Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О номере информация,информация о номере. 3 страница



ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, (< лат.persona – личность и facere – делать), наделение исполнителя определенным характером-3 и характерностью, т. о. превращая его в определенный персонаж-2. ((Ассоциация, Гипербола, Иносказание, Метафора, Образность / Персонифицированная, Символ, Сценарный ход / Персонифицированный).

ПЕРСПЕКТИВА, (фр. perspective, лат. perspicio – ясно вижу), 1) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. 2) Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. 3) (В театре) расчетливое, гармоничное соотношение и распределение частей при охвате всего целого – пьесы и роли. Зная П. роли, актер может расставить нужные акценты-4, сознательно построить «архитектуру» своего замысла, расчетливо распределить свои собственные силы, разумно организуя себя в спектакле. «Большое физическое действие, передача большой мысли, переживание больших чувств и страстей, создающихся из множества составных частей, наконец, целый акт-2, целая пьеса, – говорил К. С. Станиславский, – не могут обходиться без П. и без конечной цели (сверхзадачи)».

ПЕРФО´МЕНС, (англ. performens – представление, действие) – вид концептуального искусства, специализирующийся на изображении переживаний, состояний сознания, социально-психологических явлений, возникающих в процессе человеческого общения. Средством и материалом творчества в П. служат тело, внеш. вид, жесты, поведение художника, берущего на себя роль актера. Истоками П. считаются распространенные в начале 20 в. действа, живые картины, демонстрации футуристов и дадаистов, а также сравнительно недавняя практика хэппенингов. Вместо создания целостных, законченных художественных произведений П. представляет эфемерные действия, события, откликающиеся на актуальные социальные и культурные проблемы, способные непосредственно воздействовать на сознание и поведение зрителя. В качестве самостоятельного направления П. возник на рубеже 60 – 70-х гг., выражая идеалы контркультуры, молодежного движения на Западе, проникнутого антивоенным, антитехницистским, антирационалистическим пафосом. Контркультура противопоставляла буржуазным ценностям обогащения, ориентациям на достижение и карьеру этические и эстетические идеи и мировоззренческие принципы, почерпнутые в восточных религиях, в частности в дзэн-буддизме Характерные для последнего проповедь иллюзорности и равноценности всех жизненных явлений, признание возможности внезапного просветления и достижения конечной истины, недоверие к слову и рациональной логике, акцент-4 на жест, поступок, действие восприняты П. в качестве художественно-идео­логической модели взаимодействия художника-актера и зрителей. На формирование П. оказали влияние средства буржуазной массовой коммуникации с их культивированием звезд в сфере кино,телевидения, спорта, поп-музыки. Объектом П. преимущественно являются негативные аспекты человеческого общения, выраженные художником-актером в виде демонстрации идей некоммуникабельности, тревоги, одиночества, ностальгии, непонимания, превосходства, угрозы, тоски и т. п. внеш. вид художника, его аксессуары, поступки и действия выступают в качестве знаков определенных состояний, способных, по мнению теоретиков П., содействовать просветлению и преодолению напряженности в человеческих отношениях, а художественным средством служит принцип коллажа, столкновения действий. П. идейно неоднороден. Различные способы общения, выработанные в его практике, используются западной молодежью в демонстрациях протеста. В то же время существует П. и сексуально-эротического содержания или неоконсервативного ритуально-мифологи­ческого характера, воскрешающий архаические шаманско-магические обряды, средневековые мистерии. Выступления художников-актеров фиксируются на видеопленку и реализуются на художественном рынке, что свидетельствует о превращении П. в разновидность шоу-бизнеса. Относительно самостоятельным течением П. является боди-арт.

ПЕСНЯ, род словесно-музыкального искусства: жанр вокальной музыки (народной и профессиональной), основанной на реализации выразительных возможностей человеческого голоса, вокальной интонации, «мелодизированной речи». Большинство П. отличает развитая мелодика. Музыкальная форма П., как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация П.: по своим социально-практическим функциям и жизненному предназначению – обрядовые, трудовые, плясовые, застольные, религиозно-культовые и т. д.; по содержанию и по обращенности к определенным классам, социальным и возрастным группам, по тематике – лирические, шуточные, патриотические, политические, революционные и т. д.; по особенностям бытования и распространения – домашние, концертные, эстрадные, массовые, являющиеся ведущей жанровой разновидностью современного профессионального и самодеятельного песенного творчества; по исполнительскому составу (по хар-ру исполнения) – сольные, ансамблевые, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационности, поэтического слова над музыкальными выразительными средствами (шансон, П. современных бардов), в др. – к усилению моторно-ритмичес­кого начала (П.-марш, танцевальная П., шлягер). В русской и французской музыке 19 в. авторскую П. обычно называли романсом. Мелодии многих народных П. стали основой профессиональных композиций.

