Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О номере информация,информация о номере. 6 страница



Р. «за столом» – проводится перед прогоном театрализованного представления и преследует цель проверить во избежание «накладок», насколько хорошо каждый ассистент, помощники режиссера, ведущий представление и службы знают свой маневр.

Р. генеральная – представление, идущее без зрителей или при ограниченном их количестве. Генеральная – это тот же прогон, но с особой целью и на особом этапе. Чаще всего она одновременно является и сдачей режиссером и постановочной группой представления заказчику, поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональные режиссеры проводят генеральную Р. за день-два до показа представления, чтобы можно было внести необходимые, обнаружившиеся по ходу Р., изменения. (График репетиций, Прикрытие).

Методы репетиционной работы. Любое режиссерское указание может быть дано как в форме словесного объяснения (рассказа) так и в форме показа. Словесное объяснение (рассказ) считается основной формой режиссерских указаний.

Рассказ – это разъяснение, погружение артиста в замысел режиссера, введение в обстоятельства роли, среды, в к-рой будет существовать исполнитель, мизансцены, выяснение действия в каждом куске роли. Большое внимание рассказу уделяется в застольный период. Использование рассказа зависит также от степени подготовленности исполнителей (профессионалы – непрофессионалы), от вида репетиции, от взаимоотношений режиссера и исполнителя (соавторы-подчиненные) и от некоторых других факторов. Не рекомендуется злоупотреблять рассказом, чтобы не убить интуитивный хар-р действования исполнителя,

Показ – это демонстрация мизансцены, характера, поведения героя на сцене, жестов и т. д. Различают режиссерский показ и актерский показ. Актерский показ – это подмена актера режиссером, демонстрация, как надо сыграть, режиссерский показ – это указание, что надо в данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н. существенную сторону образа. Режиссерский показ, как правило, конкретен и представляет собой лаконичное средство передачи актеру режиссерского задания.

Рассказ с демонстрацией – это есть подлинный режиссерский показ. Только при помощи демонстрации с пояснением режиссер может выразить мысль синтетически, т. е. демонстрируя одновременно движение, слово, интонацию в их взаимодействии. При этом режиссеру нет необходимости проговаривать точный текст. Кроме того, режиссерский показ связан с возможностью творческого мобилизационного заражения актера режиссером. режиссер только намекает актеру, только подталкивает его, подсказывает ему направление, в к-ром следует искать.

РЕПЛИКА, (фр. replique), 1) ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего. 2) В сценическом диалоге ответная фраза партнера; последние слова персонажа, за к-рыми следуют текст другого действующего лица спектакля. Понятие современной Р. расширено. К ней относится движение актера, смена света, начало или окончание движения поворотного круга, занавеса, штанкета и проч.

РЕПРИЗ(А), (фр. reprise – возобновление, повторение), 1) повторение какого-л. раздела музыкального произведения. 2) В цирке – движение лошади одним и тем же аллюром; серия трюков. 3) В цирке и на эстраде – словесный или пантомимический номер, лаконичная шутка, меткое слово, каламбур, парадокс, трюк, рассчитанный на безусловную, общую и быстро возникающую реакцию публики. Р. бывают сатирические, юмористические, публицистические, музыкально-вокальные и т. п.

Р. может иметь значение самостоятельного мининомера конферансье, отлично приспособлена для заполнения межномерных пауз, когда в его распоряжении считанные секунды, а также может существовать как составная часть номера эстрадного или циркового артиста. Репризный ход внутри фельетона, монолога, интермедии может круто поменять смысловое значение целого кустка, придать особую остроту и второй план содержанию. Как эл-тарный вид комического, Р. внутри текста служат ударными смеховыми акцентами-5, являясь по образному выражению Н. П. Смирнова-Сокольского, поплавками, поддерживающим на поверхности зрительского интереса весомые и ведущие части произведения. Самое незначительное перемещение слов в Р., к-рое может произойти при нетвердом знании текста или изменение интонации, фразировки выхолащивает юмор из микроскопического, но точно построенного произведения.

РЕФРЕН, (фр. refrain), стих или строфа, припев, в определенном порядке повторяющийся в стихотворении, песне.

РЕЧЕВАЯ ПАРТИТУРА, разделение текста между исполнителями по голосам для полифонического (хорового) исполнения литературных произведений.

РЕЧЕВОЙ ХОР, одновременное произнесение всеми участниками представления или отдельными его группами определенного текста, чаще всего стихотворного. Этот прием часто используется в литературно-музыкальных композициях, агитпредставлениях.

