Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О номере информация,информация о номере. 4 страница



ПРЕДДЕЙСТВИЕ, действие-3, предшествующее началу основного сценического или массового театрализованного действа. В режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников – это включение жизненной деятельности людей в подготовку праздничной игры, создание таких игровых условий, к-рые привлекают людей к праздничному действию, создают настроение, психологическую установку для перехода в праздничную игру. (Активизация аудитории).

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ­СТВА, факты, к-рые предлагается актерам принять во внимание при их творчестве: фабула пьесы, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации, костюмы, сценические эффекты и проч. П. о. являются предположением, вымыслом воображения. Они продолжают творчество, начатое магическим «если бы». Способность верить в П. о. как в действительность (реальность), А. Я. Таиров называл сценическим талантом. П. о. важны тем, что они подготавливают появление факта, выражающего общий конфликт в пьесе, спектакле. В массовом действе, происходящем в реальной среде, П. о. становятся конкретные жизненные ситуации, возникающие по ходу действия.

ПРЕДМЕТ БОРЬБЫ, все то, что необходимо персонажу для осуществления его сквозного действия (конкретная вещь, отношение партнера, знание, умение, подтверждение какой-то мысли и т. п.). П. б. – предмет конфликта, опредмеченная цель, на к-рую направлено действие исполнителя. П. б., как правило, находится в руках партнера, и персонажу приходится проявлять инициативу, чтобы им овладеть. Владелец П. б. при этом находится в обороне или активном контрдействии. Для организаторов массового праздника, представления опредмеченной целью может выступать улыбка зрителей, ответ зала на вопрос, желание участников вступить в игру, осуществить какое-л. реальное действие и т. п. П. б. присутствует в репризе, эпизоде, номере, сцене, в целом представлении и т. д. В зависимости от характера персонажа, задач эпизода или представления в целом меняется и П. б. Чем больше препятствий встречает исполнитель на пути овладения П. б., тем разнообразнее приспособления-3 он должен искать и проявлять большую активность в достижении поставленной цели, что, в свою очередь, влияет на динамику спектакля, представления-3.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ МАССОВОЕ, Массовое театрализованное представление.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, 1) образ ранее воспринятого предмета (сцены, события, явления), возникающее на основе их припоминания (П. памяти, воспоминание), а также образ, создаваемое продуктивным воображением; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. П. бывают зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. 2) Театральный спектакль. 3) Художественное зрелище, сосредоточенное на определенной игровой площадке и предполагающее разделение участников действия на зрителей и исполнителей. П. является составной частью праздника.

П. условно делятся на клубные и массовые. К наиболее распространенным клубным П. (происходящим на закрытых площадках) относят тематический вечер, театрализованный концерт, агитационно-художественное П., литературно-музыкаль­ную композицию и т. п. Под массовыми представлениями понимаются манифестации, концерты-митинги, инсценировки или тематические сюжетные постановки на площадях, стадионах и других открытых пространствах, позволяющих вмещать многочисленные группы участников и массы зрителей. По своему хар-ру также различают П. поэтическое – жанр театрального представления, литературную основу к-рого составляют не драматические, а поэтические произведения и монументальное – отличающиеся значительностью социального содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом, величественностью и мощностью исполнения. П. могут быть сюжетные (напр., елочные представления для детей) и бессюжетные (по логике развития целостного образа представления, по логике развития режиссерской мысли). Для раскрытия обобщенных и значительных понятий чаще всего используется театрализованное П. В его сценарии может содержаться документальный материал, к-рый подается в художественно-образной форме. (Искусство П.).

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСКУССТВО, Искусство представления.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРАЗДНИКА УЧАСТНИК, Участник представления, праздника.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, (< лат. praesentatio), представление обществу чего-л. нового (товара, услуги, художественного произведения и т. п.). Вид рекламы, в к-рой производитель (или его представитель) вступает в непосредственный контакт с потенциальным потребителем. В последнее время П. носят массовый характер, облекаются в художественную форму и нуждаются в режиссерской разработке.

