Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава V. Творчество и бытие



Если бы в бытии все было несотворенным, то сама идея творчества не могла бы зародиться в мире. Если допустить божественность бытия, в котором совершается лишь перераспределение извечно данного, лишь истечение, то о творчестве никогда в мире не могло бы возникнуть и вопроса.

Человек призван обогатить саму божественную жизнь. Ибо абсолютно быть должен не только Бог и божественное, но также человек и человеческое. В Боге есть страстное томление и тоска по человеку. В Боге есть трагический недостаток, который восполняется великой прибылью — рождением человека в Нем. Есть зов человека, чтобы Бог в нем родился. Но есть и зов Бога, чтобы человек в нем родился. Это и есть тайна христианства, тайна Христа, неведомая мистике индусов, Плотина, и всякой отвлеченно-монистической мистике. Бог и человек — больше, чем один Бог. Раскрывающаяся в Едином субстанциальная множественность бытия – больше, чем недифференцированное Единое. Необходимо порвать с моральной традицией Парменида и элейцев. Лишь миф о тоске Божьей по человеку и по любви человека приближает нас к последней тайне. Если мир лишь эманирует из Бога, то творческого акта нет, и творчество не оправдано.

Закон сохранения энергии материализм понимает как отрицание творчества, как консерватизм бытия. Учение об эманации тоже должно признать этот закон. Творчество — прирост энергии не из другой энергии, а из ничего, а потому не признает абсолютного и вселенского характера за законом сохранения энергии, преодолевает его.

Каждое лицо имеет свободное и самостоятельное бытие. Трансцедентность Божества может быть принята лишь в том смысле, что самость всякой личности не может исчезнуть и раствориться в Божестве. Свободное и самостоятельное бытие личности соединяется с Богом, но не исчезает в Боге. Исчезновение и растворение предполагает Бога безличного — свободное соединение предполагает Бога личного. Бог личный – Бог троичный, три Лица Божественной Троицы.

Мир насквозь есть иерархия живых существ, оригинальных личностей, способных к творческому приросту бытия.

Творчество человека подобно творчеству Бога, не больше и не тождественно, но подобно.

Новозаветная религия Христа открывает новый аспект творения. Божье творение продолжается в воплощении Христа Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в Боге-Сыне. Христология — учение о продолжении творения. Завершиться творение может лишь в Духе, лишь творчеством человека в Духе. Процесс мирового творчества проходит через все Ипостаси Троицы.

Мировой процесс — восьмой день творения, продолжающееся творение.

Творчество предполагает личность, эволюция же безлична.

Научное отрицание творчества порождено религиозным отрицанием творчества. Механический и материальный взгляд на природу мира — обратная сторона христианско-аскетического мироощущения. Христианство изгнало духов природы и тем механизировало природу. В этом смысле наука — порождение христианства. Наука вся находится во власти христианского сознания греха и падения.

Дарвинизм и марксизм — побочные дети христианства дотворческой эпохи. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не эволюция.

Космос творится, он не дан, а задан. Тварное существо не творит существ — существа творит лишь Творец. Тварное бытие не сильно создать лицо. Такая попытка всегда демонична, это — черная магия. Основа всякого существа, всякой личности божественна. Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т.е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмирной полноте. Тайна Творчества лица — Божья тайна. Всякий уклон на этот путь ведет к созданию механического бытия, мертвечины. Это творчество падшего ангела.

Онтологически существует лишь один мир, одно божественное бытие. Но падение бытия раскололо и раздвоило его. Мир пришел в болезненное состояние. Мир и сейчас есть болезнь бытия, плен, его падшее состояние, частичная утеря им свободы и подчинение внешней необходимости. Мир «иной» и есть здоровое бытие, его подъем его освобождение, его полнота. Мир «сей» должен преодолен и побежден — это не означает вражды к миру, к космосу, это означает лишь вражду к его болезни, порабощению.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...