РЕЧИ МЕЛОДИКА, Мелодика речи.

РЕЧИТАТИВ, (ит. recitativo), вокальный стиль, основанный на соответствии интонационных и метрических закономерностей музыки и словесного текста. В 17 – 18 вв. возникли «сухой Р.» – наиболее близкий речевой интонации и исполняемых под аккомпанемент отдельных аккордов клавесина, и «аккомпанированный Р.» – более мелодизированный с развитым оркестровым сопровождением. Р. встречается в операх, ораториях, кантатах, песнях.

РЕШЕНИЕ ОБРАЗНОЕ, Образное решение.

РЕШЕНИЕ РЕЖИССЕРСКОЕ, Режиссерское решение.

РИТМ, (гр. rhythmos – мерное течение), 1) чередование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых, цветовых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; размеренность в протекании, совершении чего-л.. 2) (В музыке) временнáя организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцентный Р., основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации служит метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенное его смысловым заданием. 4) (В стихе) – а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем Р. в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, Р. является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера. 5) (В искусстве) важнейшее формообразующее средство художественного произведения – музыкального, поэтического, театрального – основанное на закономерной повторяемости в пространстве и/или во времени аналогичных эл-тов и отношений через соизмеримые интервалы с вариативными пропусками или сгущениями отдельных ритмических единиц. 6) (В сценическом и эстрадном искусстве, в массовом представлении) это пульс внутр. действия. Отдельные Р. складываются в ритмический рисунок представления, в ритмическое настроение. (Ритмические волны, Ритмический повтор, Ритмичный).

РИТМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ, принцип композиции, сформулированный М. Чеховым, выражающийся в регулярном повторе ритмических движений, в смене между внутренним и внешним действием. Все выразительные средства на сцене колеблются между этими двумя полюсами: с одной стороны, они достигают наибольшего напряжения в своей внеш. выразительности (речь, жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами, световые и звуковые эффекты и т. п.). С др. стороны, они становятся чисто душевными, внутренними (излучениями отдельных исполнителей, их настроения и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом композиционного построения концертного номера, концертного и праздничного действия.

РИТМИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ, принцип композиции, сформулированный М. Чеховым, выражающийся в том, что отдельные ее части, моменты повторяются в пространстве или во времени (или вместе), оставаясь при этом неизменными или меняются при каждом повторе количественно и качественно. Различают Р. п. смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они сосредоточивают внимание на смысле действия, создают его атмосферу. Как выразительное средство режиссуры Р. п. структурирует, укрепляет и усиливает воздействие всех эл-тов спектакля, театрализованного представления, праздничного массового действа на зрителя. (Ритм, Ритмические волны, Ритмичный).

РИТМИЧНЫЙ, подчиненный ритму, равномерный, налаженный, размеренный. Какое время и в каком пространстве может обозревать зритель одну картину без изменений зависит от количества и качества художественной информации. (Ритм, Ритмические волны, Ритмический повтор).

РИТУАЛ, (< лат. ritualis – обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная, стереотипная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Р. играет особо важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется, главным образом, в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.). В праздничном Р. важное место занимает шествие (процессия), демонстрирующее принадлежность к какой-л. социальной идее, общности, к-рая отображается в песнях, пантомимах, танцах, молитвах, но также ранг, иерархию, социальную функцию участвующих в нем лиц. Ритуальное действие, являющееся обязательным структурным эл-том любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирается на народные традиции. К общим ритуальным эл-там организации театрализованного действия следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и проч. (Парад).

РИФМА, (< гр. rhуthmos – размерное движение), созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические. (Стих).

РОЛЬ, (< фр. róle), 1) (психол.) социальная функция личности; соответствующая принятым нормам способ поведения людей в зависимости от статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. 2) Изображение актером на сцене персонажа пьесы. 3) Совокупность реплик одного действующего лица в пьесе. В массовом действе участники добровольно принимают на себя различные игровые и ролевые функции, выполняя творческие задания, предложенные сценарием, режиссером, ведущим. (Пластический рисунок роли).

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный дирижер, Главный хормейстер.

РЯД СОБЫТИЙНЫЙ, Событийный ряд.

РЯЖЕНИЕ, особое крестьянское обрядовое действие, состоящее в изменении собственной внешности, нередко до полной неузнаваемости. Ряженый мажет себя сажей, краской, глиной, мукой, нанося их на лицо, шею, руки и другие открытые участки тела, переодевается в особую ритуальную одежду (если используется обычная одежда, то ее надевают так, чтобы это входило в противоречие с нормальным способом ее ношения), использует другие традиционные приемы маскировки. По своей сути Р. – специфический язык общения с потусторонним миром, магической игры с ним, своими корнями уходит в веру в оборотничество.