ПРЕКРАСНОЕ, категория эстетики, характеризующая явления с т. зр. совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать П., когда они в своей конкретно чувственной целостности вы ступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение чел-ка в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы общества и чел-ка, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей. Поэтому восприятие П. вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. При восприятии П. чел-к получает информацию не только о естественных качествах явлений, но и о степени утверждения в мире общественного чел-ка, о достигнутой им свободе в природной и социальной действительности, об уровне развития его творческих потенций. П. объективно, поскольку оно является общественно-человеческой ценностью, к-рая образуется во взаимодействии природы и общества, во взаимоотношении людей в объективном процессе общественно-исторической практики. Оценка же П., проявляющаяся в эстетическом переживании, вкусе и идеале, обладает субъективным хар-ром и может быть истинной или ложной в зависимости от того, соответствует или не соответствует она П. как объективной ценности. Специфическое значение П. не заключается в его утилитарной полезности (не все полезное прекрасно, как и не все П. имеет утилитарную пользу). Основное значение П. для чел-ка и общества – духовно-практическое. Поэтому подлинно эстетическое восприятие П. бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму и эгоистическому своекорыстию. Однако бескорыстность в отношении к П. не означает незаинтересованности. Переживание П. потому и бескорыстно, что в нем сливаются личные и общественные интересы, чел-к ощущает себя лично причастным к общественному значению П. То, что является П. в действительности, может отображаться в искусстве. Но и само искусство прекрасно, т. е. художественно ценно, тогда и постольку, когда и поскольку в нем правдиво отражается жизнь во всех своих эстетических проявлениях сквозь призму гуманистических идеалов, выражено духовное богатство человеческой личности, воплощенное в мастерски-совершенной форме.

ПРЕЛЮД(ИЯ), (< лат. praeludere – сыграть прежде, наперед), 1) вступление к какому-л. музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом, для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы П. и фуг, а также одних П. 2) Вступление, введение, предвестие чего-л.. 3) (В театре) события, происходившие с данным персонажем до изображаемого на сцене момента. П. помогает актеру войти в атмосферу последующей сцены. П. создается исходя из предлагаемых обстоятельств пьесы и характера действующего лица.

ПРЕПИНАНИЯ ЗНАКИ МИЗАНСЦЕННЫЕ, Пунктуация.

ПРИЕМ АССОЦИАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА, Ассоциация.

ПРИЕМ ВОЗРАТА К ИСХОДНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ, один из способов, позволяющих режиссеру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постано­вочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. в. и. п. применяется в том случае, когда постановщик оказывается перед фактом невозможности дальнейшей разработки композиции, когда затруднен логический переход к следующему фрагменту композиции или заранее задумано несколько сложных тематических или орнаментальных рисунков, следующих друг за другом и т. п. Как методический, П. в. и. п. применяется и в репетиционной работе с участниками на поле стадиона, т. к. облегчает освоение ими нового рисунка из исходного построения. (Разметка, Графический метод, Прием обратного действия, Прием прямого действия).

ПРИЕМ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ, Драматургический прием.

ПРИЕМ КОНТРАСТНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА, Контраст.

ПРИЕМ ОБРАЗНЫЙ, Образный прием.

ПРИЕМ ОБРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ, один из способов, позволяющих режиссеру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постано­вочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. о. д. характеризуется тем, что постановщик разрабатывает композицию построений и перестроений на схеме в обратной последовательности по отношению к действиям участников на поле стадиона. В этом случае постановщик начинает разработку не с выхода участников, как это происходит в действительности, а с исходного построения участников массового номера. Особенно эффективен данный прием, когда начало эпизода включает тематическое построение. В целом П. о. д. позволяет наиболее целесообразно расставить участников во всех построениях, включенных в начало эпизода: от выхода участников и до массового номера. (Разметка, Графический метод, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению).

ПРИЕМ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ, один из способов, позволяющих режиссеру по спорту наиболее рационально организовать действие большой массы участников сначала на схемах композиционно-постановочного плана, а затем на репетициях театрализованного представления на стадионе. П. п. д. характеризуется разработкой построений и перестроений на схеме в той же последовательности, в какой они будут выполняться участниками на поле. Как правило, он применяется при разработке массового номера. Постановщик вычерчивает на схеме сначала исходное построение участников массового номера, а затем последовательно, находя логические и наиболее красочные переходы от одного рисунка построения к другому, следует до конца номера. (Разметка, Графический метод, Прием обратного действия, Прием возврата к исходному положению).

ПРИЕМ РЕФРЕНА, Рефрен.

