Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В правосознании и в праве Древнего Египта 2 страница



Другое свидетельство составляет надпись на стеле, воздвигнутой на Элефантине[31] Саренпутом I, местным правителем времени царствования Сенусерта I (приблизительно 1856–1911 гг. до н. э.). Она гласит: «Что касается какого-либо правителя, любого уаб-жреца, любого ка-жреца, любого писца или какого-нибудь знатного человека, кто заберет [жертвоприношение] от статуи, его рука будет отсечена, как у быка, его шея будет перерезана, как у птицы; у него не будет больше никакого положения; у его сына не будет больше никакого положения; у него не будет больше дома в Нубийском номе; у него не будет больше могилы в некрополе; и его бог не примет больше от него белого хлеба; он будет предан огню, и его дети сгорят в пламени, его тело удобрит землю. Я буду против него как крокодил в воде, как змея на земле и как враг в некрополе!».

Сравнение смертной казни преступника с действиями, которые осуществлялись во время жертвоприношения животных и птиц в храмах, показывает, что процессу исполнения данного наказания придавался в Древнем Египте характер религиозного ритуала.

Второй царь XII династии Сенусерт I также назначал жестокие наказания тем, кто посягал на храмы и храмовое имущество. Об этом свидетельствует текст сделанной от его имени надписи на обломке стены храма Монту в городе Тоде[32], обнаруженный в 1934 году французской археологической экспедицией под руководством Фернанда Биссона де ла Рока (Fernand Bisson de la Roque). В ней говорится о «голытьбе, которая ничем не владея, превратилась в шайку грабителей и подстрекателей к разрушению храма». Но «тех, кто будут разорять эту область, — заявляет царь, — поймают как рыб, не разбирая мужчины это или женщины,… и бросят в печь. Они сгорят там, как тряпка».

Одним из самых священных мест в Древнем Египте являлся Храм бога Осириса, располагавшийся в районе Абидоса[33] и называвшийся «Домом миллионов лет царя верхнего и Нижнего Египта». Это был огромный храмовый комплекс, в состав которого входили не только религиозные сооружение, но и обширные хозяйственные угодья. Его основали приблизительно в середине ХХХII века до н. э.[34] — на месте, где по преданию, была захоронена голова Осириса, убитого своим братом Сетом. Жена Осириса Исида[35] собрала рассеянные по стране кусочки его тела и принесла их к голове. На этом месте Осирис воскрес и возвратился к власти над Потусторонним миром. При заходе солнца территория вокруг храма Осириса как будто покрывалась золотом: древние египтяне говорили, что она похожа на золотую лестницу, ведущую в Потусторонний мир.

Храм Осириса имел обширные владения в Нубии, которые могли подвергаться посягательствам со стороны наместника Нубии, сановников фараона и чиновников местного управления. Чтобы защитить нубийское хозяйство храма от этих посягательств, фараон Сети I представил ему специальным указом широкий круг различных привилегий[36]. Он гарантировал всем его работникам защиту и автономию: «они не должны управляться другими и не следует вмешиваться в их дела», — говорилось в одной из статей данного акта. Главными целями этого Указа было, как признавалось в его преамбуле, «воспрепятствовать нанесению вреда какому-либо человеку храмового хозяйства, на какой бы территории страны он ни пребывал, — будь то мужчина или женщина», воспрепятствовать захвату кого-либо из работников храмового хозяйства для принудительного труда на территории другого хозяйства, воспрепятствовать задержанию принадлежавшего храму корабля в водах реки каким-нибудь стражником, воспрепятствовать причинению ущерба полям и скоту храмового хозяйства со стороны какого-либо наместника, начальника или чиновника. В качестве наказаний за такого рода нарушения и за изъятия из хозяйства храма тех или иных вещей следовало назначать, согласно Указу фараона, битье палками, от ста до двухсот ударов, и штрафы в многократном размере по отношению к стоимости изъятого, а сами эти вещи должны были немедленно возвращаться храмовому хозяйству.