Отдельные ритуалы различаются половозрастным составом ряженых участников, временем отправления, а также списками персонажей. Каждый праздник (Святки, Масленица и др.) имеет своего ряженого героя.

Р. используется в ритуалах типа уличных процессий (провожают Русалку, Масленицу, Кострому, Ярилу), поединков (вступают в противоборство Весна и Смерть), встреч (встречают весну, Масленицу) и свадебных поездов (женят Семика и Семечиху), в ритуалах типа обхода дворов и посиделочных игрищ (панихида по покойнику, смерть и воскресенье животного, венчание и пр.)

В организации ритуалов обходного и посиделочного типа действия ряженых всегда выливаются на зрителей (пугают собравшихся, подхватывают их в пляске, наносят им удары, стегают их плетью, пачкают, высмеивают или задирают иным способом, насильно волокут прикладываться к покойнику «в рыло целовать или даже в «шишку») (ср., Хэппенинг).

Р. в равной степени принадлежит обрядовой и зрелищно-игровой культуре. С одной стороны, оно существует в форме показа, зрелища; с другой драматическое действие с обрядовыми формами.

Традиционное Р. со временем было основательно поколеблено, а порой даже вычеркнуто из жизни. Его пытались представить как нечто примитивное, нарочито грубое, циничное, непристойное. В результате Р. оторвано от своих корней, превратилось в чисто маскарадную затею, стало своего рода безделушкой, забавным и озорным переодеванием, либо вообще вытиснилось из быта. (Активизация аудитории, Маска, Обряд).

С

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, в широком смысле – все виды и жанры художественной самодеятельности, соответствующие видам и жанрам профессионального искусства или традиционного народного творчества (фольклора): музыкальная, танцевальная (хореографическая), театральная, изобразительная, декоративно-прикладная художественная самодеятельность, фото- и кинолюбительство. С. и. – один из способов распространения художественной культуры, привлечения широких масс непрофессионалов к художественной творчеству. Характерная черта С. и. – свободное оперирование эл-тами действительности, общеизвестными художественными формами, их преобразование без строгого соблюдения существующих традиций, канонов, правил. Творчество в рамках С. и. способствует выявлению талантов и нередко служит источником для пополнения кадров профессионального искусства, где уже нет места самодеятельности как непрофессиональности, необученности. 2) В узком смысле – творчество вне художественных традиций, канонов и правил, достигающее высот художественно-образного обобщения. Яркий пример такого искусства – примитив в самодеятельном изобразительном искусстве.

САРКАЗМ, (гр. sarkasmos < sarkazm, букв. рву мясо), язвительная, жестокая и ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внеш. смысла и подтекста. (Ср., Ирония, Сатира)

САТИРА, (< лат. satura – мешанина), 1) обличающая, бичующая ирония. 2) Литературное произведение, обличающее отрицательные явления, действия. 3) Вид комического, особо острая и язвительная форма комедийной, т. е. эмоционально-эстетической критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам, бичующее изобличение всего, что стоит на пути к их осуществлению; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто несообразное, несостоятельное с помощью преувеличения, заострения (порой доводящего облик изображаемого явления до деформации), гиперболизации (см. Гипербола), гротеска.

СВЕРХЗАДАЧА, идея, ставшая внутр. потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участников. Отход от С. и сквозного действия в режиссуре – это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого. (Перспектива, Сверх-сверхзадача).

СВЕРХ-СВЕРХЗАДАЧА, по К. С. Станиславскому, жизненная целеустремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, к-рые являются основой театрализованного действия.

СВЕТ, 1) лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. 2) Тот или иной источник освещения. (Софит, Рампа, Лазер) С. и цвет – активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития событий. Сценический С. преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон – в сталь или гранит, жесть – в хрусталь, стекляшки – в алмаз, фольгу – в золото и серебро. Искусно установленный на сцене С. создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». С. предназначен также для создания световых эффектов. Но самое важное назначение С. на сцене – создание атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или наоборот, эмоционально окрашенным – праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамич­ным. С. на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля (Репетиция монтировочная). Занимается этим осветительный цех во главе с художником постановки и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных – стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне нее, в зрительном зале (т. н. выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях (длинных балконах). Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в к-рые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы. (Световая партитура, Световая проекция, Световой занавес, Световой эффект.)

СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА, составная часть режиссерской документации, в к-рой фиксируется последовательность включения световой аппаратуры и хар-р световых эффектов для создания атмосферы массового представления.

В С. п. указывают световую аппаратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения световых эффектов во время представления на сцене и в зрительном зале. В С. п. указывается порядковый номер включения и группа осветительных приборов, наименование эпизода представления и реплики на включение, технологический прием введения света: напр., «резко», «плавно» и т. п. Далее следует реплика на снятие света и технологический прием его выведения. В примечании делается соответствующая запись, если свет дается с «наплывом». С. п. обязательно сверяется с монтажным листом режиссера. (Свет, Световая партитура, Световая проекция, Световой занавес.)

СВЕТОВАЯ ПРОЕКЦИЯ, световой эффект, базирующийся на возможности света давать изображение на экран с помощью специальной проекционной аппаратуры (кино-, видеопроекторы – для динамической проекции и диа-, слайдпроекторы – для статической). Различают фронтальную С. п. – со стороны зрительного зала и просветную (рирпроекцию) – со стороны арьерсцены. Художественные эффекты закладываются в само изображение (особенно при монтаже динамической проекции) или при демонстрации материала используются возможности проекционной аппаратуры. (Свет, Световая партитура, Световой занавес, Световой эффект, Техника сцены, Эффекты сценические).

СВЕТОВОЙ ЗАНАВЕС, световой эффект, к-рый базируется на наличии пыли на любой театральной сцене. Различные приемы устройства С. з. позволяют получать эффектную дымку и тем самым как бы увеличивать глубину сцены, выделять одни планы сцены и перекрывать другие, сделать незаметной смену декораций, не прерывая действия и не перекрывая сцену традиционным занавесом, создать «занавес» светом рампы, направленной в зрительный зал. В последнем случае источники света несколько ослепляют зрителей, делая невидимой для них работу на сцене, поэтому режиссеру следует подумать об этике использования этого приема. С. з. должен соответствовать стилю хар-ру оформления зрелища. (Свет, Световая партитура, Световая проекция, Световой эффект.)

СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ, технические приемы c использованием света, к-рые совместно с др. компонентами внеш. формы зрелища помогает режиссеру и художнику образно вскрыть его содержание, т. о. С. э. становится не только техническим приемом, но и выразительным средством сценографии. С. э. бывают стационарные (звезды, луна, туман, радуга и т. п.) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда и проч.). Для С. э. служат специально изготовленные приборы и приспособления или проекционный аппарат с неподвижными и движущимися диапозитивами («радуга», «дождь», «снег», «бегущие облака», «волны» и т. д.). (Проекция). «Туман», к-рый можно имитировать сложным контражуром, гораздо эффектней получается, если в специальных испарителях через сухой лед пропускают горячий пар. «Молнию» легко показать обыкновенной фотовспышкой, если поместить ее подальше от авансцены и повыше, чтобы зритель видел только отраженный свет вспышки. Эффектный «снег» получается от вращающегося шара, обклеенного кусочками стекла, если на него направить луч света и вращать на горизонтальной оси. Специальные осветительные приборы, направленные на декорацию, расписанную люминофорами (светящимися красками), могут на глазах у зрителей превратить сарай в роскошный замок, дремучий лес – в экзотическое подводное царство и т. д. Люминесцентные краски применяются и для росписи костюмов, а иногда и в актерских гримах. «Черный кабинет» – С. э. основан на свойстве черного бархата максимально поглощать свет. Чел-к, одетый в черный бархат, на фоне черного бархата не виден. Поэтому в черном кабинете предметы и люди могут исчезать на глазах у зрителей либо плавать в воздухе, «никем не поддерживаемые». Для этого эффекта необходим умело поставленный свет. Все С. э., как правило, требуют на сцене особого, неяркого света или полной темноты. (Голография, Люминесценция, Световая проекция, Световой занавес, Светомузыка, Естественное освещение местности).

СВЕТОМУЗЫКА, синтетический вид искусства, основанный на различных видах синтеза музыки и света (цвета, изображения, пространственно организованного света). Впервые попытка соединения музыки и цвета была предпринята А. Н. Скрябиным (1871-1915) в симфонии «Прометей». С. относится к слухо-зри­тельным, пространственно-временным искусствам технического комплекса, к классу выразительных, интонационных его разновидностей. Художественная реализация С. осуществляется в двух основных жанрах – светомузыкальные концерты (спектакли) и кинофильм. Наряду с ними развиваются и прикладные формы С., использующие приемы и технику автоматического светозвукового синтеза (кабинетов релаксации на производстве, светомузыкальные фонтаны, декоративное оформление дискотек). В 1987 г. состоялся первый Всесоюзный фестиваль С.

