Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. Сначала дружба, потом философия — пример Господа Чайтаньи



Сначала дружба, потом философия — пример Господа Чайтаньи

По отношениям между людьми можно судить о человеческой цивилизации, а также о духовном уровне человека.

Группа привлекает представителей всех культур, независимо от расы, возраста, пола и социального слоя, если отношение лидера к людям и его действия проникнуты таким умонастроением: «Я забочусь о вас. Я ваш друг и желаю вам только добра, и не боюсь очень смиренно обратиться к вам, чтобы вам служить».

В этом суть личного отношения. В коммерческой сфере профессионалы маркетинга и рекламы также используют это знание об универсальной человеческой природе, чтобы приблизиться к покупателям и завоевать их сердца.

Успешный продавец знает, что бесполезно сразу говорить с покупателем о товаре, даже если этот товар высочайшего качества и он очень нужен клиенту. В первую очередь необходимо завоевать доверие покупателя, убедить его в своей добросовестности, иначе он не решится ничего покупать у этого продавца.

Поэтому продавец вкладывает всю свою энергию и опыт в то, чтобы понравиться клиенту — приятно выглядеть, вежливо говорить, деликатно интересоваться жизнью покупателей, говорить им комплименты. Одновременно продавец очень внимательно наблюдает за ними. Он очень терпелив и действует так, будто не спешит продать свой товар. Покупателя подкупает такое внимательное, дружелюбное отношение продавца. Он начинает думать, что понравился продавцу, что тот стал его другом и ему можно доверять. Затем покупатель заодно интересуется и товаром, который продавец предложил как нельзя кстати.

Однако, как только товар продан, покупатель уже не представляет интереса для обычного продавца-материалиста, поскольку товар продан, задача выполнена.

Настоящий профессионализм заключается в том, чтобы постоянно по-настоящему интересоваться людьми. Нужно проявить истинное смирение, искренность и желание служить. Это возможно только тогда, когда «продавец» является настоящим преданным, и «продает» сознание Кришны. Однако подход остается тем же: сначала построить отношения и показать свою любовь и заботу, убедить человека, что вы являетесь его искренним другом и желаете ему только добра. Только в этом случае люди начнут задумываться о том, что, возможно, сознание Кришны чем-то ценно, если преданный — такой приятный и искренний человек, не стремящийся использовать меня для осуществления своих желаний.

Помимо такой личной проповеди, иногда проще проповедовать, не сближаясь с людьми слишком сильно. Для этого можно использовать самые разные способы: проведение лекций и курсов, театральные постановки, показ тематических фильмов, распространение прасада. В таких случаях сохраняется возможность личного контакта — например, обращение к людям с просьбой помочь в служении или сделать пожертвование, однако не обязательно развивать тесные отношения. Такие программы направлены, в первую очередь, на широкое распространение философии. Как правило, в результате таких общих программ хотя бы несколько человек могут всерьез заинтересоваться вайшнавским образом жизни.

Однако даже при проведении домашних программ бывает сложно изменить образ жизни людей, если мы полагаем, что достаточно дать им все элементы сознания Кришны, а затем ждать, что в них зажжется искра интереса и они станут приходить регулярно. Еще одна распространенная ошибка преданных — сведение всех разговоров с новичками к философии. Преданные вкладывают все свои силы, чтобы научиться в совершенстве излагать теорию, применяют различные приемы и аргументы, и полагают, что новичков это впечатлит и заставит воспринимать сознание Кришны всерьез.

Философия может привлечь интеллектуально, и некоторые люди могут начать в той или иной степени размышлять о присоединении к сознанию Кришны. Случается также, что у людей поначалу возникает сильный энтузиазм, они хотят преждевременно отречься от всего и стать садху. Однако если мы хотим, чтобы новички стали зрелыми преданными, имеющими нектарное настроение служения и проповеди, с хорошей садханой, чтобы они на всю жизнь остались в ИСККОН и поддерживали миссию Шрилы Прабхупады, нам следует не просто распространять философию, но и идти еще дальше. Мы должны открыть свои сердца и привлечь людей так, чтобы они также открылись. Мы должны посадить в сердца семена бхакти и помочь им вырасти, защищая от сорняков и препятствий. Мы должны стать «садовниками бхакти».

Господь Гауранга показал нам, как стать идеальным «садовником бхакти»

Господь Чайтанья показал, что дерево бхакти, которое он намеревался растить, полностью принадлежит Ему. Он сказал, что Он является всем в этом дереве — стволом, листьями, ветвями и побегами, цветами и плодами. Конечно же, плод этого дерева — любовь к Кришне, и Он желал, чтобы эти плоды постоянно раздавали каждому.