Указом Сети I под особую охрану брались животные, принадлежавшие храмовому хозяйству. Если какой-либо посторонний человек уводил к себе какое-нибудь животное, то в качестве наказания ему назначалось отрезание носа и ушей. При этом и сам вор, и его жена с детьми обращались в слуг храмового хозяйства,. Однако если хранитель или пастух принадлежавшего этому хозяйству скота допускал продажу или просто передачу какого-либо животного за пределы храмового хозяйства или содействовал каким-либо образом тому, чтобы оно было принесено в жертву не Осирису, а другому богу, то он подлежал смертной казни. За такое деяние, гласил Указ фараона Сети I, «следует назначить ему наказание посредством сбрасывания его на вершину (острого) столба, посвятив его жену, его детей (и) все его имущество хозяйству храма и отобрав животное у того, кому он его [отдаст], взыскав с него штраф (в пользу) хозяйства в размере сто к одному[37]».

Наказание посредством сбрасывания преступника на вершину острого столба вполне могло обозначать не род смертной казни, а смертную казнь как таковую, поскольку для обозначения этого вида наказания в египетском языке отсутствовал специальный термин.

Смертная казнь за мятеж против царя, разграбление, уничтожение или повреждение могил, похищение статуи бога, священных реликвий и жертвоприношений из храмов, повреждение или разрушение храмовых зданий предполагала, как правило, такое уничтожение тела преступника, которое, с точки зрения древнеегипетского мировоззрения, считалось одновременно уничтожением и его души. Сохранились надписи, свидетельствующие, что к этим наказанием добавлялось еще одно — лишение преступника имени. Текст подобной надписи из погребения в некрополе Ассиут, датируемой временем между эпохами «Старого» и «Среднего» царств, гласит: «Но что касается какого-либо мятежника и любого душевнобольного человека, который совершит преступление, несмотря на то, что слышал об этом (т. е. о наказании, установленном за него), его имя не будет существовать, он не будет похоронен в пустыне, он будет сожжен вместе с преступниками, которые прокляты богом. Пусть будет он презираем богами своего города! Пусть будет он презираем жителями своего города!»

Документальные материалы показывают, что лишение имени в качестве наказания, дополнявшего смертную казнь тела и души преступника, было довольно распространенным в Древнем Египте. Более того, преступникам могли даже заменить их прежнее имя на имя врага бога Ра — Апофиса для того, чтобы усилить наказание. Поскольку преступление мыслилось в древнеегипетском религиозном мировоззрении деянием в большей степени не тела, а души человека, то и настоящим наказанием считалась казнь души преступника. В представлении древних египтян, душа умершего человека не могла существовать без имени и могилы, поэтому самые страшные преступники лишались после смертной казни и того, и другого. Их души обрекались на то, чтобы исчезнуть навсегда из вселенной, не оставив после себя ни следа, ни памяти. Полное исчезновение души человеческой из мира и представлялось ее казнью.

В массе дошедших до нас древнеегипетских юридических документов нет ни одного такого, который бы прямо устанавливал наказание за убийство. «Египетский материал не предусматривает свидетельства о юридической трактовке убийства или нанесения тяжкого телесного повреждения, наиболее очевидных преступлений против личности», — отмечает Крис Айр.

Между тем Диодор в своем описании Древнего Египта привел немало свидетельств о том, что такие преступления наказывались в этой стране смертной казнью. Так, по его рассказу, «тот, кто видел на своем пути человека в схватке с убийцей или подвергавшегося какому-либо насилию и не помог ему, чем только мог, приговаривался к смерти. Если же он был действительно не в состоянии оказать помощь, он был обязан изобличить разбойника перед судом. Если он не делал этого, он получал определенное число ударов прутьями и лишался всякой пищи на три дня».

«Тот, кто убивал умышленно свободного человека либо раба, наказывался смертью — свидетельствует Диодор; — ибо законодатель желал карать не по различиям фортуны, но по намерению злодея; в то же время, применяя его по отношению и к рабам, обязывали всех никогда не совершать преступлений против свободных людей».

Согласно Диодору, «родители, которые убивали своих детей, не подвергались смертной казни, но они должны были в течение трех дней и трех ночей пребывать рядом с трупом (убитого ребенка) и держать, обнимая его, под надзором государственного стражника, ибо казалось несправедливым лишать жизни тех, кто дал ее детям, и верили, что причиняют им этим наказанием достаточно боли и раскаяния, чтобы отвратить их от подобных преступлений».

