Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава I. Философия как творческий акт



Оглавление

Бердяев Н.А. Смысл творчества............................................................................. 4

Глава I. Философия как творческий акт.............................................................. 4

Глава II. Микрокосм и Макрокосм......................................................................... 5

Глава III. Творчество и искупление........................................................................ 6

Глава V. Творчество и бытие................................................................................ 7

Глава VI. Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм........................ 8

Глава IX. Творчество и любовь.............................................................................. 9

Вопросы к тексту............................................................................. 10

Виктор Франкл. Основы логотерапии................................................................. 11

Вопросы к тексту............................................................................. 14

Э.Фромм. Иметь или быть?.................................................................................... 14

Конец одной иллюзии............................................................................................ 14

Значение различия между обладанием и бытием............................................... 15

Обладание и потребление.................................................................................... 17

Обладание и бытие в повседневной жизни......................................................... 17

Обучение................................................................................................................ 17

Чтение................................................................................................................... 18

Обладать знанием и знать.................................................................................. 19

Вопросы к тексту............................................................................. 19

Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде................................................... 20

Абсурд и самоубийство........................................................................................ 20

Абсурдные стены.................................................................................................. 21

Философское самоубийство................................................................................. 23

Абсурдная свобода................................................................................................ 24

Миф о Сизифе....................................................................................................... 26

Вопросы к тексту............................................................................. 27

Жан Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм....................................... 27

Вопросы к тексту............................................................................. 31

Пол Фейерабенд. Наука в свободном обществе................................................. 31

Вопросы к тексту............................................................................. 32

Виктор Пелевин. Generation «П»......................................................................... 32

Вопросы к тексту............................................................................. 42


Бердяев Н.А. Смысл творчества

Глава I. Философия как творческий акт

Вся ориентировка жизни должна извне перейти вовнутрь. Все должно быть постигнуто, как мистерия духа, как этапы его в вечности совершающегося пути. Все внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация совершающегося в глубине духа, в Человеке.

Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Гуссерль — все эти столь разнообразные философы превращают философию в наукообразную схоластику. Философское сознание вечно замутнено и закутано ложным призрачным стремлением к научности, к идеалам и критериям области, чуждой философии. Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной. Казалось бы, так ясно, что ничто на свете не должно быть научно кроме самой науки. Научность есть исключительное свойство науки и критерий для науки. Философия уже была, когда науки еще не было, она из себя выделила науку. А кончилось ожиданием, что наука выделит из себя философию.

Что же такое научность? Перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке. Рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, зависимости от мировой тяжести. Научность — лишь одно из выражений утери свободы творческого духа. Наука — познание необходимости через приспособление к мировой данности, сокращенное экономическое описание данной мировой необходимости в целях ориентировки и реакции сомосохранения. Все ограничительные дилеммы формальной логики — лишь приспособленные отражения ограничительных дилемм данной мировой необходимости. Трудно отрицать прагматическую природу науки, ее жизненно-корыстный, биологический характер. Наука — не творчество, а послушание, ее стихия — не свобода, а необходимость. Она ветхозаветна по своей религиозной сущности и связана с грехом. Наука никогда не была и не может быть освободителем человеческого духа. Наука не прозревает свободы в мире. Наука не знает последовательность тайн, потому что наука — безопасное познание. Поэтому наука не знает Истины, а знает лишь истины. Истина науки имеет значение только для частных состояний бытия и частных в нем ориентировок. Наука создает свою действительность, а философия и религия создают совсем другие действительности. Философия — общая ориентировка. Наука в своих основах и принципах, в своих корнях и вершинах может зависеть от философии, но не наоборот. Допустима философия науки, но недопустима научная философия. Цель философии — познание свободы и познание из свободы. Стихия философии — свобода, а не необходимость. Философия ищет истину мира и смысл мира, а не данность мира. Философия хранит познание истины, как мужскую солнечную активность в отношении к познаваемому. Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание. Философия — искусство познания. Философия — искусство, так как она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее, чем не поэзии и живописи. Но философия творит бытийственные идеи, а не образы. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и проникающих в запредельную сущность мира. В философии есть победа человеческого духа через активное противление, через творческое преодоление; в науке — победа через приспособление. В науке есть горькая нужда человека; в философии — роскошь, избыток духовных сил. История философского самосознания и есть арена борьбы двух устремлений человеческого духа — к свободе и к необходимости, к творчеству и к приспособлению, к искусству выходить за пределы данного мира и к науке согласовать себя с данным миром. Платон был великим основателем первого устремления, материализм — крайнее выражение второго, покорности, послушания, необходимости, несвободы.

Откуда взялась уверенность, что дискурсивное мышление более общеобязательно, чем интуиция? От понижения уровня духовного общения до минимума. Дискурсивное мышление есть царство середины, никогда не начало и не конец. Концы и начало всегда скрыты в интуиции. Дискурсивное мышление — лишь орудие интуиции, которая зачинает и завершает. Интуиция — симпатическое вживание, вникновение в мир, в существо мира, и потому предполагает соборность. От философа требуют оправдания его интуиции научными дискурсивными принудительными критериями, лежащими вне философии и вне творческом интуиции, потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях. Творчество не должно быть понижено в качестве для большей общеобезательности, то есть большей приспособленности к низшим формам общения, — это грех против Святого Духа.

Истина не есть дублирование, повторение бытия в познающем. Истина — осмысливание и освобождение бытия, она предполагает творческий акт познающего в бытии.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...