В Навадвипе он начал выращивать большой «сад» таких деревьев.

Он полностью посвятил себя тому, чтобы в каждом вырастить бхакти, чтобы семечко превратилось в росток, затем в дерево, а затем принесло цветы и плоды — любовь к Кришне. Он удовлетворялся только тогда, когда преданные получали кришна - прему!

Таким образом, проповедь означает, что мы хотим, чтобы человек, с которым мы познакомились, получил всю возможную милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Не стоит удовлетворяться тем, что мы поверхностно пообщались с человеком, дали ему немного милости и успокоили себя тем, что посеяли семя бхакти. Не нужно рассчитывать, что после этого, в каком-нибудь следующем рождении человек точно получит преданное служение и вернется домой к Богу.

Напротив, если речь идет о распространении книг — необходимо взять контактные данные человека, купившего у нас книги. После этого нужно развивать отношения с человеком, общаться с ним по электронной почте, звонить ему, приглашать в гости или заходить к нему, приглашать на праздники, воскресные и домашние программы и т.п. Мало кто сразу же согласится прийти на программу, кому-то может потребоваться время. Однако если мы будем постоянно общаться с ними, это поощрит их к постоянному чтению книг, и постепенно они согласятся впервые посетить программу, или обратятся к нам, когда столкнутся с какими-либо трудностями или проблемами.

Замечательно, если распространитель книг также сможет уделить немного времени, чтобы самому вести домашнюю программу. Это позволило бы ему продолжить общение с теми, с кем он познакомился. Если это невозможно, необходимо постараться связать новых людей с теми, кто ведет домашние программы. Он должен выбрать программы, где у преданных есть опыт работы по таким контактам, и где стараются окружить новичков личным вниманием и заботой, чтобы их заинтересованность в сознании Кришны росла.

Господь Гауранга был решительно настроен дать свою милость как можно большему числу людей, чего бы это ему не стоило. Он понимал, что общество серьезнее воспринимает слова санньяси, поскольку для людей Его внешний облик стал бы символом Его чистоты и отречения. Он был Верховной Личностью Бога, и Ему не было нужды оставлять Свой дом и семью, чтобы проповедовать. Его семья и так помогала Ему во всем. Тем не менее, Он чувствовал, что если останется грихастхой, то люди могут подумать, что Он занимается лишь удовлетворением своих чувств, и усомнятся в Его духовном прогрессе и реализациях. Он решил принять санньясу, когда Ему было всего двадцать четыре года. Он оставил семейную жизнь для того, чтобы дать людям сознание Кришны.

Несомненно, Он не рекомендовал каждому следовать за ним и принимать отреченный уклад жизни с целью проповеди; однако Он просил, чтобы мы взяли на себя нелегкое дело проповеди и терпели все неудобства, связанные с этим. Сюда входит обязанность вести программу регулярно у нас дома, необходимость давать людям нашу дружбу, любовь и заботу, а также помощь им в соблюдении принципов сознания Кришны на должном уровне. Случается, что нам приходится терпеть дурное поведение людей, особенно поначалу. Это и невежество материалистично настроенных людей, и грубость, споры, необязательность, критика, пренебрежительное отношение к нашей заботе. Необходимо завоевывать людей своей любовью.

«Можно вести семейную жизнь, быть врачом, инженером, кем угодно. Это не имеет никакого значения. Единственное, что требуется — это выполнять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и учить своих родственников и друзей принципам „Бхагавад-гиты“ и „Шримад-Бхагаватам“. Живя дома, следует выработать в себе кротость и смирение, как того хотел Шри Чайтанья Махапрабху. Так можно достичь в жизни духовного успеха.» Ч.-ч., Мадхья-лила 7.130, комментарий.

Господь Гауранга знал, как проникнуть в сердца людей с помощью Своего смирения. Его скромность была неотразима. Его сладкие, мягкие речи обезоруживали людей, а Его любовь и доброта сражали их наповал. Люди были просто влюблены в Него. В таком состоянии они были готовы сделать все что угодно, лишь бы удовлетворить Его. Это относилось и к материалистам, и к заядлым имперсоналистам.

Разговаривая с материалистами, он подчеркивал все их хорошие качества и вел себя с ними очень уважительно. У каждого человека можно чему-то научиться, и со всеми Он вел себя очень открыто и уважительно. Естественно, их сильно привлекало такое Его отношение к ним, и затем они уже были готовы принять от Него наставления. Таким образом, они предавались Ему и Он становился их гуру. Он советовал им не гордиться материальными достижениями, поскольку все являются слугами Кришны — единственного повелителя и причины всех причин. Он не пытался с самого начала рассказать им всю философию. Этого не потерпел бы ни один материалист. Вместо этого, Он проникал прямо в сердце, предлагая любовь и дружбу, и вызывал в каждом человеке ответную преданность. После этого люди были готовы воспринимать философию и следовать регулирующим принципам.