ПРИЕМ, 1) Собрание приглашенных (обычно у официальных) лиц в честь кого-чего-н. П. может быть составной частью праздника и нуждается в режиссерской разработке. 2) Отдельное действие, движение. 3) Способ в осуществлении чего-л. (Режиссерский П.). 4) Частный случай метода. (Троп). 5) Средство перевода режиссерского замысла в решение. Это способ перевода материала одного вида искусства в др.: лит-ры (пьесы) – в сценическое (спектакль). Это может быть, напр., «П. двойного существования» («Горе от ума» – Г. Товстоногова), «шутовского действа» («Тиль» – М. Захарова), «хорового сказа» («Леди Макбет Мценского уезда» – А. Гончарова).

Композиционная роль П. особенно ярко выражена в условном и эпическом театре. Напр., П. ритмических контрастов, используется в нескольких аспектах: при подаче текстового материала, в пластике мизансцен, ритмическом рисунке танца, смене ритмов одного и того же несколько повторяющегося куска. Постановка может быть решена приемом гротеска. П. открытого озвучания действия, напр., состоит в том, что актер, исполняющий роль «шумового оркестра», не отвлекая на себя внимание зрителя, с помощью различных приспособлений озвучивает физические действия основного исполнителя, к-рый выполняет их на память.

Способ существования П. – его самоосуществление в режиссерском ходе. П. – не самоцель. Критерием органичности и оригинальности П. для конкретной постановки является верность сверхзадаче. (Активизация аудитории / приемы, Драматургический прием, Контраст, Монтажные приемы, Нонсенс, Образный прием, Прием ассоциативного построения образа, Прием возврата к исходному положению, Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прикрытие, Рефрен, Трансформация).

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ, Активизация аудитории,/ приемы активизации.

ПРИЕМЫ МОНТАЖА, Монтажные приемы.

ПРИЗ, (фр. prix), награда, присуждаемая победителю в каком-л. состязании.

ПРИКРЫТИЕ, отвлечение внимания зрителей от слабых сторон номера. Прежде чем выбрать прием прикрытия, режиссеру следует разобраться, почему тот или иной номер оказался неубедительным в контексте др. номеров (невыгодное место для номера в концерте, дело в самих исполнителях или в драматургии номера и т. д.). Наиболее распространенный и результативный прием П. связан с игровыми приспособлениями, актерскими задачами, когда игровое поведение исполнителей на сцене прикрывает, напр., их несовершенные вокальные данные. Прием построен на том, что движение на сцене сильнее, нежели звучащее слово или вокал, к-рые подаются, как правило, в статичных мизансценах. (Монтаж номеров).

ПРИНЦИП, (< лат. principium – начало, основа), 1) основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, политической или общественной организации. 2) Руководящая идея, основное правило деятельности (Принципы композиции). 3) Внутр. убеждение чел-ка, определенное его отношение к действительности, нормы поведения (напр., П. отношений режиссера и исполнителя). 3) Основа устройства или действия какого-л. прибора, машины, установки и т. п. (напр., лазера).

ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ, основные правила построения формы сценического произведения. К ним относятся: ритмические волны, ритмические повторы, полярность, трехэл-тность (М. Чехов).

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, 1) предмет, всякое устройство, при помощи или посредством к-рого производится какая-л. работа, действие. 2) Вообще – прибор или механизм. (Техника сцены). 3) (В актерском искусстве) составная часть сценической задачи, отвечающая на вопрос «как? при помощи чего?» актер выполняет поставленную цель, намеченное действие, т. е. большое действие (напр., «выпытать») реализуются через мелкие действия (напр., подойти к партнеру, поприветствовать, взять за плечи, посадить и т. п.). П. – это почти всегда физические действия, открывающие чувства, раскрывающие характер-3 персонажа.

ПРИСТРОЙКА, 1) расположение где-н., около чего-л. 2) Средство воздействия на партнера по общению, выбор вариантов поведения. Различают пристройки физические, словесные, мимические, а также П. «сверху», «снизу», «на равных».

ПРОБЛЕМА, (< гр. problema – задача, задание), сложный теоретический или практический вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (Проблемная ситуация, Тема).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ, (< гр. problema – задача, задание и лат. sitoatio – положение), 1) осознание какого-л. противоречия в реальной действительности, для разрешения к-рого индивид (драматург, сценарист, режиссер) или коллектив (актеры, исполнители, участники представления) должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. 2) Конфликтные обстоятельства, связанные с разрешением важного жизненного вопроса. П. с. определяет жизненную тему, сценарный ход массового театрализованного действа.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, 1) непосредственное воплощение сценария, включающее в себя основные композиционные части: пролог (экспозицию), концентрирующий внимание людей на образном смысле праздничного действа, развитие игровых эпизодов, побуждающее личную готовность к театрализованному действию, эмоциональное соучастие в нем (эмпатию), кульминацию – непосредственное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения. 2) Второй этап активизации аудитории. (Преддействие, Последействие).

