Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Показатели для фиксации | Имена детей группы | |
К. | ||
направленность интереса детей: к музейным предметам (произведениям, предметам); содержанию экскурсии; экскурсоводу, другим посетителям; формальным элементам (билету, тапочкам)* ² | К, | |
активность (количество вопросов, быстрое включение в предлагаемые задания)¹ | ||
направленность вопросов (получение заинтересовавшей информации; уточнение; установление связей, отношений; вопросы-гипотезы)* ² | 2, | |
поведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты)* ¹ | 1. | 2. |
проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии (например, «сопереживание героям произведения»: имитация эмоций; хлопанье в ладоши от восхищения, демонстрация кулака «врагу» при рассматривании батальной сцены) ¹ | ||
проявление эстетических и интеллектуальных эмоций (удовольствия от догадки, получения новой информации, рассуждения) ¹ | ||
сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движений в ходе экскурсии (пристальное рассматривание предмета, приближение к нему, понижение голоса до шопота) ¹ | ||
имитация действий, «проигрывание» ситуаций («нюхание» нарисованных цветов, «сражение» изображенными саблями, «барахтанье» в нарисованных на полотне волнах)) ¹ | ||
ссылки на личный опыт, припоминание виденных раннее предметов, установление связей с имеющимися представлениями («О, а я знаю, как этот цветок называется!») ¹ | ||
использование образных сравнений, припоминание строк стихотворений, близких по содержанию, ссылок на сказки, истории («Как у Золушки туфельки») ¹ | ||
эмоциональные и эстетические суждения, оценки («нравиться», «красиво очень») ¹ | ||
выражение собственного мнения и проявление отношения («Я думаю, художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «Очень люблю такие красивые картинки») ¹ | ||
В условиях посещения художественного музея: | ||
продолжительность рассматривания произведения ¹ | ||
понимание художественного образа ¹ | ||
понимание используемых средств выразительности ¹ | ||
проявление эмоциональных моментов и отношения к произведению ¹ | ||
желание рассматривать новые объекты – произведения искусства ¹ | ||
Средний показатель баллов | ||
Показатели, помеченные символом * - в графах с именами детей включают краткое указание особенностей их проявления. Для оценки остальных показателей используются баллы ¹ |
По данным же критериям возможно осуществление сопоставления особенностей освоения содержания в условиях детского сада и музея (сопоставление наблюдений на занятии и в процессе экскурсии, при условии сходства их тематики и рассматриваемых на них объектов).
Экспериментальная ситуация «Узнаем тайну предмета?»
Цель: выявление особенностей развития умений «познания музейного предмета» (умений «считывать» информацию с предмета) у дошкольников (выделение значимых свойств (сенсорных, эстетических); анализ структуры предмета; установление связей между некоторыми свойствами и качествами предмета; построение предположений, на основе установления логических связей и освоенных представлений об объектах, явлениях, закономерностях мира).
Содержание ситуации определено с опорой на исследования и методические разработки в области познавательного развития дошкольников (Л.А. Венгер), а также в аспекте использования музейной педагогики в развитии и образовании детей (А.В. Бакушинский, М.В. Мацкевич, Дж. Никол, О.Г. Тихоновой, М.Ю. Юхневич).
Условия диагностирования: проводится индивидуально. Возможно провождение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 чел.).Задание апробировано с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. Вместо данного задания может быть использованы тесты и задания, направленные на выявление особенностей развития восприятия свойств предметов, анализа предметов (например, «Опиши предмет»).
Стимульные материалы: предмет, знакомый детям, не новый, не «растиражированный» (имеющий «некоторую оригинальность»), с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетельствами времени» (выбоинами, сколами, потертостями), «считывая» которые можно сделать некоторые предположения (варианты: старая бальная перчатка дамы, потертый интересный веер, помятый сбоку самовар, испачканное перо (для письма)). В случае сопоставления результатов данной диагностика с особенностями художественно-эстетического развития детей материалами могут являться: предметы декоративно-прикладного промысла (свистулька, игрушка, оригинальный поднос или шкатулка, кружевной воротничок, необычный оберег) или эстетически привлекательные природные объекты (необычное корневище, интересно изогнутая ветка или шишка).
Предъявляемые задания:
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем, как можно больше (например, при использовании игрового персонажа Следопыта–Тайноразгадывателя Смешарика: «Представь, Смешарик умеет разгадывать тайны предметов! Он внимательно рассматривает предметы в волшебную лупу и, как настоящий следопыт по «следам» на предмете, узнает, что с ними происходило, кому они принадлежали. А ты умеешь? Давай попробуем превратиться в следопытов. Посмотри внимательно на этот предмет (демонстрируется 1 предмет). Представь, что Смешарик дал тебе волшебную лупу. Расскажи все, что сможет, именно об этом предмете (какой он, кому принадлежал, что с ним происходило) – по «следам» на нем прочитай его тайну- историю»).
Способы обработки и анализа материалов: фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления (протокол № 3).
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!