Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какой вклад внесли народы Древней Индии в развитие литературы?



В истории Древней Индии в период Хараппской цивилизации была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Однако какая литература существовала на этом этапе, точных данных нет. Ее развитие относят к ведийской эпохе, получившей название по созданию в это время «Вед» – священной литературы.

Со второй половины II тыс. до н. э. начинается новый этап в развитии культуры Индии, который будет длиться до середины I тыс. до н. э. Связано это с тем, что в Индию из далеких стран пришел новый народ, который создал здесь новый тип цивилизации. Пришедшие называли себя «арии» (благородные), занимались пастушеством и скотоводством. Постепенно их влияние распространилось на всю территорию между Гималаями и горами Виндхья.

Вот в это время все знания, которые тогда могли выработать жители Индии, заключались в «Ведах». Ведийская литература включает священные песнопения, руководства к совершению богослужебных обрядов, философские трактаты. Сюда относились религиозные, поэтические, социальные, медицинские сведения и т. д. Слово «веды» означает «священное знание», оно родственное русскому «ведать». Веды признавались высшим авторитетом для каждого индуса.

Главную часть «Вед» составляют четыре сборника: «Риг-Веда» (книга гимнов), «Сама-Веда» (сборник ритуалов и песнопений), «Яджур-Веда» (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), «Ятхарва-Веда» (сборник песнопений и заклинаний). Веды помимо религиозных текстов включали также басни, сказки и даже с элементами сатиры.

Возникли веды как устное творчество, они передавались из поколения в поколение. Затем жречество обработало их и записало.

К системе «Вед» относятся также «Брахманы» – это ритуальные комментарии к каждой «Веде». Они понадобились потому, что усложнился религиозный культ, нуждались в пояснении трудности текста, адаптации к меняющимся общественным отношениям.

Затем ведическую литературу в 800 г. до н. э. дополнили религизно-философскими комментариями. Это был новый тип религиозно-философской литературы. К ним относятся «Упанишады» и «Араньяки». В «Упанишадах» отразились новые песни и стихи, новые верования и ритуалы, новый культ и новая структура общества. «Упанишады» были написаны философами, в них вошли своеобразные наставления, явившиеся основой духовного развития страны. «Араньяки» посвящались различным вопросам ведической теологии, что определило их связующую роль между «Брахманами» и «Упанишадами», соединив ритуальную и философскую стороны религии. Во второй половине I тыс. до н. э. была завершена редакция «Брахман» – комментариев к «Ведам» для жрецов, а также «Упанишад» (религиозных философских трактатов) и в их составе «Араньяки» (лесные книги). В этих произведениях получил свое оформление брахманизм.

Сложилась также литература «священного предания». Она была основана на «Ведах» и включала сутры, назначение которых – религиозное обучение.

Наряду с ведической оформлялась и эпическая традиция. Выдающимися эпическими поэмами являются «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты») и «Рамаяна» («Сказка о подвигах Рамы»).

«Махабхарата» состоит из 107 тыс. двустиший. Это повествование о битве двух родов и их сторонников за господство над Хастинапурой (этот город ныне Дели). В этой поэме много сюжетов и образов, которые впоследствии получили развитие в литературе других азиатских стран. Возникнув как народный эпос на основе устных повествований и легенд, современный вид поэма приобрела к середине I тыс. н. э. Авторство приписывают Вьясе. Основной сюжет поэмы — лишение власти потомков царя Панду (Пандавов) их двоюродными братьями из рода Куру-Кауравами и возвращение царства после кровопролитной братоубийственной борьбы.

«Рамаяна» содержит 24 тыс. двустиший, ее признают более цельным произведением. Основной сюжет – похищение Ситы, жены царевича Рамы. Похищена она демоном Раваной. Рама – главный герой индийского эпоса, мудрый и добродетельный царь-герой, который сумеет возвратить Ситу.

Обе эти поэмы в своем окончательном варианте признаны подлинной энциклопедией индуизма, неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих эпох.

Особого могущества государство Маурьев достигло при императоре Ашоке (268 – 232 гг. до н. э.). Он правил около 40 лет и много сделал для страны. И литература в этот период получает дальнейшее развитие, особо отмечают санскритскую драму, предназначенную и для придворного, и для городского театра. Огромная популярность выпала сборнику басен «Панчатантра» («Пятикнижие»). Он состоит из отдельных рассказов, нанизанных один на другой и органично вставленных в общее обрамление.

Во времена Гуптской империи (319 – 540 гг. н. э.), когда страна вновь уединилась, Индия стала процветающим государством и династию Гуптов называют «золотым веком» древнеиндийской культуры, ученые-историки отмечают значительный прогресс в развитии ремесел, науки, литературы.

Великолепными поэтами и музыкантами были Чандрагупта и Скандагунта. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург Калидаса (353-420 гг. н. э.), благодаря творчеству которого индийская поэзия и драма достигли наивысшего расцвета. Он известен как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург. В своем творчестве Калидаса сохранил тесную связь с фольклором. Им созданы лирические и эпические поэмы: драмы на фольклорные и эпические сюжеты «Малавика и Агнимитра», «Мужеством обретенная Урваши» и др.; всемирно известная классическая драма «Шакунтала, или Перстень-примета».

Одним из самых значительных произведений древнеиндийской драматургии является пьеса на санскрите «Глиняная повозка», в которой сильны элементы социальной критики. Ее автор – Шудрака. Пьеса создана не ранее IVB. И не позднее VIII в.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 615 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...