ПРОГОН, Репетиция / прогонная.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТНАЯ, Концертная программа.

ПРОГРАММА, (< гр. prуgramma – объявление, распоряжение), подробный перечень номеров-3, действующих лиц и исполнителей, а также организаторов театрализованного представления. Чаще всего оформляется в виде отдельного листка или двойной открытки. Может носить хар-р приглашения, быть составной частью афиши и т. п. (Анонс, Информация о номере, Концертная программа).

ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТНОЙ КРИТЕРИИ СОСТАВЛЕНИЯ, Критерии составления концертной программы.

ПРОДЮСЕР, (англ. producer, от produce – производить), доверенное лицо творческой организации (напр., кинокомпании, шоу-группы), осуществляющее идейно-художественный и организационно-финан­совый контроль над постановкой зрелища и поэтому в значительной мере решающий вопросы подбора кадров (творческих и технических), отвечающий за соблюдение сметы и сроков подготовки и проведения зрелища. В роли П. выступают также режиссеры, актеры, сценаристы. (Ангажемент).

ПРОЕКЦИЯ, (< лат. projectio, букв. – выбрасывание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой-л. другой поверхности – экране). Различают динамическую П. (кино- и видеофильмы) и статическую (диафильмы, слайды, диапозитивы, фотографии).

П. используется в постановочной практике двумя методами: 1) репродуктивно-объяснительный, суть к-рого заключается в изложении, разъяснении, подчеркивании, внушении. Зрителю концентрированно излагают какую-л. полезную информацию, дополненную, усиленную демонстрацией каких-л. кадров, вызывающих у зрителя ощущение их подлинности и достоверности; 2) проблемно-ситуа­тивный метод призван максимально активизировать зрителя, формировать у него стремление к соучастию в предлагаемых обстоятельствах.

Приемы использования П. в театрализованных представлениях: 1) статичный или динамичный фон для номера, исполняемого на сцене (напр., пейзаж, орнамент, живопись); 2) плавный перевод действия в новую плоскость за счет вытеснения одного изображения другим; 3) стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать момент, выхватить ту или иную деталь, лицо героя; 4) в качестве документального свидетельства, подтверждающего или отвергающего смысл происходящего на сцене; 5) расширение границ номера, места действия (напр., во время исполнения песни о Фестивале идет монтаж стремительно сменяющихся кадров танцующей, смеющейся молодежи – участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов); 6) «латерна магика» – сочетание исполняемого номера на сцене с крупными планами этого же номера на экране, или выходы-уходы действующих лиц с экрана на сцену, со сцены на экран, требующий специальных досъемок. Наиболее сложный во времена кино, этот прием сегодня достаточно легко выполним, благодаря видеотехнике; 7) полиэкран, т. е. использование нескольких экранов, расположенных в разных местах сцены, что позволяет режиссеру перебрасывать изображение с одного экрана на другой, одновременно проецировать разные П. 6) теневой теат р. (Партитура динамико-статической проекции, Режиссер по динамико-статической проекции, Техника сцены).

ПРОЗА, [< лат. prosa (oratio) целеустремленная речь] – 1) сплошная речь произвольного ритма, подчиненная в первую очередь информационной установке; 2) совокупность нестихотворных художественных произведений; 3) обыденность, повседневность (П. жизни.)

ПРОИЗВЕДЕНИЕ, Создание, продукт труда, творчества. (Целостность художественного произведения).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕЛОСТНОСТЬ, Целостность художественного произведения.

ПРОЛОГ, (< гр. prуlogos – вступление), 1) Начало чего-л., вступление к чему-л.: к основному изложению литературного произведения, к театральному или музыкальному спектаклю, к концерту, празднику и т. п. (противоположное – эпилог). В П. может быть рассказ о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъяснение художественного замысла, эстетического кредо автора. 2) (В театре, театрализованном представлении) обращение к зрителям, эпиграф, завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о задачах представления. Цель П. – подготовить зрителей к восприятию спектакля, театрализованного действия.

ПРОПОРЦИЯ, (лат. proportio), соразмерность, определенное соотношение частей целого между собой. («Золотая пропорция»).

