Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уровни жизни и место в политической (властной) системе



В современном мире обострились проблемы этносоциального неравенства, Связано это с обострением конкурентной ситуации на глобальном рынке с резким усилением неравномерности перехода к информационной экономике. Конечно, пока в глобальную экономику вписывается малая часть национальных экономик. Большая доля ВВП и занятости большинства стран продолжает зависеть от активности внутренней экономики, а не от глобального рынка. Но лидирующие отрасли образуют сектора глобальной экономики без границ (финансы, телекоммуникации, электронные средства массовой информации и т.д.). Именно степень и характер участия в этой экономике определяет место этносов в «экономической табели о рангах». Целые континенты и субконтиненты оказываются в положении аутсайдеров в ходе революционных изменений в современной экономике. В этом контексте обостряется проблема идентичности и возрастает власть конфессиональной и этнической идентичности над человеком.

Именно это новое лицо Земли вызывает социальные движения против нового глобального порядка, резко отделяющего так называемый «золотой миллиард» от остального человечества. С одной стороны, наступает конец патриархальности, а с другой – усиливаются движения в защиту устоев семьи и традиционных форм патернализма. Постепенно складывается из числа наиболее отсталых государств и этносов четвертый мир – мир нищеты и социальной исключенности, мир с трудом выживающих и деградирующих людей на фоне процветания клуба избранных народов. Понятно, какую угрозу это несет всему человечеству.

Известный и весьма популярный на Западе ученый Сэмюель Хантингтон в этой связи рассуждает о неизбежном столкновении цивилизаций, приходящем на смену холодной войне двух социально-экономических систем в главе с СССР и США. Под цивилизацией он понимает «наивысшую культурную целостность». Он выделил в мире 7-8 основных цивилизаций. Подводя определенный итог суждениям о российской цивилизации, С.Хантингтон писал: «Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианского мира по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе». Россия, по его мнению, несет ответственность за порядок и стабильность в своем цивилизационном ареале, куда относятся Беларусь, Болгария, Македония, Сербия, Грузия, Армения, Румыния, Украина и Казахстан. Среди других цивилизаций он отмечает западную, китайскую (конфуцианскую), японскую (дзэнбудистскую), индуистскую, исламскую, латиноамериканскую и, возможно, африканскую.

Известный социолог И.Валлерстайн считает, что мир складывается из ядра, полупериферии и периферии, образуя мир-экономику с закрепленными на века позициями этносов – государств. Внутри ядра идет конкурентная борьба между Европой и США. В этой борьбе историческими союзниками США являются Япония и Китай. Шанс Европы устоять в этой схватке – союз с Россией. Россия, будучи классическим примером полупериферии, обречена быть в одном блоке с Европой. Россия становится вооруженной шпагой Европы, фактором «бесспорной военной силы».

В недавно вышедшей на русском языке книге видного английского публициста и исследователя Уилла Хаттона «Мир, в котором мы живем» подробно рассмотрен вопрос о качественных цивилизационных различиях Европы и США, находящихся во все более жесткой конфронтации. Эти противоречия носят идеологический и мировоззренческий характер. Таков мир, в котором предстоит решать свои проблемы современному поколению молодых.

Иерархия этносов и горизонтальные этносоциальные различия – оба фактора сказываются на сфере экономики. Можно исходить из теории «человеческого капитала» лауреатов Нобелевской премии Теодора Шульца и Гэри Беккера или из концепции культурного капитала Пьера Бурдье и т.д., но в любом случае возникает проблема проявления этнокультурных характеристик работников в конкретных видах трудовой деятельности.

Национальные, этнокультурные особенности работников лишь в незначительной степени могли влиять на производственныйпроцесс в простейшем индустриальном обществе. Они учитывались управлением, которое в этих условиях просто делило регионы на трудоизбыточные и трудонедостаточные, рассматривало рабочую силу наряду с другими ресурсами про­изводства, Конечно, жители определенного региона, данной националь­ности могли и не прийти работать на вновь открытие здесь предприя­тия. Но и это, с точки зрения управленцев, не беда. Рабочую силу как любой вид ресурсов можно было доставить в этот регион из другого.

Подобный тип управления развитием производства начинает давать сбои. Выясняется, что по многим параметрам подготовленный, квалифицированный, развитый работник на одних рабочих местах, при определенном типе организации производства показывает худшие результаты, а в других производствах, при ином типе организации труда – наивысшие. Объяснение этому загадочному явлению простое – приходят но­вые, наукоемкие, «высокие» технологии, которые в корне меняют роль человека в производственном процессе.

Новые технологии – быстро сменяющиеся технологии. Неимоверно возрастает «цена ошибки» каждого работника, т.к. значительно увеличивается доля прошлого труда по сравнению с долей живого труда. Соответственно возрастает и требование стабильности основных личностных характе­ристик работника, возможности прогнозировать его поведение в сте­реотипных и экстремальных производственных ситуациях. Возрастает уникальность каждого рабочего места, его «соразмерность» с данным конкретным работником.