Однако на детей, которые убивали своих родителей, — отмечал Диодор, — египтяне «налагали совершенно особое наказание: острым тростником на руках обвиняемого делалось надрезание, и они поджаривались живьем на колючках. Ибо убийство родителей рассматривалось как самое тяжкое преступление, которое только может совершаться между людьми. Беременная женщина, приговоренная к смерти, не подвергалась казни до тех пор, пока не разрешалась от бремени».

Из рассказа Диодора следует, что фараон Шабака Неферкара, правивший примерно в 721/717–707/703 гг. до н. э., отменил смертную казнь за многие преступления, обязав «приговоренных к смерти трудиться закованными в кандалы на общественных работах».

Диодор сообщал также, что среди египтян существовали «очень суровые законы», касавшиеся женщин. Согласно им, «тому, кого уличали в насилии над свободной женщиной, должны были отрезать часть гениталий; ибо считали, что это преступление включает в себя три очень больших зла: оскорбление, упадок нравов и неясность происхождения ребенка. За адюльтер, совершенный без насилия, мужчина приговаривался к тысяче ударов прутьями, а женщине отрезали нос: законодатель хотел, чтобы она потеряла свою личную привлекательность и была неспособна к обольщению».

Сохранившиеся юридические документы свидетельствуют, что прелюбодеяние действительно могло трактоваться древнеегипетскими судами как уголовное преступление. Это показывают, в частности, записи судебных разбирательств по делам об адюльтере на остраконах и папирусах, обнаруженных на месте поселения строителей царских гробниц под названием Дейр-эль-Медина. Они датирутся временами правления XIX и XX династий.

Одна из этих записей описывает допрос писца по имени Мери-Секхмет, уличенного в прелюбодеянии с чужой женой. Женщина, хотя и вышла замуж, но по каким-то причинам продолжала проживать в родительском доме. Сюда и приходил к ней на свидания Мери-Секхмет, который имел, кажется, намерение жениться на своей возлюбленной. На допросе он признался, что «уже сделал ее своей женой». Но у женщины имелся муж и он однажды наведался к своей жене и застал ее с другим мужчиной. Возмущенный муж подал жалобу в местный суд. Судья призвал к себе писца-прелюбодея и приказал ему поклясться в том, что он не будет больше встречаться с замужней женщиной. В ответ Мери-Секхмет дал следующую клятву: «Как Аммон продолжает существовать, так и царь продолжает существовать, если я заговорю с ней, с женой, пусть мой нос, мои ноздри и мои уши будут [отсечены], а я буду сослан в землю Куш».

Отсечение ушей было очень серьезным наказанием для древнего египтянина, так как именно через уши он мог, согласно распространенным в его стране религиозным представлениям, воспринимать инструкции бога и готовить себя к переходу в Потусторонний мир. Следовательно, отрезание ушей фактически закрывало ему путь к вечной жизни.

Несмотря на данную в суде клятву, Мери-Секхмет продолжал встречаться с женщиной. И когда она забеременела, то уже отец прелюбодея привел его в суд. Судья снова приказал ему дать клятву в том, что он не будет больше приближаться к чужой жене. И писец поклялся, что никогда больше не войдет в дом своей возлюбленной. Суд назначил Мери-Секхмету новое наказание, направив его трудиться в каменоломни Элефантина.

Самым любопытным в этом деле было то, что ни одного из назначенных судом наказаний прелюбодею испытать не пришлось. И помог ему избежать весьма печальной участи… муж той женщины, с которой он прелюбодействовал: помог тем, что не предпринял никаких действий против своей жены и ее возлюбленного. А суд не стал по собственной инициативе возбуждать новое дело против Мери-Секхмета, которое могло окончиться для него намного более печальным образом, чем предыдущие, поскольку суд имел все основания привлечь его к ответственности за нарушение клятвы.

