Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Социально-отраслевая структура



Отрасль как социальная общность. Закономерным результатом развития социальной и хозяйственной подсистем любой страны является усложнение их структуры, выделение, я совокупности хозяйственных субъектов, специализирующихся на выполнении тех или иных технологических функций. Эти субъекты занимают однородные статусные позиции в социальном пространстве и составляют отрасль как социальную общность.

Наличие отраслевой структуры – универсальная характеристика любого общества, преодолевшего стадию натурального хозяйства. Особенность советского этакратического общества, во многом сохранившаяся и поныне – существование специальных государственных органов отраслевого управления, т.н. ведомств. В этакратическом обществе, которое с точки зрения своей технической базы представляло собой разновидность индустриального общества, система государственного отраслевого управления хозяйством получила максимальное развитие, сформировавшись к концу советской власти в запутанную разветвленную систему многоступенчатого и маловразумительного отраслевого и подотраслевого управления. В экономическом смысле это был метод подмены отсутствующего рынка прямым регулированием и распределением. В социальном смысле это был один из основных инструментов построения номенклатурной иерархии.

По месту работы в той или иной отрасли люди распознавали социальный статус друг друга. Уборщица на даче члена политбюро ЦК КПСС, конечно же, занимала более высокое место в обществе, чем, например, рядовой научный работник или инженер. Она получала квартиру в домах повышенной комфортности, имела доступ к дефицитным продуктам питания и предметам долгосрочного пользования и т.д. Работник аппарата ЦК КПСС имел, казалось бы, довольно скромную заработную плату, но он «отоваривал» ее совсем иначе, чем простой гражданин. Т.е. рубль как бы преумножался. Но главное даже не в этом, а в праве на медицинскую помощь в так называемом 4-м Управлении Министерства здравоохранения, где были аппаратура и лекарства, попросту отсутствовавшие для остальных граждан за любые деньги; в праве на лечение и отдых на Западе; в праве покупать любые дефицитные книги за совершеннейшие гроши; в праве на покупку по специальной книжечке билетов в любой театр, на любую отечественную или зарубежную знаменитость. Особые блага и привилегии имели также работники спецслужб, генералитет и высшее офицерство армии, и, наконец, работники оборонной промышленности. У всех из них была «своя» медицина повышенного качества; «своя» система реабилитации и отдыха; «свое» жилищное строительство и т.д., и т.д. Вот поэтому русский человек спрашивал знакомого, которого давно не видел, не о зарплате или должности, а, в первую очередь, о месте работы, т. е. о ведомственной, отраслевой «приписанности» собеседника.

И речь шла не только о благах, распределявшихся в соответствии с рангом ведомства, отрасли. По-разному функционировала система социальной селекции как метода вертикальной социальной мобильности; разнокачественной была система подготовки и переподготовки кадров (с разными издержками на одного обучающегося); различался даже доступ к специальной литературе из-за рубежа, доступ к переводам, обычно выходившим с грифом «для служебного пользования».

Другими словами, отрасль выступала не только как социальная общность, но и как социальный институт первостепенного значения. Это повлияло и на функционирование профессий, которые в период советской власти не были институционализированы. Как утверждал профессор М. Кивинен, в тогдашней России «профессии функционировали внутри основных бюрократических организаций». Таковыми выступали, прежде всего, отрасли и контролировавший их партийный аппарат. Поэтому в стране доминировали отраслевые социальные сети, а не профессиональные. Это сказалось на поведении населения в период проведения реформ. Люди опирались на сети, в которые были включены по месту работы, «по ведомству», искали там помощи и поддержки. Отсюда столь низкий процент безработицы к середине 1990-х гг. в стране при более чем двойном свертывании объема ВВП и промышленного производства. Зато сохранение профессионального статуса, квалификационного потенциала не было поддержано за отсутствием профессиональных социальных сетей.

Вот как примерно выглядела укрупненная социальная иерархия отраслей в контексте ценностной системы советского руководства:

1. Партийно-государственный аппарат.

2. Спецслужбы.

3. Вооруженные силы.

4. Отрасли системы распределения.

5. ВПК.

6. Наука.

7. Промышленность.

8. Образование и культура.

9. Сельское хозяйство.

10. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Постсоветская ситуация пока еще не может быть охарактеризована в силу постоянно меняющегося социального статуса хозяйственно-отраслевых комплексов. Можно было обсуждать проблемы резкого снижения статуса армии и ВПК. Однако здесь положение меняется за последние 2-3 года к лучшему. Остается довольно устойчивым высокий статус финансово-банковского комплекса. К сожалению, сохраняется высокий статус топливно-энергетического комплекса, что закрепляет Россию в зоне периферии мировой экономической системы. Тип работников, доминирующих в этом отраслевом комплексе, наиболее точно выражен в понятии, созданном польскими социологами – «рабочие-крестьяне». Уровень урбанизированности этих людей значительно ниже, чем в отраслях обрабатывающей промышленности, тем более – в ВПК. Это же относится к показателям их образованности, профессиональной подвижности и функциональной грамотности. В то же время заработная плата, размер социального пакета у этих работников намного выше, чем в других отраслях. А ведь этот параметр является отражением социального статуса отрасли в экономике и обществе.