В общении с имперсоналистами Он также использовал прямой способ развития отношений, проявляя смирение. Он не начинал знакомства с философских дискуссий о персонализме и имперсонализме, не пытался победить их Своими аргументами. В первую очередь, Он завоевывал их сердца. В Варанаси, например, его жестко критиковали имперсоналисты во главе с Пракашанандой Сарасвати за то, что Он «сентиментально» танцевал и пел на улицах, вместо того, чтобы изучать Веданту, как положено истинному санньяси и как делали они сами.

Чтобы разрешить этот конфликт, один из преданных Господа Чайтаньи, брахман из Махараштры, пригласил Господа Чайтанью и имперсоналистов на обед к себе домой.

Имперсоналисты — великие оскорбители Бога. Они гордятся своим знанием «Веданта-сутры» и своими аскезами. Именно поэтому они были так критичны по отношению к Господу Чайтанье и оскорбляли Его. Однако Господь первым делом завоевал их дружбу и восхищение, проявив величайшее смирение.

«Поклонившись санньяси-майявади, Шри Чайтанья Махапрабху всем показал пример смирения. Вайшнав должен уважительно относится ко всем, особенно к санньяси. Шри Чайтанья Махапрабху учит: аманина манадена — следует всегда почитать других и не ждать почтения к себе.» Ч.-ч., Ади-лила 7.59, комментарий.

«В этом состоит отличие между Господом Чайтаньей Махапрабху и Пракашанандой Сарасвати. В материальном мире каждый стремится показать другим свою значимость, но Чайтанья Махапрабху держался очень смиренно и кротко. Хотя санньяси-майявади заняли почетные места, Сам Чайтанья Махапрабху сел поодаль, в нечистом месте.» Ч.-ч., Ади-лила 7.63, комментарий.

«После того как Господь Шри Чайтанья Махапрабху выразил почтение всем санньяси-майявади, их глава, Пракашананда Сарасвати, в ответ тоже почтительно приветствовал Господа.» Ч.-ч., Ади-лила 7.62, комментарий.

«Почтение, с которым Пракашананда Сарасвати отнесся к Шри Чайтанье Махапрабху, чрезвычайно важно.

Такое поведение считается агьята-сукрити, или неосознанной благочестивой деятельностью. Шри Чайтанья Махапрабху очень деликатно дал Пракашананде Сарасвати возможность приумножить свое благочестие, чтобы в будущем он стал настоящим санньяси-вайшнавомЧ.-ч., Ади-лила 7.65, комментарий.

Завоевав дружеское расположение санньяси-майавади, Он очень смиренно объяснил им, почему он повторяет маха-мантру Харе Кришна.Он сказал, что Его духовный учитель считал Его глупцом, не способным понять «Веданта-сутру». Поэтому учитель дал Ему наставление просто повторять маха-мантру Харе Кришна, чтобы достигнуть всех тех же результатов, что и при изучении «Веданта-сутры». Он сумел очень тонко и смиренно на своем примере рассказать майавади о славе маха-мантры и ее возможностях.

Им стало любопытно, как Он понимает «Веданта-сутру», и Чайтанья Махапрабху сумел объяснить им всю философию, одновременно развенчав все ошибочные утверждения имперсоналистов! После этого они согласились с Его выводами и начали повторять святые имена!

«Выслушав, как Шри Чайтанья Махапрабху объясняет „Веданта-сутру“, все санньяси во главе с Пракашанандой Сарасвати преисполнились смирения и, готовые исполнить волю Господа, обратились к Нему с такими словами». Комментарий, ЧЧ Ади-лила 7.147

Из этого примера видно, сколько великодушия и доброты проявил Господь по отношению к санньяси -имперсоналистам.Проявив к ним любовь, Он смог привлечь их и убедить предаться Ему. В материальном мире каждый полон недостатков, однако мы должны проявлять великодушие, терпение и смирение, как это делал Господь Чайтанья. Только тогда мы сможем тронуть сердца людей.

Это в некоторой степени поможет им полюбить Кришну. После этого они будут готовы согласиться с нашей философией. Также они будут быстро прогрессировать в сознании Кришны, поскольку у них уже будет вкус любви к Кришне, пусть и небольшой.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...