По свидетельству Диодора, за клятвопреступление в Египте назначалась смертная казнь, поскольку в нем усматривалось «соединение двух тяжких преступлений, совершавшихся: одно — против богов, другое — против людей». Данное свидетельство подтверждается документами. За нарушение клятвы древнеегипетский суд мог назначить клятвопреступнику в качестве наказаний: отсечение конечностей или нанесение других увечий, посадку на кол, оставление на съедение крокодилу, битье палками[38]. Все это означало, в сущности, смертную казнь.

Юридические документы VII–VI веков до н. э. и в особенности документы Птолемеевского периода древнеегипетской истории показывают, что на практике наиболее частным результатом прелюбодеяния было не уголовное наказание, а просто развод супругов. Более того, возможность того, что муж вступит в связь с другой женщиной или жена уйдет к другому мужчине, предусматривалась в брачных соглашениях. Сторона, уличенная в прелюбодеянии, лишалась в этом случае исключительно денег или других материальных средств, но никак не органов своего тела.

6. Особенности общественного и государственного строя Древнего Вавилона.

4-е тысячелетие до н.э. в долине между Тигром и Евфратом возникают поселения земледельцев, возникают первые номовые государства (города-гос-ва УР, Ниппур, Лагаш, Ашур..).начинается борьба за влияние в регионе.

3-е тыс. образуется крупное централизованное Г (Саргон Аккадский)– царство Шумера и Аккада, развитое царско-храмовое хоз-во, чиновничий аппарат, царская власть приобретает наследственный характер, постоянное войско.

20 в. – сильным политическим центром становится Вавилон. 20-18 в. – старовавилонский период;

18- расцвет, Хаммурапи, объединение всей Месопотамии. (административная, судебная и законодательная реформы); 1600-средневавилонский период, упадок, завоевание Вавилона.

16-11 в упадок Вавилона, доминирующее положение Среднеассирийское царство. В грубой форме заимствуют религию, иск-во, принципы организации власти. Господство от Египта до Армении «...Ассирийцы отнеслись к своим южным соседям примерно так, как впоследствии римляне к грекам»,-Любимов

7 в. Возвышении Вавилона. Нововавилонская (халдейская) держава. Навуходоносор (крепостные стены, Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды).

6 в до н.э. Египет, Сирию, Вавилон, Ассирию, Армению, Среднюю Азию поглотит персидская (иранская) империя Ахменидов.

4 в. до н.э. Александр Македонский

Вавилон возник в результате распада Шумеро-Аккадского царства (ок. 20 в. до н. э.). Возвышается новый центр аккадян – город Вавилон, который на многие века сохраняет значение центра южной Месопотамии. Царь Хаммурапи в результате многих завоеваний объединил все Двуречье под властью Вавилона.

Вавилонское общество носит рабовладельческий характер, рабы и рабовладельцы являются основными классами этого общества. Однако этот строй имеет свои особенности, применительно к вавилонскому обществу. Во-первых, в Вавилоне долго сохраняются значительные пережитки первообщинного строя. Климатические условия (необходимость проведения ирригационных работ) обусловили ранее появление здесь классового общества при еще не изжитых явлениях первобытного строя и слабом развитии частной собственности. Поэтому на рабов сохраняется общинная и государственная собственность, равно как и на собственность земельную. Основными владельцами земли и рабов являются государство, община и храм. При государственной собственности на землю происходит слияние ренты земли с налогом, которые поступают в государственную казну в виде натуральных сборов. Также наблюдается медленное развитие товарно-денежных отношений, особенно при Хаммурапи. Деньги появляются довольно рано, их выражение – серебро, которое не чеканится, а отмеривается по весу. Вавилон активно участвует в торговле, проводя крупные операции с чужими странами. Выделялось 3 категории населения:

- знать, или авилум

- лично свободные, служащие государства, или мушкенум

- зависимое население, или вардум

+ нужно отметить жрецов и тамкаров (госслужащих, занимавшихся торговлей).

