индии этой эпохи получило развитие загородных парков с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтных парков, чем гордился царь Ашока, так как ему удалось рассадить рощи, где могли бы отдыхать простые люди. Об этом описывается во многих древнеиндийских текстах.

С принятием в Древней Индии буддизма в IV в. дон. э. и его дальнейшим распространением начали интенсивно строиться монастыри и культовые сооружения – ступы, сталбахи (монолитный столб) и пещерные храмы. Только в годы правления Ашоки было построено 84 тыс. ступ. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. На вершине большого холма в Санчи расположены огромный буддийский монастырь и гостиница для паломников, хотя от них осталось немного. Главной же достопримечательностью этой деревни является большая ступа. Она была сооружена во II – I вв. до н. э. Эта ступа – сооружение полусферической формы, внутреннего помещения у нее нет. Она поставлена на круглом цоколе (диаметр 31 м) террасой, которая служила для проведения церемоний. На террасу ведут лестницы с южной стороны. Ступа и платформа, на которой она покоится, сложены из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные останки Будды и реликвии, связанные с его деяниями. Форма архитектурного сооружения строго соблюдает выработанные пропорции и правила, поскольку они имели символическое значение. Так, полусфера – это символ небесного свода. Хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика – находится на вершине купола - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается стержень с надетыми на него круглыми зонтами.

Ступы – самые характерные памятники буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа находится на острове Ланка (Цейлон) – она по своим размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Стамбахи периода царя Ашоки имели вес 50 т и высоту 50 м. Их украшали (увенчивали) символами буддизма, на их створах выселись указы. В различных частях Индии на скалах и колоннах сохранилось более тридцати надписей. Эти надписи несут исторически важную информацию, прежде всего о повиновении властям и слугам царя, родителям, старшим.

Третья форма культовых сооружений – это пещерные замки. В Западной Индии сохранились великолепные буддийские памятники. В их числе пещерные монастыри и замки. Сначала пещерные храмы были небольшими и простыми, так как восходили к архитектуре деревянного общинного дома собраний. Постепенно такие сооружения уступили место чайтья, которые представляют собой продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой. Она помещалась в закругленном конце зала напротив входа.

Самыми известными являются пещерные храмы монастыри Аджанты (западная Индия). Они создавались в течение почти тысячи лет, с начала послемаурийского времени. Этот комплекс буддийских храмов состоит из череды 29 пещер, которые высечены в скалах. Они соединены широкой тропой. Храмы занимают пять пещер, а в остальных 24 размещены монашеские кельи.

В эпоху Гуптов получило развитие изобразительное искусство, о чем можно судить опять-таки на примере Аджанты. Она стала знаменитой из-за своих замечательных росписей. Они создавались на протяжении столетий (V – VII вв.) Их выполняли мастера разных поколений, это предопределило разнообразие в направлениях и стилях изобразительного искусства Древней Индии.

В этом памятнике культуры поражают объемы росписей, только в одном подземном зале они занимают площадь более 1 тыс. квадратных метров, включая стены колонны и потолки. Так было в 29 пещерах, залы которых освещались огнем светильников и факелов. Эти росписи существуют на стенах мрачных пещер более тысячи лет. Они разнообразны по сюжетам, предметам изображения, настроению. Здесь экзотические Птицы, суетливые обезьяны, фантастические существа, у которых человеческий торс, львиный хвост и птичьи лапы. Здесь изображены сцены Придворной жизни — бытовой, военной, светской. Поэтому кроме художественного достоинства эти росписи имеют историко-документальное значение, так как позволяют реконструировать городскую архитектуру древней Индии. Большинство строений были деревянными, а поэтому вещественные образцы безвозвратно утеряны.

Из скульптурных памятников следует отметить изображения Будды в образе человека. Его первые скульптуры находятся в Матхуре (II в. до н. э.) и Гандхаре (II – I вв. до н. э.).

Прекрасным скульптурным памятником является статуя брахманского божества Шивы в Гудималламе. Ее относят ко II – I вв. до н. э. Она великолепно моделирована и ювелирно отделана. Шива предстает физически совершенным человеком, полным жизненных сил и энергии, олицетворяя в то же время творческое начало Вселенной.

Монументальная скульптура из камня получила широкое распространение в эпоху Маурьев, Кушанской династии и Гуптов (IV – VI вв. н. э.). И в настоящее время эти статуи производят огромное впечатление монументальностью образов и совершенством форм.

Развитию изобразительного искусства способствовало создание (организация) в I – III вв. н. э. гандхарской школы искусств. Она сложилась под воздействием художественных традиций народов Северной Индии, Средней Азии, греко-римской культуры. Для нее характерно антропоморфное изображение Будды – он предстает в образе гармоничного и прекрасного человека. Помимо этой наиболее известной школы сложились местные школы скульптуры в регионе Матхуры (центральная часть Северной Индии) и в одной из областей Декана (школа Амаравати).

В эпоху Гуптов получила существенное развитие материальная культура, что прослеживается не только в динамике различных отраслей хозяйства, но и в технике производства. Ученые отмечают успехи ремесленников в развитии оружия, украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. В Дели сохранилась до настоящего времени железная колонна высотой 7,25 м и весом 6,5 т, отлитая в V в., и, несмотря на полуторатысячный возраст, коррозия ее не затронула. Это говорит о высоком искусстве древнеиндийских металлургов. В тот же период была отлита двухметровая медная статуя Будды весом около тонны. Помимо высокого качества литья статуя является высокохудожественным памятником, воплощающим невероятную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...