Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антиох IV – градостроитель. Отношения с полисами



Итак, убедившись, что сумасшествие Антиоха IV – не более чем домысел народа, а вслед за тем – и античных авторов, и потому реформы, предпринятые им, были не простым капризом, а действительно имели некоторые осознанные цели, мы перейдём к рассмотрению двух основных направлений деятельности царя, составивших вместе программу его эллинистических реформ, а именно к градостроительству и формированию царского культа. В данном параграфе будет рассмотрено первое из них.

Прежде всего, необходимо увидеть те масштабы, в которых при Антиохе IV проводилось градостроительство. Некоторые историки считали, что за время правления этого царя действительно и в буквальном смысле было построено множество городов. Например, П.Левек пишет о новом скачке градостроительства при Антиохе Эпифане. В.Тарн говорит о повсеместной организации полисов и упоминает о строительстве четвёртого квартала Антиохии, о преобразовании городов в Киликии в греческие полисы[44]. М.И.Ростовцев писал о том, что Антиох IV и его преемники ставили своей задачей «раширять и укреплять гнёзда эллинизма созданием новых греческих городов и усилением греческого элемента в старых». Это же мнение можно увидеть у А.Б.Рановича[45]. Но В.Чериковер указывает на то, что замысел Антиоха заключался не в строительстве новых греческих городов, но в усилении эллинизма там, где он уже существовал, а также в превращении древних восточных, ещё не эллинизированных городов, в греческие полисы посредством предоставления им особых политических привилегий. Причина этого заключается в том, что строительство новых городов имело бы смысл только на Востоке, в районах, ещё не охваченных густой сетью эллинизированных поселений, но к правлению Антиоха IV эти земли уже были под властью Бактрии и Парфии, поэтому не могли быть задействованы для строительства. Города же Сирии были отстроены и эллинизированы ещё при предшественниках Антиоха (Селевк Никатор основал около 70 городов, подробнее см.: App. Syr., 57), поэтому здесь имело смысл лишь усиление эллинизма, а также охват новых, по каким-то причинам, ещё не охваченных эллинизацией, городов[46].

Действительно, в источниках мы не встретим прямого указания на строительство новых городов при Антиохе IV. Тит Ливий пишет, что он пообещал мегалополитанцам в Аркадии окружить их город стеной и дал на большую её часть денег, в Тагее решил построить мраморный театр, Делос он разукрасил замечательными алтарями и множествами изваяний, в Антиохии возвёл великолепный храм Юпитера Капитолийского. В Иерусалиме, о котором мы будем говорить во второй главе, была основана Антиохия, но не в том смысле, что был отстроен ещё один город, а в том, что здесь был создан полис (разрешение «писать Иерусалимлян Антиохийцами») с гимнасием и эвфебионом (II Mac., 4:9). Наконец, в правление Эпифана полисом становится Вавилон. На это указывает торжественное обращение к царю, в котором Антиох IV именуется «спасителем Азии и основателем города». Совершенно ясно, что как город Вавилон был основан задолго до воцарения Селевкидов, следовательно, остаётся признать, что «основание» здесь равноценно превращению в полис. Свидетельством этому может служить строительство здесь театра и гимнасия на греческий манер[47].

Отчего же так важна роль полиса в государстве Селевкидов и на эллинистическом Востоке вообще? Как верно замечает Г.А.Кошеленко, греческий город – это костяк государства Селевкидов, находящийся в определённо зависимости от этого государства[48]. В основе всей эллинизации Востока лежит процесс греко-македонской колонизации, связанный с основанием новых городов и поселений, с переменами в хозяйственной жизни, в методах эксплуатации широкой массы местного населения. Селевкиды своей политикой оказали сильное воздействие на этот стихийный процесс. При первых двух Селевкидах возникает множество поселений, среди которых далеко не все были городами в греческом смысле слова. Между полисами также существовали немаловажные различия: это были или крупные торговые города, или крепости, занимавшие важные стратегические пункты, или города, образовавшиеся на месте святилищ. Наряду с полисами одним из существенных элементов в структуре государства Селевкидов были катэкии. Иногда это были поселения воинов в важных стратегических пунктах тех областей, в которых было неспокойно, или вдоль границы. Состав колонистов был смешанный: македоняне и греки, местные жители, наёмники различного происхождения. Но военные колонии составляли только часть поселений этого типа: термин «катэкия» имел более общее значение, и в состав населения катэкии входили обычно и невоенные люди. Селевкиды посылали в области, население которых они считали ненадёжным, людей, на преданность которых правительство могло рассчитывать. В критический момент они могли оказать сопротивление враждебным по отношению к царю местным элементам и продержаться до прибытия более крупных сил[49].

Как можно видеть, греки и македоняне составляли верхушку общества в государстве Селевкидов. Более того, они были костяком селевкидской армии, что было ярко продемонстрировано во время парада в Дафне (Pol., XXXI, 3). И именно на них опирались цари в управлении государством. Организация полисов, как верно замечает Н.В.Журавлёва, имела два последствия: с одной стороны, правители династии Селевкидов получали достаточно большой пласт эллинского населения со своей культурой и традициями (в т.ч. политическими), бывший опорой царской власти на всей подвластной территории. С другой – эта категория населения обладала возможностью манипулировать царской властью, являясь единственной опорой правителей в завоёванной стране[50]. Также необходимо отметить такую категорию граждан, как эллинизированная верхушка местных жителей. Примером подобного социального слоя может служить полис «Антиохия-в-Иерусалиме»: Ясон испрашивает разрешения «писать Иерусалимлян Антиохянами», но сомнительно, что данная привилегия распространялась на всех жителей города. Вероятнее всего, гражданами полиса были записаны только аристократы и священники, среди которых сильнее всего укрепились эллинистические традиции (вероятно, это те самые три тысячи человек, вооружённые Лисимахом против народного восстания) (II Macc., 4:9, 40).

Чтобы заслужить доверие и поднять свой авторитет среди граждан полисов, правители старались хотя бы на словах исполнять требования граждан полисов, приносили им различные дары, давали им различные привилегии. Вместе с тем они расширяли систему полисов, чтобы вовлечь в неё как можно больше подвластных земель, рассчитывая укрепить свой контроль над ними. Примером этому может служить создание системы колоний для подавления сопротивления евреев в Палестине (Dan., 11:39; I Macc., 1:38, 3:36). В то же время цари обещали городам различные привилегии и старались исполнить их, устраивали празднества, вкладывали деньги в храмы. В этом отношении Антиох IV выступал продолжателем политики своих предшественников.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...