Государственный строй. Во главе государства стоит обожествляемый царь, который является полновластным правителем. Государственные имущества управлялись большим штатом чиновников. Хаммурапи проводит строгую централизацию всего аппарата управления. При царе появляется наместник – иссаку и правитель многих городов. Нубанда руководит организацией работ, связанных с повинностями населения, имеются и другие правители. Большую роль в государственном управлении играют жрецы, судьи, писцы, надсмотрщики, которые составляют иерархию чиновников в Вавилоне. Армия состояла в основном из ополченцев, но было и постоянное войско, состоящее из наемников и рабов. Постоянное войско имело 2 функции: полицейскую и охрану царя. При Хаммурапи создается постоянная армия из свободных воинов, которым за службу предоставляется земельный надел. Судебную власть осуществляли органы администрации, но имелись также специальные судебные должностные лица. Царь считался верховным судьей.

7. Институты вещного и обязательственного права по «Законам Хаммурапи».

Право собственности.

Земля – собственность гос-ва и общины. Появляется частная собственность на землю.

Государственные земли рассматривались как царские земли, принадлежащие дворцу. Часть – мелким землевладельцам, должностным лицам, воинам.

а) Имущества илку.

Воину с участком предоставлялась рабочая сила. Участки остаются за ним на все время службы переходят по наследству его сыновьям. Эти земли, дома, инвентарь составляет особый разряд имущества – илку (имущ-ва, предоставляемые царем под условием несения службы, выполениря особых повинностей в интересах гос-ва). Илку нельзя ни купить, ни продать, ни завещать и т.д. Его можно только продать тамкарам или другим владельцам илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов (по законам Х.)

б) Обязанности обладателя имущества илку.

Обладатель должен лично выполнять военную службу в пользу гос-ва. Если воин попадает в плен, то участок передается его сыну под условием несения службы. Если валделец не обрабатывает участок в теч. 3 лет и если кто-то другой примет на себя эти обязанности, то первоначальный владелец теряет право владения.

в) Общинная собственность на землю.

Земля была распределена между селениями. Кудудду – документы-камни, подтверждавшие права их владельцев. Законы Хаммурапи обязывают общину возмещать ущерб потерпевшему от грабежа.

Общинная земля переходила в частную собственность. Уступка общинной земли происходила как за вознаграждение, так и бесплатно. Земля, передаваемая царем согласно кудурру, становилась частной наследственной собственностью. На собственника, правда, ложились некоторые повинности в пользу царя. Царские дарения земли иногда сопровождались актом, который устанавливал разного рода льготы (освобождение от забот о царских каналах и др. видов работ).

Частная собственность приобреталась часто без особых формальностей в результате составления документа, к которому продавец прилагал свою печать.

Защита частной собственности.

Вору грозила смертная казнь, если он не мог уплатить штраф. Собственник мог истребовать свою вещь из владения лица, у которого она окажется.

Обязательственное право.

Договорные обязательства.

Эпоха Хаммурапи характеризуется довольно развитым договорным правом. Для заключения договоров не требовалось особой сложной или торжественной формы. Письменная форма, однако, была обязательна в отдельных случаях. При купле-продаже раба требовались присутствие свидетелей, клятва покупателя. В актах купли-продажи, мены, раздела и некоторых других встречались клятвы, которые должны были подтвердить нерушимость сделки и намерение сторон ни в чем от нее не отступать. Клялись обычно местными божествами, но часто к именам богов присоединяли имя царя как богоподобного существа. Кроме того, в составлении документов участвуют свидетели, которые должны удостоверить составление документа. Число свидетелей — два-три, иногда значительно больше. Свидетели, однако, только упоминаются в договорах, но подписей своих на них не ставят. Наряду со свидетелями в документе упоминается также писец, его составлявший. Стороны скрепляли также документы приложением своих печатей.

Договоры, как и все деловые документы Вавилона, писались на глине, которая после написания сушилась на солнце или обжигалась в огне и превращалась в твердую прочную таблетку, многие из которых сохранились в земле до наших дней. Писали на глине грифелем из тростника, вследствие чего шрифт письма приобретал внешность расположенных в различных направлениях клиньев (клинопись). Ответственность за неисполнение договоров была установлена в различных случаях различная. Должник отвечал своей личностью и в случае невыполнения обязательств терял свободу. В других случаях неисполнение договора влекло чисто имущественную ответственность.