ПРОПОРЦИЯ ЗОЛОТАЯ, «Золотая пропорция».

ПРОСТОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, внеш. и внутр. телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые артистом и направленные на достижение цели. П. ф. д. предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели, как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). Физическими действиями называют такие действия, к-рые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую чел-ка материальную среду, в тот или иной предмет и для осуществления к-рых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, косить и т. п.); действия, носящие спортивно-тренировочный хар-р (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т. п.); и, наконец, действия, совершаемые чел-ком по отношению к др. чел-ку, на сцене – по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятать, выслеживать и т. п.) П. ф. д. могут осуществляться как средство выполнения психической задачи (т. е. быть приспособлением) и параллельно с психической задачей.

ПРОСТРАНСТВА СЦЕНИЧЕСКОГО КОМПОЗИЦИЯ, Композиция сценического пространства.

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕННОЕ, Временное пространство.

ПРОСТРАНСТВО ИГРОВОЕ, Игровое пространство.

ПРОСТРАНСТВО РЕАЛЬНОЕ, Реальное пространство.

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ, Сценическое пространство.

ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛЬНОЕ, Театральное пространство.

ПРОСТРАНСТВО, 1) Объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом (напр., П. и время). 2) Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается (напр., свободное П. между окном и дверью, безвоздушное П.). 3) Поверхность, земельная площадь (напр., степные П. юга). (Игровое П., Композиция сценического П., Сценическое П., Временное П., Реальное П., Театральное П.)

ПРОСЦЕНИУМ, 1) пространство передней сцены, находящееся в толщине портала и соединяющееся с авансценой. 2) Авансцена.

ПРОТАГОНИ´СТ [гр. prötagönistës < prötosos первый + atagonistës актер], в древнегреческом театре – первый из трех актеров, исполнитель главных ролей (Девтерагонист, Тритагонист)

ПРОФИЛЬ ЧИСТЫЙ, Чистый профиль.

ПРОЦЕССИЯ, Шествие.

ПСИХИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ имеет целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) чел-ка. Объектом воздействия может быть не только сознание др. чел-ка, но и собственно сознание действующего. Именно при помощи, главным образом, П. д. и осуществляется та борьба, к-рая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть, пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о чем-то предупредить, удержать, позволить, побранить, последить и т. п. (Ср., Простое физическое действие, Психо-физическое действие).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР, тип театра, в к-ром образность воздействует на зрительное восприятие предельно достоверным и оправданным переживанием события в предлагаемых обстоятельствах, иллюзорно приближенных к жизненным. Зритель сопереживает героям спектакля, вместе с ним ищет пути решения их проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки героя привлекают зрителя, чем глубже его переживание и более конкретна идентификация себя с ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и большего художественного эффекта достигает образность в П. т.

ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете, стремится, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем, физическом поведении партнера.

ПУБЛИКА, (< лат. publicus – общественный), 1) лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще – люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.). 2) Cоциально-психологическая общность потребителей искусства, связанных собой и с художниками многообразными отношениями по поводу искусства и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к-рому и посредством к-рого реализуются социальные функции искусства. П. – активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, жанров, направлений, отдельных произведений искусства; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной. (Активизация аудитории).

ПУНКТУАЦИЯ, «знаки препинания» в мизансценических фразах. Они подчиняются не формальным правилам, а смыслу, и служат одной цели – выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его.

Точка – итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка – всегда остановка. Завершая сценический период – событие, она дает время для оценки его. Важные, значительные события требуют больших, заметных точек. Малые – малых. Точка – это также и безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр., соединить точкой два перехода на сцене – значит завершить первый из них некоторой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов – точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завершающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично была подготовлена. Точка в конце постановки – это действительный конец. Точка по смыслу может быть и др. знаком препинания.

Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность, неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними.

Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, хорошо применимо в комедийных и водевильных сценах.

Восклицание – эмоциональный результат куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение и т. д.

Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа.

Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интонацию жеманной чувствительности или ложной многозначности.

Тире – люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях.

ПЬЕСА, (фр. piéce), 1) небольшое инструментальное музыкальное сочинение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, тарантелла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная картина – опора на документальный материал («Почтовый роман», «Записки княгини Волконской» и др.). Но в драматургии театра, в сравнении с драматургией театрализованного представления, это исключение, а не правило.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...