ПИРОТЕХНИКА, (< гр. pyr – огонь + техника), отрасль техники, связанная с производством и применением огневых составов и снаряжаемых ими изделий (ракет, снарядов), напр., для фейерверков-1. Основа осветительных составов – двойная смесь: порошок из металла (магния, алюминия, их сплавов) и окислителя – NaNO3 или Ba(NO3)2. (Выразительные средства, Огонь).

ПЛАН ВТОРОЙ (АКТЕРСКИЙ), Второй (актерский) план.

ПЛАН ВТОРОЙ (СЦЕНИЧЕСКИЙ), Второй (сценический) план.

ПЛАН ДАЛЬНИЙ, Дальний план.

ПЛАН КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНО­ВОЧНЫЙ, Композиционно-постановочный план.

ПЛАН ОБЩИЙ, Дальний план.

ПЛАН ПЕРВЫЙ, Первый план.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ, составная часть режиссерской документации, заранее намеченная система мероприятий при подготовке спектакля, праздника, театрализованного представления, предусматривающий порядок, последовательность, сроки выполнения работ, а также лиц, ответственных за конкретный участок работы.

ПЛАН ПОСТАНОВОЧНЫЙ, Постановочный план.

ПЛАН СЦЕНЫ НУЛЕВОЙ, Нулевой план сцены.

ПЛАН СЦЕНЫ, условный участок сцены, расположенный параллельно рампе. Сцена разделяется на несколько планов: авансцена, нулевой П. с., первый П. с., второй (сценический) план, третий П. с., арьерсцена. (Техника сцены).

ПЛАН ТРЕТИЙ, Третий план.

ПЛАН, (< лат. planum – плоскость), 1) чертеж, в условных знаках детально изображающий на плоскости (в масштабе) небольшой участок местности или сооружение (напр., П. сцены, П. зрительного зала, П. поля стадиона). 2) Условная зона, пролегающая по всей ширине сцены (Нулевой П. сцены, Второй (сценический) П., Третий П., Дальний П.). 3) Горизонтальный разрез или вид сверху какого-л. сооружения или предмета (напр., П. декораций). 4) Заранее намеченный определенный порядок, последовательность в изложении чего-л. (напр., пьесы, замысла и т. п. 5) Замысел, предусматривающий ход, развитие чего-л.: осуществления какой-л. программы, выполнения работы, проведения мероприятий (напр., П.-сценарий, Композиционно-постановочный П., Постановочный П.). 6) Намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения (напр., П. подготовки и П. проведения праздника). 7) Размещение объектов на изображении – передний, средний, задний П. и их размеров – крупный, мелкий П. (напр., П. кинематографический). 8) Духовный «багаж» чел-ка- героя, сценического персонажа. (Монолог, Второй (актерский) П.).

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ, составная часть режиссерской документации, схематичное изложение драматургического замысла театрализованного представления, праздника. Первый официальный документ-2 в подготовке массового мероприятия. Его разрабатывают главный режиссер и сценарист, а утверждает заказчик (Социальный заказ). П.-с. включает в себя названия эпизодов, их краткое содержание или описание документального и художественного материала, использованного в каждом из эпизодов. В своем содержании он несет две функции: творческую и организационную. П.-с. дает ответы на три главных вопроса: «Где будет?», «Что и как будет?» и «Что для этого надо?». Важность этого документа в том, что он открывает фронт работ по непосредственной подготовке представления.