2. Отдельные договоры, а) Купля-продажа и мена. Дошедшие до нас акты купли-продажи и мены, чаще всего не устанавливая никаких обязательств сторон. Передача вещи, по-видимому, сопровождалась символический возложением палки, о чем делается упоминание в договоре. В качестве предметов купли-продажи фигурируют как движимые вещи (зерно, животные, рабы), так и недвижимые — поля сады, дома. Для договора купли-продажи наряду с указанием на продаваемый предмет существенным является также указание цены. Цены законодателем не нормировались. Помимо сделок купли-продажи за наличный расчет встречаются сделки в кредит с отсрочкой платежа за купленную вещь на определенный срок, а также купля-продажа с рассрочкой платежа. В договорах купли-продажи встречается иногда оговорка о гарантиях на случай эвикции (т. е. на случай истребования вещи у покупателя третьими лицами). В отношении купли-продажи раба предусмотрены гарантии качества купленного раба. Законами Хаммурапи установлены в отдельных случаях запрещения и ограничения купли-продажи (воины и чиновники не могли отчуждать земли, предоставленные им царем за их службу, запрещалась продажа домов илку и т.д.).

б) Имущественный наем. Предусматривется аренда земли, садов, жилищ,….

Договоры аренды земли и садов краткосрочные: нормальный срок — один год. Наем полей и садов производился как за определенное, фиксированное заранее вознаграждение, так и под условием передачи собственнику земли части урожая. Арендатор не освобождался от уплаты вознаграждения собственнику поля, если он не вырастил на поле хлеба.

Во всех этих статьях закона обнаруживается некоторая забота о собственниках, отдающих в аренду свои сады и земельные участки.

В законах Хаммурапи договору найма жилищ посвящена одна статья (78-я).

Статьи закона, регулирующие наем движимости, устанавливают, во-первых, таксы наемной платы, во-вторых, в некоторых случаях объем ответственности за гибель или порчу нанятой вещи. Законы Хаммурапи не останавливаются особо на найме рабов, однако дошедшие до нас документы свидетельствуют о распространенности этого рода сделок.

в) Личный наем. В Вавилоне практиковался также наем рабочей силы свободных граждан, так что наряду с трудом рабов, который преобладал в вавилонском обществе, применялся также в хозяйстве и наемный труд свободных.

Договор найма свободных составлялся по аналогии с договором найма рабов. Наниматель как бы нанимал работника у него самого, подобно тому, как он в других случаях нанимал раба у рабовладельца. Это свидетельствует о рабовладельческом характере вавилонского общества.

Законы Хаммурапи упоминают о различных категориях ремесленников, свидетельствуя этим о довольно заметном разделении труда и о некотором развитии ремесла в городе: в них говорится о кирпичниках, каменотесах, ткачах, плотниках, кожевниках, судостроителях, каменщиках, судовщиках и т. д. Оплата труда производилась, как правило, лишь по истечении срока найма. Если нанявшийся прекращал работу раньше срока, он терял право на получение вознаграждения. Нередко личный наем соединялся с договором займа.

г) Заем. Много статей в кодексе Хаммурапи посвящено договору займа. Законодательство Хаммурапи проникнуто стремлением умерить аппетиты ростовщиков, облегчить, по возможности, положение должника, приостановить рост долгового рабства. Если раньше должник, неспособный своевременно уплатить свой долг, превращался на всю свою жизнь в раба, то теперь законы Хаммурапи уничтожают пожизненную кабалу и устанавливают трехлетний срок для отработки любого долга. Закон защищает также должника и членов его семьи, вынужденных отрабатывать долг, от жестокого обращения кредитора. Законы Хаммурапи защищают, далее, должника от самоуправных захватов его имущества кредитором. Законы предоставляют льготы должникам, пострадавшим от бури, наводнения или недостатка воды. Законы Хаммурапи содержат также положения, направленные к тому, чтобы предупредить злоупотребления ростовщиков при выдаче серебра и зерна взаймы и при обратном получении данного взаймы. Размер процентов по займу был велик. Нередко долг обеспечивался залогом. Какая-либо часть имущества должника (его поле, сад, его раб и т. д.) или все его имущество должны были гарантировать исправное выполнение должником его обязательств. Кодекс Хаммурапи, регулируя залог, пытался предотвратить разорение должника и стремился защитить его от насилий и злоупотреблений ростовщиков.

