Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каков его вклад в мировую культуру?



Поскольку жизнь египтян вкладывалась в рамки, зависящие от природно-географических и исторических условий, а также государственного регулирования общественно-экономическими и религиозными процессами, то эти факторы определили создание искусства строго определенных канонов. Эта особенность египетского изобразительного искусства прослеживается во всех его видах: скульптуре, росписях, рельефах, архитектуре.

На всех памятниках настенной живописи виден качественно подготовленный голубоватый или сероватый фон. Нанесенные изображения включают семь цветов: синий, зеленый, красный, коричневый, желтый, белый и черный. Египтяне не пользовались смешанными цветами, в их росписях нет фиолетовой или бурой окраски.

Искусствоведы признают слабость рисунка египетских росписей, что затрудняло на дальнем расстоянии (на высоте 30 м) различение фигур мужчин и женщин. Однако положение спасала принятая условность тонов: мужчин изображали темно-красными, женщин — бледно-желтыми.

На египетских росписях, изображениях человеческая фигура рисовалась примитивно. Было принято изображать голову всегда в профиль, глаз – впереди, ногу – сбоку. Пальцы на руках рисовали одной длины, за исключением большого. Контур, получавшийся на росписях, представлял не формы человека, а резко очерченные линии. Египтяне не имели понятия о перспективе (или представляли ее наивно), их росписи – плоскостное изображение.

По-своему изображали они предметы, здания, шеренгу людей. Так, стол и стул (кресло) рисовались с двумя ножками. Храмы, обелиски и пирамиды — только с одной стороны. Если предметы размещались один за другим в перспективе, они рисовались друг над другом.

Еще проявлялась одна черта, свойственная для всех древних мастеров, — материальная передача величия – фараон всегда был выше всех его окружающих.

Такие установившиеся художественные формы сохранялись в Египте неприкосновенными в течение многих веков. И только во II тыс. до н. э. более подвижными и выразительными становятся линии, фигуры — более гибкими. Из наиболее значительных памятников рельефа и росписи искусствоведы выделяют рельеф, изображающий плакальщиков (XIV в. до н. э.) из Мемфиса. Поражает масштабностью рельеф, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами (XIII в. до н. э.). Этот рельеф изображен в Карнакском храме в Фивах.

Признается великолепным образцом роспись в гробнице фараона Тутанхамона (XIV в. до н. э.). Она размещена на одном из ларцов, где изображен юный фараон, восседающий на колеснице, — он охотится на львов.

Важная роль в искусстве Египта принадлежала скульптуре. И в этом виде искусства сказывалась условность художественной трактовки. Однообразной и условной была окраска статуй — волосы всегда были черными, так же как и глаза, одежда — белой, тела мужчин — кирпично-красными, женщин — желто-розовыми.

В египетских гробницах было много заупокойных статуй, но они однообразны: умершие изображались стоящими или сидящими на полу или на кубообразных сиденьях. Однако соразмерность частей статуи была беспримерная - скульпторы могли приниматься за работу одновременно с разных сторон статуи и сходиться в одной точке. В статуях не было динамики, не было и портретного сходства. Но для всех них была свойственна величественность и торжественность.

В Древнем Египте на той ступени развития, когда фетишизм переходил в политеизм, начинается путаница образов – человеческих и звериных. Появляются памятники, где к человеческому телу приставляют птичью голову, к львиному - человеческое лицо.

Ярче всего эта форма египетского художественного творчества выразилась в сфинксе. Искусствоведами всех времен и всего мира признано, что в этом образце создана действительно замечательная форма, совершенная по пропорциям и точности, в которой смешение человеческих и звериных элементов не отталкивает и не тяготит. Египетский художник вложил в это изваяние столько благородства, спокойствия, созерцательности, что во всей истории искусства трудно подыскать более гармоничное исполнение художественного замысла. Знаменитый Мемфисский сфинкс считается высшим достижением среди колоссальных изваяний. Это одно из самых изумительных произведений рук человеческих (построен в XXVII в. до н. э.). Он высечен из цельной скалы, его высота от земли до вершины достигает 22 м. Голова – 24 м в окружности; уши и нос – в рост человека. Уже в глубокой древности его неоднократно засыпали пески, и сейчас над поверхностью земли видна только его голова. В течение XIX в. его три раза откапывали, но песок снова его заносил. Сильно пострадала его голова. Она служила для мамелюков целью при стрельбе ядрами: левый глаз, щека, нос и часть волос повреждены выстрелами.

Но этот памятник, несмотря ни на что, полон благородства. Между передними лапами чудовища, в груди помещалась молельня, где на гранитной плите был изображен сфинкс с надписью Гар-ем-ху, т. е. «Гор в блеске». Кое-где на сфинксе остались следы красок – может быть, он был так же пестро раскрашен, как и все памятники в Египте.

К наиболее известным памятникам египетской пластики относят так называемые статуи Мемнона. Они воздвигнуты 40 веков назад и были отнесены греками к чудесам света. Статуи Мемнона — это две колоссальные фигуры. Одна из них сделана из цельной глыбы песчаника, другая – из пяти кусков, наложенных один на другой. Сиденьем для этих истуканов служил трон, на стенках которого были высечены детали, но сейчас их различить трудно. Работу признают тщательной, о чем можно судить, как скульптору удалось в изображениях птиц передать даже отдельные перья.

По греческому мифу, одна из этих статуй с началом зари и закатом солнца издавала жалобные печальные звуки. Несмотря на этот миф, существуют достоверные свидетельства, что это было так.

Несмотря на условность и соблюдение канонов, в небольших статуэтках египетские ваятели возвышались до глубокого реализма. Прекрасные примеры этому – «Пивовар», «Луврский писец» (Лувр), «Царевна Наи» (Лувр).

Начальником царской скульптурной мастерской был гениальный скульптор Тутмес. Он автор всемирно известного скульптурного портрета царицы Нефертити, жены Аменхотепа IV (XIV в. до н. э.). (Аменхотеп IV пытался ввести в Египте единобожие — поклонение только одному богу солнца). В этом портрете мастер сумел передать удивительно красивое точеное лицо, его неповторимую индивидуальность. Вместе с тем здесь ощущение динамики, полноты жизни, тонкость и глубина переживаний молодой женщины.

Египетские художники создавали колоссальные изображения богов. Не зная перспективы и светотени, они проявили свою художественную самобытность в необычном сочетании дополнительных линий при связи голов животных с человеческими формами и голов человека с формами животных. В их числе изображения Амона с бараньей головой, Пта – в виде жука, Тота – с собачьей мордой и др. – и в каждом из них фантазия художника.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...