В первой части П.-с. дается подробное описание места проведения, указывается разметка основной сценической площадки, более подробно описывается трансформация сцены, непосредственно связанная с замыслом постановки, идея ее художественного оформления. Во второй части кратко, но ярко излагаются идейно-тематическая и постановочная основы сценарно-режиссерского замысла, закладывается идея пластического решения, основы музыкального и художественного решения постановки, более подробно раскрываются главные (ударные) эпизоды-3, на к-рых держится идейно-темати­ческая и постановочная основы представления. Третья часть П.-с. оформляется в виде приложений: предварительный расчет участ­ников представления поэпизодно, предвари­тельный расчет основного оборудования и инвентаря, предполагаемый состав главной постановочной группы. На этой основе производится предварительная экономическая оценка представления, принимаются наиболее объективные решения и планируется работа по подготовке представления. (План подготовки, Композиционно-постановочный план).

ПЛАНШЕТ СЦЕНЫ, (фр. рlanchette – дощечка), Пол сцены.

ПЛАСТИКА ТЕЛА, выражение внутр. свободы в физическом поведении чел-ка. Она достигается способностью целесообразно распределять движение-1, достигать мускульной свободы (свобода мышц), т. е. такого состояния организма, при к-ром каждое движение затрачивает столько мускульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве – основной закон пластики. Задача режиссера – подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы. (Л. И. Футлик)

ПЛАСТИКА, (гр. plastikё – лепка), 1) строение материального тела (природного, в т. ч. человеческого, или искусственного), непосредственно доступное живому созерцанию. 2) (В искусстве) осязательные качества гармонии художественной формы, согласованность и плавность движений и жестов, органическая слитность внеш. и внутр. развития действия, в широком смысле – эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество, «прелесть важной простоты» (А. С. Пушкин). (П. тела, Пластическая линия, Пластическая форма, Пластические искусства, Пластический образ, Пластический рисунок роли, Пластичность, Поза).

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ, линия развития композиционно законченной художественной формы, выраженная в линии рисунка, движения, в развитии сценического или массового театрализованного действия, органическая непрерывная линия развития выразительных средств, отображающих внутр. смысл поступка, сцены, эпизода. (Л. И. Футлик)

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА, зримое, осязаемое выражение образного содержания художественного произведения. (Л. И. Футлик)

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения к-рых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными искусствами. П. и. делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни чел-ка.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, чувственно ощутимое (зримое, слышимое, обоняемое и т. п.) выражение смыслового и духовного содержания художественного произведения, массового действия. П. о. – динамическая конструкция, где каждый эл-т находится в соответствии и взаимодействии с др., а значит и со всей конструкцией в целом, определяющей роль, место и функцию данного эл-та. Таким эл-том, в отличие от драматургии театра, может быть песня, драматический отрывок, пантомима, монолог, танец, фарсовая сценка, т. е. – номер. А методом сцепления, «сборки», конструирования из номеров целостного представления является монтаж.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК РОЛИ, образный рисунок движений актера, выражающий хар-р персонажа (Л. И. Футлик) (Жест, Поза, Сценический ракурс).

ПЛАСТИЧНОСТЬ, (< гр. plastikуs – годный для лепки, податливый), 1) способность принимать под воздействием внеш. сил и сохранять определенную форму. 2) Соразмерность, выразительность, гармоничность. 3) Плавность, гибкость. (Пластика).

ПЛОЩАДЬ, 1) часть плоскости, ограниченной замкнутой ломанной или кривой линией. 2) Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные стороны улицы. Для режиссера – место проведения представления, праздника.

ПОВТОР РИТМИЧЕСКИЙ, Ритмический повтор.

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ТЕАТР, Театр под открытым небом.,

ПОДТЕКСТ, (в лит-ре (преимущественно в художественной), в драме, номере разговорного жанра) внутренний, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, к-рый восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В театре, на эстраде П. раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

ПОЗА, (фр. pose), положение тела в статике. П. определяется полом (мужчина или женщина), физическими данными, физическим состоянием (диктуемым внутренними и внешними предпосылками, в т. ч. и костюмом), объектом и кругом внимания, центром тяжести в различных частях тела, предметом, к-рый держит чел-к, малым, средним или большим кругом движения, жестом. К. С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой П. или положении тела существуют три момента: 1) излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой П. и при волнении от публичного выступления; 2) механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера; 3) обоснование или оправдание П. (Пластика).

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, Обозрение политическое.

ПОЛИЭКРАН, Проекция.

ПОЛОВИК, часть одежды сцены, ткань, покрывающая планшет полностью или частично. П. может быть однотонным или цветным. П. позволяет имитировать пол в различных помещениях (напр., в замках, квартирах, офисах), поверхность земли (напр., траву, камни, разъезжую дорогу) и т. д. В последние годы в качестве П. используют пластиковые покрытия. (Техника сцены).