д) Поклажа. В законах Хаммурапи предусмотрен также договор хранения вещей, или поклажа. На хранение отдавали деньги, зерно, финики, рабов, металлы, документы. Договор хранения вещей должен был заключаться при свидетелях, в противном случае отдавший вещь на хранение не мог предъявить иск в суде. По законам Хаммурапи принявший на хранение вещь отвечает перед собственником вещи за пропажу вещи, происшедшей вследствие кражи, хотя бы она была украдена вместе с вещами хозяина.

Хранение, при котором лицо, принявшее вещи на хранение, должно было возвратить не те же самые вещи, а другие вещи, составляющие полный эквивалент того, что было сдано на хранение.

е) Поручение. В силу договора поручения одна сторона обязуется что-либо купить или продать, нанять, дать взаймы и т. д. За счет и от имени другой. В кодексе Хаммурапи, по крайней мере той его части, которая дошла до нас, нет ни одной статьи, посвященной договору поручения. Однако некоторые документы свидетельствуют о том, что договор этот был известен древневавилонскому праву. Лицо, принявшее поручение, должно было дать отчет в выполнении возложенного на него поручения.

ж) Договор товарищества. Ниппурская таблетка, найденная Пенсильванским университетом и опубликованная в 1914 г., дает возможность установить, что в кодексе Хаммурапи содержались статьи, посвященные договору товарищества. Договор товарищества, как видно из дошедших до нас документов, заключался для различных целей, например, для совместного предоставления займа, для совместной покупки животного (вола, овцы и т. п.).

з) Договор тамкара с шамаллу. Своеобразные договорные отношения устанавливались между денежными людьми Вавилона - тамкарами и торговыми агентами — шамаллу, особенно в тех еле чаях, когда последние предпринимали поездки для торговых целей. В кодексе Хаммурапи, в сущности, предусмотрено два вида договоров тамкара с шамаллу: один вид — тот, при котором тамкар дает шамаллу деньги для путешествия с торговыми целями (ст. 100), другой — тот, при котором тамкар дает шамаллу для продажи зерно, шерсть, масло и другие товары (ст. 104).

По законам Хаммурапи причинение вреда имуществу или здоровью другого лица влекло за собой в некоторых случаях обязательство возместить причиненный вред. Таким образом, обязательства возникали не только из договоров и из постановлений закона, но и из факта причинения ущерба другому лицу.

8. Институты брачно-семейного права по «Законам Хаммурапи».

Брак считался действительным только при наличии договора, без него брак признавался недействительным. Был возможен брак свободного с рабыней, причем дети от такого брака считались свободными и не могли быть ущемлены в правах. Узаконивалась процедура вступления в брак и предсвадебных действий. Жених платил будущему тестю некоторое подобие выкупной платы и свадебный подарок. Также дочь получала от отца приданое, которое впоследствии передавалось жениху. Выкупная плата за невесту уже не была обязательным условием заключения брака, что говорит об отходе от пережитков первобытности. Брак возникал вследствие заключения брачного договора, а не вследствие отдачи выкупного платежа. В случае отказа жениха он терял как выкупную плату, так и свадебный подарок, которые оставались в семье невесты, однако в случае отказа семьи отец должен был вернуть все полученное в двойном размере. Таким образом, выкупная плата в данной ситуации выступала как залог обеспечения договора. Приданое принадлежит девушке и остается у нее и после смерти мужа, при его жизни оно находится в его пользовании. После смерти жены приданое переходит либо ее детям, либо (если таковых не имеется) ее отцу. Приданое остается у жены и в случае развода. Единственный случай, когда приданое переходит мужу- в случае развода из-за ненадлежащего поведения супруги. На протяжении брака жена получала от муже подарки, которые должны были обеспечить ее существование в случае смерти мужа, причем это могло быть и движимое и недвижимое имущество.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 662 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...