Возникает вопрос о новых, ключевых качествах современного ра­ботника, тех качествах, которые предшествовавшее информационному массовое поточное производство не предполагало. На наш взгляд, это:

- готовность и подготовленность к постоянной инновационной деятель­ности;

- умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестан­дартные решения;

- инициативность, предприимчивость;

- коллективизм, готовность и подготовленность к сочетанию личных и групповых интересов;

- включенность в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

- сочетание технической и гуманитарной культуры;

- профессиональная, квалификационная, территориальная и другая мобильность.

На первый план управленческой и воспитательной деятельности выдвигается в настоящее время задача «получения» работника, адекватного идущим технологическим изменениям.

Современные технологии обладают одним важный свойством - они существенно повышают роль человека, работника в производственном процес­се. Успешная передача и восприятие новых технологий непосредственно зависят от культурных особенностей работников страны – рецепиента, от существующей здесь культуры труда и управленческой культуры» Размышляя над этим, венгерский специалист по технологическим инновациям В. Санто пришел к следующему выводу: «Культура труда и общая культура, образованность тесно взаимосвязаны друг с другом, но это отнюдь не идентич­ные понятия. Уровень образованности можно поднять усилиями всего об­щества за исторически непродолжительный период времени…, тогда как культура труда формировалась национальным историческим развитием и традициями, поэтому на ее изменение можно рассчитывать лишь в сравни­тельно длительной перспективе».

Итак, особую роль в формировании трудового потенциала играет на­циональная культура, формирующая устойчивые поведенческие стереотипы работника. Сейчас во всем мире распространены прикладные социолого-культурологические исследования этнических особенностей рабочей си­лы. Из отдельных черточек и характеристик специалисты пытаются синте­зировать «образы работников»: японского, американского, китайского и т. д. Результаты используются, прежде всего, транснациональными корпорациями при организации производства, формировании системы трудовых стимулов, развитии оптимальной отраслевой структуры, при планировании инвестиций. Среди факторов, определяющих направление инвестиций (наряду с политической ситуацией в стране – реципиенте, качеством национальной правовой системы и т.д.) важное значение имеют качественные характеристики рабочей силы страны – реципиента.

В частности, был детально проанализирован феномен «японского чуда». Крупнейшие специалисты пришли к выводу, что немалую роль в ускоренном развитии послевоенной Японии сыграло квалифицированное руководство, учитывающее в числе прочего и национальные особенности японского работника.

М. Моритани указывает на преемственность миниатюрных изделий современной японской электронной промышленности по отношению к традиционному для страны искусству миниатюризации (широко известны «бонсай» и «нэцке» – карликовые миниатюрные деревья и статуэтки): «кропотли­вый труд, создающий изысканные миниатюрные шедевры, живет в произ­водимых сегодня миниатюрных и высокоточных промышленных изделиях».

Изученная мною зарубежная литература, труды отечественных авторов, сопоставление результатов наблюдений зарубежных и совет­ских исследователей и публицистов, а также в определенной степени и результаты собственных эмпирических исследований позволяют выявить те компоненты традиционной этнической культуры, которые в той или иной степени воздействуют на трудовую деятельность в современном производстве, на меру и структуру ее эффективности (т.е. на качество продукции, готовность к нововведениям, стабильность и текучесть кадров, удовлетворенность трудом и т.д.). К ним относятся:

1) система общих ценностей культуры;

2) иерархическая модель профессиональной престижности;

3) степень профессиональных и образовательных притяза­ний представителей различных народов;

4) национальные трудовые тра­диции (т.е. привычные для людей характер, режим труда и т.п,);

5) существующие в данной общности поведенческие стереотипы.

Среди элементов национальной культуры, активно влияющих на производственный процесс, следует особо выделить систему ценностей данного общества, социальные нормативы и трудовые традиции, сложившиеся вне сферы современного производства.

Впервые вопрос о воздействии на производство системы ценностей был проанализирован М.Вебером. Он вычленял в мировых религиях этический компонент, т.е. «коренящиеся в психологических и практических религиозных связях практические импульсы к действию». По мнению Вебера, логика религиозной жизни привела в XVI-XVII вв. в Западной Европе к «практической рационализации жизненного поведения». Это явление М.Вебер назвал «протестантской этикой» и оценил как один из факторов становления промышленного капиталистического общества: центральное для протестантского мировоззрения понятие «призвание» (beruf) «дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как угодному богу делу». С другой стороны, «призвание» побуждает рабочих к самоотверженному труду в надежде на загробное воздаяние.

Естественно, что ценности «протестантской этики» распространены в первую очередь среди народов, исповедующих эту ветвь христианской религии. Но сходный комплекс ценностей зафиксирован и в буддистско-синтоистской Японии, и в католической Испании, переживающей период бурного экономического подъема.

Ценностная система культуры наполняет деятельность каждого человека смыслом, мотивирует ее. Так, ценности «протестантской этики» формируют у человека «мотив достижения»: при воспитании в соответствующей традиции у детей особенно развивается чувство самостоятельности и личной ответственности, стремление достичь наивысших результатов в избранной области. Эти усилия в сфере предпринимательской деятельности ведут через применение технических изобретений и увеличение прибыли к общему экономическому росту. Исследования позволили выявить общую закономерность: во все поддающиеся анализу исторические периоды и у всех народов выраженный «мотив достижений» у отдельных личностей сопутствовал экономическому расцвету общества, и наоборот.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...