ПОЛУСПИННАЯ МИЗАНСЦЕНА, сценический ракурс, основное назначение к-рого – полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера, и дополнить картину полуспинной позой первого. В П. м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и вместе с тем какую-то таинственность. Зрителю предоставляется возможность дофантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте полуспиной тоже выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а требуется для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью.

ПОЛУФАС (ТРУАКАР), сценический ракурс, обладает большими возможностями видоизменения. Эта поза достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя и удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса и определенным поворот головы – все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) – одна из ценнейших мизансценических возможностей.

ПОЛЯНА, луг, небольшое ровное пространство среди леса. П. может быть использована как игровое пространство, напр., при организации фольклорного праздника, конкурса туристической песни и т. п.

ПОЛЯРНОСТЬ, принцип композиции, сформулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия в пьесе, в спектакле, в театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца к началу.

ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА, группа людей, к-рые во время репетиций-2 и театрализованного представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены – выпускающие. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П. р. определяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. д.), к к-рым добавляется еще один помощник – ведущий театрализованного представления. В задачу выпускающих входит и организация порядка за кулисами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходимости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и исполнителей на сцену и их уходом после исполнения номера за пределы сценического пространства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.

ПОРТАЛ, (< лат., porta – дверь, ворота, вход), архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П. – обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие первого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного зала. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, и группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За каменным П. находятся обычно порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ, духовное влияние условной праздничной игры на повседневную жизненную деятельность ее участников – жизненные стремления и поступки, к-рые вызваны праздничным событием. (Л. И. Футлик)

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА, Организационные структуры праздника / Постановочная группа.

ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ, структурное подразделение театра, обеспечивающее художественно-техническую строну постановки. П. ч. работает под непосредственным руководством художника-оформителя, возглавляется заведующим и объединяет в себе художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий постановочной частью, Постановочная группа).

ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ ДИРЕКТОР, Директор постановочной группы.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН, форма фиксации основных эл-тов режиссерского замысла. П. п. называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п. указывается прогнозируемая аудитория-5, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определение темы представления, праздника. Жизненная идея, конфликт-2, действенное содержание постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение (событийный ряд илиэпизодное построение), приемы театрализации документального действия и введения реальных героев, жанр, смена атмосфер, темпо-ритм, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, монтажный и монтировочный листы постановки, музыкальная, световая, видеопроекционная партитуры, состав постановочной группы, план подготовки постановки и график (календарный план) репетиций. В зависимости от формы представления или праздника, его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться или иметь специфический характер.

ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Художественный поступок.

ПОТРЕБНОСТЬ, исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение – основная движущая сила развития чел-ка. Благодаря П. жизнь приобретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение П., либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Живое массовое театрализованное действие рождается лишь в том случае, когда оно отвечает подлинным жизненным П. людей, к-рые являются его участниками. Уже на стадии первоначального замысла сценарист и режиссер должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком виде праздничного общения хотят участвовать. Задача сценариста и режиссера – воплотить эту жизненную П. участников в сценарном замысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии.

Любое искусственное навязывание смысловых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным П. людей, вызовет «неприятное» столкновение участников с театрализованной средой и разрушит живое развитие праздничного действия. В то же время режиссеру следует учитывать главную праздничную П. чел-ка – ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять и радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.

ПОХОДКА, поступь, манера ходить. Используется как составная часть характеристики образа. П. может быть принята за основу приема и хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре «Походка» А. И. Райкин, продемонстрировав П. разных людей (от трудолюбивых и бездельников до беспощадного шага фашизма) наглядно показал, что за такой простой и обыденной вещью, как П., могут стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба целого человечества.

ПРАВДА и ВЕРА, Вера и правда.

ПРАЗДНИК УЛИЦЫ, Улица.

ПРАЗДНИК, форма эстетической и художественной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким активным и творческим участием масс, рассредоточен на обширной территории, предполагает одновременное возникновение, наличие многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное действие. Праздничное игровое общение включает в себя как неотъемлемую часть – зрелище -представление.