СВОБОДА МЫШЦ, умение актера целесообразно распределять и затрачивать свою физическую энергию, освобождаться от излишнего мышечного напряжения; достигается тренингом. В совокупности с занятиями пластикой, ритмикой, танцами и т. д. у актера вырабатывается умение двигаться выразительно и правдиво.

СВЯЗКА, 1) несколько однородных предметов, связанных вместе. 2) Переходный, логически обоснованный, момент, соединяющий два соседних эпизода в театрализованном представлении; «мостик».

«СЕЧЕНИЕ ЗОЛОТОЕ», «Золотое сечение»

СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, Действующие силы.

СИМВОЛ СЦЕНИЧЕСКИЙ, Сценический символ.

СИМВОЛ, (< гр. sýmbolon – условный знак, опознавательная примета), 1) В Древней Греции – условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общественного группы, тайного общества и т. п. 2) С. веры – краткое изложение основных положений вероучения, основных догматов христианства. 3) В науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 4) Предметное действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-л. образа, понятия, идеи. 5) (В искусстве) троп, представляющий собой многозначный и глубокий по смыслу художественный образ, к-рый соотносит разнообразные планы изображаемой действительности, воплощает какую-л. идею. Это образ, являющийся представителем др. (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений.

С. родственен понятию «знак», однако их следует различать. Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета; С. – представитель др. образа (содержания, отношения). Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность – явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. Знак содержание обозначает – С. содержание раскрывает (изображает, выражает отношение к нему, создает настроение); знак условен, более или менее «произволен», не мотивирован, не имеет сходства с обозначаемым предметом (напр., зодиакальный знак a не похож на рака). С. же имеет сходство с обозначаемым предметом, но уже отдален от него (V – крест «– звезда). Знак – неразвернутый С., он лишь указывает на предмет, демонстрирует его, вычленяет из потока действительности, если мы обозначили какое-то явление, значит, мы сделали его предметом нашего ощущения или мышления. С. – развернутый знак. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания, его нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться».

Сидельников В. В. выделяет несколько путей использования С. в театрализованном представлении: 1) в решении его образного сценарно-режиссерского хода; 2) в показе отдельных явлений действительности, свойств человеческого характера, отдельных образов (персонажей); 3) в заключении со зрителем "правил игры", т. е. меры условности происходящего на сцене; 4) в решении отдельного номера или эпизода представления; 5) в художественном оформлении всего представления, костюмах, реквизите, деталях оформления, эмблемах., (Ассоциация, Гипербола, Иносказание, Метафора, Олицетворение, Персонификация, Символика, Символическая образность, С. сценический).

СИМВОЛИКА, выражение идей, понятий или чувств с помощью совокупности условных знаков или предметов (символов). (Символическая образность, Сценический символ).

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ, Образность.

СИММЕТРИЯ, (гр. symmetria), соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-н. по обе стороны от середины, от центра. (Асимметрия, Композиция сценического пространства, Мизансценическая рифма)

СИНТЕЗ ИСКУССТВ, сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов С. и. определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-худо­жественный С. и. образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль-1, здание, интерьер). Кинофильм, спектакль, театрализованное представление – синтез режиссерского, актерского искусства, лит-ры, музыки, изобразительного искусства и т. д. С. и. является основой режиссерских выразительных средств массового действа.

СИНТЕЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ, органическое взаимодействие и взаимовлияние различных видов жизненного и художественного действий, преобразующих их в особый вид жизненного и художественного творчествамассовое театрализованное действо.

СИНТЕЗ, (< гр. synthesis – соединение, сочетание, составление), 1) соединение (мысленное или реальное) различных эл-тов объекта в систему (Синтез искусств). 2) Метод научного исследования какого-л. предмета, явления, состоящий в познании его единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 3) Процесс образования звуков речи и музыкальных инструментов специальным акустическим устройством (синтезатором). Синтезирование звука активно используется в эстрадных и др. театрализованных представлениях.

СИНХРОН(ИЗМ), (гр. synchronismуs – одновременность), 1) совпадение и связь во времени чего-н. совершающегося, параллельность в действии чего-н. 2) (В театре) один из признаков формы стихотворной мизансцены, а также один из приемов организации больших сценических групп. Если в театре чистый С. оправдать трудно, то в массовом празднике, театрализованном представлении он используется очень активно (напр., массовые упражнения на стадионе). (Синхробуфф).





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...