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
(рублей)

   
Всего в экономике 6831,8
Промышленность 8060,8
Нефтедобывающая 23725,9
Газовая 33747,2
Химическая и нефтехимическая промышленность 7224,6
машиностроение и металлообработка 6684,9
легкая промышленность 3362,1
пищевая промышленность 6574,2
Сельское хозяйство 2778,3
Строительство 7947,2
Транспорт 9684,2
Связь 9142,0
Оптовая и розничная торговля, общественное питание 4923,7
Информационно-вычислительное обслуживание 9563,6
Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения 5800,9
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 4744,8
Образование 4254,3
Культура и искусство 4289,1
Наука и научное обслуживание 8581,4
Финансы, кредит, страхование 17042,4

Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания, которые являются в наши дни наиболее популярными:

1. Источник производительности и роста находится в порождении знания, распространяемого на все области экономической деятельности через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. За сокращением сельскохозяйственной занятости следует необратимое сокращение рабочих мест в промышленном производстве в пользу рабочих мест в сфере услуг, которые, в конечном счете, формируют подавляющую долю занятости. Чем более развитой является экономика, тем больше занятость сосредоточена в сфере услуг.

3. В новой экономике увеличивается значимость родов занятий, связанных с высокой насыщенностью присущей им деятельности информацией и знаниями. Занятость в позициях менеджеров, профессионалов и техников растет быстрее, чем в любых других занятиях, и составит ядро новой социальной структуры.

Тем не менее, следует учесть и менее распространенное суждение, основанное на реальных данных о ходе трансформаций в сфере занятости, о том, что наряду с общей тенденцией становления структуры занятости, характерной для постиндустриальных обществ, существует также и историческое разнообразие структур занятости, соответствующих специфическим институтам, культуре и политическому окружению.

Кроме того, вызывает дискуссии и тезис о сдвиге в сторону сферы услуг и сокращения промышленного производства. Очевиден факт, что большая часть занятости в развитых экономиках приходится на сферу услуг и этот сектор дает наибольший вклад в ВНП. Однако, из этого не следует, что промышленные отрасли исчезают, или что структура и динамика промышленности не оказывает влияния на объем сферы услуг. Многие услуги зависят от прямых связей с промышленным производством, и промышленная деятельность (отличная от промышленной занятости) является критически важной для производительности и конкурентоспособности экономики. В США, по оценке Коэна и Зисмана, 24% ВНП поступает от добавленной стоимости промышленных фирм, а другие 25% ВНП – от услуг, непосредственно связанных с промышленностью. Таким образом, постиндустриальная экономика не совпадает с «мифом» о ней.

Кроме того, понятие «услуг» часто считается в лучшем случае двусмысленным, а в худшем – вводящим в заблуждение. В статистике занятости оно использовалось как остаточное понятие, которое охватывает все, что не входит в сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, строительство, коммунальные предприятия или обрабатывающую промышленность. Таким образом, категория услуг включает в себя деятельность всех сортов, исторически прорастающую из различных социальных структур и производственных систем. Единственной общей чертой, объединяющей эти виды деятельности в сфере услуг, является то, что такой черты нет. Компьютерное программное обеспечение, видеопроизводство, проектирование микроэлектроники, сельское хозяйство, основанное на биотехнологии и т.д., а также многие другие критически важные процессы, характерные для развитых экономик, неизбежно объединяют свое информационное содержание с материальной поддержкой продукта, не позволяя провести четкую границу между «товарами» и «услугами». Чтобы понять новый тип экономики и социальной структуры, мы должны начать с характеристик различных типов «услуг», чтобы установить четкие различия между ними.

Третье главное предсказание первоначальной теории постиндустриализма относится к экспансии информационно-обогащенных занятий – управленческих, профессиональных и технических, представляющих собой ядро новой профессиональной структуры. Но эта тенденция не является единственной характеристикой новой профессиональной структуры. Одновременно с ней наблюдается также рост неквалифицированных занятий в сфере услуг на нижних ступенях социальной лестницы. Иными словами, развитые общества могут также характеризоваться все более поляризующейся социальной структурой, где верх и низ увеличивают свою долю за счет середины.

В качестве результата приведем современную классификацию отраслей экономики, по которым и распределяется занятость населения в странах G-7:

I Добывающий сектор: Сельское хозяйство; Горнодобывающая промышленность

II Трансформационный сектор: Строительство; Коммунальные службы; Обрабатывающая промышленность: Продовольствие, Текстиль, Металлургия, Машиностроение и металлообработка, Химическая промышленность, Прочие обрабатывающие отрасли

III Распределительные услуги: Транспорт; Связь; Оптовая торговля; Розничная торговля

IV Услуги производителям: Банки; Страхование; Недвижимость; Проектно-конструкторские услуги; Бухгалтерские услуги; Юридические услуги; Прочие деловые услуги

V Социальные услуги: Медицинские и другие услуги по охране здоровья; Больницы; Образование; Социальное обеспечение, религиозные услуги; Неприбыльные организации; Почтовые услуги; Правительство; Прочие социальные услуги

VI Бытовые услуги: Домашняя прислуга; Гостиницы; Рестораны и бары; Ремонтные услуги; Прачечные; Парикмахерские, косметические кабинеты; Развлечения; Прочие бытовые услуги

Чрезвычайно важна связь профессионально-отраслевой дифференциации в обществе с характером социальной мобильности. Дж.Голдторп заметил по этому поводу: «Мы хотим объяснить, например, не столько, почему дети докторов имеют склонность стать докторами или дети шахтеров – стать шахтерами; сколько, почему большинство из детей докторов, которые не становятся докторами, с намного большей вероятностью займутся другими видами интеллектуальной или организаторской деятельности, а не ручным физическим трудом с почасовой оплатой; и соответственно почему дети шахтеров, не пошедшие по стопам своих отцов, с большей вероятностью будут заниматься схожими видами деятельности, нежели работать в интеллектуальной или управленческой сферах».





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 2067 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...