Классификация П. может быть проведена по нескольким основаниям. 1) По времени проведения: а) периодически отмечаемые (напр., День Победы, Олимпийские игры) и непериодические, обусловленные моментом (напр., начала крупного строительства, презентация фирмы), б) стабильные (напр., Рождество) и подвижные (напр., Пасха), в) календарные – летние (День Ивана Купалы), осенние (Праздник урожая), зимние (Новый год), весенние (Масленица); 2) пространственная масштабность: а) местные, локальные праздники, распространенность к-рых ограничена, б) региональные – праздники республик, города, села, улицы (напр., Праздник Севера), в) национальные (напр., Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов), г) государственные (напр., День Конституции, День независимости), д) международные (напр., Олимпийские игры, День породненных городов и т. п.); 3) по вероисповеданию – светские (день рождения, день совершеннолетия) и религиозные (день ангела, конфирмация и т. д), к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.); 4) по видам человеческой деятельности и сферам бытия: общественно-полити­ческие (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и т. п.), профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию), природно-экологические (Проводы зимы, Новый год, День птиц, День охраны окружающей среды), семейно-бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д.), историко-культурные и праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музыки, песни и танца, книг и т. д.). (П. улицы, Двойственная природа П., Драматургия массового П., Участник представления, П., Организационные структуры П., Потребность, Праздничная ситуация, Праздничность, Функции П.).

ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ) МАССОВОГО ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия массового праздника (действия).

ПРАЗДНИКА ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРИ­РОДЫ, Двойственность природы праздника.

ПРАЗДНИКА ПРОВЕДЕНИЕ, Проведение праздника.

ПРАЗДНИКА СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, Организационные структуры праздника.

ПРАЗДНИКА ШТАБ, Организационные структуры праздника / Штаб.

ПРАЗДНИКА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАСТНИК, Участник представления, праздника.

ПРАЗДНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ, существующая в широкой массе людей потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе. «Момент, когда большая масса людей празднично настроена, очевидно, можно назвать П. с. или готовностью к празднику». (Д. М. Генкин) Ярким примером в отечественной истории могут служить стихийные праздники, возникшие на улицах городов в День Победы 9 мая 1945 г. и день первого в мире космического полета Ю. А. Гагарина – 12 апреля 1961 г. Т. о., успех любого праздника зависит от того, насколько точно найдена и как реализована эта готовность людей, или П. с. Масштабность и значительность праздника всегда связана с конкретным событием, выражается в конкретной тематике. Праздник тогда станет подлинно массовым, когда будет посвящен такому событию, к-рое не оставит людей равнодушными, вызовет энтузиазм масс. Именно удачное событие, ставшее темой праздника, определяет и границы празднующей общности. (Праздничность).

ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНЫ, Законы праздничного действия.

ПРАЗДНИЧНОСТЬ, 1) насыщение своего отдыха новыми впечатлениями, художественными открытиями, положительными эмоциями. 2) Отличительная черта искусства эстрады, выражающая в оригинальности, разнообразии, «легкости», развлекательности, жанровой раскованности, удивлении неожиданным. П. может быть создана и за счет внеш. зрелищности: игры света, смены живописных задников, изменением на глазах зрителей формы сценической площадки и т. п. 3) Праздничное настроение, воплощающее в себе потребности, вызванные праздником. (Д. М. Генкин) Праздник всегда связан с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, чел-ка. Чем значительнее то или иное событие, лежащее в основе праздника, тем сильнее потребность у чел-ка ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, слить свои чувства с чувствами массы людей. Ощущение личной причастности к событию, к отмечающей это событие общности есть стержень П., побудительный стимул к действию вместе со всеми, с массой. Это ощущение, в свою очередь, рождает у чел-ка потребность в широком социальном общении, к-рое основано на причастности к празднику и представляет собой вид праздничного действия. Наконец, П. характеризуется особым общественным настроением торжества, радости, оптимизма, к-рое вызывается коллективными эмоциями, возникающими в праздничном общении, формирующие социальные чувства и рождающими заряд созидательной энергии масс. Общественно настроение является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности, накладывающим отпечаток на поведение значительных слоев общества, классов и даже народов. Общественное настроение создает одновременно и атмосферу П., определенный психологический настрой, окраску праздника, что оказывает существенное влияние на сам момент его реализации, на выбор формы праздничного действия.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...